Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 VIII вида
г. Сарова»(МКСКОШ интернат №9 VIII вида г. Сарова)
ПРОГРАММА внеурочных занятий
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Мой край родной»
Срок реализации программы – 2 года
Для обучающихся с 14 лет
Разработала:
воспитатель Т.А. Канурина
г. Саров
Пояснительная записка
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гордость за свое Отечество и гражданственность.
Музейная педагогика в настоящее время рассматривается отечественными учеными как актуальное и перспективное направление, способствующее формированию российской идентичности, гражданско-патриотических чувств.
Обоснование актуальности
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач образовательно – воспитательной работы является воспитание патриотизма и гражданственности.
Большую роль в возрождении духовности, воспитании гражданина и патриота играет изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей « малой Родины». Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатое духовное наследие и народные традиции.
Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились и отдыхали, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Основные направления деятельности
Цель занятий: «Создание условий для формирования нравственных убеждений у воспитанников, воспитание гражданского самосознания».
Задачи:
расширить и углубить знания воспитанников об истории своей страны, родного города и прошлом своего народа;
способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, любви к «малой Родине»;
приобщить воспитанников к исследовательско – поисковой деятельности, развивать познавательную активность, мотивацию к краеведческой деятельности;
воспитывать уважения к культурным и национальным традициям своего народа, истории родного края;
продолжать целенаправленную систематическую работу по коррекции психических и личностных отклонений у воспитанников.
Принципы построения программы
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого - либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
Принцип интеграции и дифференциации обучения.
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Принцип успеха. Создание ситуации успеха на занятии, которая мотивирует воспитанников на деятельность.
Строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий.
Механизм реализации программы воспитательных занятий «Мой край родной»
Неоценимую помощь в нравственно – патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки.
В школе созданы две музейные зоны, позволяющие осуществлять в работе с воспитанниками основные направления музейной педагогики.
Комната русского быта «Русская горница»
Комната быта прошлого века «Прощай XX век»
Кроме того, осуществляется взаимодействие с Городским краеведческим музеем, Городской художественной галереей, музеем им. Ф.Ф. Ушакова, музеем МЧС, музеем ядерного оружия (ВНИИЭФ).
Основными направлениями воспитательно-образовательной деятельности в школьном музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Сами направления изменчивы, подвижны, часто связаны между собой.
Информирование – это первичное получение сведений об отдельных предметах, об их содержании, о направлениях деятельности школьного музея. Ознакомление осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекции, беседы, объяснения, рассказы, консультации.
Обучение – это передача и усвоение знаний. Обучение в школьном музее предполагает получение дополнительных знаний о своем родном крае. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроках, музейных занятий, музейных гостиных.
Развитие творческих начал – это направление может быть реализовано в форме творческих лабораторий, викторин, конкурсов, акций, практических мастерских.
Общение – это установление деловых или дружеских контактов. Школьный музей предоставляет возможности для неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи и общения с интересными людьми, музейных гостиных.
Отдых – это организация свободного отдыха (конкурсы, выставки работ и т. д.).
Особое значение отводится экскурсионной форме работы. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку экскурсия представляет собой специфический вид общения, то она предполагает постоянный, открытый диалог. Предпочтение отдается тем вопросам, которые требуют работы воображения, обращения к жизненному опыту, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению.
Принципы построения занятий:
Принцип целостности образования.
Принцип личностного подхода. Организация дифференцированного подхода к воспитанию, т.е. учет в нём типологических и личностных особенностей детей.
Принцип интеграции и сотворчества.
Смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.
Принцип интерактивности. Воспитанники непосредственным образом участвуют в создании экспозиций, либо получают возможность «работать» с предметом (трогать, исследовать), либо проявляют себя в творчестве (мастерят, рисуют, играют).
Принцип развития. Систематичность, предполагающая организацию воздействия на школьников как по широте охвата разными видами деятельности в соответствии с поставленной задачей, так и усложнение практического материала в ходе работы.
Соблюдение принципа последовательности и цикличности в подборе заданий.
Использование полифункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач.
Принцип успеха. Создание ситуации успеха на занятии, которая мотивирует воспитанников на деятельность.
Строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий.
Приемы коррекционной работы, применяемые на занятиях
Развитие интеллекта с учетом «зоны ближайшего развития» и опорой на сохранные качества личности.
Подбор приемов и методов работы с учетом ведущей деятельности соответствующей возрасту.
Использование принципов педагогики сотрудничества при взаимодействии с детьми.
Методы, применяемые на занятиях:
мини-сочинения;
ответы на вопросы;
анкетирование;
тестирование;
методы генерации идей;
самостоятельная работа с литературой;
метод творческих заданий;
метод мотивации на познавательно-преобразовательную деятельность.
Содержание программы воспитательных занятий «Мой край родной»
Воспитательные занятия проводятся еженедельно (1 раз в неделю) в течение 2014 -2015 и 2015-2016 учебных годов. Всего 64 часа.
