СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа расчитана на обучающихся 3 класса по ФГОС ОВЗ (вариант 7.1), 68 часов, 1 год, 2 раза в неделю.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Утверждаю:
Директор школы
_________________
Приказ № ____ от ______ г.
Рабочая программа
«Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы детей, обучающихся по адаптированным программам»
для 3 класса ФГОС ОВЗ вариант 7.1
(групповые занятия)
Составитель:
учитель-дефектолог:
Е.В. Герасименко
2019 г.
Пояснительная записка
Целью программы является развитие познавательных процессов младших школьников, улучшение восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.
Характеристика коррекционного курса
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Частота занятий - 2 раза в неделю. Форма организации индивидуальное занятие.
Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия, возможной результативности коррекционной работы.
Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов, курсов коррекционно развивающей области: «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение и развитие речи (Литературное чтение)».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:
(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.)
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Планируемые результаты обучения по данной программе:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе;
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Система оценки достижения планируемых результатов
входящая диагностика (1-15 сентября);
текущий мониторинг - контрольно-измерительные материалы: (проверочные работы, диктанты, анализ письменных работ);
итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, на основе которого заполняется дефектологическое представление.
Содержание коррекционного курса
Введение в программу - 2 ч.
Вводное занятие. Диагностика.
Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением.
Сложение и вычитание – 4 ч.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Природа. Ценность природы для людей
Решение уравнений с неизвестным слагаемым, неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.
Человек.
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Наши проекты: «Богатства, отданные людям».
Геометрические фигуры. Общество.
Табличное умножение и деление - 28 ч
Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3. Что такое экология.
Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Природа в опасности! Охрана природы.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».
Таблица умножение и деления с числом 4. Эта удивительная природа.
Таблица умножение и деления с числом 5. Тела, вещества, частицы.
Таблица умножение и деления с числом 6. Разнообразие веществ
Таблица умножение и деления с числом 7. Воздух и его охрана.
Площадь. Сравнение площадей фигур. Вода.
Таблица умножение и деления с числом 8. Превращения и круговорот воды.
Таблица умножение и деления с числом 9. Берегите воду!
Решение задач. Что такое почва.
Зависимости между пропорциональными величинами - масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Разнообразие растений.
Зависимости между пропорциональными величинами - расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Солнце, растения и мы с вами.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Размножение и развитие растений.
Задачи на увеличение числа в несколько раз. Охрана растений.
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Разнообразие животных.
Умножение на 1. Кто что ест.
Умножение на 0. Размножение и развитие животных.
Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. Охрана животных.
Доли. В царстве грибов.
Окружность. Круг. Великий круговорот жизни.
Диаметр окружности (круга). Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
Единицы времени. Год, месяц. Мы и наше здоровье
Единицы времени. Сутки. Организм человека.
Задачи на кратное сравнение. Органы чувств.
Четные и нечетные числа. Надёжная защита организма.
Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Опора тела и движение.
Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Наше питание.
Внетабличное умножение и деление - 14 ч.
Умножение и деление круглых чисел. Дыхание и кровообращение.
Деление вида 80:20. Умей предупреждать болезни.
Умножение суммы на число. Здоровый образ жизни.
Прием умножения для случаев вида 23•4. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».
Умножение двузначного на однозначное число. Огонь, вода и газ.
Деление суммы на число. Чтобы путь был счастливым.
Деление двузначного на однозначное число. Дорожные знаки.
Делимое. Делитель. Кто нас защищает.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Опасные места.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Природа и наша безопасность.
Деление с остатком. Экологическая безопасность.
Решение задач на деление с остатком. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».
Случаи деления, когда делитель больше делимого. Чему учит экономика.
Проверка деления с остатком. Для чего нужна экономика.
Нумерация - 8 ч
Образование и названия трехзначных чисел. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Запись трехзначных чисел. Полезные ископаемые
Запись трехзначных чисел. Растениеводство.
Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. Животноводство.
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Какая бывает промышленность.
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Экономика родного края.
