СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ученического самоуправления "Эдельвейс"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное значение в организации эффективной жизнедеятельности ученического коллектива играет ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Программа ученического самоуправления "Эдельвейс"»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»












Разработала:

учитель начальных классов

Лаврова Ольга Сергеевна







2018


Содержание




Паспорт Программы

2

Пояснительная записка

4

Раздел 1. Содержательно-методические основы комплексно-целевой Программы


1.1. Актуальность Программы

9

1.2. Цели и задачи Программы

10

1.3. Основные приоритеты Программы

11

1.4. Этапы реализации Программы

12

1.5. Методы и формы реализации Программы

14

Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе


2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления

15

2.2. Структура школьного ученического самоуправления

16

2.3. Структура классного ученического самоуправления

21

2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления

24

2.5. Законы школьного ученического самоуправления

25

2.6. Правила школьного ученического самоуправления

26

2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического
самоуправления

27

2.8. Рейтинг активности классов как оптимальная модель организации и диагностики ученического самоуправления

28

Раздел 3. Ожидаемые результаты, оценка эффективности программы

30

Приложение 1. Символика детской организации

32

Приложение 2. Традиции и ритуалы детской организации

36

Приложение 3


Приложение 4












Паспорт программы

Наименование Программы

Развитие детской организации «Эдельвейс» МОУ «Школа №3 города Докучаевска»

Цель программы

Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.

Формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик.

Задачи программы

    • Развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков; освоение ими социального опыта, основных социальных ролей.

    • Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями

    • Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в школьную работу. 

Нормативно-правовые основания для разработки программы развития

  1. Конвенция о правах ребенка;

  2. Конституция Донецкой Народной Республики;

  3. Закон ДНР «Об образовании»

  4. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 3 города Докучаевска»

  5. Устав школьной детской организации «Эдельвейс» МОУ «Школа № 3 города Докучаевска»

  6. Положение об Ученическом самоуправлении школьной детской организации «Эдельвейс» МОУ «Школа № 3 города Докучаевска»

Разработчик программы

Лаврова Ольга Сергеевна – учитель начальных классов

Социальный заказ

Все участники образовательного процесса

Исполнители мероприятий программы

Участники образовательных отношений (педагоги, родители, обучающиеся, администрация школы, социальные партнеры)

Ожидаемые результаты
программы

Повышение значимости роли ученического самоуправления в жизни школы.

Повышение у обучающихся интереса к работе в детской организации «Эдельвейс».

  • Раскрытие личностного потенциала обучающихся через их приобщение к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеском движении, в школьных и внешкольных организациях.

  • Позитивная динамика развития познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности через деятельность в органах ученического самоуправления.

  • Высокая потребность в общественно-полезной деятельности.

  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • Сформированность у обучающихся мотивации к изучению окружающего мира и к самим себе.

Источники финансирования

Внебюджетные (благотворительные и спонсорские средства и др.)


Пояснительная записка


На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего, управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям.
От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

В связи с этим значительно возрастает роль детских организаций как фактора социализации ребенка. Именно стремление в объединении, создании своих законов и правил, по которым они будут жить, самовыражаться, самореализовываться и самоутверждаться, дали возможность появиться разным детским объединениям. И сегодня детское движение растет, оно возрождается. Оно представляет многоцветную картину, многообразно, разнотипно, разномасштабно и разнопланово.

Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей.

Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, Земля. Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.

В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения. С другой стороны школа была и остается одним из важных факторов социализации личности. Носителем такого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие.

Миссия школы как общеобразовательного учреждения  состоит в создании условий для осуществления:

  • полноценной воспитательной деятельности, формирующей жизненные установки и нравственные ориентиры, чувство социальной ответственности;

  • доступного качественного обучения на базовом, углубленном и профильном уровне, формирование у обучающихся целостной универсальной системы знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание непрерывной образовательной траектории;

  • условий для сохранения, укрепления здоровья и обеспечения безопасного образовательного пространства. 

Основная идея: создание необходимых условий для «само»: саморазвития, самоактуализации, самоопределения, самосозидания и самореализации.

Цели :

1.Создание системы инновационной деятельности, направленной на развитие современного выпускника, укрепления взаимоотношений субъектов информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения.

2.Обеспечение высокого качества школьного образования в соответствии с меняющимися запросами родителей и перспективными задачами развития города.

