СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ВД "Хочу все знать" (1-4 класс)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать" направленна на проектную и исследовательскую деятельность

Просмотр содержимого документа
«Программа ВД "Хочу все знать" (1-4 класс)»



Рабочая программа внеурочной деятельности ИК «Хочу все знать» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Трудармейская СОШ» (далее ОУ) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у них умения ставить перед собой цель и организовать ее достижение, а также на развитие креативных качеств: гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативности.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: выявление у всех обучающихся творческих способностей и развитие у них познавательных, коммуникативных и интеллектуальных интересов.

Задачи программы:

− познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

− мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

− прививать младшим школьникам навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

− прививать интерес к исследовательской деятельности.

Курс «Хочу все знать» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: «создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

В основе практической работы программы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Содержание программы исследовательский клуб «Хочу все знать» связано со многими учебными предметами (математика, литературное чтение, окружающий мир).

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети зна­комятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, тех­нологией поиска информации и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита проведенного исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики де­тей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Обучающийся должен не только грамотно и убедительно решать творческие зада­чи, но и осознавать их логику. Важным методом обучения поиску, анализу яв­ляется разъяснение ученику последовательности действий и операций.

На курс «Хочу все знать» отводится 1 час в неделю в 1–4-х классах. Он входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление – «Общеинтеллектуальное».

Основу формирования исследовательских умений составляют два важных вида учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения детей.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Данная программа создана с учётом Примерной рабочей программы воспитания. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Воспитательная роль состоит в том, что изучение и применение знаний вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи.

Курс исследовательский клуб «Хочу все знать» носит развивающий характер. Его целью является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Хочу все знать» обладает отличительными особенностями:

– имеет практическую направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности обучающихся;

– в большинстве случаев проекты краткосрочны, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

– носит групповой характер, что будет способствовать формированию

коммуникативных умений (распределение обязанностей в группе, аргументирование своей точки зрения и др.);

– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

– обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.








Содержание учебного материала


1-й класс

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

Тема. Что такое проекты?

Цели: определение значения понятия «проект», развитие интереса к ис­следовательской деятельности через знакомство с работами обучающихся на­чальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Презентация исследовательских работ обучающихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.

Тема. Что такое проблема?

Цели: ознакомление с понятием проблема, формирование умения видеть проблему, развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объ­ект с разных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Тема. Как мы познаем мир?

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с такими понятиями, как «наблюдение» и «эксперимент».

Наблюдение и эксперимент — способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Тема. Школа «почемучек»

Цели: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и уп­ражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Тема. Удивительный вопрос

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей про­блемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Тема. Источники информации

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, бесе­да со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопе­диями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Раздел 2 Самостоятельная исследовательская практика

Тема: Любимое число

Цели: обобщение знаний обучающихся о числах первого десятка, форми­рование умений применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Тема. Проект «Алфавит»

Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.

Цели: систематизация знаний об известных детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих спо­собностей обучающихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выстав­ки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит.

Тема. Проект «Почему мы любим встречать Новый год»

Новогодние подарки.

Цели: привитие любви к традициям русского народа, формирование уме­ний работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных стра­нах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Тема. Проект «Игры наших дедушек и бабушек»

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цели: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошло­го. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

Тема. Проект «Растения»

Цели: обобщение знаний о растениях, роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнат­ные растения нашего класса. Охрана растений на Ставрополье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Тема. Проект «Симметрия вокруг нас»

Цели: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и про­странственного мышления, привитие навыков учебной деятельности (анализ и синтез), развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и пред­меты. Симметрия в жизни человека.

Понятия :симметрия.

Тема. Проект «Сказки»

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки.

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Ав­торские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

Тема. Экспресс-исследование. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы иссле­дователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выстав­ки. Презентация работ обучающихся.



  1. класс

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

Тема. Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Цели: определение значения понятия «исследование», знакомство с его видами и ролью в жизни человека (обучающийся может высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий)

Тема. Что можно исследовать? Тренировочные занятия

Цель: уточнение основного круга вопросов при проведении исследования (ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования и смогут описать и сравнить основные методы исследования).

Тема. Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы ис­следования?

Цель: отбор материала по теме исследования, анализ игровой ситуации, мнений обучающихся.

Тема. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследова­ния. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллек­тивные игры, как средство стимулирования исследовательской активно­сти детей)

Цели: определение главного и второстепенного из представленного мате­риала, выделение основных форм схем исследований.

Тема. Защита исследовательской работы. Секреты успешного высту­пления. Коллективное занятие «Жилой дом»



Цель: представление результатов своей работы в виде доклада, знание ос­новных правил успешного выступления.

Тема. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. Экскурсия-наблюдение за воробьями

Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.

Тема. Развитие умения видеть проблемы

Цель: развитие умения видеть проблемы.

Тема. Развитие умения выдвигать гипотезы

Цель: развитие умения выдвигать гипотезы.

Тема. Развитие умений задавать вопросы

Цель: развитие умения задавать вопросы.

Тема. Развитие умений классифицировать

Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

Тема. Меры длины. Задачи «на классификацию» с явными ошибками

Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.

Тема. Развитие умений и навыков работы с парадоксами

Цель: развитие умений и навыков работы с парадоксами.

Тема. Знакомые незнакомцы(озеленение). Развитие умений наблюдать

Цель: обучение работе над проектом в соответствии с этапами.

Тема. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мыслен­ный эксперимент

Цель: формирование навыков работы над отдельными этапами проекта. Тема. Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Опреде­ляем плавучесть предметов»

Цель: обучение работе над отдельными элементами проекта.

Тема. Эксперименты с домашними животным

Цель: изучение повадок домашних животных.

Тема. Как оценивать идеи

Цель: обучение младших школьников умению оценивать идеи.

Тема. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключе­ния. Индуктивные умозаключения

Цель: обучение умению высказывать свои суждения и делать умозаклю­чения.

Цель: обучение умению работать с текстом.

Тема. Развитие дивергентного и конвергентного мышления

Цель :формирование навыков составления рассказа на заданную тему. Задание: составление рассказа на заданную тему.

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

Тема. Защита проектов

Цель: обучение умению представлять свой проект.

3 класс

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

Тема. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений обучающихся.

Практика: анкетирование обучающихся, опрос.

Тема. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельно­сти», определение содержания для исследования по теме «Здесь живут мои родственники».

Тема. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объ­ект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

Тема. Основные источники получения информации

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Тема. Оформление списка литературы и электронных источников

Практика: правила оформления списка используемой литературы. Оформление списка электронных источников.

Тема. Методы исследования. Мыслительные операции

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Тема. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный от­чет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме «Результаты загрязнения окружающей среды».

Тема. Оформление работы. Подготовка доклада

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Тема. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPower

Point

Зашита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама».

4 класс

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей Тема. Где мы живем. Символы Кемеровской области: герб, флаг, гимн

Цель: знакомство с понятиями «герб», «флаг», «гимн».

Понятие о символах Кемеровской области.

Понятия: герб, флаг, гимн.

Тема. Геология родного края

Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

Тема. Выдающиеся землепроходцы и исследователи землиКузнецкой Цель: знакомство с исследователями П. А. Чихачевым, П. Н. Крыловым, JI. И. Литугиным, М. Волковым.

Понятия: землепроходцы, исследователи.

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

Тема. Горы и равнины Кемеровской области

Цель: исследование гор и равнин Кемеровской области.

Понятия: Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.

Тема. Полезные ископаемые

Цель: исследование полезных ископаемых Кемеровской области. Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

Тема. Времена года и народные приметы

Цель: исследование связи времен года и народных примет.

Понятия: народные приметы.

Тема. Реки и озера Кемеровской области

Цель: знакомство с реками и озерами Кемеровской области.

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

Тема. Почвы и природные зоны Кемеровской области

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Кемеровской об­ласти, отличительные особенности природных зон.

Тема. Растительный мир родного края

Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира Кузбасса.

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

Тема. Животный мир родного края

Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Кемеровской области. Зем­новодные, живущие на территории Кузбасса. Насекомые. Мир рыб.

Цель: изучение животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество.

Тема. Экология Кузбасса

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

Тема. Почитаем - поиграем. Проект «Природа Кузбасса»

Цель: составление проекта «Природа Кузбасса».

Планируемые результаты освоения программы

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.



Духовно-нравственное воспитание:

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса. к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются универсальные учебные познавательные действия:

базовые логические действия:

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

— выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— готовить небольшие публичные выступления;

— подбирать иллюстративный материал(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме;

  • работать в группе, коллективе;

  • общаться с людьми разных возрастов;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • презентовать свою работу.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конферен­ций, круглых столов, дискуссий.


