СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Уроки родной (внеклассной) литературы в 5-11 классах" в условиях обновлённых ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе «Уроки родной (внеклассной) литературы» сделана попытка объединить все самые интересные и актуальные произведения отечественной литературы в единый блок. Учителя русского языка и литературы  Молчановского района Томской области работают по разным образовательным программам по литературе (авторы Полухина Е.В., Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Меркин Г.С. и др.),  содержание программ варьируется. Поэтому возникла необходимость объединить усилия педагогов и составить единый блок  преподавания  родной (внеклассной) литературы с 5 по 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Уроки родной (внеклассной) литературы в 5-11 классах" в условиях обновлённых ФГОС»

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу «Уроки родной (внеклассной) литературы» учителя русского языка и литературы МБОУ Наргинская СОШ

Богайчук Светланы Владимировны

Данная программа может быть использована в качестве внеклассных уроков по изучению произведений отечественных авторов, составлена с учетом требований ФГОС ООО и СОО и запросов обучающихся.

Программа рассчитана на 74 часа

Все произведения данной программы не идут в разрез с основным курсом преподавания литературы, углубляют изучение направлений, систематизируют материал, дополняют основной курс сведениями, расширяют знания по изучению литературы, обеспечивая тем самым успешную сдачу ГИА (ОГЭ и ЕГЭ).

Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально.

Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов: пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, ожидаемые результаты и способы проверки ожидаемых результатов, учебно-методический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение программы, список литературы и интернет-ресурсов, срок реализации программы.

Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения результативности в усвоении содержания курса. После изучения данной программы обучающийся сможет привести не менее двух аргументов из произведений отечественной литературы, избирая свой путь использования литературного материала.

Список используемой литературы и интернет-ресурсы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию программы.

Программа «Уроки родной (внеклассной) литературы» соответствует государственным требованиям и рекомендуется для использования учителями литературы на муниципальном и региональном уровнях.

Рецензент:

р уководитель ММО учителей русского языка и литературы

Молчановского района Толченникова В.В .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Наргинская средняя общеобразовательная школа»







Авторская программа.

Уроки родной (внеклассной) литературы в 5-11 классах

в условиях обновленных ФГОС

составлена на основе авторской программы Логиновой Марины Сергеевны и Табункиной Регины Николаевны «Мир вокруг – большой и разный…», опубликованной на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» за 2013-2014 учебный год в разделе «Преподавание литературы» festival.1september.ru/








составила: Богайчук Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Наргинская СОШ»












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Наргинская средняя общеобразовательная школа»













Уроки родной (внеклассной) литературы в 5-11 классах

в условиях обновлённых ФГОС





Богайчук Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Наргинская СОШ»

















Нарга-2024

СОДЕРЖАНИЕ:

стр.


  1. Пояснительная записка:

- обоснование выбора УМК

- обоснование разбивки содержания программы

- метапредметные связи, преемственность

- цель и задачи

  1. Ожидаемые результаты в соответствии с ФГОС

  2. Способы проверки ожидаемых результатов

  3. Характеристика КИМов

  4. Показатели успешности реализации программы

  5. Критерии оценивания

  6. Содержание программы учебного курса

  7. Календарно-тематическое планирование

  8. Учебно-методическое обеспечение программы

  9. Приложение

Пояснительная записка

Счастлив учитель, которому удается легко и

свободно перейти с учениками от простого чтения

к чтению сознательному и вдумчивому,

а отсюда — к изучению и анализу образцов

художественной литературы

без потери того наслаждения,

которое дает человеку искусство

С.Я.Маршак «Воспитание словом»

Современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Приходится «перекраивать» программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить что-то новое. Понятно, что важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература русская с её гуманистической направленностью.

В программе «Уроки родной (внеклассной) литературы» сделана попытка объединить все самые интересные и актуальные произведения отечественной литературы в единый блок. Учителя русского языка и литературы Молчановского района Томской области работают по разным образовательным программам по литературе (авторы Полухина Е.В., Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Меркин Г.С. и др.), содержание программ варьируется. Поэтому возникла необходимость объединить усилия педагогов и составить единый блок преподавания родной (внеклассной) литературы с 5 по 11 класс.

Преподавание родной литературы – это всегда актуальность, милосердие, чуткость, нравственность. Да, эти понятия в художественной литературе не новые. А вот подрастающему поколению мы должны помочь раскрыть истинный смысл нравственных ценностей и показать им, на чем держится мир, развить личную ответственность за свои поступки, воспитать отзывчивость, доброжелательность, понимание, талант.

Программа «Уроки родной (внеклассной) литературы» составлена в соответствии с учебным планом в 5-11 классах.

На уроки родной (внеклассной) литературы отводится ориентировочно 74 часа:

в 5 классе -13 часов,

в 6 классе – 15 часов,

в 7 классе – 10 часов,

в 8 классе – 13 часов,

в 9 классе – 9 часов,

в 10 классе – 13 часов,

в 11 классе – 11 часов

Программа объединяет в себе модули “Человек – это истинная ценность”, “Братья наши меньшие”, “Учись постигать красоту природы”, «Уроки нравственности» Причём, два первых модуля важны и актуальны в большей степени для обучающихся 5-8 классов, а вот 3 и 4 модули – для обучающихся 9-11. Уроки проводятся за счёт часов, предусмотренных учебным образовательным планом. Количество отведённых часов, содержание и объём изучаемого материала могут корректироваться по усмотрению учителя.

В программе «Уроки родной (внеклассной) литературы» рассматриваются произведения литературы во взаимодействии с другими видами искусства: живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации, театр, музыка.

Предметом изучения внеклассной литературы являются произведения, помогающие воспитывать толерантную личность, личность, способную сопереживать чужому горю, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, личность, умеющую видеть добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие и чёрствость, прекрасное и безобразное в человеческой жизни и природе. Авторы известны: В.П.Астафьев, А.Г.Алексин, Л.Н.Андреев, Ф.А.Абрамов, М.А.Булгаков, Б.Л. Васильев, М.Горький, В.Г. Короленко, В.Л. Кондратьев, И.А. Куприн, Е.И. Носов, А.И. Солженицын, В.Г.Распутин, И.С.Тургенев, В.М.Шукшин, Н.М. Рубцов, А.П.Платонов, К.Г.Паустовский, А.И.Приставкин, а также Л.Романова, З.Прилепин.

Программа построена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта ООО и СОО и Примерной программы по литературе.

Цель: воспитание высоконравственной личности через изучение произведений русской классической литературы

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся потребность в систематическом, системном, инициативном чтении

  • Создать представление о русской литературе как едином национальном достоянии

  • Воспитывать в процессе чтения нравственного человека и гражданина

  • Развивать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Ожидаемые результаты в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами

Область предметных требований:

    1. Начитанность учащихся, круг чтения, потребность в чтении и т.п.;

    2. Объём историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста (от фольклора до литературы XXI века).

    3. Объём теоретико-литературных знаний и способность объяснять их функциональное значение (род, жанр, элементы композиции, герой, авторская позиция, тропы и т.д.)

    4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия:

  • эмоциональная реакция: активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору и т.д.

  • уровень развития воображения: творческие пересказы (с изменением лица рассказчика), устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование, домысливание сюжета, реконструкция внесценических эпизодов драмы и т.д.

  • Осмысление содержания: репродуктивный уровень (пересказ), аналитический (вопросы к тексту) и т.д., составление плана содержания, сжатый пересказ, комментирование текста, ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера, рассмотрение композиции художественного произведения, сопоставление литературных произведений, сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

  • Реакция на художественную форму: пересказ, близкий к тексту, стилистический анализ, оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования и т.д.

5. Умения, связанные с анализом художественных произведений (развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении; сопоставление героев и ситуаций, определение авторской позиции и др.).

6. Литературно-творческая деятельность учащихся.

7. Уровень развития письменной и устной речи учащихся.

Область метапредметных требований:

  1. Умение работать с информацией разного типа: поиск, анализ, включение в деятельность;

  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  3. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность: планировать, реализовывать, оценивать.

  4. Умение формулировать проблемы, задачи. Структурировать материал, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

  5. Уметь формулировать проблему, создавать проблемную ситуацию, аргументировать актуальность проблемы:

  • Умение видеть проблему;

  • Умение ставить вопросы;

  • Умение выдвигать гипотезу;

  • Умение структурировать текст;

  • Умение работать с метафорами;

  • Умение наблюдать;

  • Умение и навыки проведения эксперимента;

  • Умение делать выводы и умозаключения;

  • Умение классифицировать;

  1. Умение давать определение понятиям;

  2. Умение включать в собственную учебную деятельность разные приёмы смыслового чтения;

  3. Умение организовывать совместную учебную деятельность, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации;

  4. Умение включать в свою деятельность ИКТ.

Область личностных задач:

- Развивать самосознание, позитивную самооценку, готовность открыто выражать свою позицию. Критичность, целеустремленность, настойчивость;

- Уважать ценность семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира

- Формировать у обучающихся системы ценностей, отношения к себе и другим.

Способы проверки ожидаемых результатов

Виды контроля

Промежуточный:

  • пересказ

  • выразительное чтение (в том числе наизусть)

  • развёрнутый ответ на вопрос

  • викторины

  • тесты

  • анализ эпизода

  • устное словесное рисование

  • анализ стихотворения

  • комментирование художественного текста

  • характеристика героя

  • конспектирование (лекции учителя, статьи учебника)

  • подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи

  • выразительное чтение текста художественного произведения

  • заучивание наизусть стихотворных текстов

  • устный или письменный ответ на вопрос

  • комментированное чтение

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.)

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение

Итоговый:

  • анализ стихотворения

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

  • творческий зачёт

  • защита проектов

ХАРАКТЕРИСТИКА КИМов

Формы контроля знаний и умений обучающихся по внеклассной литературе:

–самостоятельная работа (исследовательская; проектная, творческая (рисунки); синквейн)

  • краткая самостоятельная работа

  • викторины

  • кроссворды

  • беседа

  1. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления, активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

  2. Самостоятельная работа - работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Является необходимым этапом любой темы в курсе пропедевтики. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно с привлечением родителей. Работа выполняется без помощи учителя.

  3. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

  4. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

  5. Беседа по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему.

  6. Мини-сочинения


Критерии оценивания

осуществляются с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс (13 часов)

И был бы он (человек) счастлив тем,

Что есть мир прекрасный вокруг него

И что назначение его на земле – Творить добро.

(В. Астафьев)

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (4,5 часа)

Быть счастливым – творить добро…

  1. Андрей Платонов “Неизвестный цветок”(1час). Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему.

  2. Вс. М. Гаршин «Attаleа Princeps». Авторская сказка (0,5 часа)

  3. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья» (0,5 часа)

  4. Рассказ И. А. Бунина «Подснежник» (1 час)

  5. А.И. Приставкин «Золотая рыбка» (0,5 часа)

  6. В.А. Сухомлинский «Легенда о материнской любви» (0,5 часа)

  7. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». (0,5 часа)


Модуль “Братья наши меньшие” (4, 5 часа)

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

1. Н.Рубцов. Цикл стихов “Диво дивное”, стихотворения “Ворона”, “Воробей”, “Ласточка”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Жеребенок”. (1час) Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру. Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок.

2. К. Паустовский «Теплый хлеб» (1час). Смысл названия сказки. «Трудность добра»

3. Е. Носов «Трудный хлеб» (1час). Добро, умение оказывать помощь, “смысл названия рассказа”.

4. А.П.Чехов «Каштанка» (1 час)

5. Ю.Я. Яковлев «Багульник» (0,5 часа)

Модуль “Учись постигать красоту природы” (4 часа)

Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

1. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет “Весенний дождь”, Плещеев “Весна”, Тютчев “Весенние воды” (1час)

2. И. Бунин “Косцы” (1час). Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказах.

3. Поэты XX века о России и родной природе. И. Северянин “Цветы и ядоцветы” (1час)

4. Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». (0,5 часа)

5. Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба». (0,5 часа)


6 класс (15 часов)

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (2 часа)

Быть счастливым – творить добро…

1. В. Железников “Чучело” (2 часа). Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать.

Модуль “Братья наши меньшие” (2 часа)

1.Платонов “Корова” (1час). Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей.