Согласно стратегии достижения цели обучающиеся школы имеют возможность получения практического опыта самореализации. Одной из форм получения такого опыта является участие обучающихся в работе органов самоуправления.

МОУ «Школа № 3 города Докучаевска» ориентируется на социальный заказ, который отражает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Школа в качестве консолидированного заказа сталкивается с большим разнообразием образовательных потребностей города и ожиданий как непосредственно самих обучающихся, так и их родителей. Поэтому в течение многих лет, продолжая многолетние традиции, школа сохраняет традиционные формы партнерства и сотрудничества как с представителями родительской общественности в вопросах развития образования, так и с самими обучающимися.

Исходя из требований современного развивающегося общества, важными целевыми индикаторами для современного образовательного учреждения становятся:

    • формирование готовности выпускников к осуществлению осознанного выбора в различных сферах в быстроменяющемся обществе;

    • развитие у обучающихся коммуникативности и толерантности в период перехода страны к информационному обществу, в период расширения масштабов межкультурного взаимодействия, а в связи с этим:

    • развитие потребности личности в непрерывном образовании, в развитии своей мобильности и универсальности.

  1. Вышеуказанные индикаторы основаны на идее ответственности и инициативы самих учеников, что согласно компетентностного подхода изменяет методику преподавания, осуществляя смещение с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность учеников, способствуя тем самым развитию учебно-познавательной, давая основы для развития социокультурной, коммуникативной, информационной и ценностно-смысловой компетенций.

Данные тенденции влияют на успешность формирования у обучающихся особого отношения к себе как субъекту знаний, практических умений и способностей; влияют на сформированность у обучающихся комплекса компетенций, позволяющих им реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Организация ученического самоуправления в школе проходит в форме имитационно-ролевой игры. Имитационно-ролевая игра – это метод воспитания, при котором обучающиеся играют определенные роли в неформальной, но максимально реалистичной манере. Имитационно-ролевая игра основана на разыгрывании условной роли. Исполнение роли дает участникам возможность: исследовать свое "естественное", т.е., привычное, поведение; выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов; освоить действия необходимые на рабочем месте. Подразумевается, что каждый понимает, как действовать, исходя из рамок своей роли. Игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру обучающиеся могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Имитационно-ролевая игра является высокоэффективной образовательной технологией, именно в ней становятся возможным: участников проекта путем формирования специальных условий, способствующих его активизации независимо от его желания. В результате игры происходит:

  • устойчивость и непрерывность активной мыслительной деятельности участников игры путем удлинения времени единовременного активного включения, или же спонтанной, но очень глубокой работой мысли, позволяющей сохранять активность в течение некоторого перерыва между активной работой;

  • формирование навыков самостоятельной, творческой выработки управленческих и иных решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности участников проекта;

  • перманентные взаимные коммуникации всех участников игры (обучающихся и педагогического состава), развивающие обе стороны с рефлексивных позиций;

Цель игры – привлечение обучающихся к активному участию в формировании гражданского общества и развитие в них необходимых для этого качеств.

Основные задачи игры:

  • обогащение социального опыта подростков;

  • комплексное психолого-педагогическое изучение подрастающего поколения с целью отработки социально-педагогических механизмов гражданского становления и стимулирования социальной активности детей.



Раздел 1. Содержательно-методические основы программы

1.1 Актуальность программы для школьников

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности. Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:

  1. С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении;

  2. С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет обучающимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.

Опираясь на синергетический подход к образованию, который заключается в стимулирующем обучении, побуждающем участника образовательного процесса к собственным поискам и открытиям, школа разработала модель жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе. Реализация участниками микросоциума (школой, родителями, социальными партнерами) данной модели предполагает развитие познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер ученика; формирование системы отношений ученика к миру и себе.

Формирование жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе рассматривается участниками микросоциума как условие его успешной социализации во взрослую жизнь. 


1.2 Цель и задачи Программы


  Главной целью ученического самоуправления является содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Поэтому цель ученического самоуправления определяется портретом выпускника общеобразовательной школы. Выпускник школы – это не только высокообразованная, всесторонне развитая творческая личность, но и личность, обладающая следующими качествами: высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений; патриотизм; активная жизненная позиция; способность к самоопределению в социуме и культуре.