Формы деятельности:

• просмотр мультфильмов;

• экскурсии;

• конкурсы, викторины;

• беседы; опыты;

• дискуссии; наблюдения;

• праздники.


Интернет ресурсы:

https://kidsjourney.ru/dostoprimechatelnosti/sankt-peterburg-dlya-detey-muzei-dvortsyi-soboryi-parki.html

http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html

https://potomy.ru/

https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/


Тематическое планирование для 1-го класса


Тема

Количество часов

Форма работы


Всего

Теория

Практика


Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

1. Вводное занятие. Что та­кое проект?

1

1


Беседа

2. Что такое проблема?

1

1


Беседа

3. Как мы познаем мир?

1


1

Наблюдение

4. Школа «почемучек»

2

1

1

Беседа, наблюдение

5. Удивительный вопрос

2

1

1

Беседа, наблюдение

6. Источники информации

2

1

1

Наблюдение, опрос

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

7. Любимое число

2

1

1

Наблюдение, опрос

8. Алфавит

3

2

1

Практическая работа

9. Почему мы любим встре­чать Новый год

2

1

1

Беседа, опрос, практиче­ская работа

10. Игры наших дедушек и бабушек

3


1

2

Беседа, практическая ра­бота

11. Растения

4

1

3

Наблюдение, опрос

12. Симметрия вокруг нас

2

1

1

Наблюдение, опрос, прак­тическая работа

13. Сказки

6

2

4

Наблюдение,опрос










Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

14. Экспресс-исследование. Что мы узнали и чему нау­чились за год? Моя лучшая работа

2

1

1

Практическая работа

15. Резерв





Всего

33

15

18














Тематическое планирование для 2-го класса


Тема

Количество часов


Форма работы

Всего

Теория

Практика



Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

  1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

1


Беседа

2. Что можно исследовать? Тренировочные занятия

2


0

Практическая работа

3. Как выбрать тему иссле­дования. Какими могут быть темы исследования


1

1


Наблюдение, беседа

4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. Коллектив­ная игра «Конструирование игровой площадки» (кол­лективные игры как средст­во стимулирования иссле­довательской активности детей)

1


1

Опрос, практическая ра­бота

5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Коллективное занятие «Жилой дом»




1


1

Практическая работа

6. Путешествие в Загадкино. Игра «Историческое модели­рование». Наблюдение как способ выделения проблем

1


1

Практическая работа

7. Экскурсия как средство стимулирования исследова­тельской активности детей

1


1

Наблюдение, беседа

8. Наблюдение как способ выявления проблем

1

1


Наблюдение

9. Экскурсия-наблюдение за воробьями




1





1




Наблюдение, опрос













Количество часов

Форма работы

Тема

Всего

Теория

Практика

10. Развитие умения видеть проблемы

1

1


Наблюдение, опрос

11. Развитие умения выдви­гать гипотезы

1

1


Наблюдение, опрос

12. Развитие умений задавать вопросы

1


1

Наблюдение, опрос

13. Развитие умений давать определение понятиям

2

1

1

Наблюдение, опрос

14. Развитие умений класси­фицировать

1


1

Беседа, опрос

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

15. Задачи «на классифика­цию» с явными ошибками

1


1

Практическая работа

16. Развитие умений и навы­ков работы с парадоксами

1

1


Беседа, опрос

17. Развитие умений наблю­дать

1

1


Наблюдение

18. Развитие умений и навы­ков экспериментирования. Мысленный эксперимент

1


1

Практическая работа, на­блюдение

19. Эксперименты с реаль­ными объектами. Экспери­мент «Определяем плаву­честь предметов»

1


1

Практическая работа, на­блюдение

20. Эксперименты с домаш­ними животными

1


1

Практическая работа, на­блюдение

21. Как оценивать идеи

1

1

Опрос

22. Развитие умений выска­зывать суждения и делать умозаключения. Индуктив­ные умозаключения

1


1

Беседа, опрос

23. Дедуктивные умоза­ключения. Умозаключения по аналогии

1


1

Беседа, опрос

24. Развитие умения созда­вать метафоры

1


1

Беседа, опрос

25. Развитие умений созда­вать тексты

1


1

Беседа, опрос

26. Методика работы с тек­стом

1

1


Беседа, опрос, наблюде­ние

27. Учимся выделять глав­ную идею

1


1

Опрос, наблюдение

28. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание: составление расска­за на заданную тему




2

1

1

Опрос, наблюдение















29. Защита проектов

3



3

Практическая работа

30. Резерв

-

-

-


Всего

34

11

23




Тематическое планирование для 3-го класса


Тема

Количество часов

Форма работы

Всего

Теория Практика

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

1. Науки, которые нас окру­жают. Что я думаю о своих способностях?

2

2


Беседа, опрос

2. Структура и содержание

учебно-исследовательской

деятельности

2

2


Беседа, наблюдение, ин­дивидуальные консульта­ции

3. План работы над учебным исследованием. Объект, пред­мет и гипотеза исследования

2

1

1

Беседа, наблюдение, ин­дивидуальные консульта­ции

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

4. Основные источники по­лучения информации

1

1


Рассказ, наблюдение

5. Оформление списка лите­ратуры и использованных электронных источников

1


1

Беседа, тестирование

6. Методы исследования. Мыслительные операции

1


1

Анкетирование, наблю­дение

7. Обработка результатов ис­следования. Методика оформления результатов

2

1

1

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции

8. Оформление работы. Под­готовка доклада

2


2

Практическая работа, на­блюдение, индивидуаль­ные консультации

9. Как правильно делать пре­зентацию? Знакомство с Mi­crosoftPowerPoint

18


15

Беседа, практическая ра­бота, тестирование, инди­видуальные консульта­ции

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся

10. Тематические учебные исследования



3

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции

11. Резерв

-

-

-


Всего

34

10

24






Тематическое планирование для 4-го класса



Количество часов

Форма работы

Тема

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей

1. Символы Кемеровской об­ласти: герб, флаг, гимн

1

1

_

Беседа, опрос

2. Геология родного края

6

2

4

Наблюдение, опрос, ин­дивидуальные консульта­ции

3. Выдающиеся землепро­ходцы и исследователи зем­ли Кузнецкой

1

1


Наблюдение, опрос

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика

4. Горы и равнины Кемеров­ской области

2

1

1

Наблюдение, опрос

5. Полезные ископаемые

4

1

3

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции

6. Времена года и народные приметы

2

1

1

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции, наблюдение

7. Реки и озера Кемеровской области

2

1

1

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции, наблюдение

8. Почвы и природные зоны Кемеровской области

2

1

1

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции, наблюдение

9.Растительный мир род­ного края

6

1

5

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции, наблюдение

10. Животный мир родного края

6

1

5

Практическая работа, ин­дивидуальные консульта­ции, наблюдение

11. Экология Кузбасса

1

1

Наблюдение, опрос

Раздел 3. Мониторинг

исследовательской деятельности обучающихся

12. Почитаем и поиграем. Проект «География Кеме­ровской области»

1


1

Практическая работа

13. Резерв





Всего

34

12

22















Календарно-тематический план 1 класс

«Хочу все знать» (33 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата (план)

1а 1б 1в

Дата (факт)

1а 1б 1в

1

Вводное занятие. Что та­кое проект?

1







2

Что такое проблема?

1







3

Как мы познаем мир?

1







4

Школа «почемучек»

1







5

Удивительный вопрос

1







6

Источники информации

1







7

Любимое число

1







8

Любимое число Игры с числами

1







9

История русской азбуки.

1







10

Алфавит.

1







11

Алфавит

1







12

«Живая азбука в картинках»

1







13

Почему мы любим встре­чать Новый год?

1







14

Как встречают новый год в разных странах

1







15

Новогодние подарки

1







16

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки

1







17

Игры наших дедушек и бабушек

1







18

Традиционные игры народов России

1







19

Игры современных детей

1







20

Растения родного края

1







21

Организация выставки «Природа и фантазия»

1







22

Комнатные растения нашего класса

1







23

Симметрия вокруг нас

1







24

Симметрия в жизни человека

1







25

Сказки

1







26

Сказки народов мира

1







27

Авторские сказки

1







28

Театр

1







29

Спектакль

1







30

Инсценировка

1







31

Экспресс-исследование.

1







32

Что мы узнали и чему нау­чились за год?

1







33

Моя лучшая работа

1







Итого: 33 часа









Календарно-тематический план 2 класс

(34 часа)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата (план)

2а 2б 2в

Дата (факт)

2а 2б 2в

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1







2

Что можно исследовать?

1







3

Описание и сравнение основных методов исследования

1







4

Как выбрать тему исследования

1







5

Схема исследования. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

1







6

Секреты успешного выступления. Коллективное занятие «Жилой дом»

1







7

Путешествие в Загадкино. Игра «Историческое моделирование»

1







8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей

1







9

Наблюдение как способ выявление проблем

1







10

Экскурсия – наблюдение за воробьями

1







11

Обнаружение проблем

1







12

Выдвижение гипотез

1







13

Постановка вопросов.

1







14

Определение понятий.

1







15

Определение понятий.

1







16

Классификация этапов работы.

1







17

Меры длины. Задачи на классификацию с явными ошибками

1







18

Работа с парадоксами

1







19

Знакомые незнакомцы.

1







20

Мысленный эксперимент.

1







21

Эксперименты с реальными объектами. эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1







22

Эксперименты с домашними животными

1







23

Как оценивать идеи

1







24

Высказывание суждений. Индуктивные умозаключения.

1







25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1







26

Создание метафор.

1







27

Создание текстов.

1







28

Методика работы с текстом.

1







29

Выделение главной идеи.

1







30

Дивергентное и конвергентное мышление.

1







31

Составление рассказа на заданную тему.

1







31

Предоставление проекта.

1







32

Защита проекта.

1







33

Определение понятий.

1







34

Обобщение «Моя лучшая работа»

1































Календарно- тематический план 3 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата (план)

3а 3б 3в

Дата (факт)

3а 3б 3в

1.

Науки, которые нас окружают

1







2.

Что я думаю о своих способностях

1







3.

Структура исследовательской деятельности

1







4.

Определение содержания

1







5.

План работы над учебным исследованием

1







6.

Объект, предмет и гипотеза исследования

1







7.

Основные источники получения информации

1







8.

Оформление списка литературы и электронных источников

1







9.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1.







10.

Обработка результатов исследования.

1.







11.

Методика оформления результатов

1







12.

Оформление работы.

1







13.

Подготовка доклада «Моя семья вечером»

1







14.

Как правильно делать презентацию

1







15.

Знакомство с Microsoft Power Point

1







16

Презентация «Моя мама»

1







17

Доклад на выбранную тему

1







18

Подготовка реферата

1







19

Что такое дискуссия

1







20

Дискуссия натему:

1







21

Оформление газеты

1







22

Содержание газеты

1







23

Выпуск газеты

1







24

Радиопередача

1







25

Составление радиопередачи

1







26

Ролевая игра «Радиоведущий»

1







27

Телепередача

1







28

Виды телепередач








29

Составление детской телепередачи

1







30

Ведущие телепередачи

1







31

Защита проекта

1







32

Защита проекта

1







33

Защита проекта с презентацией

1







34

Защита проекта с презентацией

1



























Календарно-тематический план 4 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата (план)

4а 4б 4в

Дата (факт)

4а 4б 4в

1.

Символы Кемеровской области.

1







2.

История развития Земли

1







3.

Понятия о палеозойской эре

1







4.

Понятие о мезозойской эре ( мире фантастических гигантов)

1







5.

Кайнозойская эра

1







6.

Геологи родного края

1







7.

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Кузнецкой

1







8.

Знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым.

1







9.

Горы Кемеровской области

1







10.

Равнины Кемеровской области

1







11.

Полезные ископаемые

1







12

Угли, руды чёрных и цветных металлов

1







13.

Руды цветных илёгких металлов

1







14.

Нерудное миниральное сырьё

1







15.

Времена года.

1







16.

Народные приметы

1







17.

Реки и озёра Кемеровской области

1







18.

Паводок

1







19.

Почвы и природные зоны Кемеровской области

1







20.

Отличительные особенности природных зон

1







21.

Мир деревьев тайги и лесостепей

1







22.

Болотное растение - хищник

1







23.

Деревья и кустарники лесостепей

1







24.

Самые древние травы наших лесов

1







25.

Мир грибов.

1







26.

Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

1







27.

Млекопитающие лесов и лесостепей

1







28..

Птицы Кемеровской области.

1







29.

Земноводные. Живущие на территории Кемеровской области

1







30.

Насекомые .

1







31.

Мир рыб.

1







32.

Природное сообщество

1







33.

Экология Кузбасса

1







34.

Почитаем – поиграем. Проект «Природа Кузбасса»

1