Рабочая программа внеурочной деятельности ИК «Хочу все знать» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Трудармейская СОШ» (далее ОУ) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить перед собой цель и организовать ее достижение, а также на развитие креативных качеств: гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативности.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: выявление у всех обучающихся творческих способностей и развитие у них познавательных, коммуникативных и интеллектуальных интересов.
Задачи программы:
− познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
− мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
− прививать младшим школьникам навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
− прививать интерес к исследовательской деятельности.
Курс «Хочу все знать» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: «создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
В основе практической работы программы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Содержание программы исследовательский клуб «Хочу все знать» связано со многими учебными предметами (математика, литературное чтение, окружающий мир).
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита проведенного исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Обучающийся должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций.
На курс «Хочу все знать» отводится 1 час в неделю в 1–4-х классах. Он входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление – «Общеинтеллектуальное».
Основу формирования исследовательских умений составляют два важных вида учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения детей.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Данная программа создана с учётом Примерной рабочей программы воспитания. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Воспитательная роль состоит в том, что изучение и применение знаний вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи.
Курс исследовательский клуб «Хочу все знать» носит развивающий характер. Его целью является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Хочу все знать» обладает отличительными особенностями:
– имеет практическую направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности обучающихся;
– в большинстве случаев проекты краткосрочны, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
– носит групповой характер, что будет способствовать формированию
коммуникативных умений (распределение обязанностей в группе, аргументирование своей точки зрения и др.);
– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
– обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Содержание учебного материала
1-й класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Что такое проекты?
Цели: определение значения понятия «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами обучающихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Презентация исследовательских работ обучающихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация.
Тема. Что такое проблема?
Цели: ознакомление с понятием проблема, формирование умения видеть проблему, развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с разных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Тема. Как мы познаем мир?
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с такими понятиями, как «наблюдение» и «эксперимент».
Наблюдение и эксперимент — способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Тема. Школа «почемучек»
Цели: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Тема. Удивительный вопрос
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Тема. Источники информации
Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Раздел 2 Самостоятельная исследовательская практика
Тема: Любимое число
Цели: обобщение знаний обучающихся о числах первого десятка, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Тема. Проект «Алфавит»
Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.
Цели: систематизация знаний об известных детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей обучающихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
Тема. Проект «Почему мы любим встречать Новый год»
Новогодние подарки.
Цели: привитие любви к традициям русского народа, формирование умений работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Тема. Проект «Игры наших дедушек и бабушек»
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цели: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Тема. Проект «Растения»
Цели: обобщение знаний о растениях, роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Ставрополье.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Тема. Проект «Симметрия вокруг нас»
Цели: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности (анализ и синтез), развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия :симметрия.
Тема. Проект «Сказки»
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки.
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Экспресс-исследование. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ обучающихся.
класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Цели: определение значения понятия «исследование», знакомство с его видами и ролью в жизни человека (обучающийся может высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий)
Тема. Что можно исследовать? Тренировочные занятия
Цель: уточнение основного круга вопросов при проведении исследования (ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования и смогут описать и сравнить основные методы исследования).
Тема. Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?
Цель: отбор материала по теме исследования, анализ игровой ситуации, мнений обучающихся.
Тема. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)
Цели: определение главного и второстепенного из представленного материала, выделение основных форм схем исследований.
Тема. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Коллективное занятие «Жилой дом»
Цель: представление результатов своей работы в виде доклада, знание основных правил успешного выступления.
Тема. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Экскурсия-наблюдение за воробьями
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Развитие умения видеть проблемы
Цель: развитие умения видеть проблемы.
Тема. Развитие умения выдвигать гипотезы
Цель: развитие умения выдвигать гипотезы.
Тема. Развитие умений задавать вопросы
Цель: развитие умения задавать вопросы.
Тема. Развитие умений классифицировать
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Меры длины. Задачи «на классификацию» с явными ошибками
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Развитие умений и навыков работы с парадоксами
Цель: развитие умений и навыков работы с парадоксами.
Тема. Знакомые незнакомцы(озеленение). Развитие умений наблюдать
Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.
Тема. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент
Цель: формирование навыков работы над отдельными этапами проекта. Тема. Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
Цель: обучение работе над отдельными элементами проекта.
Тема. Эксперименты с домашними животным
Цель: изучение повадок домашних животных.
Тема. Как оценивать идеи
Цель: обучение младших школьников умению оценивать идеи.
Тема. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения
Цель: обучение умению высказывать свои суждения и делать умозаключения.
Цель: обучение умению работать с текстом.
Тема. Развитие дивергентного и конвергентного мышления
Цель :формирование навыков составления рассказа на заданную тему. Задание: составление рассказа на заданную тему.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Защита проектов
Цель: обучение умению представлять свой проект.
3 класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Тема. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях
Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений обучающихся.
Практика: анкетирование обучающихся, опрос.
Тема. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме «Здесь живут мои родственники».
Тема. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Основные источники получения информации
Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Тема. Оформление списка литературы и электронных источников
Практика: правила оформления списка используемой литературы. Оформление списка электронных источников.
Тема. Методы исследования. Мыслительные операции
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Тема. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов
Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме «Результаты загрязнения окружающей среды».
Тема. Оформление работы. Подготовка доклада
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
Тема. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPower
Point
Зашита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама».
4 класс
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей Тема. Где мы живем. Символы Кемеровской области: герб, флаг, гимн
Цель: знакомство с понятиями «герб», «флаг», «гимн».
Понятие о символах Кемеровской области.
Понятия: герб, флаг, гимн.
Тема. Геология родного края
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.
Тема. Выдающиеся землепроходцы и исследователи землиКузнецкой Цель: знакомство с исследователями П. А. Чихачевым, П. Н. Крыловым, JI. И. Литугиным, М. Волковым.
Понятия: землепроходцы, исследователи.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Тема. Горы и равнины Кемеровской области
Цель: исследование гор и равнин Кемеровской области.
Понятия: Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.
Тема. Полезные ископаемые
Цель: исследование полезных ископаемых Кемеровской области. Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
Тема. Времена года и народные приметы
Цель: исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы.
Тема. Реки и озера Кемеровской области
Цель: знакомство с реками и озерами Кемеровской области.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
Тема. Почвы и природные зоны Кемеровской области
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Кемеровской области, отличительные особенности природных зон.
Тема. Растительный мир родного края
Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира Кузбасса.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
Тема. Животный мир родного края
Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Кемеровской области. Земноводные, живущие на территории Кузбасса. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество.
Тема. Экология Кузбасса
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Тема. Почитаем - поиграем. Проект «Природа Кузбасса»
Цель: составление проекта «Природа Кузбасса».
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса. к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются универсальные учебные познавательные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
работать в группе, коллективе;
общаться с людьми разных возрастов;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Формы деятельности:
• просмотр мультфильмов;
• экскурсии;
• конкурсы, викторины;
• беседы; опыты;
• дискуссии; наблюдения;
• праздники.
Интернет ресурсы:
https://kidsjourney.ru/dostoprimechatelnosti/sankt-peterburg-dlya-detey-muzei-dvortsyi-soboryi-parki.html
http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html
https://potomy.ru/
https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/
Тематическое планирование для 1-го класса
Тема | Количество часов | Форма работы |
Всего | Теория | Практика | |
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей |
1. Вводное занятие. Что такое проект? | 1 | 1 | | Беседа |
2. Что такое проблема? | 1 | 1 | | Беседа |
3. Как мы познаем мир? | 1 | | 1 | Наблюдение |
4. Школа «почемучек» | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
5. Удивительный вопрос | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
6. Источники информации | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика |
7. Любимое число | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