Достижение главной цели возможно через решение следующих задач:

  • развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков;

  • формирование нравственных качеств, воспитание чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;

  • гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в школьную работу. 


 1.3 Основные приоритеты Программы

Школьное ученическое самоуправление в содержании своей деятельности консолидирует различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества. Этим обусловлена педагогическая поддержка со стороны взрослых, эффективность которой определяется следующими условиями:
1. Педагог должен четко представлять себе объекты, с которыми ребенок может вступать в контакт в различных видах социальных отношений (ребенок-семья, ребенок-школа, ребенок-среда, ребенок-государство, ребенок-мир).

2. Педагог должен четко осознавать свою роль и функции в процессе социализации подростка и быть компетентным в вопросах социализации личности.

3. Педагог должен в целом способствовать развитию и расширению детского самоуправления в условиях воспитательной системы школы и организации педагогического взаимодействия.


1.4. Этапы реализации программы


I этап – 2016-2017 г.г.(диагностический) – изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и пути её разработки; диагностирование внутришкольного пространства отношений.

II этап – 2017-2018 г.г. (проектный) –  разработка (совершенствование) модели самоуправления с учётом предложений членов школьного коллектива.

III этап – 2018-2019 г.г. (этап поддержки) – утверждение, оценка разработанной модели и формирование на её основе органов ученического самоуправления.

IV этап – 2019-2020 г.г. (практический)  – подготовка актива к реализации и совершенствованию модели ученического самоуправления  в школе.

V этап – 2020-2021 г.г. (обобщающий) – обработка и интерпретация данных за 5 лет; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; разработка рекомендаций «Проблемы и перспективы деятельности ученического самоуправления в современной школе».


Первый этап предполагает:

  1. Постановку вопросов об ученическом самоуправлении на заседаниях методических объединений педагогов школы, педагогических советах, совещаниях классных руководителей, учителей-предметников, родительских и ученических собраниях.

  2. Подготовка специальных методических выставок по проблеме ученического самоуправления.

  3. Изучение передового опыта по самоуправлению.

  4. Использование различных форм изучения общественного мнения педагогов, учащихся, родителей по разработке  модели или путей совершенствования ученического самоуправления: дискуссий, проблемных столов, деловых игр, конкурсов на лучшее предложение, анкетирование.


Второй этап:

  1. Анализ и обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения.

  2. Формирование творческой группы для разработки конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в школе.

  3. Включение в разработку конкретных документов учащихся, родителей, педагогов.


Третий этап:

  1. Обсуждение разработанной модели ученического самоуправления и документов, определяющее содержание их деятельности в педагогическом, родительском и ученическом коллективах.

  2. Сбор творческой группой предложений и практических замечаний по совершенствованию разработанных документов.

  3. Организация экспертной оценки разработанных документов.

  4. Выборы органов ученического самоуправления.

   

Четвёртый этап:

  1. Подготовка выборного ученического актива к организаторской работе в органах самоуправления.

  2. Проведения школ актива.

  3. Составление памяток работы актива и подразделений органов ученического самоуправления.

  4. Проведение членами творческой группы консультаций для актива.

  5. Вооружение актива методикой самообразовательной деятельности.


Пятый этап:

  1. Обобщается опыт работы ученического самоуправления,

  2. Разрабатываются рекомендации, проводятся научно-практические конференции.

  3. Оформляется и описывается опыт работы по формированию органов самоуправления в школе.


    1. Методы и формы реализации программы:


  • мероприятия: беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, классные часы;

  • дела: конкурсы, операции, рейды, фестивали, концерты, спектакли, вечера, шоу, акции, месячники;

  • организационные дела: изготовление сувениров, поделок, проведение заседаний органов управления;

  • творческие дела: выпуск стенгазеты, агитбригады, инсценировки и т.д.;

  • традиционные дела: День Знаний, Осенний бал, День рождения детской школьной организации, День Учителя, День самоуправления, День Матери, Новогодние праздники, День Защитника Отечества, 8 Марта, 9 Мая, Линейка «До свидания школа, здравствуй лето»;

  • коллективно - творческие дела (КТД); игры.








Раздел 2. Структурная модель ученического
самоуправления в школе.


