СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа вариативного курса по математике для учащихся 5 класса "Математическая лестница"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся 5 класса к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

Просмотр содержимого документа
«Программа вариативного курса по математике для учащихся 5 класса "Математическая лестница"»


Программа вариативного курса по математике для учащихся 5 класса

"Математическая лестница"


Составила:

учитель математики и физики Ворнат Л.Н.

первой квалификационной категории.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс математики 5–го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.

Из года в год наблюдается рост детей с ослабленным здоровьем, что отрицательно сказывается на их успехах в обучении математике. Данная программа (предложенная комбинация и актуальность взятых тем) направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.



ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА: подготовить учащихся 5го класса к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.


ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:

развитие вычислительных умений и навыков до уровня, позволяющего использовать их при решении задач по математике и смежным дисциплинам;

развитие памяти, внимания и мышления.


ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА:

В соответствии с требованием программы по математике для 5 классов 80% учащихся должны:

-Производить в уме арифметические действия

-Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).

-Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.

-Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).

-При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.









ПРОГРАММА КУРСА

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Основы математики (10)

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.

знать: о разных системах счисления;

уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.

Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. Исторические сведения насыщены практическим материалом.

Делимость чисел (8 часов)

Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.

знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;

уметь: применять признаки делимости при решении задач.

На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученик, который "отобьётся" от всех возражений своих товарищей, почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. А раз почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.

Геометрическая составляющая школьного курса математики (16 часов)

Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

знать: свойства геометрических фигур;

уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.

При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.

Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.


Список литературы для учителя:

  1. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос, 1994.

  2. Смирнов В.Ф., Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М.: Новая школа, 1993.

  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: МИРОС, 1995.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +,2000

  5. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985.







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного материала

Кол-во часов

дата

Приме

чание


 Основы математики – 10 часов




1

Как люди научились считать

1



2

О разных системах счисления.

1



3,4

Приёмы устного счёта

2



5

Логика и смекалка

1



6,7

Математические игры

2



8,9

Приёмы рационального счёта

2



10

Математика в профессии родителей (сочинение)

1




Делимость чисел – 8 часов




11,12

Признаки делимости на 10, на 5, на 2.

2



13

Исторические сюжеты развития математики

1



14,15

Решение логических задач

2



16,17

Признаки делимости на4, на 6, на 8, на 11,на 15..

2



18

Вавилонская система счисления

1




Геометрическая составляющая школьного курса математики – 16 часов




19,20

Геометрия вокруг нас.

2



21,22

Геометрия танграмма

2



23,24

Старые русские меры. Решение задач

2



25,26

Занимательные игры с геометрическими

фигурами

2



27-29

Оригами как моделирование объектов

3



30,31

Задачи на разрезание и складывание фигур

2



32,33

Решение и составление кроссвордов

2



34

Итоговое занятие "Творцы математики".

1