РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
Уровень обучения Основное общее образование Класс _5_ |
Направление Общекультурное |
Название курса «Звуки музыки» |
Количество часов в год 34 |
Количество часов в неделю 1 |
Учитель Гаврилина Евгения Александровна |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звуки музыки» для обучающихся 5 класса направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.
Направленность программы – общекультурная
Программа «Звуки музыки» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа. Занятия в вокальной группе проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в группе 6-12 человек.
Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение вокально-эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Звуки музыки»
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальных занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности
Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио - и видеозаписей.
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Тематическое планирование программы
«Музыкальная палитра»
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Пение, как вид музыкальной деятельности | 8 |
2 | Формирование детского голоса | 7 |
3 | Слушание музыкальных произведений, исполнение песен | 12 |
4 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры | 7 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
программы «Звуки музыки»
№ занятия | Название темы | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Дата проведения занятия |
Пение, как вид музыкальной деятельности 8ч. |
1 | Т.Б. Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 1 | Прослушивание детских голосов. | |
2 | Пение в парах, трио, ансамбль | 1 | Работа над репертуаром по партиям | |
3-4 | Строение голосового аппарата. | 2 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
5-6 | Правила охраны детского голоса. | 2 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
7-8 | Вокально-певческая установка. | 2 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
Формирование детского голоса 7 ч. |
9 | Звукообразование. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
10 | Упражнения на различные типы звуковедения. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
11 | Певческое дыхание. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
12 | Цепное дыхание. | 1 | Основные правила цепного дыхания. Практические упражнения. Работа над песенным репертуаром | |
13 | Дикция и артикуляция. | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
14 | Речевые игры и упражнения. | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
15 | Вокальные упражнения. | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
Слушание музыкальных произведений, исполнение песен 12 ч. |
16 | Народная песня. История. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
17 | Разучивание народных песен | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
18 | Произведениями русских композиторов - классиков. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
19 | Пение известных произведений русских композиторов | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
20 | Произведения современных отечественных композиторов. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
21 | Разучивание песен современных композиторов. | 1 | Художественная выразительность в пении. Работа над песенным репертуаром | |
22 | Песенная импровизация | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
23 | Игра «Угадай мелодию» | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
24-25 | Сольное пение. | 2 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
26 | Работа в парах | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
27 | Работа с микрофоном | 1 | Упражнения на развитие чистой интонации. Работа над песенным репертуаром | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 7 ч. |
28-29 | Путь к успеху. | 2 | Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса | |
30 | Круглый стол: «Чему я научился» | 1 | Подведение итогов работы за год | |
31-32 | Вокально-хоровая работа над репертуаром | 2 | Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса | |
33-34 | Контрольный урок | 2 | Подведение итогов работы за год | |