Сравнение трехзначных чисел. Что такое деньги.
Единицы массы. Государственный бюджет.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 8 ч.
Приемы устных вычислений.
Семейный бюджет.
Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200.
Экономика и экология.
Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90.
Золотое кольцо России.
Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. Музей путешествий.
Приемы письменных вычислений.
Наши ближайшие соседи.
Алгоритм сложения трехзначных чисел. На севере Европы.
Алгоритм вычитания трехзначных чисел. Что такое Бенилюкс.
Виды треугольников. В центре Европы.
Умножение и деление - 4 ч.
Приемы устного умножения и деления. По Франции и Великобритании.
Приемы письменного умножения на однозначное число. На юге Европы.
Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. По знаменитым местам мира.
Итоговая диагностика.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№ | Содержательные блоки тем | Кол-во часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Введение в программу.
| 2 | Слушают учителя-дефектолога (инструктаж). Отвечают на вопросы по теме. Выполняют задания по диагностике. |
2 | Сложение и вычитание | 4 | Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решают уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Решают задачи логического и поискового характера. |
3 | Табличное умножение и деление | 28 | Применяют правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычисляют значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Используют математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Используют различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий). Анализируют текстовые задачи и выполняют краткую запись задач разными способами, в том числе в табличной форме. Моделируют зависимости между величинами с помощью схематических чертежей. Решать задачи арифметическими способами. Сравнивают задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводят объяснения. Составляют план решения задачи. Действуют по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Выполняют задания логического и поискового характера. Оценивают результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализируют свои действия и управляют ими. Воспроизводят по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применяют знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Находят число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполняют задания творческого и поискового характера. Составляют рассказы, сказки с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализируют и оценивают составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирают и классифицируют информацию. Оценивают результат и ход работы. Воспроизводят по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применяют знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивают геометрические фигуры по площади. Находят площадь прямоугольника разными способами. Умножают числа на 1 и на 0. Выполняют деление 0 на число, не равное 0. Анализируют задачи, устанавливают зависимости между величинами, составляют план решения задачи, решают текстовые задачи разных видов. Чертят окружность (круг) с использованием циркуля. Классифицируют геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. Находят долю величины и величину по ее доле. Сравнивают разные доли одной и той же величины. Описывают явления и события с использованием величин времени. Переводят одни единицы времени в другие. Дополняют задачи-расчеты недостающими данными и решать их. Располагают предметы на плане комнаты по описанию. Работают (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивают результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализируют свои действия и управляют ими. |
4 | Внетабличное умножение и деление | 14 | Выполняют внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Используют правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивают разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Используют разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление Решают уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъясняют смысл деления с остатком, выполняют деление с остатком и проверяют правильность деления с остатком. Решают текстовые задачи арифметическим способом. Вычисляют значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв. Решают задачи логического и поискового характера, выполняют задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»; Выполняют преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составляют и решают практические задачи с жизненными сюжетами. Проводят сбор информации, чтобы дополнить условия задач с недостающими данными, и решают их. Составляют план решения задачи. Анализируют и оценивают результат работы. |
5 | Нумерация. | 8 | Читают и записывают трехзначные числа. Сравнивают трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменяют трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивают заданные числа. Устанавливают правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжают ее, или восстанавливают пропущенные в ней числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводят одни единицы массы в другие. Сравнивают предметы по массе. Читают и записывают числа римскими цифрами. Сравнивают позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел. Читают записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами. |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 8 | Выполняют устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивают разные способы вычислений, выбирать удобный. Применяют алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполняют эти действия с числами в пределах 1000. Контролируют пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Используют различные приемы проверки правильности вычислений. Различают треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называют их. Решают задачи творческого и поискового характера. |