8. Алфавит | 3 | 2 | 1 | Практическая работа |
9. Почему мы любим встречать Новый год | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос, практическая работа |
10. Игры наших дедушек и бабушек | 3 | 1 | 2 | Беседа, практическая работа |
11. Растения | 4 | 1 | 3 | Наблюдение, опрос |
12. Симметрия вокруг нас | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос, практическая работа |
13. Сказки | 6 | 2 | 4 | Наблюдение,опрос |
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся |
14. Экспресс-исследование. Что мы узнали и чему научились за год? Моя лучшая работа | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
15. Резерв | | | | |
Всего | 33 | 15 | 18 | |
Тематическое планирование для 2-го класса
Тема | Количество часов | Форма работы |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | 1 | | Беседа |
2. Что можно исследовать? Тренировочные занятия | 2 | | 0 | Практическая работа |
3. Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования | 1 | 1 | | Наблюдение, беседа |
4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | | 1 | Опрос, практическая работа |
5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | | 1 | Практическая работа |
6. Путешествие в Загадкино. Игра «Историческое моделирование». Наблюдение как способ выделения проблем | 1 | | 1 | Практическая работа |
7. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей | 1 | | 1 | Наблюдение, беседа |
8. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | 1 | | Наблюдение |
9. Экскурсия-наблюдение за воробьями | 1 | | 1 | Наблюдение, опрос |
| | | | |
| Количество часов | Форма работы |
Тема | Всего | Теория | Практика |
10. Развитие умения видеть проблемы | 1 | 1 | | Наблюдение, опрос |
11. Развитие умения выдвигать гипотезы | 1 | 1 | | Наблюдение, опрос |
12. Развитие умений задавать вопросы | 1 | | 1 | Наблюдение, опрос |
13. Развитие умений давать определение понятиям | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
14. Развитие умений классифицировать | 1 | | 1 | Беседа, опрос |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика |
15. Задачи «на классификацию» с явными ошибками | 1 | | 1 | Практическая работа |
16. Развитие умений и навыков работы с парадоксами | 1 | 1 | | Беседа, опрос |
17. Развитие умений наблюдать | 1 | 1 | | Наблюдение |
18. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент | 1 | | 1 | Практическая работа, наблюдение |
19. Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | | 1 | Практическая работа, наблюдение |
20. Эксперименты с домашними животными | 1 | | 1 | Практическая работа, наблюдение |
21. Как оценивать идеи | 1 | 1 | — | Опрос |
22. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения | 1 | | 1 | Беседа, опрос |
23. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии | 1 | | 1 | Беседа, опрос |
24. Развитие умения создавать метафоры | 1 | | 1 | Беседа, опрос |
25. Развитие умений создавать тексты | 1 | | 1 | Беседа, опрос |
26. Методика работы с текстом | 1 | 1 | | Беседа, опрос, наблюдение |
27. Учимся выделять главную идею | 1 | | 1 | Опрос, наблюдение |
28. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание: составление рассказа на заданную тему | 2 | 1 | 1 | Опрос, наблюдение |
| | | | |
| | | | |
29. Защита проектов | 3 | | 3 | Практическая работа |
30. Резерв | - | - | - | |
Всего | 34 | 11 | 23 | |
Тематическое планирование для 3-го класса
Тема | Количество часов | Форма работы |
Всего | Теория Практика |
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей |
1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях? | 2 | 2 | | Беседа, опрос |
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 2 | 2 | | Беседа, наблюдение, индивидуальные консультации |
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение, индивидуальные консультации |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика |
4. Основные источники получения информации | 1 | 1 | | Рассказ, наблюдение |
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников | 1 | | 1 | Беседа, тестирование |
6. Методы исследования. Мыслительные операции | 1 | | 1 | Анкетирование, наблюдение |
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, индивидуальные консультации |
8. Оформление работы. Подготовка доклада | 2 | | 2 | Практическая работа, наблюдение, индивидуальные консультации |
9. Как правильно делать презентацию? Знакомство с MicrosoftPowerPoint | 18 | | 15 | Беседа, практическая работа, тестирование, индивидуальные консультации |
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся |
10. Тематические учебные исследования | | | 3 | Практическая работа, индивидуальные консультации |
