СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Уроки шахмат"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования кружка  «Уроки шахмат»  предназначена для одновременного обучения школьников разновозрастной группы,  проявляющих повышенный интерес к игре в шахматы. Программа дополнительного образования кружка  «Уроки шахмат»  предназначена для одновременного обучения школьников разновозрастной группы,  проявляющих повышенный интерес к игре в шахматы. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Уроки шахмат"»

Рабочая программа

шахматного кружка «Уроки шахмат»

для учащихся 1-6 классов,

2022-2025 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования кружка « Уроки шахмат» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под редакцией В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

Программа реализуется на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования».

Программа дополнительного образования кружка «Уроки шахмат» рассчитана на три года обучения, адресована учащимся начальной и основной школы состоит из трех модулей. Модуль первый «Азбука шахмат» для учащихся 1 - 4 класса первый год обучения, посвящен изучению элементарных основ шахматной игры. Изучению шахматной нотации, ознакомлению с историей происхождения шахмат, получению первоначальных навыков участия в соревнованиях.

Модуль второй «Грамматика шахмат» для учащихся 2 -5 класса второй год обучения, посвящен изучению основных шахматных законов, ознакомлению с основными тактическими идеями и приемам, выполнению норматива V - IV разряда.

Модуль третий «Арифметика шахмат» для учащихся 3 - 6 класса третий год обучения, посвящен изучению сложных комбинаций на сочетание идей, овладение техническими приемами, расширению и углублению полученных знаний, умений и навыков, выполнению норматива IV – III разряда.

Программа дополнительного образования кружка «Уроки шахмат» предназначена для одновременного обучения школьников разновозрастной группы, проявляющих повышенный интерес к игре в шахматы. Занятия проводятся регулярно один раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 45 минут, а также рекомендуется 2 – 3 раза в неделю заниматься самостоятельно, для этого учащиеся получают индивидуальные задания. Индивидуальные задания получают учащиеся, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же те учащиеся, которые способны изучить материал быстрей и глубже остальных.

В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения информационных компьютерных технологий во все отрасли деятельности человека. Не является исключением, и процесс обучения школьников шахматам с применением мультимедийных обучающих программ: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов» (шахматный материал подготовлен мастером из Латвии Николаем Журавлевым, известным тренером-методистом). Включение в учебный процесс компьютерных обучающих программ помогает, сделать этот процесс динамичным и наглядным, помогает организовать прохождение теоретического и практического материала в доступной наглядной для восприятия форме, позволяет повысить плотность занятии и эффективность. Компьютерная шахматная программа не дает начинающему игроку делать неверные ходы, у школьников развиваются навыки работы с компьютерной программой, как источником нужной информации. Последовательное применение обучающих программ,   помогает освоить начальные понятия стратегии, тактики миттельшпиля, эндшпиля, основы игры в дебюте, различные способы и приемы игры в шахматы. Использование компьютера на занятиях кружка позволяет экономить время на объяснение и демонстрацию, дает возможность рассмотреть отдельные приемы, позиций, зависимость одних от других и их взаимодействие.







Цель программы: выявление и развитие природных задатков

и способностей детей, способствующих успеху в шахматной игре.



Задачи

программы:





- природные задатки и способности детей, которые обеспечивают им успех в шахматной игре;

- логическое

мышление, память,

внимание,

наблюдательность,

усидчивость

и другие

качества личности.





- правилам

игры в шахматы;

- базовым игровым

приёмам шахматной игры;


-методам решения шахматных задач и упражнений.



- интерес

к интеллектуальной деятельности к освоению повышения уровня спортивного мастерства.

- настойчивость,

выдержку, волю,

спокойствие,

уверенность

в своих силах, стойкий характер.


Обучить: Воспитать: Развить:















Формы и методы работы.

Основные формы деятельности:

  • лекции, беседы, диспуты, практические занятия, индивидуальные задания;

  • конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, игры с компьютером;

  • турниры, соревнования, сеансы одновременной игры.


