Программа
внеурочной деятельности по английскому языку
«Сказка — быль» (“The Real Fairytale”)
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 4 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов: Иностранный язык/ Отв. Ред. М.А. Казакова - Омск: БОУДПО «ИРООО»
Переход системы образования на системно-деятельностную парадигму мотивирует образовательные учреждения реализовывать основную образовательную программу начального общего образования, в том числе, и средствами внеурочной деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность выступает как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и социализации детей. Заинтересованность образовательных учреждений в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты.
Организация внеурочной деятельности направлена на создание условий для проявления ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения ценностей и культурных традиций, а также имеет большое значение для достижения как метапредметных, так и личностных результатов. При этом общекультурное развитие и воспитание школьников стоит в ряду первостепенных задач современного образования.
Программа «Сказка — быль» ориентирована на реализацию общекультурного направления в воспитании, развитии и социализации младших школьников.
Данный курс включает в себя 3 модуля, направленных на постижение младшими школьниками культурных традиций стран изучаемого языка, позволяет осваивать общекультурные нормы и ценности, способствует личностному развитию учащихся, создает условия для индивидуального становления ребенка, способствует развитию творческих способностей, предоставляет младшим школьникам возможность самореализации в различных видах деятельности. Обеспечивает индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции»
Организация внеурочной деятельности по программе «Сказка — быль» способствует достижению личностных и метапредметных результатов, предусмотренных основной образовательной программой. Помимо этого очевидны и преимущества в использовании данного курса внеурочной деятельности по иностранному языку для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программы учебного предмета «Иностранный язык».
Цели программы:
овладение учащимися знаниями о праздниках в странах изучаемого иностранного языка и о культурных традициях празднования Нового года и Рождества в России и в странах изучаемого языка;
воспитание любви к Отечеству и формирование толерантного отношения к традициям народов стран изучаемого языка;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, организации коммуникации.
Задачи программы:
улучшить условия для развития ребёнка;
способствовать выявлению интересов, склонностей, способностей, возможностей каждого из учащихся к различным видам деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей младших школьников;
создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков, для формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
расширять рамки общения в дружественной среде образовательного учреждения и социуме;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Данный курс построен на основе проектной технологии, что позволяет включить учащихся в практическую деятельность. Организация занятий с учетом специфики деятельности в рамках данного курса предполагает использование преимущественно парной и групповой форм работы.
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
В связи с тем, что оценка достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной, оцениванию подлежат как фактические результаты внеурочной деятельности по данному курсу, так и воспитательные результаты.
К фактическим результатам внеурочной деятельности по иностранному языку по программе «Сказка — быль», подлежащим оценке, относятся такие продукты, созданные в результате совместной деятельности субъектов воспитания, как:
книга со сказкой (продукт модуля 2);
сценарий спектакля по сказке, эскизы к костюмам и декорациям, изготовленные по этим эскизам костюмы и декорации (продукты модуля 3);
инсценировка спектакля по созданному сценарию (продукт модуля 3).
Достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности представляется целесообразным оценить индивидуально. Причем оценивание индивидуального прогресса каждого воспитанника следует осуществлять относительно его самого. Оцениванию будут подлежать изменения, произошедшие в каждом обучающемся в ходе внеурочной деятельности по иностранному языку по программе «Сказка — быль».
Способами определения результативности программы внеурочной деятельности могут выступать диагностика данных, полученных в результате педагогического наблюдения, рефлексия воспитанников. Для фиксации результатов диагностики педагогу рекомендуется использовать листы наблюдений; для организации продуктивной рефлексии обучающихся рекомендуется предлагать листы самооценки, незаконченные предложения типа «У меня получилось...», «Я испытывал затруднения...» или наводящие вопросы.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности, оцениванию подлежат, в первую очередь, социальная активность воспитанников, индивидуальные достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности и во вторую очередь — достижение предметных результатов по иностранному языку.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
проявление познавательных мотивов;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; уважительное отношение к иному мнению, к культуре народа стран изучаемого языка.
Ученик получит возможность для формирования:
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и культуру;
социальной компетентности, устойчивого следования в поведении социальным нормам;
начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире;
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения находить выход из конфликтных ситуаций;
ценностей многонационального и многоязычного общества;
эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
ученик получит возможность для формирования:
умения определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий для достижения конечного результата;
умения составлять план и последовательность действий;
в сотрудничестве с педагогом ставить готовые учебные задачи;
умения различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату; самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале.
Познавательные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
умение использовать общие примы решения задач;
умение осуществлять рефлексию способов и условий действий;
навык включаться в творческую деятельность под руководством педагога.