 2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления

Функционирование системы ученического самоуправления основано на следующих принципах:

  • разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие;

  • выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, обучающихся и родителей;

  • равноправие всех членов в органах самоуправления;

  • подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям;

  • систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе;

  • широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления;

  • самостоятельность и свобода действий подчиненных, обсуждение решений с исполнителями до их принятия;

  • коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение;

  • учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств;

  • законность принимаемых решений.

Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в школе, создать благоприятные условия для свободного развития личности.





2.2. Структура школьного ученического самоуправления


Модель ученического самоуправления складывалась в школе постепенно: от Совета старшеклассников к системе органов ученического самоуправления, как части государственно-общественного управления школы.

Структура школьного ученического самоуправления представляет собой государственную структуру органов управления, во главе которой стоит Президент школы, который выбирается из обучающихся 8-11 классов на один год. Выборы Президента школы происходят в сентябре, подготовку выборов и контроль осуществляет центральная избирательная комиссия школы.


 Структура школьного ученического самоуправления



Высшим органом самоуправления является общий Сбор, который собирается 2 раза в год. Он наделен следующими полномочиями:

  • утверждение Устава детской организации;

  • внесение изменений и дополнений в Устав детской организации;

  • утверждение отчетов о деятельности Президента и Ученического совета детской организации;

  • определение общих направлений по актуальным проблемам детского движения и основных направлений деятельности детской организации;

  • избрание сроком на один год Ученического Совета, Президента, вице-президента детской организации;

  • решение вопросов о реорганизации детской организации.

В конце учебного года проводится второе заседание общего Сбора, которое преследует воспитательную цель педагогов школы, по развитию творческих способностей обучающихся, их самореализации и вырабатыванию навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции. Руководство и координацию Ученического совета осуществляет Президент школы, избираемый общешкольным голосованием.

 Целью деятельности общего Сбора является обеспечение межгруппового единства в коллективе школы и преемственности в работе органов самоуправления.

Задачами деятельности Итогового Сбора  являются:

  • развитие и сохранение традиций школы;

  • представление интересов обучающихся в процессе управления школой; 

  • координация внутренней деятельности, направленной на удовлетворение интересов членов школьного коллектива.

Сбор считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов организации, если проголосовало больше половины присутствующих членов организации. Контроль исполнения принятых решений осуществляет Президент.

Членом детской организации может быть обучающиеся 5-11 классов и одаренные дети 1-4 классов, проявляющий активность в делах класса и школы, признающий настоящие положения, выполняющий решения Ученического совета.

Все члены детской организации подчиняются закону – «Устав детской организации «Эдельвейс» МОУ «Школа № 3 города Докучаевска».

Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляет Ученический совет школы, который в период между общими Сборами является высшим органом ученического самоуправления.

Целью деятельности Ученического совета является:

  1. Развитие интеллектуальной и духовно - нравственной сфер жизни детей и подростков.

  2. Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения обучающихся к правам других людей.

Задачи:

  1. Содействовать развитию школьного самоуправления.

  2. Формировать нравственные качества, воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины.

  3. Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

Функции Ученического совета:

  1. Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу обучающихся.

  2. Организовывает самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.

  3. Устанавливает шефство старших классов над младшими.

  4. Готовит и проводит собрания обучающихся школы.

  5. Организует выпуск газеты в школе.

  6. На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.

  7. Заслушивает отчеты о работе своих министерств, комиссий, и других, рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся, и принимает по ним необходимые решения.

  8. Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.

  9. Решает вопросы поощрения и наказания.

  10. Принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями.

  11. Рабочие органы Ученического совета учреждают свои эмблемы, песни, форму одежды, ритуалы и т. д.

  12. Ученический совет правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.

Министры Совета собираются один раз в неделю. Они самостоятельно определяет свою структуру, решает общие вопросы учебно-воспитательного процесса, утверждает локальные акты, связанные с ученическим самоуправлением. Деятельность Ученического совета регламентируется Положением об Ученическом совете МОУ «Школа № 3 города Докучаевска».

В состав Ученического совета входят 5 министров:

  • министр печати и информации;

  • министр культуры и досуга;

  • министр труда;

  • министр физической культуры и спорта;

  • министр образования;

Все они из числа обучающихся 8-11 классов. Кроме того в Совет входят кураторы (классные руководители, педагоги школы).

