I.Пояснительная записка.
История-это комплекс наук, изучающих прошлое человечества. Для того, чтобы что-то изучать и знать о прошлом необходимо научиться пользоваться не только учебными ,но и дополнительным знаниями, интересоваться и расширять свой кругозор, быть активным участником событий, оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, истории Отечества ,что неизменно ведёт к духовно-нравственному развитию личности подростка.
Главная цель данного курса является расширение знания обучающихся об истории страны
Задачи курса :
Формировать уважительное отношение к истории страны.
Способствовать развитию критического исторического мышления учащихся, способности рассматривать события и явления с точки зрения исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе
Консультировать учащихся в самостоятельном поиске и оценке информации
Программа курса является модифицированной , для разработки которой учитель использовал пособие с программами элективных курсов по редакцией Н.И.Чеботарева (2007г.)[см.список литературы 4,9].
Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся 9 классов .
Формы и методы , используемые учителем при работе :
Виды деятельности учащихся
Анализ текста , исторического источника
Запись конспекта
Работа в парах
Эвристическая беседа
Защита проектов
Поиск дополнительного материала
Участие в экскурсии
II. В завершении курса предполагаются следующие результаты :
Личностные результаты изучения курса включают умения и навыки :-
•формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины и расширение знаний по курсу «История России»;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; •;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные результаты изучения курса включают умения и навыки :-
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности. Условия средства достижения цели;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;-
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;-
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;-
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения курса включают :
•поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках , анализ и историческая оценка действий исторических личностей;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Великие имена России . Александр Невский Святой. Фёдор Ушаков. Юрий Лисянский .
Ледовое побоище 1242 г.
Куликовская битва 1380 г.
Семилетняя война. Взятие Берлина .
Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. Битва под Лейпцигом.
Крымская война 1853-1856 гг.
История создания КА и Первой конной армии С.Буденного.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артур. Героизм моряков крейсера «Кореец » и «Варяг».
История российского космоса. Первый спутник земли. Гагарин – первый человек в космосе. Развитие современного космоса.
Великая Отечественная война. Отдельные страницы истории.
Афганская война
Примерные темы для индивидуальных проектов .*
1.Неизвестные страницы развития русской авиации. Петр Нестеров.
2. Неизвестные страницы развития русской авиации. Евграф Крутень .
3. Неизвестные страницы развития русской авиации. Лидия Зверева.
4. Неизвестные страницы развития русской авиации. Владимир Слюсаренко.
5.Дети- герои Первой мировой войны.
6..Герои Великой отечественной войны. Виктор Талалихин-первый ночной таран.. Первый герой- Кокорин Анатолий.
7.Дети-герои Сталинградской битвы.
*Могут быть выбраны и другие темы, предложенные самими обучающимися..
IV. Календарно-тематическое планирование курса
Дата | Тема | Кол-во часов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактический материал из списка литературы (примерный) |
5.09 | 1.День воинской славы России. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. | 1 | Лекция-беседа с презентацией консультирование | Участие в беседе Анализ исторического источника | Презентация [ 6,с.36-46] [ 7,с.69-73 ] |
12.09 | 2. День воинской славы России. Рождение гвардии России. | 1 | Лекция-беседа с презентацией | Просмотр презентации и участие в беседе | презентация |
19.09 | 3. День воинской славы России. Куликовская битва и ее значение в истории страны. Дмитрий Донской. | 1 | Лекция-беседа с презентацией консультирование | Участие в бесед Анализ исторического источника | Презентация Видео [ 7,с.20-23] [8,с.54-58] |
26.09 | 4. Великие имена России – Александр Невский Святой. | 1 | Лекция-беседа с презентацией Видео | Участие в беседе Анализ исторического источника | видео [1,с.154-158] [ 7,с.16-18 ] |
3.10 | 5.Мы- первые! История первого спутника. | 1 | Лекция-беседа с презентацией Видео Организация экскурсии в музей. | Участие в беседе или экскурсии. | видео |
10.10 | 6. День воинской славы России. Семилетняя война. Взятие Берлина. | 1 | Лекция-беседа с презентацией | Участие в беседе | презентация |
17.10 | 7. День воинской славы России. Отечественная война 1812 г.Битва под Лейпцигом. | 1 | Лекция-беседа с презентацией | Участие в беседе | Презентация [ 6,с.36-46] |
24.10 | 8. Памятные даты России. День спасателя. | 1 | Организация экскурсии на городскую станцию МЧС или встреча с сотрудниками МЧС | Участие в экскурсии, встрече | |
31.10 | 9. День воинской славы России. Спасители земли русской :1612 год. | 1 | Лекция-беседа с презентацией консультация | Участие в беседе Анализ исторического источника | Презентация [ 7,с.42-43 ] |