11. Резерв | - | - | - | |
Всего | 34 | 10 | 24 | |
Тематическое планирование для 4-го класса
| Количество часов | Форма работы |
Тема | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей |
1. Символы Кемеровской области: герб, флаг, гимн | 1 | 1 | _ | Беседа, опрос |
2. Геология родного края | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, опрос, индивидуальные консультации |
3. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой | 1 | 1 | | Наблюдение, опрос |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика |
4. Горы и равнины Кемеровской области | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
5. Полезные ископаемые | 4 | 1 | 3 | Практическая работа, индивидуальные консультации |
6. Времена года и народные приметы | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, индивидуальные консультации, наблюдение |
7. Реки и озера Кемеровской области | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, индивидуальные консультации, наблюдение |
8. Почвы и природные зоны Кемеровской области | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, индивидуальные консультации, наблюдение |
9.Растительный мир родного края | 6 | 1 | 5 | Практическая работа, индивидуальные консультации, наблюдение |
10. Животный мир родного края | 6 | 1 | 5 | Практическая работа, индивидуальные консультации, наблюдение |
11. Экология Кузбасса | 1 | 1 | — | Наблюдение, опрос |
Раздел 3. Мониторинг | исследовательской деятельности обучающихся |
12. Почитаем и поиграем. Проект «География Кемеровской области» | 1 | | 1 | Практическая работа |
13. Резерв | | | | |
Всего | 34 | 12 | 22 | |
Календарно-тематический план 1 класс
«Хочу все знать» (33 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (план) 1а 1б 1в | Дата (факт) 1а 1б 1в |
1 | Вводное занятие. Что такое проект? | 1 | | | | | | |
2 | Что такое проблема? | 1 | | | | | | |
3 | Как мы познаем мир? | 1 | | | | | | |
4 | Школа «почемучек» | 1 | | | | | | |
5 | Удивительный вопрос | 1 | | | | | | |
6 | Источники информации | 1 | | | | | | |
7 | Любимое число | 1 | | | | | | |
8 | Любимое число Игры с числами | 1 | | | | | | |
9 | История русской азбуки. | 1 | | | | | | |
10 | Алфавит. | 1 | | | | | | |
11 | Алфавит | 1 | | | | | | |
12 | «Живая азбука в картинках» | 1 | | | | | | |
13 | Почему мы любим встречать Новый год? | 1 | | | | | | |
14 | Как встречают новый год в разных странах | 1 | | | | | | |
15 | Новогодние подарки | 1 | | | | | | |
16 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки | 1 | | | | | | |
17 | Игры наших дедушек и бабушек | 1 | | | | | | |
18 | Традиционные игры народов России | 1 | | | | | | |
19 | Игры современных детей | 1 | | | | | | |
20 | Растения родного края | 1 | | | | | | |
21 | Организация выставки «Природа и фантазия» | 1 | | | | | | |
22 | Комнатные растения нашего класса | 1 | | | | | | |
23 | Симметрия вокруг нас | 1 | | | | | | |
24 | Симметрия в жизни человека | 1 | | | | | | |
25 | Сказки | 1 | | | | | | |
26 | Сказки народов мира | 1 | | | | | | |
27 | Авторские сказки | 1 | | | | | | |
28 | Театр | 1 | | | | | | |
29 | Спектакль | 1 | | | | | | |
30 | Инсценировка | 1 | | | | | | |
31 | Экспресс-исследование. | 1 | | | | | | |
32 | Что мы узнали и чему научились за год? | 1 | | | | | | |
33 | Моя лучшая работа | 1 | | | | | | |
Итого: 33 часа | | | | | | |
Календарно-тематический план 2 класс
(34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (план) 2а 2б 2в | Дата (факт) 2а 2б 2в |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | | | | | | |
2 | Что можно исследовать? | 1 | | | | | | |
3 | Описание и сравнение основных методов исследования | 1 | | | | | | |
4 | Как выбрать тему исследования | 1 | | | | | | |
5 | Схема исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» | 1 | | | | | | |
6 | Секреты успешного выступления. Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | | | | | | |
7 | Путешествие в Загадкино. Игра «Историческое моделирование» | 1 | | | | | | |
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей | 1 | | | | | | |
9 | Наблюдение как способ выявление проблем | 1 | | | | | | |
10 | Экскурсия – наблюдение за воробьями | 1 | | | | | | |
11 | Обнаружение проблем | 1 | | | | | | |
12 | Выдвижение гипотез | 1 | | | | | | |
13 | Постановка вопросов. | 1 | | | | | | |
14 | Определение понятий. | 1 | | | | | | |
15 | Определение понятий. | 1 | | | | | | |
16 | Классификация этапов работы. | 1 | | | | | | |
17 | Меры длины. Задачи на классификацию с явными ошибками | 1 | | | | | | |
18 | Работа с парадоксами | 1 | | | | | | |
19 | Знакомые незнакомцы. | 1 | | | | | | |
20 | Мысленный эксперимент. | 1 | | | | | | |