Министерства выполняют следующие функции:

Министерство образования:

  • Вносит и реализует предложения по работе детской организации по учебному направлению;

  • Выполняет решения Ученического совета по учебному направлению;

  • Контролирует успеваемость классов и докладывает о результатах на заседании Ученического совета;

  • Проводит рейды по проверке дневников, экранов успеваемости и др.;

  • Совместно с методическими объединениями учителей и детской организацией организует проведение предметных недель в школе.

  • Посещает классные часы.


Министерство труда:

  • Выполняет решения Ученического совета по трудовому направлению;

  • Вносит и реализует предложения по работе детской организации по трудовому направлению;

  • Осуществляет контроль по дежурству в школе и по классам;

  • Организовывает проведение субботников;

  • Контролирует прохождение обучающимися трудовой практики;

  • Проводит рейды по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви, состоянии школьного участка.

Министерство культуры и досуга:

  • Выполняет решения Ученического совета по культурно-массовому направлению;

  • Вносит и реализует предложения по работе детской организации по культурно-массовому направлению;

  • Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;

  • Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.

Министерство печати и информации:

  • Отвечает за своевременное информирование учеников и педагогов школы;

  • Выпуск школьной газеты;

  • Оформление школьного стенда информации.

Министерство физической культуры и спорта:

  • Занимается спортивными мероприятиями школьников;

  • Помогает организовывать спартакиады и олимпиады школы;

  • Пропагандирует здоровый образ жизни.

Общую координирующую и контролирующую функцию детской организации осуществляет педагог-организатор школы, который оказывает методическую помощь для осуществления полноценной деятельности детской организации.

Все участники ученического самоуправления составляют общешкольный актив, обучение которого проводится в первый понедельник каждого месяца, на заседаниях подводятся итоги работы за прошедший месяц и планируется работа на новый месяц.


    1. Структура классного ученического самоуправления

Первичным коллективом ученического самоуправления является коллектив класса.

Староста класса  – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для органи­зации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и разви­тию лучших традиций класса и школы. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа обучающихся этого класса. Кандидатура старосты согласовыва­ется с классным руководителем. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса. Староста класса входит в состав Ученического совета школы.

На общем собрании выбирается актив класса, распределяются общественные поручения среди учащихся.

Перечень основных общественных поручений:

  • староста класса, заместитель старосты;

  • физорг класса;

  • ответственный за культмассовые мероприятия;

  • ответственный за посещаемость;

  • ответственный за дисциплину и учебу;

  • ответственный за дежурство;

  • ответственный за редколлегию;

Актив класса непосредственно работает под руководством общего собрания класса, классного руководителя, родительского комитета.


Ответственный за учебу и дисциплину

Цели:

  • обеспечивает соблюдение и выполнение каждым обучающимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы;

  • способствует сознательному отношению школьников к  учебной деятельности;

  • решает вопросы, связанные с повышением качества знаний обучающихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).

 

Ответственный за культмассовые мероприятия

 Цели:

  • создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД;

  • расширение форм досуга подростков;

  • развитие художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора обучающихся.

Функции и дела.

Занимается организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между обучающимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. д.; принимает заявки и пожелания классов, отдельных обучающихся о культпоходах и экскурсиях.

 

Ответственный за редколлегию

  Цели:

  • овладение навыками журналистского мастерства;

  • создание условий для самореализации творческих возможностей обучающихся.

Организует:

  • выпуск газет;

  • смотры- конкурсы плакатов, рисунков;

  • информационные линейки.

  • размещение статей обучающихся в газетах;

  • участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.

 

Физорг

Цели, функции и дела:

  • способствует физическому развитию и самосовершенствованию обучающихся;

  • создание условий для формирования здорового образа  жизни;

  • организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, спортивные игры;

  • вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.


Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и школьное ученическое самоуправление и преследует цель – вовлечение всех обучающихся в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в школе в целом.

С целью активизации деятельности коллективов классов в школе создан интерактивный школьный фестиваль «Рейтинг активности классов», Положение о котором было рассмотрено и утверждено Ученическим советом. Итоги его подводятся по четвертям и в конце учебного года. На итоговом общем Сборе вручаются грамоты и призы по номинациям.


2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления


Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по основным направлениям деятельности министерств ученического самоуправления:

п/п

Министерства

Содержание деятельности




1




Министерство образования


  • организация консультационных групп для помощи отстающим ученикам;

  • проверка дневников и учебников;

  • участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам;

  • организация предметных экскурсий, встреч с интересными людьми.



