Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Столбовская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района Алтайского края
Рассмотрено Руководитель МО Естественно-математического цикла ________М.И.Хохлова Протокол № ___ от «___» ________ 2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Столбовская СОШ» _____________В.В.Сенгер «____»_______________ 2020 г. | Утверждено Директор МБОУ «Столбовская СОШ» ___________Н.В.Аржанникова Приказ № ____________ от «___» _____________ 2020 г. |
Программа внеурочной деятельности по математике
«В мире математики(алгебра)»
(общеинтеллектуальное направление)
на 2020- 2021 учебный год
для 7 класса
Срок реализации программы 1 год.
Программу составила:
Сорокина Елена Васильевна,
учитель математики
с. Столбово
2020
Пояснительная записка В настоящее время все более актуальной становится проблема развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей обстановки требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ.
Программа “В мире математики(алгебра)” предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 7-х классов. Данная программа соответствует основной стратегии развития школы:
ориентации нового содержания образования на развитие личности;
реализации деятельностного подхода к обучению;
обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.
Когда ребенок переходит из начальной школы на среднюю ступень обучения, он уже обладает определенными вычислительными навыками по выполнению действий с натуральными числами, умеет решать стандартные задачи двух – трех видов, но чаще всего у него не развиты способности к аналитической деятельности.
Программа данного объединения рассчитана на 34 часа (по 1часу один раз в неделю), всего 34 занятия. Продолжительность учебного часа 40 минут Срок реализации программы – 1 год.
Цель программы – создание условий для раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей высокомотивированных учащихся и детей с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей.
Расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Главной задачей данной программы является формирование и развитие аналитических способностей у одаренных учеников, формирование исследовательских умений, а также развитие у них таких психических функций, как систематичность и последовательность мышления, способность к обобщению, сообразительность, память на числа, сосредоточение внимания, выдержку и настойчивость в работе.
1.Повысить качество образования учащихся.
2.Способность формирования творческого мышления в ходе решения задач.
3.Развитие логического мышления.
4.Развивать у учащихся интереса к математике.
5.Развивать у детей смекалку, настойчивость, целеустремлённость.
6.Показать широту применения математики в жизни.
Огромное внимание в программе уделяется нестандартным приемам быстрого и устного счета при выполнении арифметических действий с натуральными числами. В связи с тем, что на уроках чаще всего учителю не хватает времени на демонстрацию особых приемов и их отработку, тем более что не всем ученикам под силу их освоить, знакомить с такими способами можно на занятиях математического объединения. Устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений. Кроме того, знание особых приемов быстрого счета способствует развитию у ребенка аналитических способностей.
Обучению решению задач в математике уделяется много внимания, но единственным методом такого обучения на уроках является показ способов решения определенных видов стандартных задач и значительная, порой изнурительная практика по овладению ими. Решением нестандартных задач на уроках учащиеся практически не занимаются или делают это крайне редко. А ведь именно решение таких задач способствует углублению знаний учащихся, развитию их природных способностей и дарований, развитию логического, аналитического мышления, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу. Поэтому на занятиях ученикам предлагаются различные виды нестандартных задач: числовые ребусы, старинные, логические задачи, задачи на лабиринты, на разрезания, перекладывания, перекраивания, переливания, взвешивания, комбинаторные задачи, а также даются способы и методы их решения.
Предлагаемая программа ставит своей задачей создать у учащихся целостное представление о стандартных и нестандартных задачах, способах и схеме поиска их решения, развить общие умения решать любые математические задачи. Кроме того, программа способствует расширению кругозора школьников, дополняет обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, о математических фокусах, головоломках, вовлекает учеников в исследовательскую самостоятельную деятельность.
Работа осуществляется с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов познавательной деятельности, современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, исследовательской (проблемно-поисковой), деятельностного подхода и другие. Учитывая физиологические и психологические особенности учащихся 7-х классов, занятия разнообразны как по содержанию, так и по организации учебной деятельности. Занятие включает в себя либо приемы устного счета, либо теоретические подходы к решению задач и, конечно, решение самих нестандартных задач, дополненные математическими играми, головоломками, биографическими миниатюрами, занимательным материалом. Каждое теоретическое положение рассматривается на какой – либо конкретной задаче, что позволяет активно вовлекать учащихся в процесс ее обсуждения и решения. Во время проведения занятий, посвященных изучению теории (поиск плана решения, методы решения нестандартных задач), уместна организация групповой работы школьников с целью развития самостоятельности мышления и исследовательских умений.
На протяжении всего периода работы с учащимися планируется выполнение творческих и исследовательских работ, соответствующих их способностям и интересам, с которыми они могут выступить на занятиях математического кружка, школьных и городских научно-практических конференциях.
Процесс учебной деятельности на занятиях ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Особое внимание должно быть уделено развитию математической культуры учащихся и их способностей.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
использования особых приемов устного счета;
решения стандартных и нестандартных задач;
исследовательской деятельности;
грамотного использования математического языка в устной и письменной речи;
поиска, систематизации, анализа, классификации информации;
использования учебной и справочной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- уметь извлекать математическую информацию
- уметь выделять и формулировать познавательную цель; высказывать мысль, пользоваться литературой для поиска учебной информации по теме.
-способность использовать знако- символических средств математического языка
Обучающий научиться
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Обучающийся получит возможность научиться
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решений учебной задачи
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами
-принимать установленные правила в планирование и контроле способа решения
- уметь принимать и выполнять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
-умение давать оценку своей работе.
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
- уметь использовать диалогическую и монологическую речь в общении
- уметь координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.
-допускать существования различных точек зрения
Предметные результаты:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, сообразительность, логические задачи.
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Содержание занятий включают небольшой по объему, но занимательный теоретический материал, упражнения, элементы тренинга, диагностические, интеллектуальные игры: познавательную, коммуникативную, исполнительскую, игровую и изобразительную.
Методы и приемы:
Наглядный метод
• просмотр слайдов, презентаций;
• наблюдения;
Словесный метод
• беседы с элементами диалога
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
Выполнение исследовательских работ
Контроль и оценка планируемых результаты обучения:
На протяжении всего периода кружковой работы с учащимися планируется выполнение творческих и исследовательских работ, соответствующих их способностям и интересам, с которыми они могут выступить на занятиях математического кружка, школьных и городских научно-практических конференциях.
-устранение негативного отношения к математике
- повышение положительных оценок в классном журнале,
-расширение кругозора учащихся
-повышение математической культуры
-формирование логического мышления
-применение математики в жизни
Для оценки планируемых результатов освоения программы проводятся следующие диагностики: на выявления сплочённости коллектива (в начале и в конце года), уровня тревожности, уровня развития творческой активности учащихся
Календарно- тематическое планирование
«В мире математики»
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1, 2 | Математические ребусы | 2 | |
3, 4 | Задачи, решаемые с конца | 2 | |
5, 7 | Задачи в сказках, рассказах и стихах | 3 | |
8,9 | Математическая карусель | 3 | |
10, 11 | Задачи мудрецов | 2 | |
12 | Математический бой | 1 | |
13,14 | Решение нестандартных задач | 2 | |
15, 16 | Инварианты | 2 | |
17, 18 | Геометрические задачи | 2 | |
19, 20 | Текстовые задачи | 2 | |
21, 22 | Текстовые задачи (переливания) | 2 | |
23, 24 | Логические задачи | 2 | |
25, 26 | Арифметические задачи | 2 | |
27 | Математическая карусель | 1 | |
28, 29 | Взвешивания | 2 | |
30, 31 | Раскраски | 2 | |
32, 33 | Интеллектуальный марафон | 2 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Литература
Нестеренко Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. 1000 заданий. М.: АСТ-ПРЕСС, 2012
Математическая олимпиада школьников «Юные дарования». Клио, 2011
Фарков А.В. Математические олимпиады. Ко всем учебникам по математике за 5-8 классы. М.: «ВАКО», 2014
Фотина И.В. Математика 5-9 классы. Развитие математического мышления, олимпиады, конкурсы. Волгоград, «Учитель», 2010