Ученик получит возможность для формирования:
умения строить сообщения (в том числе и на иностранном языке) н устной и письменной формах;
навыка создавать алгоритм деятельности при решении проблем различной сложности и значимости;
навыка интерпретации информации (составлять и структурирован, текст на изучаемом языке, преобразовывать фабульный текст в сценарий);
навыков установления аналогий, причинно-следственных связей, обобщения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
навык ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать и высказывать возникшие затруднения;
навык формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
навыка проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
умения договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности;
умения определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
умения строить высказывания в соответствии с нормами родного и изучаемого иностранного языка;
умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
умения прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
умения разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты
Ученик научится:
воспринимать на слух информацию, построенную на знакомом языковом материале;
читать и понимать содержание текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
применять основные правила орфографии и пунктуации; воспроизводить наизусть реплики персонажей;
корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Ученик получит возможность научиться:
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторое количество незнакомых лексических единиц;
игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста при чтении или аудировании; оперировать активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
дифференцировать слова по частям речи и корректно употреблять их в связных устных и письменных высказываниях; составлять связный рассказ на иностранном языке в устной и
письменной форме по плану, ключевым словам.
Планируемые воспитательные результаты
реализации программы
Первый уровень результатов. Приобретение школьниками знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе применительно к Родине и странам изучаемого языка. Для достижения первого уровня воспитательных результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников с педагогом как значимым носителем положительного социального и жизненного опыта.
В качестве преимущественных форм достижения результатов данного уровня (при реализации модуля 1 данной программы) предлагается применять познавательные и этические беседы, образовательные экскурсии, культпоходы в театры, музеи, занятия объединений художественного творчества.
Второй уровень результатов. Получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к таким базовым ценностям поликультурного и многоязычного общества, как человек, семья, дружба, мир, культура, традиции. Формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности большое значение имеет взаимодействие школьников между собой в дружественной среде образовательного учреждения.
Преимущественной формой достижения воспитательных результатов второго уровня выступают спектакли на новогоднем празднике в классе, школе, которые позволяют младшим школьникам получить практическое подтверждение приобретенных социальных знаний.
Третий уровень результатов. Получение младшим школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды своего образовательного учреждения, что позволяет воспитаннику не просто узнать, как стать социальным деятелем, а в действительности стать таковым. Для достижения результатов третьего уровня особое значение приобретает взаимодействие младших школьников с социальными субъектами в открытой общественной среде вне пределов стен родного образовательного учреждения.
Выступления со спектаклем на праздничных концертах в окружающем школу социуме (в детском саду, где предусмотрено изучение дошкольниками иностранного языка, в другой школе, в детском доме и т.д.) являются преимущественными формами достижения воспитательных результатов третьего уровня во внеурочной деятельности.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Содержание программы
Модуль 1. «Волшебные праздники» / “Magic Celebrations”
Работа в рамках данного модуля направлена на знакомство с праздниками и традициями стран изучаемого иностранного языка, привитие интереса к культуре стран изучаемого языка, создание положительной мотивации к изучению иностранного языка, формирование социокультурной компетенции обучающихся.
Знакомство с праздниками и традициями стран изучаемого иностранного языка. Знакомство с традициями празднования Рождества и Нового года в странах изучаемого языка. Сравнительный анализ традиций празднования Нового года и Рождества в странах изучаемого языка и в России. Просмотр и обсуждение фильма о праздновании Рождества и Нового года в странах изучаемого языка. Знакомство с примерами художественного и литературного творчества стран изучаемого языка на тему Рождества и Нового года (песни, стихи). Прослушивание песен и стихов, работа с текстами и их разучивание.
Модуль 2. «Мечты о рождестве» / “Christmas Dreams”
Совместная деятельность субъектов воспитания в реализации данного модуля ориентирована на коллективное творчество. Дети в тесном сотрудничестве друг с другом и с педагогом создают сюжет рождественской сказки, подбирают название для сказки, продумывают сказочных героев, облекают свои идеи в письменную форму, при помощи учителя составляя и структурируя текст. Затем ребята изготавливают книгу, содержащую придуманную сказку, что предполагает изложение сказки в письменной форме, оформление книги иллюстрациями. Данная деятельность предполагает развитие творческого воображения, а также развитие языковой и речевой компетенций обучающихся.
Модуль 3. «Сделай сказку былью» / “Let the fairytale come true”
Организуя работу по реализации данного модуля, педагогу рекомендуется направлять деятельность детей на совместное создание сценария к рождественской сказке, придуманной и записанной ими в рамках предыдущего модуля: прописать реплики героев, разработать и нарисовать эскизы костюмов, декораций. Непосредственное изготовление костюмов и декораций к праздничному спектаклю, поставленному по детскому сценарию, рекомендуется организовать с привлечением родителей, старших сестер и братьев обучающихся. Работа в рамках данного модуля направлена на развитие творческого воображения младших школьников, развитие иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся.
Значимым итогом совместной работы всех субъектов воспитания будет являться выступления ребят с собственным рождественским спектаклем на разных уровнях: как на общешкольном уровне, так и на уровне социума (возможно организовать выступления на праздниках в детском саду, где предусмотрено изучение дошкольниками иностранного языка, в другой школе, в детском доме и т. д)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Формы работы | Виды деятельности |
| Волшебные праздники (7 ч) | | | |
1/1 | Традиции и обычаи англичан | | фронтальная | Развитие всех видов речевой деятельности |
2/2 | Истории празднования Хэллоуин. | | фронтальная | Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран |
3/3 | День благодарения | | фронтальная | Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран |
4/4 | Британское Рождество. | | фронтальная | Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран |
5/5 | День святого Валентина (St. Valentine’s Day) | | фронтальная | Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран |
6/6 | Национальный день Матери (Mother’s day) | | фронтальная | Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран |
7/7 | Традиции и обычаи Пасхи. | | фронтальная | Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран |
| Мечты о Рождестве (8 ч) | | | |
8/1 | Рождество в Великобритании и США. | | фронтальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
9/2 | Национальные традиции празднования Рождества, Нового года в англо-язычных странах. | | фронтальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
10/3 | Новый год в России. | | фронтальная | Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования |
11/4 | Игра: Рождество. В ожидании чуда. | | работа с сюжетно-ролевыми играми | игровая деятельность |
12/5 | Рождественские песни и стихи | | фронтальная | разучивание и исполнение песен; |
13/6 | Оформление поздравительных открыток к Рождеству и Новому году. | | выставки проектов и защита разработанных проектов | изобразительная деятельность |
14/7 | Письма Санта Клаусу. | | групповая, индивидуальная | изобразительная деятельность |
15/8 | Рождественский банкет и Санта-Клаус | | групповая | прослушивание песен и стихов. |
| Рождественская сказка наяву (10 ч) | | | |
16/1 | Волшебство новогодних и рождественских английских сказок | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
17/2 | Сказка «Cinderella» / «Золушка», чтение, работа с новой лексикой | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
18/3 | Сравнение английского и русского вариантов сказки «Cinderella» / «Золушка» | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
19/4 | Знакомство со сценарием и распределение ролей | | групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
20/5 | Работа над текстом пьесы «Золушка» 1 ч. | | фронтальная | постановка спектакля |
21/6 | Работа над текстом пьесы «Золушка» 2 ч. | | фронтальная | постановка спектакля |
22/7 | Репетиция, оформление спектакля 1 ч. | | фронтальная | постановка спектакля |
23/8 | Репетиция, оформление спектакля 2 ч. | | фронтальная | постановка спектакля |
24/9 | Репетиция сказки «Золушка» в зале | | фронтальная | постановка спектакля |
25/10 | Презентация спектакля «Cinderella» / «Золушка» | | инсценировка спектакля | выступление на спектакле |
| Сделай сказку былью (9 ч) | | | |
26/1 | Английские литературные сказки | | фронтальная, групповое чтение | чтение, литературно-художественная деятельность. |
27/2 | Сказка «The Ugly Duckling» / «Гадкий утёнок», чтение, изучение новой лексики | | фронтальная | чтение, литературно-художественная деятельность. |
28/3 | Сравнение английского и русского вариантов сказки «The Ugly Duckling» / «Гадкий утёнок» | | фронтальная | чтение, литературно-художественная деятельность. |
29/4 | Знакомство со сценарием и распределение ролей «The Ugly Duckling»/ «Гадкий утенок» | | фронтальная | чтение, литературно-художественная деятельность. |
30/5 | Работа над текстом пьесы «Гадкий утёнок» | | фронтальная | постановка спектакля |
31/6 | Репетиция, оформление спектакля | | фронтальная | постановка спектакля |
32/7 | Репетиция сказки «Гадкий утенок в зале» в зале | | фронтальная | постановка спектакля |
33/8 | Презентация спектакля «The Ugly Duckling» «Гадкий утенок» | | инсценировка спектакля | Выступление на спектакле |
34/9 | Сказочный КВН | | праздник | выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения |