СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа учителя-дефектолога для обучающихся 2 класса по программе ФГОС ОВЗ (вариант 7.1). Расчитана на 1 год, 2 раза в неделю, 68 ч.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Согласовано:
Зам. по УВР
__________________ | Утверждаю: Директор школы _________________
Приказ № _________ г. |
Рабочая программа
«Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы детей, обучающихся по адаптированным программам»
для 2 класса
ФГОС ОВЗ вариант 7.1
Составитель:
учитель-дефектолог:
Е.В. Герасименко
2019 г.
Пояснительная записка
Целью программы является развитие познавательных процессов младших школьников, улучшение восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Частота занятий - 2 раза в неделю. Форма организации индивидуальное занятие.
Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.
Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов, курсов коррекционно развивающей области: «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение и развитие речи (Литературное чтение)».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:
(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.)
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Планируемые результаты обучения по данной программе:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе;
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Система оценки достижения планируемых результатов
входящая диагностика (1-15 сентября);
текущий мониторинг - контрольно-измерительные материалы: (проверочные работы, диктанты, анализ письменных работ);
итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, на основе которого заполняется дефектологическое представление.
Содержание коррекционного курса
Введение в программу - 2 ч.
Знакомство с программой и обучением.
Вводное занятие. Диагностика.
Числа от 1 до 100. Нумерация – 8 ч.
Числа от 1 до 20.
Родная страна.
Однозначные и двузначные числа. Природа и рукотворный мир.
Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. Неживая и живая природа.
Наименьшее трехзначное число. Сотня. Явления природы.
Задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30. Что такое погода?
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). В гости к осени.
Единица измерения длины – миллиметр. Осенние явления в неживой и живой природе родного края.
Стоимость предметов в пределах 100 р. Звёздное небо.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 31 ч.
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). Заглянем в кладовые земли.
Обратные задачи. Воздух.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Про воду.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Какие бывают растения.
Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Какие бывают животные.
Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20. Невидимые нити.
Порядок действий. Скобки. Дикорастущие и культурные растения.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Дикие и домашние животные.
Периметр многоугольника. Комнатные растения.
Узоры и орнаменты на посуде.
Животные живого уголка.
Сочетательное свойство сложения. Числовые выражения. Про кошек и собак.
Переместительное свойство сложения. Домашние животные.
Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Красная книга Красноярского края.
Решение задач. Запись решения задачи в виде выражения. Будь природе другом.
Устные приёмы вычитания вида 30 – 7. Лекарственные растения.
Устные приёмы вычитания вида 60 – 24. Съедобные и ядовитые грибы.
Устные приёмы сложения вида 26 + 7. Что такое экономика.
Устные приёмы вычитания вида 35 – 8. Из чего что сделано?
Выражения с переменной. Как построить дом?
Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Какой бывает транспорт?
Письменный приём сложения вида 45 + 23. Все профессии важны.
Письменный приём вычитания вида 57 – 26. В гости к зиме.
Письменный приём сложения вида 37 + 48. Зимние погодные явления. Осадки.
Письменный приём вычитания вида 52-24. Мы - следопыты.
Проверка вычитания сложением и вычитанием. Строение тела человека.
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Режим дня и личная гигиена.
Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Берегись автомобиля!
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение текстовых задач. Школа пешехода.
Письменный приём сложения вида 37 + 48. Домашние опасности.
Письменный приём вычитания вида 52-24. Пожар.
«Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.
На воде и в лесу.
Умножение и деление - 7 ч.
Смысл действия умножения. Опасные незнакомцы.
Задачи на умножение.
Правила поведения у водоемов.
Название компонентов и результата умножения. Наша дружная семья.
Приёмы умножения 1 и 0.
Родословная.
Переместительное свойство умножения. Правила поведения в школе.
Деление. Конкретный смысл действия деление. Правила вежливости.
Названия компонентов и результата деления. Ты и твои друзья.
Табличное умножение и деление – 10 ч.
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Мы – зрители и пассажиры.
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Посмотри вокруг.
Приёмы умножения числа 2.
Ориентирование на местности.
Таблица деления на 2.
Формы земной поверхности.
Умножение числа 3 и на 3.
Водные богатства. Водоёмы Красноярского края.
Деление на 3.
В гости к весне.
Таблица деления на 3.
Весна.
Числовые выражения. Уравнения. Россия на карте.
Единицы длины.
Города России.
Путешествие по Москве.
Московский Кремль.
Повторение – 10 ч.
Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы).
Город на Неве.
Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы)
Карта России
Числовые выражения.
Уравнения.
Путешествие по планете.
Числовые выражения.
Уравнения.
Путешествие по материкам.
Умножение и деление.
Страны мира.
Умножение и деление.
Впереди лето.
Решение задач изученных видов. Лето.
Повторение пройденного за год.
Диагностика.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№ | Содержательные блоки тем | Кол-во часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Введение в программу.
| 2 ч | Слушают учителя-дефектолога (инструктаж). Отвечают на вопросы по теме. Выполняют задания по диагностике. |
2 | Числа от 1 до 100. Нумерация.
| 8 ч | Классифицируют предметы и слова; Выявляют причинно-следственные связи в окружающем мире. Образовывают, называют и записывают числа в пределах 100. Сравнивают числа и записывают результат сравнения. Обобщают, анализируют, сопоставляют понятия. Устанавливают правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжают её, или восстанавливают пропущенные в ней числа. Классифицируют (объединяют в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу; Заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых. Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты неживой и живой природы. Устанавливают связи между живой и неживой природой. Объясняют отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ. Решают задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30. Наблюдают и описывают состояние погоды за окном кабинета. - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений. Переводят одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставляют картины осени на иллюстрациях с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. |
3 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
| 31 ч. | Заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых. Различают горные породы и минералы. Составляют и решают задачи, обратные заданной. Анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; Моделируют с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого; Рассказывают о значении воды для растений, животных и человека. Анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воды. Описывают эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. Находят информацию об охране воды Красноярского края. Моделируют с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого. Устанавливают по схеме различия между группами растений. Называют и классифицируют растения, осуществляют самопроверку; Приводят примеры деревьев, кустарников, трав Красноярского края. Моделируют и объясняют ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100 Выполняют устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.). Сравнивают разные способы вычислений, выбирают наиболее удобный. Соотносят группы животных и их существенные признаки. Сравнивают животных (лягушек и жаб) выявляют зависимость строения тела животного от его образа жизни. Устанавливают взаимосвязи в природе, выявляют роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Вычисляют значения выражений со скобками и без них, сравнивают два выражения. Характеризуют предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; определять породы кошек и собак. Обобщают, анализируют, сопоставляют понятия. Применяют переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях; Выполняют устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.). Обнаруживают и устраняют логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задач. Отмечают изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса. Анализируют факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них, извлекают информацию из различных источников. Вычисляют значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы. Используют различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях. Читают, записывают, и решают уравнения. Классифицируют средства транспорта. Применяют письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком. Выполняют вычисления и проверку. Рассказывают о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определяют названия профессий по характеру деятельности. Наблюдать за зимними погодными явлениями; Выбирают заготовки в форме квадрата, читают знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами. Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Устанавливают связи между понятиями. |
4 | Умножение и деление.
| 7 ч. | Моделируют действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Моделируют звонок по телефону в полицию и МЧС. Решают текстовые задачи на умножение. Заменяют сложение умножением. Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Рассказывают по семейным фотографиям и тематическим рисункам о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Составляют родословное древо семьи. Умножают 1 и 0 на число. Используют переместительное свойство умножения при вычислениях. Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. Формулируют правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Размышляют о морально-этических аспектах дружбы на примере пословиц народов России. Формулируют правила этикета в гостях. |
| Табличное умножение и деление. | 10 ч. | Используют связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Решают задачи с величинами цена, количество, стоимость. Обобщают различные способы вычислений. Выполнять умножение и деление. |
| Повторение. | 10 ч. | Повторяют вышеперечисленные виды учебной деятельности |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
| Дата | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
|
| Введение в программу - 2 ч. |
| |
1 |
| Знакомство с программой и обучением. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 |
| Вводное занятие. Диагностика. | Начальная диагностика и тестирование. | 1 |
|
| Числа от 1 до 100. Нумерация – 8 ч. |
| |
3 |
| Числа от 1 до 20. Родная страна. | Упражнения на формирование умения: - классифицировать предметы и слова; - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; - образовывать, называть и записывать числа в пределах 100; - сравнивать числа и записывать результат сравнения; - различать государственные символы России — флаг, герб, гимн. | 1 |
4 |
| Однозначные и двузначные числа. Природа и рукотворный мир. | Упражнения на формирование умения: - обобщать, анализировать, сопоставлять понятия; - устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа; - классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу; Формирование умения различать объекты природы и рукотворного мира. | 1 |
5 |
| Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. Неживая и живая природа. | Упражнения на формирование умения: - владеть операциями анализа и синтеза; - заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Формирование умения: -классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи м/д живой и неживой природой; | 1 |
6 |
| Наименьшее трехзначное число. Сотня. Явления природы. | Упражнения на формирование умения: - устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; - различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 |
7 |
| Задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30. Что такое погода?