2




Министерство труда


  • организация уборки территории;

  • проведение генеральных уборок в классе и в школе;

  • организация работы ремонтных бригад;

  • организация летней трудовой практики.



3


Министерство культуры и досуга


  • организация проведения праздников, вечеров, концертов, дискотек, огоньков и т.д.;

  • организация экскурсий, посещение выставок и т.п.


4


Министерство печати и информации


  • информация о делах школы и городских мероприятиях в школьных газетах и городской газете.

  • подготовка реквизита и оформления к праздникам и вечерам;

  • организация участия в конкурсах газет, рисунков;

  • участие в оформлении летописи детской организации.



5



Министерство физической культуры и спорта


  • подготовка и организация экскурсий, походов;

  • организация соревнований по различным видам спорта;

  • определение лучших спортсменов и их награждение.





2.5 Законы школьного ученического самоуправления


Закон ответственности:

  • Члену органов ученического самоуправления школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность;

  • Член органов ученического самоуправления настойчиво добивается выполнения решений органов ученического самоуправления школы, он не ждет указаний, а сам при­нимает решение и организует дело;

  • Член органов ученического самоуправления школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Он - пример в отношении к делу, к учебе и к труду;

  • Член органов ученического самоуправления школы отвечает перед органом ученического самоуправления за свои действия, которые он совершал. За эти дейст­вия и за свою работу член органов ученического самоуправления школы отчи­тывается на заседании органов ученического самоуправления, а также на общем собрании учащихся школы или на общем Сборе.

 Закон внимательности:

  • Член органов ученического самоуправления школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что дела­ется в школе; 

  • Член органов ученического самоуправления внимательно читает объявления о заседаниях органов ученического самоуправления.

Закон точности:

  • Член органов ученического самоуправления школы точен во времени и в делах;

  • Член органов ученического самоуправления держит свое слово.

Закон дисциплины:

  • Член органов ученического самоуправления выпол­няет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения органов ученического самоуправления;

  • Член органов ученического самоуправления поступает в соответствии с Положением, регламентирующем деятельность конкретного органа ученического самоуправления.



2.6. Правила школьного ученического самоуправления

Правило свободного микрофона

Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит, говорим, или истечет время выступления, ведущий (председательствующий) имеет исключительное право передать "микрофон" (слово) кому-либо другому. Если ведущий не передаст никому "микрофон", его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление. Выступающего внимательно выслушивают.

Правило двух минут для выступления

Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут. Выступая, помнят ребята: "Не говори длинно, а говори сжато".

Правило семи минут для доклада

Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного доклада по решению Совета может быть дано дополнительное время.

Правило поднятой руки

Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно, и не перебивая. Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет ведущий (председательствующий).


Правило реплик

Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.

Правило свободы мнений

Для совета ровно значит: "Думаешь ли ты как все или думаешь иначе".

Правило конструктивной критики

Ты такой обычай знай: "критикуешь - предлагай!"

Правило блокнота и ручки

На сессию члены Совета приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать в своем классе.


 2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления

К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:

  • Устав детской школьной организации «Эдельвейс».

  • Положения: об Ученическом совете детской организации, о выборах Президента, о выборах в Ученический совет, о старосте класса, об интерактивном школьном фестивале в течение учебного года «Рейтинг активности классов» .

  • Программа деятельности.

  • План работы.

В ходе своей работы органы школьного ученического самоуправления ведут следующую документацию:

  • учет посещаемости заседаний членами Ученического совета;

  • протоколы заседаний Ученического совета;

  • справки о проведении мероприятий и контроле деятельности ученического самоуправления.





2.8. Рейтинг активности классов как оптимальная модель организации и диагностики ученического самоуправления

Сегодня, к сожалению, в образовании основное внимание уделяется школьной успешности, интеллектуальному развитию ребенка, его способности изучать учебные предметы. Этому подчинена вся система оценки школьных знаний, качества образования. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оцениваются. Вместе с тем у нынешних школьников наблюдается повышенный индивидуализм и девиация в поведении, неумение общаться, уступать друг другу, спокойно договариваться на словах, предлагать помощь другому, выстраивать положительное межличностное взаимодействие на уроке и перемене.

Точнее и проще оценивать непосредственно обучение, разбивая процесс на четкие нормированные этапы, срезы знаний на различных уровнях в течение учебного года. Показателями качества здесь служат результаты олимпиад, ГИА, мониторингов, промежуточных аттестаций и прочих диагностических работ. Сложнее с воспитанием: здесь всё сводится в основном к оценке активной общественной позиции обучающегося, динамики его духовно-нравственного развития и необходимых условий, обеспечивающих данный результат. Хотя не факт, что отсутствие активной жизненной позиции или необходимых условий для социализации детей приводит к отсутствию их воспитанности в целом.

Рейтинг активности классов – это интерактивная игра для учащихся 5–11-х классов, которая проходит на протяжении всего учебного года в МОУ «Школа № 3 города Докучаевска». Причем рейтинговая таблица разбита на две лиги: младшую (5–8 классы) и старшую (9–11 классы) с учетом возрастных особенностей обучающихся. Она ставит перед собой три цели:

  • систематизировать разрозненные воспитательные мероприятия школы в единый увлекательный игровой процесс;

  • обеспечить внутреннюю (не административную) мотивацию классов, обучающихся и педагогов к участию в совместной общественной жизни школы;

  • получить возможность удобного анализа и диагностики эффективной воспитательной деятельности классных коллективов и их руководителей.

Данная схема рейтинга имеет 4 этапа реализации:

  1. Сентябрь – выборы ученического актива и планирование деятельности органами ученического самоуправления на год.

  2. Октябрь-декабрь – первое полугодие игры и отчетная ученическая конференция в декабре о промежуточных итогах рейтинга.

  3. Январь-апрель – второе полугодие игры.

  4. Май – подведение окончательных итогов игры на общем Сборе.

При подготовке каждого мероприятия, входящего в рейтинг активности классов, важно соблюдать учитывать следующие моменты. Вначале нужно четко определить верхний порог в баллах и критерии оценивания каждого воспитательного мероприятия:

  • по 10-балльной шкале оцениваются общешкольные мероприятия, празднование памятных дат, спортивные и интеллектуальные состязания;

  • по 5-балльной шкале оцениваются участие в фестивалях, тематические недели с множеством номинаций, общественно-полезная деятельность, акции, мероприятия в каникулы, фото- и видеоотчёты;

  • дополнительные бонусные 3 балла можно заработать каждому классу за оригинальность и мастерство при выполнении какого-либо мероприятия, за добровольное участие в сверхурочных делах, не входящих в рейтинг активности классов.



Раздел 3. Ожидаемые результаты

  1. Повышение значимости роли ученического самоуправления в жизни школы.

  2. Повышение у обучающихся интереса к работе в детской организации «Эдельвейс» МОУ «Школа №3 города Докучаевска».

  3. Раскрытие личностного потенциала обучающихся через их приобщение к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеском движении, в школьных и внешкольных организациях.

  4. Позитивная динамика развития познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности через деятельность в органах ученического самоуправления.

  5. Высокая потребность в общественно-полезной деятельности.

  6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  7. Сформированность у обучающихся мотивации к изучению окружающего мира и к самим себе.

  8. Самоопределение участников по отношению к ученическому самоуправлению, формулирование собственной концепции самоуправления.

  9. Освоение новых технологий педагогической деятельности.

  10. Стремление детей, педагогов, родителей разделить свой опыт и успех с теми, кто рядом и всем обществом.

  11. Желание всех участников образовательного процесса воздействовать на окружающее общество в целях позитивного его изменения.









Оценка эффективности программы.

Критерии и показатели эффективности

1.Развитие коммуникативного потенциала:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие ценностного потенциала:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нѐм, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

3. Развитие эмоционального потенциала:

  • умение владеть своими чувствами, эмоциями и находить выход из различных ситуаций.

  • свободно общаться в любой обстановке и адекватно реагировать на любую ситуацию, руководствуясь системой общечеловеческих ценностей;

4. Развитие познавательного потенциала:

  • в результате деятельности обучающиеся учатся объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

  • стремятся к реализации своего интеллектуального потенциала.

5. Развитие нравственного потенциала:

  • развитие у обучающихся чувства милосердия и заботы о ближнем, доброжелательного и уважительного отношения к старшему поколению.



Приложение 1

Символика детской организации «Эдельвейс»



Герб представляет собой изображение на щите геральдической формы: в центре щита синего цвета помещен белый цветок Эдельвейс, являющийся символом чистоты, величия и справедливости.







Полотнище флага выполнено с использованием одного цвета – синего, что в данном случае символизирует обретение мира, чистоты помыслов, является воплощением надежды, радости и чести. Треугольная форма флага обозначает экспансию и лидерство.



1 . Загорелся, заискрился

Самой яркой звездой

«Эдельвейс» наш молодежный

Третей Докучаевской.

Здесь ребята все не промах,

Заводные друзья.

Если хочешь то отныне

В их рядах ты и я.

Это не забава, это не игра.

Вот теперь ты лидер

С нами навсегда!



Припев:

Эдельвейс! Будь по жизни первым.

Эдельвейс! Смелым, откровенным.

Эдельвейс! В нас хранится сила,

Так вперед, будем же активом.



2. Одари друзей улыбкой,

вместе нам веселей.

Вместе мы преград не знаем,

даже солнце светлей.

Тот, кто с нами в «Эдельвейсе» -

Не грустит никогда.

Ни минуты мы без дела

Не сидим ведь друзья.

Это не забава, это не игра,

ты имеешь право, и тебе пора….











голубого цвета, символ принадлежности к детской организации «Эдельвейс»













символ принадлежности к детской организации «Эдельвейс»

















Мы покорим вершины знаний,

Мы дружбой мир согреем весь.

Нас ждёт вверху цветок удачи –

   Наш белый чистый Эдельвейс!

 

 



Какие мы?         Эрудированные. Деловые. Любознательные. Весёлые. И смелые.

Откуда мы?       Мы входим в состав детской организации  «Эдельвейс».

Где нас найти?  Мы – обучающиеся МОУ «Школа № 3 города Докучаевска»

Какова наша жизненная позиция?       Нести радость людям.

Что нас объединяет?   Стремление сделать жизнь интереснее, желание научиться слышать, понимать друг друга и действовать вместе, потребность знать больше, чем знаем.

О ком мы заботимся?     О тех, кто меньше, слабее. О тех, кто стар и одинок. О своих родных и близких. О тех, кто в беде. 

Что помогает нам жить интересно?  Игра и песня, сюрприз и выдумка, мечта и фантазия.



Приложение 2



Традиции и ритуалы детской организации «Эдельвейс»





Традиции детской организации «Эдельвейс» - это поведение, передающиеся в течение длительного времени. Наши традиции, как и ритуалы, принадлежат всей организации, всем отрядам.

Традиция советов – только коллективно, всем вместе можно выбрать правильный путь, принять решение.

Традиция правды – добиться своих прав в жизни порой нелегко, их надо отстаивать, даже бороться. Поэтому член организации отважно борется за справедливость и правду.

Традиция роста – не сразу к тебе приходит умение, ловкость, необходимо пройти ступени роста.

Традиция добра – ни дня без доброго дела! Члены организации всегда помогают тем, кому нужна помощь – больным и инвалидам, пожилым людям и малышам. Ведь от каждого доброго дела мир вокруг нас становится чуточку счастливее, меняется к лучшему – а это праздник для добрых людей.

Традиция наследия – член детской общественной организации «Эдельвейс» бережно хранит природу и культуру родного края! Наш удивительный мир, огромное богатство природы со временем останется тебе в наследство – твой дом, твоя улица, твой город, твоя Родина. Помни об этом!









Ритуалы детской организации «Эдельвейс» - это обряды и сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определённые ценности для достижения целей организации.

Почётный караул выражение верности боевым подвигам старших поколений, героям, погибшим за свободу нашей Родины. Караул осуществляется у мемориальных комплексов, памятников, обелисков и мемориальных досок.

Линейка – это общий кратковременный сбор членов детской организации, смотр готовности к любому делу. Линейка в детской организации - старт дел и их финиш, подведение итогов работы коллектива.

Торжественный приём в организацию - традиционно в конце учебного года ряды детской общественной организации «Эдельвейс» пополняются десятками новых членов, обучающимися 5 класса и обучающимися 6 – 8 классов, вновь прибывшие в МОУ «Школа №3 города Докучаевска». Ребята в торжественной обстановке перед своими товарищами дают обещание:

Вступая в ряды детской общественной организации «Эдельвейс»» перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: быть достойным гражданином Родины, соблюдать и уважать законы организации, помогать своим товарищам.

А, по окончанию года ребята собираются на прощальной линейке подводят итоги, получают заслуженные награды и поощрения.



25