7 | Умножение и деление | 4 | Используют различные приемы для устных вычислений. Сравнивают разные способы вычислений, выбирают удобный. Различают треугольники: прямоугольный, тупоугольный, Находят их в более сложных фигурах Применяют алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполняют эти действия. Используют различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
|
| Введение в программу - 2 ч. |
| |
1 |
| Вводное занятие. Диагностика. | Начальная диагностика и тестирование. | 1 |
2 |
| Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение изученного. | 1 |
|
| Сложение и вычитание – 4 ч. |
| |
3 |
| Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Природа. Ценность природы для людей | Формирование умения: - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | 1 |
4 |
| Решение уравнений с неизвестным слагаемым, неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Человек. | Формирование умения: - решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | 1 |
5 |
| Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | Формирование умения: - решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого; - умения рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать; - высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 |
6 |
| Геометрические фигуры. Общество. | Формирование умения: - обозначать геометрические фигуры буквами. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
|
| Табличное умножение и деление - 28 ч |
| |
7 |
| Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3. Что такое экология. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений; - аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 |
8 |
| Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Природа в опасности! Охрана природы. | Формирование умения: - выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме; - моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
| 1 |
9 |
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». | Формирование умения: - применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). | 1 |
10 |
| Таблица умножение и деления с числом 4. Эта удивительная природа. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
|
11 |
| Таблица умножение и деления с числом 5. Тела, вещества, частицы. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. | 1 |
12 |
| Таблица умножение и деления с числом 6. Разнообразие веществ | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
| 1 |
13 |
| Таблица умножение и деления с числом 7. Воздух и его охрана. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Упражнения на развитие логического мышления. | 1 |
14 |
| Площадь. Сравнение площадей фигур. Вода. | Формирование умения: - находить площадь прямоугольника разными способами; - сравнивать площади фигур. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
15 |
| Таблица умножение и деления с числом 8. Превращения и круговорот воды. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие быстроты реакции. | 1 |
16 |
| Таблица умножение и деления с числом 9. Берегите воду! | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
17 |
| Решение задач. Что такое почва.
| Формирование умения: - действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану; - объяснять ход решения задачи; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи, - устанавливать связи между понятиями. Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. | 1 |
18 |
| Зависимости между пропорциональными величинами - масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Разнообразие растений. | Формирование умения: - моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 |
19 |
| Зависимости между пропорциональными величинами - расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Солнце, растения и мы с вами. | Формирование умения: - моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. | 1 |
20 |
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Размножение и развитие растений. | Формирование умения: - применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. | 1 |
21 |
| Задачи на увеличение числа в несколько раз. Охрана растений. | Формирование умения: - действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану; - объяснять ход решения задачи; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи, - устанавливать связи между понятиями. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). | 1 |
22 |
| Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Разнообразие животных. | Формирование умения: - действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану; - объяснять ход решения задачи; - обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи, - устанавливать связи между понятиями. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
23 |
| Умножение на 1. Кто что ест. | Формирование умения: - умножать числа на 1; - классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов. Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
| 1 |
24 |
| Умножение на 0. Размножение и развитие животных. | Формирование умения: - умножать числа на 0; - выполнять деление 0 на число, не равное 0; - обнаруживать взаимосвязи в живой природе. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 |
25 |
| Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. Охрана животных. | Формирование умения: - умножать числа на 1 и на 0; - выполнять деление 0 на число, не равное 0; - объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных; - оценивать поступки людей по отношению к природе; - формулировать правила друзей природы; - анализировать, делать выводы. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. | 1 |
26 |
| Доли. В царстве грибов. | Формирование умения: - находить долю величины и величину по ее доле; - сравнить разные доли одной и той же величины; - объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей; - различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы. Упражнения на развитие внимания. | 1 |
27 |
| Окружность. Круг. Великий круговорот жизни. | Формирование умения: - чертить окружность (круг) с использованием циркуля; - моделировать различное расположение кругов на плоскости; - объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ; - моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
