МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 16
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.С. ПАНОВА
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
Хабаровск
2017 г.
Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования ПКРС (далее - СПО) 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
Организация-разработчик: КГБ ПОУ 16
Разработчики:
Оспищева Т.О.— старший мастер КГБ ПОУ 16
Соловьева С.В. мастер производственного обучения
Программа утверждена на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол заседания №____ от «____»_____________2017 г.
Председатель ПЦК _______________ Пищенко Е.И.
Согласовано с зам. директора по УПР
«____»______________2017 г. ______________ О.Ю. Ярица
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Программа учебной практики является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 100120.04 «Проводник на железнодорожном транспорте»
Квалификация: Кассир билетный. Проводник пассажирского вагона. Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов.
1.2 Цели и задачи учебной практики
Целью практики является:
-формирование общих и профессиональных компетенций;
-комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности;
-по профессии проводник на железнодорожном транспорте.
Задачами практики являются:
-закрепление и совершенствование приобретённого в процессе обучения опыта практической деятельности в сфере изучаемой профессии;
- развитие общих и профессиональных компетенций
-освоение современных производственных процессов, технологий
-адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно- правовых форм.
С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии проводник на железнодорожном транспорте, обучающийся в ходе освоения учебной практики должен: проведения подготовки пассажирского вагона к рейсу; обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров, учета и информирования руководства о наличии свободных и освобождающихся мест; обслуживания пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования; наблюдения за техническим состоянием вагона и его оборудованием в пути следования; обслуживания приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования, холодильных установок; содержания в исправном состоянии внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря; приемки грузов и сдачи их заказчикам в установленном порядке; обеспечения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования; обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда; оформления и продажи проездных и перевозочных документов вручную и с использованием автоматизированных систем; приема проездных и перевозочных документов от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращение им денег; получения, хранения и сдачи денежных средств и бланков строгой отчетности в установленном порядке.
Уметь принять груз или грузобагаж и сдать заказчику в установленном порядке, обеспечить сохранность грузов спецвагонов в пути следования.
Уметь оформлять проездные и перевозочные документы вручную и с использованием атоматизированных систем, знать правила работы на терминальном оборудовании системы «Экспресс», производить гашение испорченных проездных документов, получение хранение и сдача денежных средств и бланков строгой отчётности в установленном порядке.
результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1 | Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте. |
ПК 4.2 | Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги. |
ПК 4.3 | Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчётности в установленном порядке. |
ПК 1.1 | Проводить подготовку пассажирского вагона к рейсу |
ПК 1.2 | Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учет и информирование руководства о наличии свободных и освобождающихся мест |
ПК 1.3 | Обслуживать пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования |
ПК 1.4 | Обеспечивать комфортность и безопасность проезда пассажиров в вагоне |
ПК 3.1 | Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке |
ПК 3.2 | Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования |
ПК 3.3 | Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной практики по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
№ п\п | ПМ | 1 курс | 2 курс | 3 курс |
1. | ПМ.01 Обслуживание пассажиров в пути следования | - | - | 72 |
2. | ПМ.02 Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования | - | 126 | - |