| Упражнения на формирование умения: - объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; - решать задачи на сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 – 30; - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 |
8 |
| Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). В гости к осени. | Упражнения на формирование умения: - заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. |
|
9 |
| Единица измерения длины – миллиметр. Осенние явления в неживой и живой природе родного края. | Упражнения на формирование умения: - переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии на уроке; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 |
10 |
| Стоимость предметов в пределах 100 р. Звёздное небо. | Упражнения на формирование умения: - сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р.; - находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 |
|
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 31 ч. |
| |
11 |
| Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). Заглянем в кладовые земли. | Упражнения на формирование умения: - заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; - исследовать с помощью лупы состав гранита, - рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 |
12 |
| Обратные задачи. Воздух. | Упражнения на формирование умения: - составлять и решать задачи, обратные заданной, - рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека; -анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
13 |
| Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Про воду. | Упражнения на формирование умения: - моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого; - рассказывать о значении воды для растений, животных и человека; - анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека; - находить информацию об охране воды Красноярского края. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 |
14 |
| Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Какие бывают растения. | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Формирование умения: - моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого; - устанавливать по схеме различия между группами растений; - называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав Красноярского края.
| 1 |
15 |
| Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Какие бывают животные. | Упражнения на формирование умения: - моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.). - сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; - соотносить группы животных и их существенные признаки; -сравнивать животных (лягушек и жаб) выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; - устанавливать взаимосвязи в природе; - выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | 1 |
16 |
| Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20. Невидимые нити. | 1 | |
17 |
| Порядок действий. Скобки. Дикорастущие и культурные растения. | Упражнения на формирование умения: - читать и записывать числовые выражения в два действия; - вычислять значения выражений со скобками и без них; - сравнивать выражения; -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - классифицировать культурные растения по определённым признакам. Формирование умения понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, таблиц. | 1 |
18 |
| Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Дикие и домашние животные. | Упражнения на формирование умения: - объяснять ход решения задачи; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи, - устанавливать связи между понятиями; - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
| 1 |
19 |
| Периметр многоугольника. Комнатные растения. | Упражнения на формирование умения: - вычислять периметр многоугольника; - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; - осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; - оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | 1 |
20 |
| Узоры и орнаменты на посуде. Животные живого уголка. | Упражнения на формирование умения: - определять и записывать закономерность в отобранных узорах; - составлять узоры и орнаменты; - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; - рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. | 1 |
21 |
| Сочетательное свойство сложения. Числовые выражения. Про кошек и собак. | Упражнения на формирование умения: - вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения; - характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; определять породы кошек и собак. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 |
22 |
| Переместительное свойство сложения. Домашние животные. | Упражнения на формирование умения: - применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях; - характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 |
23 |
| Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18. Красная книга Красноярского края. | Упражнения на формирование умения: - выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.); - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; - предлагать и обсуждать меры по их охране. Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 |
24 |
| Решение задач. Запись решения задачи в виде выражения. Будь природе другом. | Упражнения на формирование умения: - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задач; - отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса; - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; - извлекать информацию из различных источников. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
| 1 |
25 |
| Устные приёмы вычитания вида 30 – 7. Лекарственные растения. | Упражнения на формирование умения: - моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.); - сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; - определять с помощью специальной литературы лекарственные растения. - различать съедобные и ядовитые грибы.
| 1 |
26 |
| Устные приёмы вычитания вида 60 – 24. Съедобные и ядовитые грибы. | 1 | |
27 |
| Устные приёмы сложения вида 26 + 7. Что такое экономика. | Упражнения на формирование умения: - записывать решения составных задач с помощью выражения; - объяснять ход решения задачи; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи; - отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса; - анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; - классифицировать предметы по характеру материала; - прослеживать производственные цепочки, моделировать их; - приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | 1 |
28 |
| Устные приёмы вычитания вида 35 – 8. Из чего что сделано? | 1 | |
29 |
| Выражения с переменной. Как построить дом? | Упражнения на формирование умения: - вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы; - использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях. - рассказывать о строительстве городского и сельского домов; -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; - рассказывать о строительных объектах в своём селе. | 1 |
30 |
| Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Какой бывает транспорт?
| Упражнения на формирование умения: - читать, записывать, и решать уравнения; - классифицировать средства транспорта. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 |
31 |
| Письменный приём сложения вида 45 + 23. Все профессии важны.
| Упражнения на формирование умения: - применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком; - выполнять вычисления и проверку; - рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; - распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. | 1 |
32 |
| Письменный приём вычитания вида 57 – 26. В гости к зиме. | 1 | |
33 |
| Письменный приём сложения вида 37 + 48. Зимние погодные явления. Осадки. | 1 | |
34 |
| Письменный приём вычитания вида 52-24. Мы - следопыты. | 1 | |
35 |
| Проверка вычитания сложением и вычитанием. Строение тела человека. | Упражнения на формирование умения: - выполнять проверку правильности вычислений; - использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений; - называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. | 1 |
36 |
| Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Режим дня и личная гигиена. | Упражнения на формирование умения: - выполнять проверку сложения и вычитания в пределах 100 (письменные вычисления); - рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; - формулировать правила личной гигиены. Упражнения на развитие внимания. | 1 |
37 |
| Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Берегись автомобиля! | Упражнения на формирование умения: - различать прямой, тупой и острый угол; - чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. - моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - различать дорожные знаки; -формулировать правила движения по загородной дороге. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
38 |
| Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение текстовых задач. Школа пешехода. | Упражнения на формирование умения: - решать текстовые задачи арифметическим способом; - записывать решения с помощью выражения; - объяснять ход решения задачи; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи; - формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
| 1 |
39 |
| Письменный приём сложения вида 37 + 48. Домашние опасности. | Упражнения на формирование умения: - применять письменные приёмы сложения двузначных чисел с записью вычислений столбиком; - выполнять вычисления и проверку; - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - формулировать правила безопасного поведения в быту. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 |
40 |
| Письменный приём вычитания вида 52-24. Пожар. | Упражнения на формирование умения: - применять письменные приёмы вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком; - выполнять вычисления и проверку; - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 |
41 |
| «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. На воде и в лесу. | Упражнения на формирование умения: - выбирать заготовки в форме квадрата; - читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами; - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
|
| Умножение и деление - 7 ч. |
| |
42 |
| Смысл действия умножения. Опасные незнакомцы. | Упражнения на формирование умения: - моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей; - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
43 |
| Задачи на умножение. Правила поведения у водоемов. | Упражнения на формирование умения: - решать текстовые задачи на умножение; - заменять сложение умножением; - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. | 1 |
44 |
| Название компонентов и результата умножения. Наша дружная семья. | Упражнения на формирование умения: - различать названия компонентов и результата умножения; - рассказывать по семейным фотографиям и тематическим рисункам о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. | 1 |
45 |
| Приёмы умножения 1 и 0. Родословная. | Упражнения на формирование умения: - умножать 1 и 0 на число; - отбирать фотографии из семейного архива; - составлять родословное древо семьи. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
46 |
| Переместительное свойство умножения. Правила поведения в школе. | Упражнения на формирование умения: - умножать 1 и 0 на число; -использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; - использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения; - рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. | 1 |
47 |
| Деление. Конкретный смысл действия деление. Правила вежливости. | Упражнения на формирование умения моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми - формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. | 1 |
48 |
| Названия компонентов и результата деления. Ты и твои друзья. | Упражнения на формирование умения: - использовать математическую терминологию; - обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; - формулировать правила этикета в гостях. | 1 |
|
| Табличное умножение и деление – 10 ч. |
| |
49 |
| Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Мы – зрители и пассажиры. | Упражнения на формирование умения: - использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления; - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
50 |
| Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Посмотри вокруг. | Упражнения на формирование умения: - решать задачи с величинами цена, количество, стоимость. - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - анализировать текст карточки; - формулировать вывод о форме Земли. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 |
51 |
| Приёмы умножения числа 2. Ориентирование на местности. | Упражнения на формирование умения: - обобщить различные способы вычислений; - выполнять умножение с числом; - находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | 1 |
52 |
| Таблица деления на 2. Формы земной поверхности. | Упражнения на формирование умения: -выполнять деление с числом 2. - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). | 1 |
53 |
| Умножение числа 3 и на 3. Водные богатства. Водоёмы Красноярского края. | Упражнения на формирование умения: -выполнять умножение с числом 3; - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки; - рассказывать о водных богатствах своего края; Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. | 1 |
54 |
| Деление на 3. В гости к весне.