21 | Эксперименты с реальными объектами. эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | | | | | | |
22 | Эксперименты с домашними животными | 1 | | | | | | |
23 | Как оценивать идеи | 1 | | | | | | |
24 | Высказывание суждений. Индуктивные умозаключения. | 1 | | | | | | |
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | | | | | | |
26 | Создание метафор. | 1 | | | | | | |
27 | Создание текстов. | 1 | | | | | | |
28 | Методика работы с текстом. | 1 | | | | | | |
29 | Выделение главной идеи. | 1 | | | | | | |
30 | Дивергентное и конвергентное мышление. | 1 | | | | | | |
31 | Составление рассказа на заданную тему. | 1 | | | | | | |
31 | Предоставление проекта. | 1 | | | | | | |
32 | Защита проекта. | 1 | | | | | | |
33 | Определение понятий. | 1 | | | | | | |
34 | Обобщение «Моя лучшая работа» | 1 | | | | | | |
Календарно- тематический план 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (план) 3а 3б 3в | Дата (факт) 3а 3б 3в |
1. | Науки, которые нас окружают | 1 | | | | | | |
2. | Что я думаю о своих способностях | 1 | | | | | | |
3. | Структура исследовательской деятельности | 1 | | | | | | |
4. | Определение содержания | 1 | | | | | | |
5. | План работы над учебным исследованием | 1 | | | | | | |
6. | Объект, предмет и гипотеза исследования | 1 | | | | | | |
7. | Основные источники получения информации | 1 | | | | | | |
8. | Оформление списка литературы и электронных источников | 1 | | | | | | |
9. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1. | | | | | | |
10. | Обработка результатов исследования. | 1. | | | | | | |
11. | Методика оформления результатов | 1 | | | | | | |
12. | Оформление работы. | 1 | | | | | | |
13. | Подготовка доклада «Моя семья вечером» | 1 | | | | | | |
14. | Как правильно делать презентацию | 1 | | | | | | |
15. | Знакомство с Microsoft Power Point | 1 | | | | | | |
16 | Презентация «Моя мама» | 1 | | | | | | |
17 | Доклад на выбранную тему | 1 | | | | | | |
18 | Подготовка реферата | 1 | | | | | | |
19 | Что такое дискуссия | 1 | | | | | | |
20 | Дискуссия натему: | 1 | | | | | | |
21 | Оформление газеты | 1 | | | | | | |
22 | Содержание газеты | 1 | | | | | | |
23 | Выпуск газеты | 1 | | | | | | |
24 | Радиопередача | 1 | | | | | | |
25 | Составление радиопередачи | 1 | | | | | | |
26 | Ролевая игра «Радиоведущий» | 1 | | | | | | |
27 | Телепередача | 1 | | | | | | |
28 | Виды телепередач | | | | | | | |
29 | Составление детской телепередачи | 1 | | | | | | |
30 | Ведущие телепередачи | 1 | | | | | | |
31 | Защита проекта | 1 | | | | | | |
32 | Защита проекта | 1 | | | | | | |
33 | Защита проекта с презентацией | 1 | | | | | | |
34 | Защита проекта с презентацией | 1 | | | | | | |
Календарно-тематический план 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (план) 4а 4б 4в | Дата (факт) 4а 4б 4в |
1. | Символы Кемеровской области. | 1 | | | | | | |
2. | История развития Земли | 1 | | | | | | |
3. | Понятия о палеозойской эре | 1 | | | | | | |
4. | Понятие о мезозойской эре ( мире фантастических гигантов) | 1 | | | | | | |
5. | Кайнозойская эра | 1 | | | | | | |
6. | Геологи родного края | 1 | | | | | | |
7. | Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой | 1 | | | | | | |
8. | Знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым. | 1 | | | | | | |
9. | Горы Кемеровской области | 1 | | | | | | |
10. | Равнины Кемеровской области | 1 | | | | | | |
11. | Полезные ископаемые | 1 | | | | | | |
12 | Угли, руды чёрных и цветных металлов | 1 | | | | | | |
13. | Руды цветных илёгких металлов | 1 | | | | | | |
14. | Нерудное миниральное сырьё | 1 | | | | | | |
15. | Времена года. | 1 | | | | | | |
16. | Народные приметы | 1 | | | | | | |
17. | Реки и озёра Кемеровской области | 1 | | | | | | |
18. | Паводок | 1 | | | | | | |
19. | Почвы и природные зоны Кемеровской области | 1 | | | | | | |
20. | Отличительные особенности природных зон | 1 | | | | | | |
21. | Мир деревьев тайги и лесостепей | 1 | | | | | | |
22. | Болотное растение - хищник | 1 | | | | | | |
23. | Деревья и кустарники лесостепей | 1 | | | | | | |
24. | Самые древние травы наших лесов | 1 | | | | | | |
25. | Мир грибов. | 1 | | | | | | |
26. | Мир цветов, ягод и лекарственных растений. | 1 | | | | | | |
27. | Млекопитающие лесов и лесостепей | 1 | | | | | | |
28.. | Птицы Кемеровской области. | 1 | | | | | | |
29. | Земноводные. Живущие на территории Кемеровской области | 1 | | | | | | |
30. | Насекомые . | 1 | | | | | | |
31. | Мир рыб. | 1 | | | | | | |
32. | Природное сообщество | 1 | | | | | | |
33. | Экология Кузбасса | 1 | | | | | | |
34. | Почитаем – поиграем. Проект «Природа Кузбасса» | 1 | | | | | | |