2.Э. Сетон-Томпсон “Рассказы о животных” (1час). Поэтическое жизнеописание животных в рассказах.

Модуль “Учись постигать красоту природы” (2 часа)

Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

(Ф. Тютчев)

1.Пришвин “Кладовая солнца” (2 часа). Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.

Модуль «Уроки нравственности» (9 часов)

1. Леонардо да Винчи. Сказка «Щегол» (1 час). Мудрость преданий. Нравственный выбор.

2. А. Алексин «В тылу как в тылу» (2 часа). Военное детство. Жизнь в тылу. Потеря близких тебе людей.

3. С. Радзиевская «Болотные Робинзоны» (2 часа), война и дети.

4. А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (2 часа)

5. А.В. Маас «Сказка о черноокой принцессе» (1 час)

6. Ю.Кузнецова «Помощница ангела» (1 час). Взаимопонимание детей и взрослых.

7 класс (10 уроков)

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (2 часа)

Быть счастливым – творить добро…

1. И. Бунин “Лапти”(1час). Душевное богатство простого крестьянина.

2. Б.Екимов “Ночь исцеления” (1час). Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема “Как важно вовремя успеть”.

Модуль “Братья наши меньшие”(1 час)

    1. А.Н. Андреев “Кусака” (1час) Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Модуль “Учись постигать красоту природы”

Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык

Модуль «Уроки нравственности» (7 часов)

  1. А. Алексин «А тем временем где-то» (2 часа). Где-то кому-то сейчас намного труднее, чем тебе. Помоги ему.

  2. А.Платонов «Петька на даче» (1 час). Вера в красоту. Надежда на лучшее.

  3. А.В.Маас. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча» (1 час)

  4. В.Н.Крупин «Женя Касаткин». Детское сострадание. (1 часа)

  5. Е.А.Евтушенко «Картинка детства» (0,5 часа)

  6. Ю.Я.Яковлев Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Тема памяти поколений. (0,5 часа)

  7. В.О.Богомолов «Рейс Ласточки». Подвиг речников.(0,5 часа)

  8. Вс.Гаршин «Сигнал» (0,5 часа)

8 класс (13 часов)

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (2,5 часа)

Быть счастливым – творить добро…

1. К. Паустовский “Телеграмма” (2 часа). Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе.

2. А.А. Бестужев – Марлинский «Вечер на бивуаке» (0,5 часа)

Модуль “Братья наши меньшие” (0,5 часа)

1. Н.Рубцов “Жеребенок” (0,5 часа)

Модуль “Учись постигать красоту природы” (2 часа)

Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык

1. Н.Рубцов “Зимняя песня”, “Журавли”. Красота, величие природы (1 час).

2. В. Астафьев “Хвостик” (1час). Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому.

Модуль «Уроки нравственности» (8 часа)

    1. В.Шукшин «Материнское сердце» (1 час). Сила материнской любви.

    2. А.Алексин «Безумная Евдокия» (2 часа). Роковой поворот судьбы. «Самый счастливый день» (1 час)

    3. Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна» (1 час)

    4. Л. Пантелеев «Главный инженер». (1 час)

    5. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася» (1 час)

    6. В.Ф. Козлов . Рассказ «Сократ мой друг. (1 час)

    7. Последствия войны в рассказе А.П. Платонова «Возвращение» (1 час)

9 класс (9 часов)

Модуль “Человек – это величайшая ценность”(4 часа)

Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм

С. Залыгин

1. В. Распутин “Живи и помни”. (2 часа). Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении.

2. Б. Васильев “А зори здесь тихие…” (2 часа) Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия.

Модуль “Братья наши меньшие” (1 час)

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…

С. Есенин

1. А. Ким “Глаза бездомной собаки”. (1 час) Ответственность человека за тех, “кого приручил”. Человек – мера всего сущего на Земле.

Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира” (1 час)

Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

Д.С. Лихачёв

Сотри случайные черты,

И ты увидишь: мир прекрасен…

А. Блок

1. Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» (1 час)

Модуль «Уроки нравственности» (3 часа)

1. М.Булгаков «Собачье сердце» (2 часа)

2. В.Распутин «Женский разговор» (1 час). Разговор двух поколений, двух героинь.


10 класс (13 уроков)

Модуль “Человек – это величайшая ценность” (1 час)

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.

Д.С. Лихачёв

1. Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти» (1 час)

Модуль “Братья наши меньшие”

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…

С. Есенин

Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира” (1 час)

Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

Д.С. Лихачёв

Сотри случайные черты,

И ты увидишь: мир прекрасен…

А Блок

  1. Ю.Буйда «Химич» ( 1час)

Модуль «Уроки нравственности» (6 часов)

1. В.Кондратьев «Сашка» (2 часа). Гуманизм Сашки- солдата Великой Отечественной войны. Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им.

2. В.Быков «Сотников» (2 часа) Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.

3. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» (2 часа) Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».

4. К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. (2 час)

5. В. Кондратьев «Привет с фронта!», «Отпуск по ранению» (2 часа)

6. Захар Прилепин. «Белый квадрат». (1 час)



11 класс (11 часов)

Модуль “Человек – это величайшая ценность” ( 1час)

  1. В. Астафьев “Людочка”. (1 час) Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Модуль “Братья наши меньшие” (1 час)

  1. В. П. Астафьев “Царь-рыба” (1 час) Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность).

Модуль “Учись постигать красоту окружающего мира”

Модуль «Уроки нравственности» (9 часов)

1. В.П. Астафьев «Пастух и пастушка» (2 часа)

  1. В.П. Астафьев «Сибиряк» (1 час)

  2. В. А. Васильев «В списках не значился» (2 часа)

  3. М.Горький «Как поймали Семагу» (1 час)

  4. В.П.Астафьев «Макаронина» (1 час)

  5. Вл.Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых», «Параня» ( 2 часа)

Учебно-тематический план 5 класс ( 13 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

1

Андрей Платонов «Неизвестный цветок»

Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему.

Ролевое чтение, аналитическая беседа



1

Н.Рубцов. Цикл стихов «Диво дивное», стихотворения «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок»

Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру. Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок.

Выразительное чтение



1

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Смысл названия сказки. Трудность добра.

Письменная работа



1

Е. Носов «Трудный хлеб»

Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа»

Сочинение «Имя моего любимца»



1

Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет «Весенний дождь», Плещеев «Весна», Тютчев “Весенние воды”

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в стихотворениях

Выразительное чтение, пересказ эпизодов, словесное рисование



1

И. Бунин “Косцы”.

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в стихотворении.

Викторина



1

Поэты XX века о России и родной природе. И. Северянин “Цветы и ядоцветы”

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в стихотворении.

Сочинение «Как вы, ваши друзья и взрослые относитесь ко всему, что нас окружает»



0,5

Вс. М. Гаршин «Attаleа Princeps». Авторская сказка

Восприятие прекрасного.

Ролевое чтение, аналитическая беседа



0,5

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья»

Восприятие прекрасного.

Пересказ эпизодов, словесное рисование



1

Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа»

Ролевое чтение, аналитическая беседа



0,5

А.И. Приставкин «Золотая рыбка»

Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа»

Пересказ эпизодов, словесное рисование



0,5

В.А.Сухомлинский «Легенда о материнской любви»

Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа»

Ролевое чтение, аналитическая беседа



0,5

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в басне

Пересказ эпизодов, словесное рисование



1

А.П.Чехов «Каштанка»

Смысл названия рассказа

Ролевое чтение, словесное рисование



0,5

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща»

Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа»

Ролевое чтение, словесное рисование



0,5

Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа»

Тест https://multiurok.ru/tests/test-po-rasskazu-tsvetok-khleba-iu-ia-iakovleva.html



0,5

Ю.Я. Яковлев «Багульник»

Отношение к животным.

Тест https://multiurok.ru/tests/iu-ia-iakovlev-bagulnik.html



Учебно-тематический план 6 класс (15 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

2

В. Железников «Чучело»

Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать

Викторина, конкурс



1

Платонов «Корова»

Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей.

Беседа, словесное описание



1

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Поэтическое жизнеописание животных в рассказах.

Тестирование



2

Пришвин «Кладовая солнца»

Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.

Мини-сочинение «Любимый уголок природы Отзыв на сказку-быль



1

Леонардо да Винчи. Сказка «Щегол»

Мудрость преданий. Нравственный выбор.

