Государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Мысковский детский дом – интернат для детей с ментальными нарушениями»
Министерства социальной защиты населения Кузбасса
Рассмотрено Утверждаю
на Методическом совете Директор ГКУ
Протокол № _____ Мысковский детский
от «___» _______202 г. дом – интернат для
детей с ментальными нарушениями
_______Т. В. Кельба
Приказ № __
от «___» ______202 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
на 2024-2025 учебный год
«Нейропсихологическая коррекция
детей с ограниченными возможностями здоровья»
Разработчик:
Дорош Олеся Вадимовна,
учитель-дефектолог
Мысковский ГО,
2024
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………......3
Актуальность программы………………………………………….....3
Направленность программы………………………………………….4
Цель и задачи программы…………………………………………......4
Структура и содержание программы………………………………...5
3.1 Структурные компоненты программы……………………………....5
3.2 Структурные компоненты занятий………………………………….5
3.3 Используемые методики для отслеживания результата………………………………………………………………....6
Ожидаемые результаты реализации программы……………………6
Тематическое планирование программы……………………………7
Список литературы………………………………………………….17
Пояснительная записка
Актуальность программы
Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития. Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Частая причина неуспеваемости учащихся (в том числе и с ОВЗ) – несформированность определенных структур головного мозга, в результате чего ребенок не справляется со школьной нагрузкой. Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер у таких детей приводит к различным функциональным нарушениям, таким как задержка психоречевого развития, повышенная двигательная активность, импульсивность поведения и низкий уровень саморегуляции. Однако вследствие пластичности мозга данные нарушения можно корректировать с использованием приемов нейропсихологической коррекции.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы позволяют, во-первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе трудностей, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные пути индивидуализированного подхода к ним в процессе обучения. Данная работа включает в себя растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, перекрестные телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики рук, а также функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.
1.2. Направленность программы.
Данная программа предлагает комплекс необходимых занятий (содержащих нейропсихологические упражнения) по коррекции трудностей в обучении детей с ОВЗ. Представленная коррекционная программа направлена на повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи, воображения, а также способствует формированию основных приемов учебной деятельности у детей.
Данная программа создает условия для развития у детей познавательных способностей и интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, тем самым обеспечивает основу успешного школьного обучения.
В качестве основной коррекционной технологии используются нейропсихологические упражнения различной направленности. Программа предусматривает возможность модификации содержания при выявлении положительной или отрицательной динамики.
Цель и задачи программы
Цель: коррекция и развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей с ОВЗ на основе нейропсихологических упражнений.
Задачи:
обеспечить формирование у детей приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой);
стимулировать у детей регуляцию и нормализацию мышечного тонуса с помощью растяжек и реципрокных упражнений;
развивать у детей крупную и мелкую моторику;
способствовать развитию у детей когнитивной сферы (внимания, памяти, мышления);
способствовать повышению у детей уровня саморегуляции и преодолению импульсивности в поведении.
Структура и содержание программы
3.1 Структурные компоненты программы
Диагностический
Основной
Завершающий
Формы работы – диагностика, коррекционно-развивающие занятия.
Количество занятий – 24 занятия по 30 минут;
Частота встреч – коррекционно-развивающие занятия – 1-2 раза в неделю;
3.2 Структурные компоненты занятий
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующей структуре:
разминка – направленана формирование положительного настроя на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы;
основная часть (дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара, игровые упражнения с элементами сенсорной интеграции, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и пространственной ориентации, упражнения на развитие произвольности поведения) – направлена на улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга, нормализацию гипер- и гипотонуса мышц, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий, развитие межполушарных связей, пространственной ориентации и волевой регуляции поведения;
заключительная часть (упражнения на совместное взаимодействие) – направлена на формирование навыка взаимодействия в группе.
3.3 Используемые методики для отслеживания эффективности реализации программы:
нейропсихологическая диагностика Глозман Ж.М., Ахутиной Т.В. – позволяет оценить нейропсихологический профиль ребенка с ОВЗ
модифицированный опросник для родителей/специалистов «Сенсорная интеграция» (К.С. Крановиц)
Ожидаемые результаты реализации программы
у детей повышается продуктивность деятельности и работоспособность;
у детей улучшается самоконтроль, снижается импульсивность поведения;
у детей развиваются пространственные представления, повышается концентрация внимания, улучшается память;
у детей формируются приемы тонкого анализа модально-специфической информации.