3. | ПМ.03 Сопровождение грузов и спец вагонов | - | 72 | - |
4. | ПМ.04 Выполнение работ кассира билетного | 126 | - | - |
Итого 396 |
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование профессионального модуля, тем | Содержание учебного материала | Объем часов |
Учебная практика в условиях учебных мастерских |
ПМ.04 Выполнение работ кассира билетного-126 часов |
Тема 04.1 Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности и правила поведения при прохождении учебной практики. Режим работы. Требования к освоению компетенций. Железнодорожный транспорт, общая характеристика. Составления схемы предприятий пассажирского хозяйства. Требования техники безопасности и охраны труда на железнодорожном транспорте. | 6 |
Тема 04.2 Пожарная безопасность и охрана труда на предприятиях железнодорожного транспорта | Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на предприятиях железнодорожного транспорта. Посещение пожарно-технической выставки. Ознакомление с причинами возникновения пожара, средствами пожаротушения. Составления таблицы средства пожаротушения и СИЗ. | 6 |
Тема 04.3 Профессиональная характеристика кассира билетного в кассах дальнего и местного сообщения | Посещение ст. Хабаровск-1 (вокзала). Составление структурной схемы управления работой железнодорожного вокзала. Вычерчивание схемы управления работой билетных касс в дальнем и местном сообщениях. Составление организационной схемы нахождения терминального оборудования в кассах. Инструктаж по ТБ и охране труда в билетных кассах ст. Хабаровск-1.Профессионограмма билетного кассира. | 6 |
Тема 04.4 Общие сведения о документах строгой и нестрогой отчётности | Работа с документами строгой и нестрогой отчётности. Выявление разницы между бланками строгой и нестрогой отчетности. Составление алгоритма проверки проездных документов | 18 |
Тема 04.5 Оформление проездных документов пассажира | Посещение билетной кассы на вокзале ст. Хабаровск -1. Инструктаж по ТБ и охране труда при посещении ст. Хабаровск-1. Ознакомление с работой билетного кассира. Ознакомление с системой АСУ «Экспресс» Работа с системой АСУ «Экспресс» Составление схемы работы кассира в АСУ « Экспресс» в дальнем сообщении. Составление схемы работы кассира в АСУ «Экспресс» в пригородном и дальнем сообщении. Определение стоимости проезда в поездах дальнего и местного сообщения. Бронирование и мест по предварительным заказам. Оформление бланков проездных документов. Оформление проездных документов на детей и школьников, железнодорожников, по воинским требованиям, льготных проездных документов различным категориям пассажиров. Гашение проездных документов. Возврат и переоформление проездных документов. Оформление отчета кассира. | 84 |
Проверочная работа | | 6 |
ПМ.02 Обслуживание вагонов и его оборудования в пути следования-126 часов |
Тема 02.1 Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на предприятиях железнодорожного транспорта. Требования по ТБ и охране труда на предприятии Вагонный участок Хабаровск. Ознакомление с режимом работы Составление структурной схемы предприятия. Экскурсия на базовое предприятие. | 6 |
Тема 02.2 Ознакомление с устройством пассажирского вагона | Определение типа вагонов, выявление различий. Составление схемы «Основные типы пассажирских вагонов». Определение типа пассажирского вагона, определение их различий, расшифровка надписей на вагоне, определение дороги приписки пассажирского вагона. Определение схемы формирования поезда по расписанию движения поезда. Зарисовка схем формирования пассажирских поездов дальнего и местного сообщения. | 18 |
Тема 02.3 Осмотр и эксплуатация механического оборудования вагона | Определение технического состояния ходовых частей вагона, автосцепного оборудования. Осмотреть расположение ходовых частей вагона, автосцепного оборудования. Выявление возможных неисправностей. Определение возможных неисправностей ходовых частей кузова, автосцепки, ударных приборов упругих площадок. Заполнение таблицы возможные неисправности ходовых частей. Автотормозное оборудование вагона. Проверка исправности ручного тормоза. Произвести проверку торможения при помощи ручного тормоза. Проверить наличие пломб на стоп-кранах. Составление технологической карты. Экскурсия в цеха базового предприятия | 18 |