Викторина, Мини-сочинение «Допишу сказку»



2

А. Алексин «В тылу как в тылу»

Военное детство. Жизнь в тылу. Потеря близких тебе людей.


Сочинение «Счастье- это…»



2

С. Радзиевская «Болотные Робинзоны», война и дети.

Жизнь детей и взрослых на оккупированной фашистами русской земле

Беседа, словесное описание



2

А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Помощь взрослым, престарелым и семьям воюющих солдат

Рассуждение



1

А.В. Маас «Сказка о черноокой принцессе»

Первая любовь. Подростки.

Беседа, словесное описание



1

Ю. Кузнецова «Помощница ангела».

Взаимопонимание детей и взрослых.

Беседа, словесное описание, тестирование



Учебно-тематический план 7 класс (10 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

1

И. Бунин «Лапти»

Душевное богатство простого крестьянина.

Аналитическая беседа



1

Б.Екимов «Ночь исцеления»

Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема “Как важно вовремя успеть”.

Тестирование



1

А.Н. Андреев «Кусака»

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Отзыв на рассказ «Кусака»



2

А. Алексин «А тем временем где-то»

Где-то кому сейчас намного труднее, чем тебе. Помоги ему.

Продолжить предложение «А тем временем где-то…»



1

А.Платонов «Петька на даче»

Вера в красоту. Надежда на лучшее.

Сочинение «Вернётся ли Петька на дачу?»



1

А.В.Маас. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча»

Подростки и мир вокруг их.

Рассуждение



1

В.Н.Крупин «Женя Касаткин».

Детское сострадание

Обсуждение проблемы



0,5

Е.А.Евтушенко «Картинка детства»

Яркие краски детства

Беседа



0,5

Ю.Я.Яковлев Рассказ – притча «Семья Пешеходовых»

Тема памяти поколений

Беседа



0,5

В.О.Богомолов «Рейс Ласточки».

Подвиг речников


Аналитическая беседа



0,5

Вс.Гаршин «Сигнал»

Нравственность – что это?

Рассуждение



Учебно-тематический план 8 класс (13 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

2

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе.

Сочинение «Милосердие начинается с собственной семьи»



0,5

Н.Рубцов «Жеребенок»

Одухотворённость природы, единство с ней человека

Мини-сочинение

«Почему так важно быть добрым ко всему живому?»



0,5

Н.Рубцов «Зимняя песня», «Журавли»

Красота, величие природы

Ответ на вопрос: «К чему призывает поэт в стихотворении»



0,5

В. Астафьев «Хвостик»

Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому.

Сочинение «Главное – быть сопричастным ко всему живому»



1

В.Шукшин «Материнское сердце»

Сила материнской любви.

Отзыв-сочинение о материнской любви



1

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Роковой поворот судьбы.

Викторина



0,5

А.А. Бестужев – Марлинский «Вечер на бивуаке»

Человек и судьба

Рассуждение



1

А. Алексин Самый счастливый день»

Семья в жизни человека – важная составляющая

Беседа, словесное описание



1

Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна»

У каждого человека должны быть люди, которым можно довериться

Анкетирование



1

Л. Пантелеев «Главный инженер».

Война и дети

Беседа, словесное описание



1

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»

Духовные и душевные качества, необходимые человеку

Рассуждение.



1

В.Ф. Козлов . Рассказ «Сократ мой друг.

Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Беседа, словесное описание



2

А.П. Платонова «Возвращение»

Последствия войны в рассказе

Анализ эпизодов



Учебно-тематический план 9 класс (9 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

2

В. Распутин «Живи и помни»

Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении.

Письменный ответ на вопрос: «Как помогло мне произведение в становлении моего характера?»



2

Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия.


Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие книги я бы хотела, чтобы прочитали мои дети?»



1

А. Ким «Глаза бездомной собаки».

Ответственность человека за тех, “кого приручил”. Человек – мера всего сущего на Земле.

Диспут



1

Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка»

Красота внешняя и внутренняя. Душа человека.

Аналитическая беседа,

Незаконченные предложения



2

М.Булгаков «Собачье сердце»

Нравственность и культура – главные критерии жизни человека

Викторина



1

В.Распутин «Женский разговор»

Разговор двух поколений, двух героинь.

