Программа вариативного курса по математике для учащихся 5 класса
"Математическая лестница"
Составила:
учитель математики и физики Ворнат Л.Н.
первой квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс математики 5–го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Из года в год наблюдается рост детей с ослабленным здоровьем, что отрицательно сказывается на их успехах в обучении математике. Данная программа (предложенная комбинация и актуальность взятых тем) направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.
ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА: подготовить учащихся 5го класса к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА:
развитие вычислительных умений и навыков до уровня, позволяющего использовать их при решении задач по математике и смежным дисциплинам;
развитие памяти, внимания и мышления.
ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА:
В соответствии с требованием программы по математике для 5 классов 80% учащихся должны:
-Производить в уме арифметические действия
-Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
-Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
-Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
-При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
ПРОГРАММА КУРСА
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Основы математики (10)
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
знать: о разных системах счисления;
уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.
Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. Исторические сведения насыщены практическим материалом.
Делимость чисел (8 часов)
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.
знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;
уметь: применять признаки делимости при решении задач.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученик, который "отобьётся" от всех возражений своих товарищей, почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. А раз почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
Геометрическая составляющая школьного курса математики (16 часов)
Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
знать: свойства геометрических фигур;
уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.
При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.
Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.
Список литературы для учителя:
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос, 1994.
Смирнов В.Ф., Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М.: Новая школа, 1993.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: МИРОС, 1995.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +,2000
Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | дата | Приме чание |
| Основы математики – 10 часов | | | |
1 | Как люди научились считать | 1 | | |
2 | О разных системах счисления. | 1 | | |
3,4 | Приёмы устного счёта | 2 | | |
5 | Логика и смекалка | 1 | | |
6,7 | Математические игры | 2 | | |
8,9 | Приёмы рационального счёта | 2 | | |
10 | Математика в профессии родителей (сочинение) | 1 | | |
| Делимость чисел – 8 часов | | | |
11,12 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2. | 2 | | |
13 | Исторические сюжеты развития математики | 1 | | |
14,15 | Решение логических задач | 2 | | |
16,17 | Признаки делимости на4, на 6, на 8, на 11,на 15.. | 2 | | |
18 | Вавилонская система счисления | 1 | | |
| Геометрическая составляющая школьного курса математики – 16 часов | | | |
19,20 | Геометрия вокруг нас. | 2 | | |
21,22 | Геометрия танграмма | 2 | | |
23,24 | Старые русские меры. Решение задач | 2 | | |
25,26 | Занимательные игры с геометрическими фигурами | 2 | | |
27-29 | Оригами как моделирование объектов | 3 | | |
30,31 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 2 | | |
32,33 | Решение и составление кроссвордов | 2 | | |
34 | Итоговое занятие "Творцы математики". | 1 | | |