28 |
| Диаметр окружности (круга). Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | Формирование умения: - вычислять диаметр окружности (круга); - аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания; - делать сообщения в устной форме, работать в группах. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
29 |
| Единицы времени. Год, месяц. Мы и наше здоровье | Формирование умения: - описывать явления и события с использованием величин времени; - переводить одни единицы времени в другие; - объяснять, что такое органы и системы органов человека. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
30 |
| Единицы времени. Сутки. Организм человека. | Формирование умения: - описывать явления и события с ис-пользованием величин времени; - устанавливать связь между строением и работой органов человека. Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез. | 1 |
31 |
| Задачи на кратное сравнение. Органы чувств. | Формирование умения: - анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами; - составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов; - рассказывать об органах чувств по плану; - использовать тексты и иллюстрации, для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, - применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 |
32 |
| Четные и нечетные числа. Надёжная защита организма. | Формирование умения: - использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений; - объяснять что такое кожа, работа кожи; - оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; - анализировать, делать выводы, обобщать. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
| 1 |
33 |
| Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Опора тела и движение. | Формирование умения: - выполнять задания логического и поискового характера. - собирать и классифицировать информацию; - объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, - держать правильную осанку, анализировать, делать выводы. Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. | 1 |
34 |
| Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера). Наше питание. | Формирование умения: - выполнять задания логического и поискового характера. - собирать и классифицировать информацию; - объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; - выполнять правила рационального питания; - понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. Упражнения на развитие внимания. | 1 |
|
| Внетабличное умножение и деление - 14 ч. |
| |
35 |
| Умножение и деление круглых чисел. Дыхание и кровообращение. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 |
36 |
| Деление вида 80:20. Умей предупреждать болезни. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | 1 |
37 |
| Умножение суммы на число. Здоровый образ жизни. | Формирование умения: - выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами; - использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | 1 |
38 |
| Прием умножения для случаев вида 23•4. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». | Формирование умения: - использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение. - использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | 1 |
39 |
| Умножение двузначного на однозначное число. Огонь, вода и газ. | Формирование умения: - выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами; - использовать правила умножения на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | 1 |
40 |
| Деление суммы на число. Чтобы путь был счастливым. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. | 1 |
41 |
| Деление двузначного на однозначное число. Дорожные знаки. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 |
42 |
| Делимое. Делитель. Кто нас защищает. | Формирование умения: - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; - применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 |
43 |
| Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Опасные места. | Формирование умения: - решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя; - правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 |
44 |
| Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. Природа и наша безопасность. | Формирование умения: - решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя; - правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 |
45 |
| Деление с остатком. Экологическая безопасность. | Формирование умения: - разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком; - соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; - обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - высказывать своё мнение, доказывать его. Упражнения на развитие внимания. | 1 |
46 |
| Решение задач на деление с остатком. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». | Формирование умения: - разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. - составлять план решения задачи; - решать задачи на деление с остатком. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 |
47 |
| Случаи деления, когда делитель больше делимого. Чему учит экономика. | Формирование умения: - разъяснять смысл деления; - выполнять деление проверять правильность деления; - раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
48 |
| Проверка деления с остатком. Для чего нужна экономика. | Формирование умения: - разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
|
| Нумерация - 8 ч |
| |
49 |
| Образование и названия трехзначных чисел. Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Формирование умения: - читать и записывать трехзначные числа; - сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; - использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 |
50 |
| Запись трехзначных чисел. Полезные ископаемые | Формирование умения: - читать и записывать трехзначные числа; - заменять трехзначные числа суммой разрядных слагаемых. - различать важные полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике; - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
51 |
| Запись трехзначных чисел. Растениеводство.
