Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
3. Тематическое планирование
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Курс «Мы - эрудиты» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Мы - эрудиты» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – факультатив по предметам. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающей, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «ЭМУ» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Вид программы - модифицированная (в основу которой положена примерная (типовая) программа, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания).
Курс рассчитан на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Целевая группа: учащиеся 1–4-х классов. Набор учащихся осуществляется в конце августа – начале сентября, зачисляются все желающие на основании заявления от родителей (законных представителей). Оптимальная наполняемость одной учебной группы не должна превышать 15 человек.
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений;
- приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Личностные результаты и универсальные учебные действия
1 год обучения
Личностные: сформированность у детей любознательности, интереса к учению.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления.
Познавательные: умение определять, какая нужна информация; отбор необходимых источников: книги, словари, справочная литература, электронные носители; отбор, классификация полученной информации.
Коммуникативные: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом; распределять роли.
2 год обучения
Личностные: уважение чужого мнения, определение своей позиции; стремления к творческому решению познавательной задачи.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно, поиск средств и пути их осуществления; умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.
Познавательные: умение отбирать и классифицировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений.
Коммуникативные: умение прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.
3 год обучения
Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, сформированность желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.
Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.
Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.
4 год обучения
Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта самостоятельно; работа по плану, проверка своих действий, при необходимости исправление ошибок; использование основных и дополнительных средств; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.
Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.
Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33 часа)
№ п\п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1-3 | Филология. Развитие речи. | Введение. Развитие грамматического строя речи. Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию. Описание характера героев. Сочиняем сказки. | Познавательная, общение, игровая. |
4-6 | Филология. Слово. | Части слова. Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы. | Познавательная, общение, игровая. |
7-10 | Филология. Предложение. | Конструирование предложений из слов. Определение границ предложений на основе смысла и интонации. Развитие умения находить в тексте главную мысль. | Игровая, познавательная, общение. |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | