1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по хореографическому воспитанию являются:
1. умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
2. умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
1 класс
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Регулятивные
организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека.
Коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Предметные результаты
раскрывать понятия темп, музыкальный размер, такт, затакт, ритм, батман тандю, деми плие, деми рон де жамб пар тер и др.
знать правила перестроения и логику поворотов;
выполнять музыкально-пространственные упражнения;
владеть спецификой танцевального шага и бега;
знать позиции и положения ног и рук;
выполнять батман тандю; деми плие, деми рон де жамб пар тер, сюр лек у де пье, батман фраппе;
иметь представление об истории возникновения танцев на Руси;
иметь представление об основах бального танца;
иметь представление об истории возникновения танца вальс;
выполнять основные движения вальса, польки.
2 класс
Личностные результаты
сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к школе через интерес к хореографическим, гимнастическим упражнениям;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям;
развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя;
умение соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
способность выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
навык начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Коммуникативные
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Предметные результаты
иметь представление о ритме, синхронном движении;
знать особенности метро-ритма, чередование сильной и слабой долей такта;
выполнять медленные хороводные и быстрые плясовые движения;
различать марши, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе;
выполнение в более ускоренном темпе упражнений 1 класса;
владеть основными элементами русского танца;
знать особенности танца «Полонез".
3 класс
Личностные результаты
сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата;
стремление к совершенствованию своих танцевальных способностей, навыков творческой установки;
умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе.
Коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
Предметные результаты
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок»;
владеть понятиями аккомпанемент, импровизация, мотив;
совершенствование навыков и знаний 1 и 2 года обучения; разучивание новых: направление назад; переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад;
выполнять упражнения:
Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях.
Рон де жамб пар тер – ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади).
Батман фраппэ – по всем направлениям.
Релеве лян с 5-й позиции – во всех направлениях.
Шанжман де пье (большое) – прыжок с 5-й позиции с переменой ног.
Гранд плие по 1, 2, 3-й позициям.
Батман тандю – скольжение стоп по полу.
Батман тандю жете – маленькие броски: вперед, в сторону, назад.
Батман тандю в полуприседании на опорной ноге.
Батман фондю с поворотом колена работающей ноги.
4 класс
Личностные результаты
формированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создавать неповторяемый сценический образ.
Метапредметные результаты
Регулятивные
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Познавательные
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Коммуникативные
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Предметные результаты
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений;
умение рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в колонны, шеренги;
умение соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость;
умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
понимание значения музыкальных терминов: нюанс, пауза, цезура;
знание музыкального размера - 2/4, 3/4, 4/4;
исполнение всех пройденных элементов движений в различных комбинациях, в более быстром темпе;
иметь представление о роисхождении некоторых украинских народных движений: «дорожка проста», «дорожка плетена», «тынок» и др.
умение танцевать польку, вальс в паре, композиции из ранее пройденных элементов.
В обобщенном виде результаты освоения курса внеурочной деятельности представлены в таблице:
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать | – формы проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе; - правила игрового общения | - о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа | - о танцевальной азбуке, позициях, элементах музыкальной грамоты |
Уметь | - анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; - соблюдать дисциплину в танцевальном классе; - взаимодействовать с партнерами по команде; - выражать себя в доступных видах творческой и игровой деятельности; - правильно относиться к собственным ошибкам, к победе, к поражению | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать комментарии учителя, товарища, родителя и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | - исполнять танцевальные движения (танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки; - исполнять элементы русского танца: ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; - импровизировать; - работать в группе, в коллективе; - выступать перед публикой, зрителями |
Применять | - приемы конструктивного общения в процессе взаимодействия; - приемы анализа и самоанализа своей работы, а также коллективных усилий | - полученные сведения о многообразии танцевального искусства; - использовать красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения; - выполнять музыкально- ритмические движения, танцевальные упражнения для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа внеурочной деятельности «Хореография» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс. Данная программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу по хореографии включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Программа включает в себя музыкальные, ритмические, танцевальные упражнения, музыкальные игры.
Цели обучения:
приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля;
воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
выработка потребности в двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Задачи курса:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
формирование умения работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Организация образовательной деятельности
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве и др..
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Общее содержание курса внеурочной деятельности
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Материал программы включает следующие разделы:
Четверть | Наименование изучаемого раздела |
1 четверть | Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» |
2 четверть | Раздел 2. «Танцевальная азбука» |
3 четверть | Раздел 3. «Танец» |
4 четверть | Раздел 4. «Творческая деятельность» |
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением;
- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел 2. «Танцевальная азбука»
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно-характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы - доступно разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел 3. «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
- разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно - сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
- партерная гимнастика;
- тренаж на середине зала;
- танцевальные движения;
- композиции различной координационной сложности.
Раздел 4. «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я - учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Содержание учебного предмета по годам обучения
1 класс
Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная музыка: быстрая – медленная, веселая – грустная. Правила перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички и т. д.
Танцевальная азбука
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук
Упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 5. Постановка рук – 1, 2, 3.
Батман тандю – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног.
Деми плие – складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1, 2, 3, 5-й позициям.
Деми рон де жамб пар тер – круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам – вперед в сторону, в сторону вперед, позднее – назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги сюр лек у де пье – обхватное (обхватывает щиколотку опорной ноги) – развивает выворотность и подвижность ноги; условное -- сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Батман фраппе – сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и подвижность колена.
Танец
История возникновения танцев на Руси. Хоровод. Русский танец. Позиция рук – 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носки: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. Ковырялочка – поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.Поклоны – для девочек- шаг с приставкой и наклон головы для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6-й позиции. Па галопа по 3-й открытой позиции, шаг полонеза. Танец Полька. Знакомятся с основами бального танца. История возникновения танца вальс и его основными шагами. Танец « По Ягоды, Грибы», «Лирический Хоровод», «Вальс Цветов», « Школьная Полька».
Творческая деятельность
Музыкальные игры: «Стройся в звенья», «Матрешки», «Музыкальный паровоз», Танцевальная гимнастика. Музыкальная игра «Ласточки, Ритмический танец. Музыкальная игра « Лягушата», Игра «Рыбак и рыбки», Креативная гимнастика. Музыкальная игра «Веселый мяч», Игра «Скакалка», «Автомобили», «Море волнуется», Музыкальные игры: «Дирижёр – оркестр» «Запев – припев», «Группа, смирно!» «Музыкальный паровоз», «Музыкальные стулья», «Музыкальные змейки», «Музыкальный магазин игрушек» «Музыкальное эхо», «Лесная дискотека».
2 класс
Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Особенности метро-ритма, чередование сильной и слабой долей такта. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские танцы.
Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.
Классическая, современная и народная музыка с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе.
Танцевальная азбука
Повторяются в более ускоренном темпе упражнения, указанные в предыдущей программе.
Подготовительное движение руки (препарасьон).
Практические занятия. Повторяются упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног – 1, 2, 3, 4, 5. Позиции рук – 1, 3, 2.
Деми плие в 1, 2, 3, 5-й позициях (лицом к станку).
Батман тандю с 1-й позиции, позднее с 5-й позиции в сторону. Размер 2/4, темп – анданте.
Деми рон же жамб пар тер – вначале лицом к станку, позднее держась за станок одной рукой. Размер3/4 – один такт на движение, один такт на фиксацию положения, темп – модерато.
Батман тандю жете – натянутые движения с броском из 1-й позиции, развивают упругость ног в воздухе, легкость и подвижность тазобедренного сустава; изучаются стоя к станку (в сторону 2-й позиции). Размер 2/4, характер четкий, темп – модерато.
Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку в 1-й позиции. Размер3/4, характер медленный, спокойный, по два такта на движение.
Прыжки разучиваются лицом к станку.
Тан леве соте – по 1, 2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер быстрой польки.
Танец
Характерный тренаж. Подготовительные движения рук (из подготовительной позиции руки открываются через 1-ю позицию во 2-ю и закрываются на талию). Полуприседание и полное приседание. Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги на носок с переводом стопы на ребро каблука (вперед, в стороны, назад, лицом к станку). Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к веревочке).
Повторение и закрепление элементов русского танца. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны – на месте и с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижение вперед и назад: переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Ковырялочка – без подскока и с подскоком. Притопы в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами всей стопы в пол по 6-й позиции; подскок на одной ноге с двумя поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции. Танец «Полонез», «Русский лирический», «Вальс цветов», «Лавата», «Если нравится тебе, то делай так!», Диско-танец «Вару-вару», Танец «Стирка», Танец “Ладошки”.
Творческая деятельность
Игры: Игра «Музыкальный калейдоскоп», «Праздничный марш», Игра «Успей передать», Игра “Воображалки”, Игра «Кот и мыши», Игра «Шары и пузыри», “Доведи меня и не потеряй” Игра «Дискотека», Игра «Кто запомнил лучше всех».
3 класс
Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Понятие аккомпанемент. Импровизация. Мотив.
Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях.
Рон де жамб пар тер – ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади).
Батман фраппэ – по всем направлениям.
Релеве лян с 5-й позиции – во всех направлениях.
Шанжман де пье (большое) – прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку).
Гранд плие по 1, 2, 3-й позициям.
Танцевальная азбука
Характерный тренаж. Повторяются движения у станка. Новые движения.
Батман тандю – скольжение стоп по полу.
Батман тандю жете – маленькие броски: вперед, в сторону, назад.
Батман тандю в полуприседании на опорной ноге.
Батман фондю с поворотом колена работающей ноги.
Опускание на колено: у носка опорной ноги, у каблука опорной ноги.
Танец
Русский танец. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком.
Ходы. Закрепляются навыки и знания 1—2-го года обучения и добавляются новые: направление назад; переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад.
«Девичий шаг» с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперед, назад.
Дробь с подскоком – подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением.
«Веревочка» -- простая и с переступанием.
Присядки – комбинации из полуприсядок и полных присядок. Танцы «Счастливое детство», “Новый год к нам мчится”, «Веселая Кадриль», “Музыкальный”.
Творческая деятельность
Развитие артистичности и воображения. Игра «Росточек», Игра “На лесной полянке”.
Ориентация в пространстве игра «Вдоль пруда», игра “Доведи меня и не потеряй”.
Развитие чувства ритма и музыкальности игра «Тик-так”, Игра «Ласточки, воробьи и петухи».
4 класс
Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Значения музыкальных терминов: нюанс, пауза, цезура. Музыкальный размер - 2/4, 3/4, 4/4
Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях, в более быстром темпе.Деми плие по 4-й позиции. Гранд плие по 1, 2, 3, 5-й позициям изучаются лицом к станку, затем исполняются держась за станок одной рукой.
Батман тандю жете пике – натянутые движения ноги с колющим броском в пол.
Рон де жамб пар тер ан деор и ан дедан (слитно). Размер3/4.
Батман фондю – носком в пол по всем направлениям.
Батман фраппэ – вперед, в сторону и назад.
Релеве – по 1, 2-й позициям, на полупальцах.
Па балансе – раскачивающиеся движения, развивают свободу и непринужденность координации всего тела. Размер3/4, темп медленного вальса.
Танцевальная азбука
Происхождение некоторых украинских народных движений: «дорожка проста», «дорожка плетена», «тынок» и др.
Характерный тренаж. Упражнения у станка. Повторение изученных элементов в более быстром темпе и в несколько более сложном ритмическом рисунке.
Упражнения на середине.
Танец
Прыжки (мужск.) с обеих ног, с одновременным сгибанием одной ноги вперед в свободном положении и ударом ладонью по подошве.
Веревочка – поочередный перенос согнутых ног спереди назад в свободном положении с одновременными небольшими подскоками и на низких полупальцах, в небольшом полуприседании; на месте, с продвижением назад, с поворотом.
Припадание – небольшой шаг в сторону на всю стопу в свободном положении, с последующим переступанием другой ноги на низкие полупальцы по 3-й свободной позиции сзади; с продвижением в сторону, с поворотом.
Разножка – полное приседание с подскоком на 1-й свободной позиции с последующим одновременным проскальзыванием по полу обеих ног в стороны на ребро каблука. Полное приседание с подскоком в 1-ю свободную позицию с последующим отскоком на одну ногу в сторону в полуприседание с одновременным открывание другой ноги на 45° в открытом положении. Метелочка – поочередные скольжения по полу внутренними сторонами стоп обеих согнутых ног от колена сзади в сторону в полном приседании (мужск.)