| Упражнения на формирование умения: - выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умножения; - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
55 |
| Таблица деления на 3. Весна. | Упражнения на формирование умения: - выполнять деление с числом 3; - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; Упражнения на развитие логического мышления. | 1 |
56 |
| Числовые выражения. Уравнения. Россия на карте. | Упражнения на формирование умения: - сравнивать числа и записывать результат сравнения. Решать уравнения; -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
| 1 |
57 |
| Единицы длины. Города России. | Упражнения на формирование умения: - переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Упражнения на развитие быстроты реакции. | 1 |
58 |
| Единицы длины. Путешествие по Москве. Московский Кремль. | Упражнения на формирование умения: - переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними; - находить Москву на карте России; -отличать герб Москвы от гербов других городов; -находить на фотографии достопримечательности Кремля. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
|
| Повторение – 10 ч. |
| |
59 |
| Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы). Город на Неве. | Упражнения на закрепление формирования умений: - применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, - выполнять вычисления и проверку. Упражнения на формирование умения: - находить Санкт-Петербург на карте России; - описывать достопримечательности по фотографиям. Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. | 1 |
60 |
| Сложение и вычитание (устные и письменные приёмы) Карта России | Упражнения на закрепление формирования умений: - применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, - выполнять вычисления и проверку. Упражнения на формирование умения: - находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; Красноярский край. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 |
61 |
| Числовые выражения. Уравнения. Путешествие по планете. | Упражнения на: - совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи на деление и умножение. Упражнения на формирование умения: - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
| 1 |
62 |
| Числовые выражения. Уравнения. Путешествие по материкам. | Упражнения на закрепление формирования умений: - сравнивать числа и записывать результат сравнения. Решать уравнения. Упражнения на формирование умения: - находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. | 1 |
63 |
| Умножение и деление. Страны мира. | Упражнения на закрепление формирования умений: - применять письменные приёмы умножения и деления. Упражнения на формирование умения: - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - готовить сообщения о выбранных странах. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). | 1 |
64 |
| Умножение и деление. Впереди лето. | Упражнения на закрепление формирования умений: - применять письменные приёмы умножения и деления. Упражнения на формирование умения: - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных; - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
65 |
| Решение задач изученных видов. Лето. | Упражнения на закрепление формирования умений: - решать задачи арифметическим способом; - записывать решения с помощью выражения; - объяснять ход решения задачи. Упражнения на формирование умения: -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». Упражнения на развитие вербально – логического мышления. | 1 |
66 |
| Повторение пройденного за год. | Упражнения на повторение и закрепление сформированных за год умений. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 |
67 |
| Диагностика. | Итоговая диагностика и тестирование. | 1 |
68 |
| Диагностика. | Итоговая диагностика и тестирование. | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование и дидактический материал
Картотека материалов по темам (игры, тексты).
Наглядный материал (картинки).
Раздаточный материал.
Рабочая тетрадь на печатной основе.
Простой карандаш, набор цветных карандашей, ручка, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку.
Список литературы
1.Программа «Учись учиться» Е.В.Языкановой (М.: Экзамен, 2012, автор УМК Языканова Е.В.
2.Методический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1-4 класс» (М.: Экзамен, 2012, автор УМК Языканова Е.В.
3.Математика. 2 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
4.Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А.А.