СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учителя-дефектолога «Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Частая причина неуспеваемости учащихся (в том числе и с ОВЗ) – несформированность определенных структур головного мозга, в результате чего ребенок не справляется со школьной нагрузкой. Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер у таких детей приводит к различным функциональным нарушениям, таким как задержка психоречевого развития, повышенная двигательная активность, импульсивность поведения и низкий уровень саморегуляции. Однако вследствие пластичности мозга данные нарушения можно корректировать с использованием приемов нейропсихологической коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Программа учителя-дефектолога «Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья»»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Мысковский детский дом – интернат для детей с ментальными нарушениями»

Министерства социальной защиты населения Кузбасса



Рассмотрено Утверждаю

на Методическом совете Директор ГКУ

Протокол № _____ Мысковский детский

от «___» _______202 г. дом – интернат для

детей с ментальными нарушениями

_______Т. В. Кельба

Приказ № __

от «___» ______202 г.









Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

на 2024-2025 учебный год

«Нейропсихологическая коррекция

детей с ограниченными возможностями здоровья»









Разработчик:

Дорош Олеся Вадимовна,

учитель-дефектолог







Мысковский ГО,

2024

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………......3

    1. Актуальность программы………………………………………….....3

    2. Направленность программы………………………………………….4

  1. Цель и задачи программы…………………………………………......4

  2. Структура и содержание программы………………………………...5

3.1 Структурные компоненты программы……………………………....5

3.2 Структурные компоненты занятий………………………………….5

3.3 Используемые методики для отслеживания результата………………………………………………………………....6

  1. Ожидаемые результаты реализации программы……………………6

  2. Тематическое планирование программы……………………………7

  3. Список литературы………………………………………………….17





























  1. Пояснительная записка

    1. Актуальность программы

Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития. Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Частая причина неуспеваемости учащихся (в том числе и с ОВЗ) – несформированность определенных структур головного мозга, в результате чего ребенок не справляется со школьной нагрузкой. Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер у таких детей приводит к различным функциональным нарушениям, таким как задержка психоречевого развития, повышенная двигательная активность, импульсивность поведения и низкий уровень саморегуляции. Однако вследствие пластичности мозга данные нарушения можно корректировать с использованием приемов нейропсихологической коррекции.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции  трудностей в обучении. Эти методы позволяют, во-первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе трудностей, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – определять оптимальные пути индивидуализированного подхода к ним в процессе обучения. Данная работа включает в себя растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, перекрестные телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики рук, а также функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.

1.2. Направленность программы.

Данная программа предлагает комплекс необходимых занятий (содержащих нейропсихологические упражнения) по коррекции трудностей в обучении детей с ОВЗ. Представленная коррекционная программа направлена на повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи, воображения, а также способствует формированию основных приемов учебной деятельности у детей.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных способностей и интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, тем самым обеспечивает основу успешного школьного обучения.

В качестве основной коррекционной технологии используются нейропсихологические упражнения различной направленности. Программа предусматривает возможность модификации содержания при выявлении положительной или отрицательной динамики.


  1. Цель и задачи программы

Цель: коррекция и развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей с ОВЗ на основе нейропсихологических упражнений.

Задачи:

  • обеспечить формирование у детей приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой);

  • стимулировать у детей регуляцию и нормализацию мышечного тонуса с помощью растяжек и реципрокных упражнений;

  • развивать у детей крупную и мелкую моторику;

  • способствовать развитию у детей когнитивной сферы (внимания, памяти, мышления);

  • способствовать повышению у детей уровня саморегуляции и преодолению импульсивности в поведении.


  1. Структура и содержание программы

3.1 Структурные компоненты программы

  • Этапы реализации программы

  1. Диагностический

  2. Основной

  3. Завершающий

  • Формы работы – диагностика, коррекционно-развивающие занятия.

  • Количество занятий – 24 занятия по 30 минут;

  • Частота встреч – коррекционно-развивающие занятия – 1-2 раза в неделю;

3.2 Структурные компоненты занятий

Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующей структуре:

  • разминка – направленана формирование положительного настроя на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы;

  • основная часть (дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара, игровые упражнения с элементами сенсорной интеграции, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и пространственной ориентации, упражнения на развитие произвольности поведения) – направлена на улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга, нормализацию гипер- и гипотонуса мышц, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий, развитие межполушарных связей, пространственной ориентации и волевой регуляции поведения;

  • заключительная часть (упражнения на совместное взаимодействие) – направлена на формирование навыка взаимодействия в группе.



3.3 Используемые методики для отслеживания эффективности реализации программы:


  • нейропсихологическая диагностика Глозман Ж.М., Ахутиной Т.В. – позволяет оценить нейропсихологический профиль ребенка с ОВЗ

  • модифицированный опросник для родителей/специалистов «Сенсорная интеграция» (К.С. Крановиц)



  1. Ожидаемые результаты реализации программы


  • у детей повышается продуктивность деятельности и работоспособность;

  • у детей улучшается самоконтроль, снижается импульсивность поведения;

  • у детей развиваются пространственные представления, повышается концентрация внимания, улучшается память;

  • у детей формируются приемы тонкого анализа модально-специфической информации.





  1. Тематическое планирование программы «Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми с ОВЗ»

занятия


Этап занятия

Используемые методики и упражнения

Коррекция нарушений 1-го функционального блока мозга (регуляция тонуса и бодрствования)

1

      1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

      1. Основная часть





        1. дыхательное упражнение «Вдох-выдох»

        2. растяжка «Фараон»

        3. упражнение двигательного репертуара «Лодочка»

        4. игра в мяч на балансировочной доске

      1. Заключительная часть

упражнение «Башня из кулачков»


2

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





        1. дыхательное упражнение «Качели»

        2. растяжка «Ванька-встанька»

        3. упражнение двигательного репертуара «Короткое и длинное бревнышко»

        4. игра в мяч на балансировочной доске

  1. Заключительная часть

упражнение «Рисуем вместе»


3

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Замок»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Дровосек»

  2. растяжка «Росток»

  3. упражнение двигательного репертуара «Ползаем по-пластунски»

  4. упражнение «Зоопарк» (имитация движений животных)

  1. Заключительная часть

упражнение «Собираем пазлы»

4

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Сердитый ежик»

  2. растяжка «Росток»

  3. глазодвигательные упражнения (язык неподвижен)

  4. упражнение «Шторм» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Хоровод»

5


  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Прогулка»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Надуй шарик»

  2. растяжка «Струночка»

  3. глазодвигательные упражнение (язык двигается за глазами)

  4. упражнение «Узнай запах»

  1. Заключительная часть

упражнение «Паровозик»


6

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Листопад»

  2. растяжка «Марионетка»

  3. глазодвигательные упражнение (язык двигается в противоположную от глаз сторону)

  4. упражнение «Цапля/аист»

  1. Заключительная часть

упражнение «Путаница»


7

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Белка»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Вырасти большой»

  2. растяжка «Дотянись»

  3. упражнение двигательного репертуара «Партизан на спине»

  4. упражнение «Прыжки с кочки на кочку»


  1. Заключительная часть

упражнение «Волшебные картинки»


8


  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Бегемотик»

  2. растяжка «Бревнышко»

  3. упражнение двигательного репертуара упражнение «Партизан на животе»

  4. упражнение «Жонглер»

  1. Заключительная часть

упражнение «Путаница»



Коррекция нарушений 2-го функционального блока мозга (получение, переработка и хранение поступающие информации)

9

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Белка»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Задуваем свечу»

  2. упражнение «Повтори позу»

  3. упражнение «Рисунки на руке»

  4. упражнение «Сенсорные коробки»

  1. Заключительная часть

Упражнение «Делай, как я»

10

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Часики»

  2. упражнение «Лабиринты» (право-лево, верх-низ)

  3. упражнение «Дорисуй предмет до целого»

  4. аппликация из кусочков бумаги

  1. Заключительная часть

упражнение «Делаем вместе»


11

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Подарки»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Часики»

  2. упражнение «Робот» (право-лево, верх-низ)

  3. упражнение «Письмо в воздухе»

  4. упражнение «Определи на ощупь»

  1. Заключительная часть


упражнение «Строим башню из кубиков»


12

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Насос»

  2. упражнение «Мяч по кругу»

  3. упражнение «Перекрестные шаги»

  4. упражнение «Фасоль и горох»

  1. Заключительная часть

упражнение «Шторм»


13

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Смелый капитан»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Насос»

  2. упражнение «Назови соседей»

  3. упражнение «Лезгинка»

  4. упражнение «Мешочки с крупой»

  1. Заключительная часть

упражнение «Делай, как я»


14

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Насос»

  2. упражнение «Зеркальное рисование»

  3. упражнение «Копирование фигур»

  4. упражнение «Волшебный мешочек»

  1. Заключительная часть

упражнение «Головомяч»


15


  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Весна»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «В лесу»

  2. упражнение «Сыщик»

  3. упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

  4. упражнение «Шумящие коробочки»

  1. Заключительная часть

упражнение «Общий рисунок»


16

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Регулировщик»

  2. упражнение «Графический диктант»

  3. упражнение «Колечки»

  4. упражнение «Узнай на слух»

  1. Заключительная часть

упражнение «Гномики»


Коррекция нарушений 3-го функционального блока мозга (программирование, регуляция и контроль психической деятельности)

17

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Снегопад»

  2. упражнение «Шаловливая минутка»

  3. упражнение «Кулачок-ладошка»

  4. игра с мячом «Запретное число» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Рисуем всей группой»


18

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Трубач»

  2. упражнение «День-ночь»

  3. упражнение «Фонарики»

  4. игра с мячом «Запретная буква» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Путаница»


19

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Семья»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Пружинка»

  2. упражнение «Тропинка-копна-кочки»

  3. упражнение «Дом-ежик-замок»

  4. игра с мячом «Животные и птицы» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Газета»


20


  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Ветряная мельница»

  2. упражнение «Пол-нос-потолок»

  3. упражнение «Перекрестные движения»

  4. игра с мячом «Цвета» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Стоим башню из кубиков»


21

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Апельсин»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Бабочки»

  2. упражнение «Да-нет»

  3. упражнение «Зайчик-коза-вилка»

  4. игра с мячом «Запретное движение» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Башня из кулачков»


22

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Аист»

  2. упражнение «Молчу-шепчу-кричу»

  3. упражнение «Синхронное рисование двумя руками»

  4. игра с мячом «Запретная буква» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Клеевой дождик»


23

  1. Вступительная часть


пальчиковая гимнастика «Елочка»

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «В лесу»

  2. упражнение «Летает-не летает»

  3. упражнение «Лезгинка»

  4. игра с мячом «Да-нет» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Рисуем всей группой»


24

  1. Вступительная часть


пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть





  1. дыхательное упражнение «Волна»

  2. упражнение «Море волнуется раз»

  3. упражнение «Стойкий оловянный солдатик»

  4. упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

  5. игра с мячом «Части тела» (на балансировочной доске)

  1. Заключительная часть

упражнение «Шторм»












Список литературы


  1. Айрис Д. Ребенок и сенсорная интеграция. – Теревинф, 2018, – 272 с.

  2. Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. - СПб.: Питер, 2004. – 356 с.

  3. Богина Е.В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. – М: Флинта, 2018. – 312 с.

  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – 386 с.

  5. Глозман Ж.М. Потанина В.Ю. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М: Айрис-пресс, 2015. – 143 с.

  6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.: Академия, 2006. – 276 с.

  7. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – Теренвиф, 2017. – 240 с.

  8. Колганова В.С. Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 400 с.

  9. НабойкинаЕ.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб: Речь, 2006. – 144 с.

  10. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.

  11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. – 354 с.

  12. Семенович А.В. Нейрокоррекция в детском возрасте. – Генезис, 2017. – 474 с.

  13. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.: Генезис, 2002. – 276 с.

  14. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей - М., 2005. – 219 с.

  15. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. – 389 с.

  16. Экслайн В. Игровая терапия. – Издательство Института Психотерапии, 2007. – 416 с.