| Формирование умения: - читать и записывать трехзначные числа; - заменять трехзначные числа суммой разрядных слагаемых; - сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются; - анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания. Упражнения на установление связи между понятиями. | 1 |
52 |
| Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. Животноводство. | Формирование умения: - устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа; - группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию; - переводить одни единицы массы в другие; - классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
53 |
| Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Какая бывает промышленность. | Формирование умения: - заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых; - упорядочивать заданные числа; - различать отрасли промышленности; - обнаруживать взаимосвязи между ними; - различать продукцию каждой отрасли промышленности; - сравнивать, обобщать, делать выводы. Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. | 1 |
54 |
| Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Экономика родного края. | Формирование умения: - группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию; - читать и записывать числа римскими цифрами; - сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел; - раскрывать роль экономики в жизни родного края; - делать сообщения в устной и письменной форме. Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. | 1 |
55 |
| Сравнение трехзначных чисел. Что такое деньги. | Формирование умения: - сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения; - объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 |
56 |
| Единицы массы. Государственный бюджет. | Формирование умения: - переводить одни единицы массы в другие; - сравнивать предметы по массе; - объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается; - осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; - анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
|
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 8 ч. |
| |
57 |
| Приемы устных вычислений. Семейный бюджет. | Формирование умения: - выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
| 1 |
58 |
| Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. Экономика и экология. | Формирование умения: - выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - обнаруживать связи между экономикой и экологией; - строить простейшие экологические прогнозы; - анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 |
59 |
| Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. Золотое кольцо России. | Формирование умения: - выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - находить на карте города Золотого кольца России; - приводить примеры достопримечательностей этих городов; - осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; - анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Упражнения на установления связи между понятиями. | 1 |
60 |
| Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. Музей путешествий. | Формирование умения: - выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - находить и показывать на карте города; - приводить примеры достопримечательностей этих городов; - осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; - работать с разными источниками информации; - делать сообщения в устной и письменной форме. Упражнения на развитие логического мышления.
| 1 |
61 |
| Приемы письменных вычислений. Наши ближайшие соседи. | Формирование умения: - использовать различные приемы проверки правильности вычислений; - применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000; - контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. - находить и показывать на карте страны и их столицы; - приводить примеры достопримечательностей разных стран. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 |
62 |
| Алгоритм сложения трехзначных чисел. На севере Европы. | Формирование умения: - применять алгоритмы письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000; - контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях; - рассказывать о стране по физической и политической картам; - дополнять эти сведения информацией из других источников; - анализировать, сравнивать, делать выводы. Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 |
63 |
| Алгоритм вычитания трехзначных чисел. Что такое Бенилюкс. | Формирование умения: - применять алгоритмы письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000; - контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях; - рассказывать о стране по физической и политической картам; - дополнять эти сведения информацией из других источников; - анализировать, сравнивать, делать выводы. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. | 1 |
64 |
| Виды треугольников. В центре Европы. | Формирование умения: - различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их; - рассказывать о стране по физической и политической картам; - дополнять эти сведения информацией из других источников; - анализировать, сравнивать, делать выводы. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. | 1 |
|
| Умножение и деление - 4 ч. |
| |
65 |
| Приемы устного умножения и деления. По Франции и Великобритании. | Формирование умения: - использовать различные приемы для устных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - рассказывать о стране по физической и политической картам; - дополнять эти сведения информацией из других источников; - анализировать, сравнивать, делать выводы. Упражнения на развитие логического мышления. | 1 |
66 |
| Приемы письменного умножения на однозначное число. На юге Европы. | Формирование умения: - использовать различные приемы проверки правильности вычислений; - рассказывать о стране по физической и политической картам; - дополнять эти сведения информацией из других источников; - анализировать, сравнивать, делать выводы. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. | 1 |
67 |
| Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. По знаменитым местам мира. | Формирование умения: - применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия; - ценить памятники истории и культуры; - осознавать необходимость бережного отношения к ним; - анализировать, сравнивать, делать выводы. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
| 1 |
68 |
| Итоговая диагностика. | Диагностика умений и навыков. | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1-4 класс» (М.: Экзамен, 2012, автор УМК Языканова Е.В.
Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Математика. 3 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир. 3 класс.
Простой карандаш, набор цветных карандашей, ручка, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку.
Комплект учебно-наглядных пособий.
Компьютер с лицензионным программным обеспечением.