14.11 | 10. День воинской славы России. Парад 7 ноября 1941 г. | 1 | Просмотр видео- фильма беседа | Просмотр видео- фильма Участие в беседе Анализ исторического источника | Видео Презентация Иллюстрации [ 3,с.42-43 ] |
21.11 | 11. Памятная дата истории России. История ракетных войск и артиллерии. (19 ноября) | 1 | Просмотр видео- фильма беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео Презентация [ 3, ] |
28.11 | 12. День воинской славы России. История морских сражений. Синопское сражение1853 г. | 1 | Видео-фильм Беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео презентация |
5.12. | 13. Памятная дата военной истории. .День героев России. Оборона крепости Порт-Артур. | 1 | Видео-фильм Беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео Презентация Иллюстрации |
12.12 | 14. Викторина : «Я знаю Конституцию России!». | 1 | Составление викторины консультирование | Участие в викторине. | викторина |
19.12 | 15. Памятная дата военной истории. 105 лет создания дальней авиации России. (17 декабря) | 1 | Презентация Видео-фильм Беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео презентация |
26.12 | 16. День воинской славы России. Взятие Измаила А.Суворовым. | 1 | Видео-фильм Беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе сообщение | Видео презентация |
16.01 | 17. Великие имена России – Фёдор Ушаков Святой. | 1 | Лекция-беседа с презентацией Видео | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео презентация |
23.01 | 18. День воинской славы России. Героизм и горечь блокады. Дорога жизни. (27 января) | 1 | Видео-фильм Беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео Презентация [ 3, ] |
30.01 | 19. День воинской славы России. Героические страницы Сталинградской битвы.(2 февраля) | 1 | Просмотр видео- фильма беседа | Просмотр видео- фильма Участие в беседе Анализ исторического источника | Видео Иллюстрации [ 7 ,с.166-167] [ 2,с.12-14 ] ,[ 3, ] |
6.02 | 20. Памятная дата военной истории. История морских сражений. Героизм моряков крейсера «Кореец » и «Варяг». | 1 | Видео-фильм Беседа | Просмотр видео-фильма Участие в беседе | Видео презентация |
13.02 | 21 .Памятная дата военной истории России. Герои Афганистана. | 1 | беседа Участие в городском митинге памяти | Просмотр видео- фильма и его обсуждение Участие в городском митинге памяти. | Видео презентация |
20.02 | 22. День воинской славы России. Создание Рабоче- Крестьянской Красной армии. (23 февраля) | 1 | лекция- презентация | Участие в беседе | презентация |
27.02 | 23. Памятная дата военной истории России. Первая конная С.Буденного | 1 | Видео Беседа | Участие в беседе Просмотр видео | Видео презентация |
5.03 12.03 | 24\25. Я изучаю историю страны. | 4 | Консультирование | Подготовка к защите проектов | |
19.03 26.03 | 26\27 Я изучаю историю страны. | | Просмотр и оценка проектов обучающихся консультирование | Защита проектов обучающимися | |
2.04 | 28. Великие имена России – Юрий Лисянский . (2 апреля 1773 г) | 1 | Видео Беседа презентация | Участие в беседе Просмотр видео | презентация видео |
9.04 | 29. Космос и человек. | 1 | Организация экскурсии в музей Космодрома или на площадку. | Участие в экскурсии в музей Космодрома или на площадку. Просмотр фильма « Время первых». | Видео |
16.04 | 30. День воинской славы России. Ледовое побоище 1242 г.(18 апреля ) | 1 | лекция- презентация видео | Участие в беседе Просмотр видео Анализ исторических источников | презентация видео [1,с.154-158] |
23.04 | 31. Памятная дата военной истории России. Историческая встреча на Эльбе. (25 апреля) | 1 | Видео беседа | Просмотр видео, участие в беседе | Видео Презентация [2,с.54-58] |
30.04 | 32. Памятная дата военной истории России. История крепости Севастополь. (30 апреля) | 1 | Видео презентация | Просмотр видео, участие в беседе | Видео презентация |
9.05 | 33. День воинской славы России. День Великой Победы. | 1 | Участие в параде в колонне «Бессмертный полк». | Участие в параде в колонне «Бессмертный полк». | |
14.05 | 34. Памятная дата военной истории России. Парад Победы 24 июня 1945 года. | 1 | Видео беседа | Просмотр видео, участие в беседе | Видео |
Список литературы.
1.Буторина Т.С., Овчинникова Н.П.Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: КАРО, 2004
2.Болдырев Р.Ю. Неизвестная известная война: Вторая мировая и Великая Отечественная война. Учебное пособие .-Архангельск: Изд-во КИРА, 2008.
3.Горинов И.М., Моруков М.Ю.Великая Отечественная война 1941-1945 гг.Дискуссионные вопросы/Пособие для учителя.-М.:Просвещение,2016
4.История России.10-11 классы. История России в лицах Герои и изгои революции. Личность и история России: элективные курсы/сост.Н.И.Чеботарева.-Волгоград:Учитель,2007.
5.Капутянский В.Д.Конструктор исторических персоналий: Политика .Государство. Военное дело. Религия./В.Д.Капутянский.- Ростов н\Д: Феникс, 2019
6.Колганова Е.В.Поурочные разработки по истории России.XIX век.8 класс, -М.:ВАКО,2012.
7. Пазин Р.В.история ЕГЭ.10-11 класс. Анализ исторического источника: учебно-методическое пособие –Ростов н\Д: Легион, 2016
8.Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н.Сахарова. -М.:ООО «Русское слово»,2005 ( могут быть и другие годы издания)
9.Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10-11 классов.-М.:Глобус,2007.
10..интернет ресурс.
*Могут быть использованы и другие ресурсы по усмотрению учителя.