Дроби (двойные), ключ (простой, двойной), молоточки, моталочка.
Живой, веселый, быстрый характер польки. Вальс в паре (положение рук). Композиции из ранее пройденных элементов. Полонез в осложненном рисунке. Танецы: «Хип-хоп», «Вальс выпускников», «Полонез», « Русский перепляс».
Творческая деятельность
Развитие внимания и памяти: «Кто запомнил лучше всех», игра «Учитель и ученики».
Развитие моторики. Игра «Пчелка», Игра «Паучок».
Эмоциональная разрядка. Игра в “Колдунчика”, Игра «Сантики-Сантики».
Ориентация в пространстве. Игра «Мы пойдем направо», Игра «Шары и пузыри».
Требования к уровню подготовки учащихся в рамках разделов программы
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
· уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
· чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
· уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
· иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
· выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
· иметь навыки актёрской выразительности;
· распознать характер танцевальной музыки;
· иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
· исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
· знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
· различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т.д.;
· уметь анализировать музыку разученных танцев;
· слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
· знать позиции ног и рук классического танца, народно-сценического танца;
· усвоить правила постановки корпуса;
· уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
· освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
· иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
· знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
· уметь исполнять основные движения русского танца:
3. Танец:
владеть понятиями: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно;
· уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
4. Творческая деятельность:
· раскрытие творческих способностей;
· развитие организованности и самостоятельности;
· иметь представления о народных танцах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты 1 уровня: (приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения;
- приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,
- получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Результаты 2 уровня: (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
Результаты 3 уровня: (приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия):
-приобретение опыта публичного выступления;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от урочной.
В рамках реализации программы доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение школьником новых знаний | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действи я |
Формы организации, направленные на достижение результатов 1, 2, 3 уровня |
1. Познавательная | - познавательные занятия, направленные на освоение детьми информации - познавательные акции (познавательный экскурс, марафон, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей. - исследовательские проекты. | | |
- познавательные занятия духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.). - познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. - интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.). - детские исследовательские проекты | |
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. - детские исследовательские проекты с элементами проектирования. |
2. Игровая | - развлекательные игры, организуемые педагогом; - интеллектуальные игры, организуемые педагогом; - ролевые игры, организуемые педагогом. | | |
- деловые игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД | |
- социально моделирующие игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума. |
3. Трудовая (производственная) деятельность | - занятия по отработке специальных умений | | |
- трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД; - сюжетно-ролевые продуктивные игры («Полька-град», «Город танца», «Хоровод» и т.п.); - детская танцевальная студия под руководством взрослого. | |
- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; - детско-взрослое танцевальное объединение. |
4. Досугово-развлекательная деятельность | - культпоходы театры, концертные залы, выставки и т.п.; -досугово-развлекательные акции (тематические дискотеки, праздники, капустники и т.п.), организуемые педагогом. | | |
- досугово-развлекательные акции (тематические дискотеки, праздники, капустники и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |
- досугово-развлекательные акции (праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - досугово-развлекательные акции (праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
5.Спортивно-оздоровительная деятельность | - беседы о ЗОЖ; - оздоровительные процедуры; - физкультурные и спортивные занятия; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, паузы здоровья и т.п.). организуемые педагогом. | | |
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, паузы здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
6. Художественное творчество | - занятия по отработке специальных умений; - художественные акции (концерты, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом. | | |
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
7. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) | - социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных культурных социальных акциях, организованных взрослыми). | | |
- социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД. | |
- социальные концертные проекты; - волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом). |
8. Проблемно-ценностное общение | - индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.; - тренинги формирования социальных навыков. | | |
- дебаты по проблемам социальной, культурной и духовной жизни людей; - свободные дискуссии по проблемам социальной, культурной и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии). | |
- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; - беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения. |
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации образовательной деятельности.
Форма подведения итогов реализации программы - подготовка танцевальных номеров к школьным праздникам.
Методы обучения хореографии
В процессе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Словесные методы — универсальные методы обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально-ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся представлено в Приложении.