Тема 02.4 Осмотр и эксплуатация внутреннего оборудования вагона | Порядок осмотра планировки пассажирских вагонов различных типов вагона, выявление неисправностей переходных площадок, дверей окон, поручней, подножек, фиксаторов, диванов, багажных и газетных полок, облицовки стен, зеркал, туалетных помещений Составление схемы расположения оборудования в вагонах разных типов. Порядок осмотра и выявление неисправностей внутреннего оборудования вагонов различных типов. Составление таблицы возможные неисправности внутреннего оборудования вагонов. | 6 |
Проверочная работа | | 6 |
Тема 02.5 Осмотр и эксплуатация санитарно- технического оборудования | Изучение расположения и устройства санитарно-технического оборудования пассажирского вагона разной планировки. Зарисовка схемы оборудования вагона. Работа с системой холодного водоснабжения. Заполнение таблицы вентили и краны. Работа с системой горячего водоснабжения. Осмотр, устройство и расположение кипятильника. Проверить готовность кипятильника к работе. Составление таблицы «Возможные неисправности и способы их устранения в системе водоснабжения». Работа с системой отопления. Топка котла. Составление таблицы «Возможные неисправности и способы их устранения в системе отопления». | 36 |
Тема 02.6 Осмотр и эксплуатация электрического оборудования вагона | Ознакомление с устройством и расположением электрощита, проверка исправности приборов Составление схемы « Возможные неисправности системы электроснабжения и способы их выявления». Проверка исправности приборов. Включение освящения вагона. Проверка и отслеживание показания приборов на электрощите. | 18 |
Тема 02.7 Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов | Выявление причины возникновения пожаров в пассажирских поездах. Составление таблицы «Виды и средства пожаротушения» Отрабатывание схемы пользования средствами пожаротушения. Различными типами огнетушителей. Порядок осмотра системы, её устройство, место расположения, принцип работы, алгоритм действия проводника при срабатывании пожарной сигнализации в вагоне. Действие ППВ при обнаружении пожара в вагоне | 12 |
Проверочная работа | | 6 |
ПМ.03 Сопровождение грузов и специальных вагонов- 72часа |
Тема 03.1 Вводное занятие | Требования по ТБ и охране труда на предприятии Вагонный участок Хабаровск. Ознакомление с режимом работы Составление структурной схемы предприятия. Экскурсия на базовое предприятие по обслуживанию спец и рефрижераторных вагонов. | 6 |
Тема 03.2 Характеристика спецвагонов | Определение типов специальных и служебных вагонов, их основные характеристики. Зарисовка планирования и размещения оборудования в специальных и служебных вагонах. Зарисовка схемы планировки и оборудования служебного вагона рефрижераторного поезда и багажного вагона. | 6 |
Тема 03.2 Устройство специальных вагонов | Ходовая часть спецвагонов. Тележки специальных вагонов и служебных вагонов рефрижераторных поездов, их типы, устройство и основные параметры. Кузова спецвагонов Устройство и типы рам и кузовов спецвагонов. Термоизоляция. Окна и двери спецвагонов и служебных вагонов рефрижераторных поездов, их конструкция, Техническое обслуживание. Тормозное оборудование Расположение и устройство тормозного оборудования. Ручные тормоза: их устройство, расположение в спецвагонах и принцип действия. Приводы подвагонных генераторов спецвагонов Типы, устройство, содержание и эксплуатация. Внутреннее оборудование спецвагонов Сьёмное и несьёмное внутреннее оборудование вагонов. Размещение технологического оборудования. Техническое обслуживание внутреннего оборудования и обеспечение его сохранности. Системы отопления спецвагонов Общая характеристика систем отопления. Водогрейные котлы, устройство и обслуживание. Трубы водяного отопления, краны и вентили расположение. Подготовка системы отопления к работе. Холодное и горячее водоснабжение спецвагонов Устройство системы водоснабжения. Технология работы системы водоснабжения спецвагонов и служебного вагона рефрижераторного поезда. Неисправности системы водоснабжения и их устранение. Оборудование санитарных узлов Расположение и техническое использование оборудования санитарных узлов. Водоснабжение санитарных узлов. Системы вентиляции Устройство системы механической приточной вентиляции спецвагонов. Режим работы вентиляции. Неисправности вентиляции и их устранение. Системы электрооборудования спецвагонов Системы низковольтного и высоковольтного электрооборудования спецвагонов разных типов. Расположение внутривагонного и подвагонного электрооборудования. Распределительные устройства и пульты управления электрооборудованием в спецвагонах. Системы сигнализации и освещение в вагоне Вагонные сигнализации в спецвагонах и действия проводника при срабатывании сигнализации. Виды освещения: люминесцентное и лампы накаливания. Сигнальные фонари, устройство, работа и обслуживание | 18 |
