16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия, г.Гурьевск.
ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вокально-хоровая студия
Составитель:
Русских Лилия Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа объединения ДО «Вокально-хоровая студия» создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально – эстетического воспитания младших школьников.
Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Одно из ведущих мест в этом процессе принадлежит хоровому пению – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В студии вокально-хорового пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблево-хоровом пении, так и в сольном.
Вокальное пение вовлекает воспитанников в творческий процесс, способствует формированию способностей в области вокального искусства, развитию высокохудожественных эстетических вкусов. В тоже время, занимаясь по программе «Вокально-хоровое пение», воспитанники обязательно начинают понимать, что это не только яркие выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений, что можно проследить, анализируя их поведение в отношениях с товарищами и взрослыми, в отношении к делу. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в хоровом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Направленность программы.
По содержанию является художественно-эстетической; по функциональному
предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой и индивидуальной; по времени реализации – длительной подготовки.
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся в последовательности, сопровождающих систему практических занятий.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Вокально-хоровой ансамбль» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
К числу наиболее актуальных проблем относится:
-Создание условий для творческого развития ребенка.
-Развитие мотивации к познанию и творчеству.
-Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
-Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
-Укрепление психологического и физического здоровья.
Данная программа разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, а так же на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы: Овладение основами вокального-хорового и музыкального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
2. Развить навыки вокала, а именно:
- учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать
пение и заканчивать, слушать других;
- исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с
помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
3. Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова,
активно артикулировать;
4. Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
5. Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз),
различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
6. Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
7. Научить импровизировать.
Цели и задачи программы «вокально-хоровой студии» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в гимназии.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие)задачи:
-Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей.
-Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
-Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
-Владение способами саморегуляции поддержки здорового образа жизни.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
-планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
-взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческому использованию умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни.
В процессе освоения учебного материала у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить
необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри школы), так и выездных мероприятиях (концерты, конкурсы, фестивали). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между
произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
-формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Отличительные особенности программы:
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
отражаются:
В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность).
В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Основным видом деятельности студии является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:
-неформальная обстановка;
-игровые и соревновательные элементы.
Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная внеурочная деятельность:
-подготовка и участие в мероприятиях школы;
-проведение традиционных мероприятий на каникулах;
-концертная деятельность;
-взаимодействие с родителями;
-взаимодействие со школой;
-поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма).
Важнейшими дидактическими принципами являются:
принцип воспитывающего обучения, который выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения, формирование и развитие воли, настойчивости, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;
принцип сознательности и активности, который проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании репертуара. Основой сознательности в обучении является умственная и речевая активность обучающихся;
принцип наглядности – это один из важнейших принципов обучения. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению;
принцип систематичности и последовательности выражается в следующем:
преемственность занятий (учебный материал по годам обучения распределяется так, что каждый новый опирается на усвоенный);
комплектность в усвоении знаний (связь между предметами, изучаемыми в школе: музыка, мировая художественная культура, изобразительная деятельность).
принцип доступности обучения предполагает так же соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным способностям, уровню подготовленности детей, а так же учебному времени;
принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при котором ребёнок всегда в состоянии воспроизвести изучаемый материал в памяти.
Программа «Вокально-хоровой студии» предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в деятельности школы, на городских праздниках, посвященных разным памятным датам. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения: эстрадные песни, знакомые детские песни. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Образовательная программа реализовывается в студии и рассчитана на детей 7-11 летнего возраста, имеющих хотя бы малые вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству.
Форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающихся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Количество обучающихся в группах – 15 человек. Количество групп – две: младшая (7-8 лет) и средняя (9-11лет)
Формы организации вокально-хоровой деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известныхпедагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы | Количество часов |
| Младшая группа | Средняя группа |
Вводное занятие | 1 | 1 |
Знакомство с основными вокально- хоровыми навыками пения | 8 | - |
Охрана голоса | - | 1 |
Певческая установка | - | 5 |
Звукообразование. Музыкальные штрихи | 4 | 4 |
Дыхание | 4 | 4 |
Дикция и артикуляция | 4 | 4 |
Ансамбль. Унисон. | 6 | 5 |
Ансамбль. Элементы двухголосия | 3 | 4 |
Музыкально-исполнительская работа | 4 | 5 |
Ритм | 4 | 4 |
Сценодвижение | 6 | 6 |
Работа над репертуаром | 33 | 33 |
Концертная деятельность | 6 | 8 |
Итоговые занятия, творческие отчеты итого: | 4 87 | 4 88 |
Младшая группа (7-8 лет)
Цель:
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Учебно-тематический план младшей группы ( на 2017-2018 уч. год)
№ | Разделы | Общее количество часов | Количество часов |
практических | теоретических |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. | 8 | 4 | 4 |
3 | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 4 | 3 | 1 |
4 | Дыхание | 4 | 3 | 1 |
5 | Дикция и артикуляция | 4 | 4 | - |
6 | Ансамбль.Элементы двухголосного пения | 9 | 7 | 2 |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 4 | 4 | - |
8 | Ритм. | 4 | 4 | - |
9 | Сценодвижение | 6 | 6 | - |
10 | Работа над репертуаром | 33 | 31 | 2 |
11 | Концертная деятельность. | 6 | 6 | - |
12 | Итоговые занятия. Творческие отчеты | 4 | 4 | - Всего: 87 часа |
Содержание
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения
по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара.
Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам обучения воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Средняя группа (9-11 лет)
Цель:
создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов
двухголосия;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Учебно – тематический план средней группы (на 2017-2018 уч. год)
№ | Разделы | Общее количество часов | Количество часов |
практических | теоретических |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса | 1 | - | 1 |
3 | Певческая установка | 5 | 4 | 1 |
4 | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 4 | 3 | 1 |
5 | Дыхание | 4 | 3 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция | 4 | 3 | 1 |
7 | Ансамбль.Элементы двухголосного пения | 9 | 7 | 2 |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 5 | 4 | 1 |
9 | Ритм. | 4 | 3 | 1 |
10 | Сценодвижение | 6 | 4 | - |
11 | Работа над репертуаром | 33 | 31 | 2 |
12 | Концертная деятельность. | 8 | 8 | - |
13 | Итоговые занятия. Творческие отчеты | 4 | 4 | - Всего: 88 часа |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. 6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки.
Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература:
Белкина С.А. Учите детей петь. – М.: 1987.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Москва: Издательство «Музыка» - 1982
Афанасенко Е.Х., Клюнева С.А., Коняшов А.И. Детский музыкальный театр.- Волгоград:
Издательство «Учитель», 2009.
Кондратенко Н.Н. Музыка в школе. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
Леонтьева Е.А. Музыкальный букварь. – Саратов: «Лицей»,2000
Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009
Огородников Д.В. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. М.: 1994
Пекерская Е.М. Вокальный букварь.- М.: 1996
Программа педагога дополнительного образования. Составитель Усачева Н.П.-М.: 2008
Программа педагога дополнительного образования. Составитель Карамышева Е.В.-М.: 2016
Сизова Л.Н. Теоретические основы методики музыкального воспитания. – М.: 1997
Шакирова И.В. Музыка в сказке. – М.: «Лист», 2000
Школяр Р. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: 1998
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: 1999
Кроме того, для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы
определенные условия:
1.Наличие учебного оборудования (фортепиано, стулья, музыкальный центр, микрофоны, мультимидийное оборудование и др.)
2. Учебные пособия, дидактические материалы.
3. Фонограммы и ноты изучаемых песен.
4. Уютное эстетическое пространство для занятий с хорошей акустикой, сцена.