Мини-сочинение «В чём права (не права) бабушка?»



Учебно-тематический план 10 класс (13 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

1

Ю.Буйда «Химич»

Богатый внутренний мир человека, не примечательного внешне.

Сочинение-анализ эпизода



2

В.Кондратьев «Сашка»

Гуманизм Сашки - солдата Великой Отечественной войны. Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им.

Сочинение по теме: «Не будь «Сашки», мне чего-то бы не хватало в жизни»



2

В.Быков «Сотников»

Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.

Сочинение по теме: «Дороги, которые мы выбираем»



2

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди»

Подготовить текст для выступления на семинарском занятии



1

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти»

Подростки и время. Личность героя. Буллинг.

Рассуждение



2

К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди».

Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Викторина



2

В. Кондратьев «Привет с фронта!», «Отпуск по ранению»

Любовь и красота, спасающие мир. Женщина и война

Подготовить текст для выступления



1

Захар Прилепин. «Белый квадрат»

Память и время. Что делать, чтобы забыть трагическое?

Брейн-ринг



Учебно-тематический план 11 класс (11 часов)

Кол-во часов

Тема урока

Идея урока

Форма контроля

Дата план

Дата факт

1

В.П.Астафьев «Людочка»

Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Урок-размышление, вывод по уроку «Для чего автор пишет это произведение?»



1

В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность).

Сформулировать 10 заповедей человечества по отношению к животным



2

В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»

Испытание войной.

Тестирование



1

В.П. Астафьев «Сибиряк»

Сила духа, мужество обычного русского солдата

Викторина



1

В.П.Астафьев «Макаронина»

Проявление доброты русского солдата. Старшие и младшие.

Викторина



2

В. А. Васильев «В списках не значился»

Испытание войной. «Я - русский солдат»

Мини-сочинение «Что значат слова «Я – Русский солдат?»



1

М.Горький «Как поймали Семагу»

Нравственность неизменна.

Мини-сочинение «Зачем человек живёт?»



2

Вл.Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых», «Параня»

Тяжелейшие годы коллективизации – испытание для народа

Аналитическая беседа



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


5 класс

Учебный материал

  1. Коровина В. Я. , Литература: 5 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.

  2. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение

  3. Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим… : 5 класс- М. : Просвещение

  4. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М : Просвещение.

  5. Е. Носов «Трудный хлеб»

  6. К. Паустовский «Теплый хлеб»

  7. Н.Рубцов. Цикл стихов

  8. Вс. М. Гаршин «Attаleа Princeps». Авторская сказка

  9. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья»

  10. Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

  11. А.И. Приставкин «Золотая рыбка»

  12. В.А.Сухомлинский «Легенда о материнской любви»

  13. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

  14. А.П.Чехов «Каштанка»

  15. Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща».

  16. Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба», «Багульник»


Дидактический материал

  1. Турьянская Б. И. Литература в 5 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД « Русское слово»- РС»

  2. Егорова Н.В. Литература. 5 класс. Поурочные разработки- М. Вако

  3. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.

6 класс

Учебный материал

  1. Литература. 6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение

  2. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.

  3. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение

  4. А. Алексин «В тылу как в тылу»

  5. В. Железников «Чучело»

  6. Леонардо да Винчи. Сказка «Щегол»

  7. А.Платонов «Корова»

  8. М.Пришвин «Кладовая солнца»

  9. Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

  10. А. Алексин «В тылу как в тылу»

  11. С.Радзиевская «Болотные Робинзоны»

  12. А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

  13. А.Г.Алексин «Самый счастливый день»

  14. А.В. Маас «Сказка о черноокой принцессе»

  15. Ю.Кузнецова «Помощница ангела».

Дидактический материал

  1. Турьянская Б. И.Литература в 6 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»

  2. Егорова Н.В. Литература 6 класс. Поурочные разработки- М. Вако

  3. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.