Тема 03.3 Техническая эксплуатация багажных вагонов | Подготовка вагона в рейс. Экипировка багажных вагонов. Проверка работоспособности систем. Порядок обслуживания систем в пути следования. Порядок приема багажа и грузобагажа на станции перед отправлением в рейс. Проверка правильности оформления перевозочных документов. Порядок оформления сдаточных списков. Оформление акта общей формы. Проверка исправности упаковки, правильность нанесенной маркировки, нанесение штемпеля о приеме багажа и грузобагажа на станции. Рациональное размещение багажа и грузобагажа в вагоне. Порядок выдачи багажа и грузобагажа на станции назначения | 36 |
Проверочная работа | | 6 |
ПМ.01 Обслуживание пассажиров в пути следования- 72 часа |
Тема 01.1 Вводное занятие | Ознакомление с программой практики. Требование безопасности при нахождении в ранжирном парке вагонного участка. Ознакомление с режимом работы ППВ. Составление структурной схемы ранжирных путей. Экскурсия на базовое предприятие. | 6 |
Тема 01.2 Организация обслуживания пассажиров и контроля пассажирских перевозок | Документы, регламентирующие работу проводника пассажирского вагона. Ознакомление с инструкцией ЦЛ-614, Стандартом качества обслуживания пассажиров. Приемка вагонов перед рейсом. Обязанности ППВ в пути следования. Обязанности проводника пассажирского вагона в пункте формирования. Обязанности проводника пассажирского вагона в пункте оборота. Расписание и график движения пассажирских поездов.Вычерчивание графика движения пассажирских поездов. Определение категорий поездов и нумерации поездов согласно расписанию движения поездов. Вычерчивание схемы формирования пассажирских поездов. Определение порядка нумерации вагонов. Контроль пассажирских перевозок. Ревизия пассажирских составов. Организация и порядок проведения ревизии. Акты, порядок составления. Ответственность ППВ. | 18 |
Тема 01.3 Порядок обеспечения пассажирских вагонов съёмным инвентарем. Обслуживание пассажиров в пути следования | Ознакомление с назначением конторы обслуживания пассажиров (КОП). Определение норм обеспечения вагонов инвентарем. Порядок получения инвентаря. Порядок расчета пассажиров. Прием и размещение пассажиров. Хранение проездных документов. Организация питания пассажиров, правила хранения посуды. | 18 |
Тема 01.4 Работа с проездными и перевозочными документами и поездной документацией | Виды проездных документов. Проверка правильности оформления проездных и перевозочных документов. Действия ППВ при посадке пассажиров в вагон. Чтение проездных документов. Перевозочный документ. Чтение перевозочного документа. Ознакомление с видами поездной документации. Заполнение учетных бланков формы ЛУ-72, РС-97, РС-97м. бланки ВУ-9. Порядок учета количества пассажиров в общих спальных вагонах. | 18 |
Тема 01.5 Действия проводника в нестандартных ситуациях | Порядок действия в ситуациях, произошедших по вине проводника. Порядок действия в ситуациях, произошедших по вине пассажира. Порядок действия в независимых ситуация. Составление актов. | 12 |
Проверочная работа | | 6 |
ИТОГО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 396 ч. |
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной практики реализуется в: учебной мастерской а так же в лаборатории «Билетопечатающие машины и аппараты», на территории и в цехах базовых предприятий
Оборудование учебной мастерской и рабочих мест мастерской:
- 15 рабочих мест для обучающихся
- 1 рабочее место мастера п\о
-персональный компьютеров;
- принтер;
- проектор с экраном;
- телевизор и видеомагнитофон.
- шкафы для учебников,
- стеллажи,
- стенды и плакаты,
- наглядные пособия,
- комплект учебно-методической документации,
- электронные обучающие ресурсы (ЭОР),
- видеофильмы.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Болотин З.М. Проводник пассажирских вагонов: Учебник для нач. проф. образования /З.М.Болотин, Н.Л.Травина, В.В.Соломатин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Егоров В.П. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов (для проводников): Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М: УМК МПС России, 2015.