Тематическое планирование на 2014-2015 уч. год
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1четверть |
1. | Что такое музей. Виды музеев. Особенности школьного музея. | 1 |
2. | Экспонаты основного и вспомогательного фондов. Принципы построения экспозиций в музее. | 1 |
3. | Обзорная экскурсия в школьную музейную комнату «Русская горница». | 1 |
4. | Обзор художественной литературы и беседа по теме « Быт крестьянской семьи XIX века» | 1 |
5. | Изготовление поделок из пластилина. Тема: «Предметы быта крестьян». Оформление выставки работ. | 2 |
6. | Уклад жизни и традиции крестьянской семьи. | 1 |
7. | Рисование и раскрашивание на тему «Русская деревня». Оформление выставки работ. | 2 |
| Итого: 9 часов | |
2четверть |
1. | Обзорная экскурсия в музейную комнату «Прощай XX век». | 1 |
2. | Просмотр и обсуждение видеороликов по теме «Как это было в 60 – е и 70 – е». | 1 |
3. | Написание и оформление творческих мини – сочинений на тему «Истории не старых вещей». | 2 |
4. | Православная вера. | 1 |
5. | Христианские праздники. | 1 |
6. | Рождественские посиделки. Чаепитие. | 1 |
| Итого: 7 часов | |
3 четверть |
1. | Рисование и раскрашивание на тему «Рождество христово». Оформление выставки работ. | 2 |
2. | Что такое фольклор? | 1 |
3. | Русская народная песня. | 1 |
4. | Русские народные музыкальные инструменты. | 1 |
5. | Игры крестьянских детей. | 2 |
6. | Традиционный русский костюм разных губерний России. | 1 |
7. | Изготовление из лоскутков ткани куклы – закрутки. | 1 |
8. | Экскурсия в городской краеведческий музей по теме «История Саровской пустыни». | 1 |
9. | Экскурсия в музей Ф.Ф. Ушакова. | 1 |
| Итого: 11 часов | |
4 четверть |
1. | Творческая встреча с мастером по изготовлению кукол Пикулевой С.В. Оформление временной экспозиции «Мир кукол». | 1 |
2. | Народные промыслы и ремесла Нижегородской губернии. | 2 |
3. | Викторина «Забытая старина: традиции, ремесла, мастера». | 1 |
4. | Экскурсия в городской краеведческий музей по теме «Четыре года до Победы». | 1 |
5. | Литературно – музыкальная гостиная «Памяти военных лет» | 1 |
| Итого: 6 часов | |
| Всего 33 часа | |
Тематическое планирование 2015 – 2016 уч. год
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 четверть |
1. | Экскурсия в городской краеведческий музей по теме «Животный мир Нижегородской области» | 1 |
2. | Викторина «Звери и птицы родного края» | 1 |
3. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Памятники природы города Сарова». | 1 |
4. | Откуда хлеб пришел? | 1 |
5. | Литературно – музыкальная гостиная «Хлеб – всему голова». | 1 |
6. | Написание мини – сочинений по теме «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». | 1 |
7. | Автобусная экскурсия по городу «Мой город славный». | 1 |
8. | Их именами названы улицы родного города. | 2 |
| Итого: 9 часов | |
2 четверть |
1. | ВНИИЭФ – градообразующее предприятие города Сарова. | 1 |
2. | Экскурсия в музей ядерного оружия. | 1 |
3. | При солнышке тепло, при матушке добро. | 1 |
4. | Женская доля в доме и в поле. | 1 |
5. | Зимние игры крестьянских детей. | 2 |
6. | Рождественские посиделки. Чаепитие. | 1 |
| Итого: 7 часов | |
3 четверть |
1. | Святки. Святочные гадания. | 1 |
2. | Экскурсия в городскую картинную галерею. Выставка работ Пластова А.А. | 1 |
3. | Рисование и раскрашивание на тему «Край ты мой бревенчатый» | 1 |
4. | Каша – матушка наша! | 1 |
5. | Чай пить – здоровым быть! | 1 |
6. | Аппликация на тему «Завари лечебный чай» | 1 |
7. | Весенние праздники на Руси. | 1 |
8. | Масленичный блин – символ солнца. Чаепитие. | 1 |
9. | Грач на горе – так и весна на дворе. | 1 |
10. | Пасха. Светлое Христово Воскресение. | 1 |
| Итого: 10 часов | |
4 четверть |
1. | «Назад в СССР» занятие – экскурсия в музейной комнате «Прощай XX век». | 1 |
2. | Электроприборы XX века. | 1 |
3. | Экскурсия в музей МЧС. | 1 |
4. | Конкурс чтецов «День Великой Победы» | 1 |
5. | Русские народные подвижные игры. | 2 |
| Итого: 6 часов | |
| Всего 32 часа | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностные результаты:
положительное отношение к краеведению;
познавательный интерес к истории своей страны, прошлому своего народа;
познавательный интерес к малой родине;
уважительное отношение к окружающим людям;
Метапредметные результаты:
адекватно воспринимать окружающую действительность;
применять свои знания по краеведению при изучении предметов школьной программы ;
участвовать в коллективном обсуждении;
отвечать на вопросы и задавать вопросы;
проявлять свою любознательность, инициативность;
выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине.
Предметные результаты:
находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее, в сети интернет;
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Отслеживание результатов
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов: