СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "В мире математики(алгебра)"(внеурочная деятельность 7кл)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа “В мире математики(алгебра)” предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 7-х классов. На занятиях ученикам предлагаются различные виды нестандартных задач: числовые ребусы, старинные, логические задачи, задачи на лабиринты, на разрезания, перекладывания, перекраивания, переливания, взвешивания, комбинаторные задачи, а также даются способы и методы их решения

Просмотр содержимого документа
«Программа "В мире математики(алгебра)"(внеурочная деятельность 7кл)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Столбовская средняя общеобразовательная школа»

Каменского района Алтайского края


Рассмотрено

Руководитель МО

Естественно-математического цикла ________М.И.Хохлова


Протокол № ___

от «___» ________ 2020 г.


Согласовано

Заместитель директора по

УВР МБОУ «Столбовская СОШ»

_____________В.В.Сенгер


«­­­____»_______________ 2020 г.


Утверждено

Директор МБОУ «Столбовская СОШ»

___________Н.В.Аржанникова


Приказ № ____________ от «___» _____________ 2020 г.










Программа внеурочной деятельности по математике

«В мире математики(алгебра)»

(общеинтеллектуальное направление)

на 2020- 2021 учебный год

для 7 класса

Срок реализации программы 1 год.








Программу составила:

Сорокина Елена Васильевна,

учитель математики











с. Столбово

2020





Пояснительная записка В настоящее время все более актуальной становится проблема развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей обстановки требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ.

Программа “В мире математики(алгебра)” предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 7-х классов. Данная программа соответствует основной стратегии развития школы:

  • ориентации нового содержания образования на развитие личности;

  • реализации деятельностного подхода к обучению;

  • обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.

Когда ребенок переходит из начальной школы на среднюю ступень обучения, он уже обладает определенными вычислительными навыками по выполнению действий с натуральными числами, умеет решать стандартные задачи двух – трех видов, но чаще всего у него не развиты способности к аналитической деятельности.

Программа данного объединения рассчитана на 34 часа (по 1часу один раз в неделю), всего 34 занятия. Продолжительность учебного часа 40 минут Срок реализации программы – 1 год.

Цель программы – создание условий для раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей высокомотивированных учащихся и детей с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей.

Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.

Главной задачей данной программы является формирование и развитие аналитических способностей у одаренных учеников, формирование исследовательских умений, а также развитие у них таких психических функций, как систематичность и последовательность мышления, способность к обобщению, сообразительность, память на числа, сосредоточение внимания, выдержку и настойчивость в работе.

1.Повысить качество образования учащихся.

2.Способность формирования творческого мышления в ходе решения задач.

3.Развитие логического мышления.

4.Развивать у учащихся интереса к математике.

5.Развивать у детей смекалку, настойчивость, целеустремлённость.

6.Показать широту применения математики в жизни.

Огромное внимание в программе уделяется нестандартным приемам быстрого и устного счета при выполнении арифметических действий с натуральными числами. В связи с тем, что на уроках чаще всего учителю не хватает времени на демонстрацию особых приемов и их отработку, тем более что не всем ученикам под силу их освоить, знакомить с такими способами можно на занятиях математического объединения. Устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений. Кроме того, знание особых приемов быстрого счета способствует развитию у ребенка аналитических способностей.

Обучению решению задач в математике уделяется много внимания, но единственным методом такого обучения на уроках является показ способов решения определенных видов стандартных задач и значительная, порой изнурительная практика по овладению ими. Решением нестандартных задач на уроках учащиеся практически не занимаются или делают это крайне редко. А ведь именно решение таких задач способствует углублению знаний учащихся, развитию их природных способностей и дарований, развитию логического, аналитического мышления, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу. Поэтому на занятиях ученикам предлагаются различные виды нестандартных задач: числовые ребусы, старинные, логические задачи, задачи на лабиринты, на разрезания, перекладывания, перекраивания, переливания, взвешивания, комбинаторные задачи, а также даются способы и методы их решения.

Предлагаемая программа ставит своей задачей создать у учащихся целостное представление о стандартных и нестандартных задачах, способах и схеме поиска их решения, развить общие умения решать любые математические задачи. Кроме того, программа способствует расширению кругозора школьников, дополняет обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, о математических фокусах, головоломках, вовлекает учеников в исследовательскую самостоятельную деятельность.

Работа осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности, современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, исследовательской (проблемно-поисковой), деятельностного подхода и другие. Учитывая физиологические и психологические особенности учащихся 7-х классов, занятия разнообразны как по содержанию, так и по организации учебной деятельности. Занятие включает в себя либо приемы устного счета, либо теоретические подходы к решению задач и, конечно, решение самих нестандартных задач, дополненные математическими играми, головоломками, биографическими миниатюрами, занимательным материалом. Каждое теоретическое положение рассматривается на какой – либо конкретной задаче, что позволяет активно вовлекать учащихся в процесс ее обсуждения и решения. Во время проведения занятий, посвященных изучению теории (поиск плана решения, методы решения нестандартных задач), уместна организация групповой работы школьников с целью развития самостоятельности мышления и исследовательских умений.

На протяжении всего периода работы с учащимися планируется выполнение творческих и исследовательских работ, соответствующих их способностям и интересам, с которыми они могут выступить на занятиях математического кружка, школьных и городских научно-практических конференциях.

Процесс учебной деятельности на занятиях ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Особое внимание должно быть уделено развитию математической культуры учащихся и их способностей.

В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • использования особых приемов устного счета;

  • решения стандартных и нестандартных задач;

  • исследовательской деятельности;

  • грамотного использования математического языка в устной и письменной речи;

  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации;

  • использования учебной и справочной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

 Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

 Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

 Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

 Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД

- уметь извлекать математическую информацию

- уметь выделять и формулировать познавательную цель; высказывать мысль, пользоваться литературой для поиска учебной информации по теме.

-способность использовать знако- символических средств математического языка

  • Регулятивные УУД

Обучающий научиться

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Обучающийся получит возможность научиться

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решений учебной задачи

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами

-принимать установленные правила в планирование и контроле способа решения

- уметь принимать и выполнять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

-умение давать оценку своей работе.

  • Коммуникативные УУД

- уметь слушать и вступать в диалог;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

- уметь использовать диалогическую и монологическую речь в общении

- уметь координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.

-допускать существования различных точек зрения

Предметные результаты:

Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, сообразительность, логические задачи.

 Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

 Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

 Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

 Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

 Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Содержание занятий включают небольшой по объему, но занимательный теоретический материал, упражнения, элементы тренинга, диагностические, интеллектуальные игры: познавательную, коммуникативную, исполнительскую, игровую и изобразительную.


Методы и приемы:

Наглядный метод  
• просмотр слайдов, презентаций;
• наблюдения; 

Словесный метод 
• беседы с элементами диалога

• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод 
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
Выполнение исследовательских работ 

Контроль и оценка планируемых результаты обучения:


  На протяжении всего периода кружковой работы с учащимися планируется выполнение творческих и исследовательских работ, соответствующих их способностям и интересам, с которыми они могут выступить на занятиях математического кружка, школьных и городских научно-практических конференциях.


-устранение негативного отношения к математике

- повышение положительных оценок в классном журнале,

-расширение кругозора учащихся

-повышение математической культуры

-формирование логического мышления

-применение математики в жизни

Для оценки планируемых результатов освоения программы проводятся следующие диагностики: на выявления сплочённости коллектива (в начале и в конце года), уровня тревожности, уровня развития творческой активности учащихся




Календарно- тематическое планирование

«В мире математики»


Тема

Количество

часов

Дата

1, 2

Математические ребусы

2


3, 4

Задачи, решаемые с конца

2


5, 7

Задачи в сказках, рассказах и стихах

3


8,9

Математическая карусель

3


10, 11

Задачи мудрецов

2


12

Математический бой

1


13,14

Решение нестандартных задач

2


15, 16

Инварианты

2


17, 18

Геометрические задачи

2


19, 20

Текстовые задачи

2


21, 22

Текстовые задачи (переливания)

2


23, 24

Логические задачи

2


25, 26

Арифметические задачи

2


27

Математическая карусель

1


28, 29

Взвешивания

2


30, 31

Раскраски

2


32, 33

Интеллектуальный марафон

2


34

Итоговое занятие

1



Литература


  1. Нестеренко Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. 1000 заданий. М.: АСТ-ПРЕСС, 2012

  2. Математическая олимпиада школьников «Юные дарования». Клио, 2011

  3. Фарков А.В. Математические олимпиады. Ко всем учебникам по математике за 5-8 классы. М.: «ВАКО», 2014

  4. Фотина И.В. Математика 5-9 классы. Развитие математического мышления, олимпиады, конкурсы. Волгоград, «Учитель», 2010




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!