  4. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

7 класс

Учебный материал

  1. Литература. 7класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1, 2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение

  2. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение

  3. Коровина В. Я., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…. : 5 класс- М. : Просвещение

  4. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова. М. : Просвещение

  5. А.Н. Андреев «Кусака»

  6. И. Бунин «Лапти»

  7. Б.Екимов «Ночь исцеления»

  8. А.Платонов «Петька на даче»

  9. И.С. Тургенев «Бирюк»

  10. А. Алексин «А тем временем где-то»

  11. А.В.Маас. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча»

  12. В.Н.Крупин «Женя Касаткин». Детское сострадание

  13. Е.А.Евтушенко «Картинка детства»

  14. Ю.Я.Яковлев Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».

  15. В.О.Богомолов «Рейс Ласточки». Подвиг речников

  16. Вс.Гаршин «Сигнал»

Дидактический материал

  1. Турьянская Б. И. Литература в 7 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»

  2. Егорова Н.В. Литература 7 класс. Поурочные разработки- М. Вако

  3. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.

8 класс

Учебный материал

  1. Литература 8 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение

  2. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение

  3. Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем , думаем, спорим…. : 8класс- М. : Просвещение

  4. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 8 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.

  5. А. Алексин «Безумная Евдокия»

  6. В. Астафьев «Хвостик»

  7. К.Г. Паустовский «Телеграмма»

  8. Н.Рубцов «Жеребенок», «Зимняя песня», «Журавли»

  9. В. Шукшин «Материнское сердце»

  10. А.А. Бестужев – Марлинский «Вечер на бивуаке»

  11. В.Шукшин «Материнское сердце»

  12. А.Алексин «Безумная Евдокия», «Самый счастливый день»

  13. Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна»

  14. Л. Пантелеев «Главный инженер».

  15. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»

  16. В.Ф. Козлов . Рассказ «Сократ мой друг».

  17. Рассказ А.П. Платонова «Возвращение»

Дидактический материал

  1. Турьянская Б. И. Литература в 8 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»

  2. Егорова Н.В. Литература 8 класс. Поурочные разработки- М. Вако

9 класс

Учебный материал
  1. Литература. Русская классика. 9 класс. В двух частях. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2002 г.

  2. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2005г., 479 стр.

  3. М.Булгаков «Собачье сердце»

  4. Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

  5. Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка»

  6. А. Ким «Глаза бездомной собаки».

  7. В. Распутин «Живи и помни», «Женский разговор»


Дидактический материал
    1. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. (В помощь школьному учителю). М.: Вако, 2003 г., 400 стр.

    2. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы). Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1999 г., 192 стр.



10 класс

Учебный материал
  1. Русская литература XIX века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт.-сост Г.И. Беленький, Г.А. Красновский, С.А. Леонов и др. Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997г, 383 стр.

  2. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2005г.

  3. Ю.Бондарев «Горячий снег».

  4. Ю.Буйда «Химич»

  5. В.Быков «Сотников»

  6. В.Кондратьев «Сашка»

  7. А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

  8. Л. Романова «Мы приговариваем тебя к смерти»

Дидактический материал
  1. Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс. Методическое пособие. Серия «Поурочное планирование». - Санкт-Петербург: Паритет, 2001. – 128 с.

  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. В двух частях. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2003 г.

  3. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.

11 класс

Учебный материал
  1. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005.

  2. В.П.Астафьев «Людочка», «Пастух и пастушка», «Сибиряк», «Царь-рыба», «Макаронина»

  3. М.Горький «Как поймали Семагу»

  4. Б.Л.Васильев «В списках не значился»

  5. Вл.Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых», «Параня»

Дидактический материал

  1. Русская литература XX века. 11 класс. Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред Ю.И. Лыссого. - М.: Мнемозина, 1998. – 528 с.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. В двух частях. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2004.

Интернет ресурсы:

  1. lib.ru

  2. http://refrus.narod.ru

  3. http://www.fplib.ru

  4. http;//www.poiskknig.ru

  5. http://flibusta.ru

  6. http://book.ru

  7. http://bibliotekar.ru

  8. http://www.internet-biblioteka.ru

  9. hyttp://www.azlib.ru

  10. http://waplib.net

  11. http://www.flibusta.net

  12. http://www.litra.ru

  13. http://lk.vrnlib.ru/

  14. /ru.wikipedia.org/

  15. festival.1september.ru/