ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. материаловедение
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО) 23.01.03 «Автомеханик».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Промышленно – технологический колледж»
Разработчик: преподаватель Бестолков Денис Александрович
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
материаловедение
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (НПО) 23.01.03 «Автомеханик».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
выбирать материалы для профессиональной деятельности;
определять основные свойства материалов по маркам
знать:
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Самостоятельная работа при их наличии реферата. | 27 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Материаловедение Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы. самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ | 67 | |
Тема 1. Строение и основные свойства металлов. | Содержание учебного материала | |
Введение в материаловедение. Получение чугунов и их разновидностей. Получение стали, ее сорта, маркировка. Твердые сплавы. Цветные металлы и их сплавы. Литейное производство. Коррозия металлов. Неметаллические материалы. Смазывающие и охлаждающие вещества. Абразивные и вспомогательные материалы. | 22 | 1 |
Практическая работа №1 Тема: «Общие сведения о материалах». Практическая работа №2 Тема: «Кристаллические и аморфные вещества». Практическая работа №3 Тема: «Термическая обработка материалов». Практическая работа №4 Тема: «Конструкционные материалы». Практическая работа №5 Тема: «Легкие сплавы». Практическая работа №6 Тема: «Износостойкие материалы». Практическая работа №7 Тема: «Неметаллические конструкционные материалы». Практическая работа №8 Тема: «Древесина и древесные изделия». Практическая работа №9 Тема: «Магнитные и электрические свойства материалов». | 18 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Влияние окружающей среды на процесс кристаллизация. Карбидообразующие легирующие элементы. Виды сварки: газовая, дуговая, электрошлаковая, электрическая. | 27 |
Раздел 2. | | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ СТАЛИ И ЧУГУНА | 14 |
Тема 2. Основы термической обработки. | Содержание учебного материала Цели термической обработки. Оборудование для термической обработки. Измерение температуры и твердости стали. Отжиг стали. Закалка стали. Термическая обработка быстрорежущей стали. Поверхностная закалка стали. Термическая обработка некоторых видов инструментов. Виды термической обработки. Операции после закалки. Отпуск стали. Термическая обработка чугуна. | | 2 |
12 |
Итоговая аттестация | Зачет. | 2 | |
| ВСЕГО: | 81 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы. ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С». ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - контрольных работ по темам МДК.2 |
5