Тематическое планирование программы «Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми с ОВЗ»
№ занятия | Этап занятия | Используемые методики и упражнения |
Коррекция нарушений 1-го функционального блока мозга (регуляция тонуса и бодрствования) |
1 | | пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» |
| дыхательное упражнение «Вдох-выдох» растяжка «Фараон» упражнение двигательного репертуара «Лодочка» игра в мяч на балансировочной доске |
| упражнение «Башня из кулачков» |
2 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Качели» растяжка «Ванька-встанька» упражнение двигательного репертуара «Короткое и длинное бревнышко» игра в мяч на балансировочной доске |
Заключительная часть | упражнение «Рисуем вместе» |
3 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Замок» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Дровосек» растяжка «Росток» упражнение двигательного репертуара «Ползаем по-пластунски» упражнение «Зоопарк» (имитация движений животных) |
Заключительная часть | упражнение «Собираем пазлы» |
4 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Сердитый ежик» растяжка «Росток» глазодвигательные упражнения (язык неподвижен) упражнение «Шторм» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Хоровод» |
5 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Прогулка» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Надуй шарик» растяжка «Струночка» глазодвигательные упражнение (язык двигается за глазами) упражнение «Узнай запах» |
Заключительная часть | упражнение «Паровозик» |
6 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Листопад» растяжка «Марионетка» глазодвигательные упражнение (язык двигается в противоположную от глаз сторону) упражнение «Цапля/аист» |
Заключительная часть | упражнение «Путаница» |
7 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Белка» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Вырасти большой» растяжка «Дотянись» упражнение двигательного репертуара «Партизан на спине» упражнение «Прыжки с кочки на кочку» |
| Заключительная часть | упражнение «Волшебные картинки» |
8 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Бегемотик» растяжка «Бревнышко» упражнение двигательного репертуара упражнение «Партизан на животе» упражнение «Жонглер» |
Заключительная часть | упражнение «Путаница» |
Коррекция нарушений 2-го функционального блока мозга (получение, переработка и хранение поступающие информации) |
9 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Белка» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Задуваем свечу» упражнение «Повтори позу» упражнение «Рисунки на руке» упражнение «Сенсорные коробки» |
Заключительная часть | Упражнение «Делай, как я» |
10 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Часики» упражнение «Лабиринты» (право-лево, верх-низ) упражнение «Дорисуй предмет до целого» аппликация из кусочков бумаги |
Заключительная часть | упражнение «Делаем вместе» |
11 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Подарки» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Часики» упражнение «Робот» (право-лево, верх-низ) упражнение «Письмо в воздухе» упражнение «Определи на ощупь» |
Заключительная часть | упражнение «Строим башню из кубиков» |
12 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Насос» упражнение «Мяч по кругу» упражнение «Перекрестные шаги» упражнение «Фасоль и горох» |
Заключительная часть | упражнение «Шторм» |
13 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Смелый капитан» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Насос» упражнение «Назови соседей» упражнение «Лезгинка» упражнение «Мешочки с крупой» |
Заключительная часть | упражнение «Делай, как я» |
14 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Насос» упражнение «Зеркальное рисование» упражнение «Копирование фигур» упражнение «Волшебный мешочек» |
Заключительная часть | упражнение «Головомяч» |
15 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Весна» |
Основная часть | дыхательное упражнение «В лесу» упражнение «Сыщик» упражнение «Кулак-ребро-ладонь» упражнение «Шумящие коробочки» |
Заключительная часть | упражнение «Общий рисунок» |
16 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Регулировщик» упражнение «Графический диктант» упражнение «Колечки» упражнение «Узнай на слух» |
Заключительная часть | упражнение «Гномики» |
Коррекция нарушений 3-го функционального блока мозга (программирование, регуляция и контроль психической деятельности) |
17 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Снегопад» упражнение «Шаловливая минутка» упражнение «Кулачок-ладошка» игра с мячом «Запретное число» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Рисуем всей группой» |
18 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Трубач» упражнение «День-ночь» упражнение «Фонарики» игра с мячом «Запретная буква» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Путаница» |
19 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Семья» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Пружинка» упражнение «Тропинка-копна-кочки» упражнение «Дом-ежик-замок» игра с мячом «Животные и птицы» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Газета» |
20 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Ветряная мельница» упражнение «Пол-нос-потолок» упражнение «Перекрестные движения» игра с мячом «Цвета» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Стоим башню из кубиков» |
21 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Апельсин» |
Основная часть | дыхательное упражнение «Бабочки» упражнение «Да-нет» упражнение «Зайчик-коза-вилка» игра с мячом «Запретное движение» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Башня из кулачков» |
22 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Аист» упражнение «Молчу-шепчу-кричу» упражнение «Синхронное рисование двумя руками» игра с мячом «Запретная буква» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Клеевой дождик» |
23 | Вступительная часть | пальчиковая гимнастика «Елочка» |
Основная часть | дыхательное упражнение «В лесу» упражнение «Летает-не летает» упражнение «Лезгинка» игра с мячом «Да-нет» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Рисуем всей группой» |
24 | Вступительная часть | пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
Основная часть | дыхательное упражнение «Волна» упражнение «Море волнуется раз» упражнение «Стойкий оловянный солдатик» упражнение «Кулак-ребро-ладонь» игра с мячом «Части тела» (на балансировочной доске) |
Заключительная часть | упражнение «Шторм» |
Список литературы
Айрис Д. Ребенок и сенсорная интеграция. – Теревинф, 2018, – 272 с.
Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. - СПб.: Питер, 2004. – 356 с.
Богина Е.В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. – М: Флинта, 2018. – 312 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – 386 с.
Глозман Ж.М. Потанина В.Ю. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М: Айрис-пресс, 2015. – 143 с.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.: Академия, 2006. – 276 с.
Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – Теренвиф, 2017. – 240 с.
Колганова В.С. Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 400 с.
НабойкинаЕ.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб: Речь, 2006. – 144 с.
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. – 354 с.
Семенович А.В. Нейрокоррекция в детском возрасте. – Генезис, 2017. – 474 с.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.: Генезис, 2002. – 276 с.
Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей - М., 2005. – 219 с.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. – 389 с.
Экслайн В. Игровая терапия. – Издательство Института Психотерапии, 2007. – 416 с.