Методы обучения, применяемые при реализации данной программы:

  • словесные: рассказ,беседа,объяснение; наглядные: иллюстрации,демонстрации;наблюдение; аудио- визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);

  • практические: упражнения, задания.

  • Метод игры, метод стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы


Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

  • выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

  • развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.







СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.




Модуль первого года обучения «Азбука шахмат».


1. Вводное занятие (1 час).

Информация о работе кружка, цели, задачи, содержание работы. Организация занятий. Цель игры в шахматы. Правила поведения во время игры. Права и обязанности игроков.

2. История появления шахмат (1 час).

Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и в Россию. Великие люди и шахматы.

3. Начальная позиция (3 часа).

Понятие шахматной доски, шахматных фигур. Расстановка шахматных фигур на шахматной доске в начальной позиции. Пешечные заповеди.

Практические занятия. Знакомство с шахматной доской: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Знакомство с пешкой и ее месторасположением на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Игра пешкой.

4. Фигуры. Ходы и взятие фигур (5 часов).

Прямолинейная фигура. Легкие слоны. Шахматный конь. Могучая, сильная фигура. Главная фигура.

Практические занятия. Знакомство с фигурами, их местом расположения на исходной позиции, ходами и способностью взятия фигур противника. Игры с ограниченным набором фигур. Игра всеми фигурами из начального положения.

5. Первоначальные понятия (5 часов).

Шахматная нотация. Как записываются партии. Роль короля. Ситуации: шах, мат, ничья, пат. Рокировка. Превращение пешки. Ценность фигур. Практические занятия. Упражнения на запоминание правил шахматной нотации. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Игры с ограниченным набором фигур. Упражнения на мат различными фигурами. Простейшие этюды.

6. Тактика игры (4 часа).

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах отвлечение, завлечение, сочетание идей. Практические занятия. Упражнения на усвоение материала в специально подобранных позициях. Решение тематических этюдов.

7. Стратегия игры (3 часа).

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Разбор специально подобранных примеров.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных примеров.

8. Дебют (3 часа).

Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9. Эндшпиль (4 часа).

Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки Мат тяжелыми фигурами (ферзем, ладьей). «Детский мат».

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Игра с заданной позиции. Решение задач.

10. Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования (5 часов).

Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов, турниров.

Практические занятия. Решение конкурсных позиций (задач, этюдов) определение победителя конкурса. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий. Учебно-тренировочные игры, тестовые задания. Шахматный турнир.


Тематический план занятий первого года обучения.


п./п.

Наименование

темы

Количество часов


Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

Использование ИКТ, мультимедийной обучающей программы: «Шахматная школа для начинающих».

2.

История появления

шахмат

1

1

-

3.

Начальная позиция

3

1

2

4.

Фигуры. Ходы и взятие фигур

5

2

3

5.

Первоначальные понятия

5

2

3

6.

Тактика игры

4

2

2

7.

Стратегия игры

3

1

2

8.

Дебют

3

1

2

9.

Эндшпиль

4

2

2

10.

Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

5

1

4

Всего

34

14

21






Модуль второго года обучения «Грамматика шахмат».


1. Вводное занятие (1 час).

Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Краткая история шахмат (2 часа).

Классификационная система.Русские и советские шахматисты. Борьба за первенство мира. Различные системы проведения шахматных соревнований. Шахматные разряды и звания. Шахматные часы. Шахматный кодекс.

3. Тактика игры (4 часа).

Атака короля противника. Основные тактические приемы. Классическая жертва слона. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Использование слабостей противника.

Практические занятия. Разыгрывание с партнером тематических позиций. Упражнения на нахождение способов атаки короля в специально подобранных позициях. Решение тематических этюдов.

4. Стратегия игры (3 часа).

Принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур. Мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии.

Практические занятия. Упражнения на нахождение способов решения типовых позиций. Разбор и разыгрывание с партнером тематических позиций середины партии.

5. Дебют (6 часов).

План в дебюте. Дебютные принципы. Связь дебюта с миттельшпилем. Гамбиты. Основные идеи развития дебюта. Борьба за центр. Безопасность короля. Основные идеи и варианты королевского гамбита, шотландской и итальянской партий.

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

6. Миттельшпиль (4 часов).

Основные идеи миттельшпиля. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Двойной удар. Коневые и пешечные вилки. Связка, полусвязка. Как бороться со связками. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.     Комбинация на завлечение. Блокировка. Комбинация на отвлечение. Принципы реализация материального преимущества.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций с середины партии на: целесообразное развитие фигур, мобилизацию сил, определение ближайшей и последующих задач.

7. Эндшпиль (6 часов).

Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Пешечные слабости. Окончание с проходными пешками. Легкая фигура против пешек. Легкофигурный эндшпиль. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладейные окончания: взаимодействие короля и ладьи, ладья против пешек, ладья и пешка против ладьи. Атака в эндшпиле.

Практические занятия. Отработка приемов эндшпиля путем анализа специально подобранных позиций. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных типовых эндшпильных позиций, решение задач.

8. Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

(8 часов).

Практические занятия. Решение шахматных задач, конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Проведение сеансов одновременной игры (в том числе тематических по изучаемым дебютам) с последующим разбором партий. Тестовые контрольные задания. Школьный турнир, участие в районном шахматном турнире.



Тематический план занятий второго обучения.

п./п.

Наименование

темы

Количество часов


Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

Использование ИКТ, мультимедийных обучающих программ: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов».

2.

Краткая история шахмат. Классификационная система

2

1

1

3.

Тактика игры

4

2

2

4.

Стратегия игры

3

1

2

5.

Дебют

6

3

3

6.

Миттельшпиль

4

2

2

7.

Эндшпиль

6

3

3

8.

Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

8

-

8

Всего

34

13

21




Модуль третьего года обучения «Арифметика шахмат».

1. Вводное занятие (1 час).

Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Краткая история шахмат (2 часа).

Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.

3. Тактика игры (3 часа).

Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Комбинирование приемов.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных тематических позиций, решение тематических этюдов.

4. Стратегия игры (3 часа).

Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Комбинации на освобождение поля и линии.

5. Дебют (5 часов).

Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара.

Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов.

6. Миттельшпиль (5 часов).

Комбинации с мотивом «спертого мата» использования слабости последней горизонтали, разрушения пешечного центра, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты.

План игры. Оценка позиции. Центр, централизация. Открытие и полуоткрытие линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Форсированный переход в эндшпиль.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций и комбинаций на освобождение поля и линии. Мат на последней горизонтали.

7. Эндшпиль (6 часов).

Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле.

Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8. Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

(9 часов).

Решение конкурсных позиций, задач, тестовых контрольных заданий. Проведение сеансов одновременной игры (в том числе тематических). Анализ партий и типовых позиций. Квалификационные турниры. Участие в районных шахматных соревнованиях.


Тематический план занятий третьего года обучения.

п./п.

Наименование

темы

Количество часов


Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия


1.

Вводное занятие

1

1

-

Использование ИКТ, мультимедийной обучающей программы: «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов».

2.

Краткая история шахмат. Классификационная система

2

1

1

3.

Тактика игры

3

1

2

4.

Стратегия игры

3

1

2

5.

Дебют

5

2

3

6.

Миттельшпиль

5

3

2

7.

Эндшпиль

6

3

3

8.

Конкурсы, учебно-тренировочные игры, тестовые задания, соревнования

9

-

9

Всего

34

12

22



Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материала «Азбука шахмат» первого года обучения ученик научится:

  • определять базовые понятия и термины, применять полученные теоретические

знания на практике в процессе совместных занятий;

  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной

деятельности, объяснять правила выполнения действий во время игры;

  • выполнять основные тактические действия и приемы игры в шахматы в условиях

учебной и игровой деятельности, анализировать и находить ошибки, эффективно их

исправлять;

  • использовать занятия игры в шахматы в режиме дня для организации

индивидуального отдыха и досуга.



Получит возможность научиться:

  • соблюдать правила игры в шахматы и турнирного поведения, видеть и осознать свои ошибки;

  • проводить элементарные комбинации по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

  • планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур, определять последовательность событий;

  • планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника, разрешать конфликты на основе договорённости;

  • выполнять нормы этикета при игре в шахматы.


Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материала «Грамматика шахмат» второго года обучения ученик научится:

  • объяснять правила выполнения действий во время игры, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать позицию и преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий;

  • уверенно владеть тактическими приемами, и их сочетать, строить, и реализовывать свои стратегические планы,

  • иметь представление об организации шахматных соревнований, участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях;

  • определять базовые понятия и термины игры в шахматы, знать историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

  • использовать занятия игры в шахматы в режиме дня для организации

индивидуального отдыха и досуга.

Получит возможность научиться:

  • выполнять основные тактические действия и приемы игры в шахматы, знать, как разыгрываются основные дебюты и окончания;

  • применять полученные теоретические знания на практике в процессе совместных занятий;

  • проводить элементарные комбинации по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

  • планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур,

определять последовательность событий;

  • выполнять правила этикета при игре в шахматы,разрешать споры во время игры

корректно, обосную правильность своих действий;

  • планировать занятия игры в шахматы в режиме дня; планировать нападение на

фигуры противника, организовать защиту своих фигур, определять

последовательность событий, продумывать несколько вариантов тактики.


Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материала «Арифметика шахмат» третьего год обучения, ученик научится:

  • определять базовые понятия и термины игры в шахматы, знать историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов;

  • разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства,

самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами;

  • уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать;

  • разрабатывать и реализовывать стратегические планы, читать планы противника, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов;

  • использовать занятия шахматами для организации индивидуального отдыха и досуга;

  • самостоятельно проводить и разыгрывать основные дебюты и окончания, осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину.

Получит возможность научиться:

  • записывать шахматную партию, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять тактические приемы на реализацию стратегических планов,

  • соблюдать правила этикета без напоминаний, признавать свое поражение;

  • участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно

  • понимать и ценить красоту шахматных комбинаций,


Портфельдостиженийшкольника:

  • грамоты, дипломы, благодарности;

  • присвоение спортивных разрядов;

  • призы за участие в соревнованиях, турнирах, конкурсах.


Информационно-методическое обеспечение:

литература для учителя и учащихся.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под редакцией В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

Бронштейн Д.И. Самоучитель шахматной игры. Москва «Физкультура и спорт», 1987 год. 248с.

Весела И. Шахматный букварь. Москва «Просвещение», 1983 год. 128с.

Дворецкий М. и А.Юсупов. Школа будущих чемпионов. Издательство: «Фолио» Харьков, 1997год. 272с.

Журавлев Н.И. Шаг за шагом. Москва «Физкультура и спорт», 1986 год. 288с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Издательство: Народное образование, 1998 год. 256с.

Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. Москва «Просвещение», 1991 год. 158с.

Гик Е.А. Беседы о шахматах. Москва «Просвещение», 1985год. 160с.

Гик Е.Я. Компьютерные шахматы. Издательство: М.:ФАИР – ПРЕСС, 1997год. 272с.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Диск программа «Шахматная школа». Издательство: АО «ИнформСистемы»1999 год.

Диск программа «Шахматная школа для подготовки IV-II разряда». Издательство: АО «ИнформСистемы»1999 год.

Электронные ресурсы:

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/09/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-ya-i-shakhmaty

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/26/rabochaya-programma-po-shakhmatam

  • http://gigabaza.ru/doc/69975-p2.html




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!