Дополнительные источники:
Учебные пособия:
Азовский А.П., Александров Е.В. Вагоны. Основы конструирования и
экспертизы технических решений. – М.: Маршрут, 2014.
Артемова Л.Р., Болотин З.М., Калымулин Ю.М. Пособие проводнику пассажирских вагонов. – М.: Транспорт, 2014.
Асадченко В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава. – М.: Маршрут, 2014.
Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. - М.: Маршрут, 2014.
Матяш Ю.И., Клюка В.П. Системы кондиционирования и водоснабжения пассажирских вагонов: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015.
Семищенко В. Н. Пассажирские перевозки: Учебное пособие для проводника пассажирского вагона: Учеб. пособие для ссузов ж/д транспорта. - М.: Маршрут, 2014.
Справочник проводника (сборник нормативных документов для проводников). – М.: Прима-Пресс Экспо, 2015.
Хряпенков Г.А., Стрыжаков Е.П. Электрические аппараты и цепи пассажирских вагонов. – М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2014.
Семишенко В. Н. Багажные перевозки: учебное пособие приёмосдатчику груза и багажа в поездах и багажных отделениях станций. М. Маршрут, 2014.
Кормаков Н. А., Павликова А. Г., Трофимова Е.Н. Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железнодорожном сообщении с использованием АСУ «Экспресс» Учебное пособие. М. Маршрут.2015.
Учебные иллюстрированные пособия и электронные образовательные ресурсы:
Быков Б.В. Конструкция пассажирских вагонов. – М.: УМК МПС России, 2015.
Быков Б.В. Конструкция тележек грузовых и пассажирских вагонов. – М.: Маршрут, 2015.
Быков Б.В. Конструкция и ремонт автосцепного устройства подвижного состава железных дорог России. – М.: Маршрут, 2015.
Быков Б.В. Конструкция и ремонт приводов подвагонных генераторов. – М.: Маршрут, 2014.
Хряпенков Г.А. Электрические аппараты и цепи пассажирских вагонов. – М.: Маршрут, 2014.
Автотормоза: Обучающая программа. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2014.
Внутреннее оборудование пассажирских вагонов. компьютерная обучающая программа. – М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2014.
Конструкция колесных пар и букс пассажирских вагонов: компьютерная обучающая программа. – М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2014.
- Кошкалда Р.О. и др. Тележки пассажирских вагонов: Обучающе-контролирующая программа. – М.: Учебно-методический кабинет МПС РФ, 2014.
Интернет-ресурсы:
Библиотека железнодорожника. http://rwlib.narod.ru/lib_vagon.
Вагонник. http://www.vagonnik.net.ru
Вестник ВНИИЖТ: журнал. http://www.css-rzd.ru/vestnik-vniizht
Виртуальный колледж проводников. http://vkp.clan.su
Железнодорожник: форум. http://railwayman.ru
Железнодорожный транспорт: журнал. http://www.zdt-vagazine.ru
Железнодорожные кондиционеры. http://elsoks.ru
ОАО «ДНПП» http://www.dnpp.biz
ОАО «Тверской вагоностроительный завод». http://www.tvz.ru
ООО «Инновационно-внедренческое предприятие – Э. Дергачева» http://www.ivped.ru
Объединение производителей железнодорожной техники. http://www.opzt.ru
Подвижной состав. http://www.aswn.ru
Российские железные дороги. http://rzd.wmsite.ru
Сайт челябинских проводников. http://provodniki2007.narod.ru
Электрооборудование вагонов. http://new-sea.ru
3.3 Общие требования к организации учебной практики
Учебная практика проводится, как правило, в учебной мастерских. Учебная практика осуществляется путём чередования с теоретическими знаниями при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках профессиональных модулей программы СПО по основным видам деятельности.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями профессионального цикла. Занятия в учебных мастерских проводятся в форме урока производственного обучения. Выбор той или иной формы организации занятий определяется особенностью изучаемой профессии, периодом обучения и материально- техническим обеспечением занятий.
Учебная практика начинается со второго семестра. Во втором семестре проводится по ПМ 04 Выполнение работ кассира билетного в объеме 126 часов. 1 раз в неделю по 6 часов (21 неделя по 6 часов, всего за семестр 126 часов)..
Учебная практика по ПМ 02 Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования проводится в объёме 126 часов. В третьем семестре проводится в мастерской учреждения 1 раз в неделю по 6 часов (9 недель по 6 часов - всего за третий семестр 54часа), в четвертом семестре 1 раз в неделю по 6 часов (12 недель по 6 часов - всего за четвертый семестр 72 часа). В четвертом семестре после прохождения ПМ 02 проводится учебная практика по ПМ 03 Сопровождение грузов и спец.вагонов в объеме 72 часа. Проводиться 1 раз в неделю по 6 часов (6 недель по 12 часов - всего за четвертый семестр 72 часа).
Учебная практика по ПМ 01 Обслуживание пассажиров в пути следования в объеме 72 часа проводится в пятом семестре. Проводиться 1 раз в неделю по 6 часов (6 недель по 12 часов - всего за четвертый семестр 72 часа).
Учёт учебной практики обучающихся ведётся в журнале мастером производственного обучения. Учебная практика завершается оценкой освоенных компетенций
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Проводить подготовку пассажирского вагона в рейс | -демонстрация интереса к будущей профессии; -портфолио обучающегося;-участие в конкурсах профессионального мастерства; -кружковая работа; Внешняя активность обучающегося | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 1.2 Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учёт и информирование руководства о наличии свободных и освобождающихся мест | -обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования; -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 1.3 Обслуживать пассажиров в вагоне пассажирских поездов внутреннего и международного сообщения в пути следования | -демонстрация способности принимать решения и анализировать его; -демонстрация оценки и коррекции собственной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 1.4 Обеспечивать комфортность и безопасность проезда пассажиров в вагоне | -демонстрация способности принимать решения и анализировать его; -демонстрация оценки и коррекции собственной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене Тестирование |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1 Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования | -демонстрация интереса к будущей профессии; -портфолио обучающегося; -участие в конкурсах профессионального мастерства; -кружковая работа; Внешняя активность обучающегося | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 2.2 Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования и холодильные установки | -обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования; -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 2.3 Содержание в исправное состоянии внутреннего оборудования вагона и съёмного инвентаря | -демонстрация способности принимать решения и анализировать его; -демонстрация оценки и коррекции собственной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 2.4 Обслуживать последний вагон | -демонстрация способности принимать решения и анализировать его; -демонстрация оценки и коррекции собственной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене Тестирование |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1 Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке | -демонстрация интереса к будущей профессии; -портфолио обучающегося -участие в конкурсах профессионального мастерства; -кружковая работа; Внешняя активность обучающегося | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.2 Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования | -обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования; -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.3 Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда | -демонстрация способности принимать решения и анализировать его; -демонстрация оценки и коррекции собственной деятельности | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте. | Демонстрация знаний и умений по оформлению заказа проездных документов. Демонстрация практических навыков оформления проездных документов и возврата документов в случае отказа пассажира от поездки | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 4.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги. | Демонстрация знаний и умений по оформлению заказа проездных документов. Демонстрация практических навыков оформления проездных документов и возврата документов в случае отказа пассажира от поездки | Тестирование. Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 4.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчётности в установленном порядке. | Демонстрация знаний и умений по получению и хранению денежных средств. Демонстрация практических навыков по заполнению документов строгой отчётности в установленном порядке | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -демонстрация интереса к будущей профессии; -портфолио обучающегося; -участие в конкурсах профессионального мастерства; -кружковая работа; -внешняя активность обучающегося | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | -обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области работы кассира билетного; -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной практике |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | -демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; -использование различных информационных источников | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной практике |
ОК 5. Использовать поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -нахождение и использование информации для эффективно го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; -использование различных информационных источников | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной практике |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | -умение работать с клиентами, Общаться с коллегами по работе, руководством. Умение принимать решение в нестандартных ситуациях. | Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной практике |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | -обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной практике |
4.2. Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Общий курс железных дорог», «Охрана труда», «Устройство вагона»
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным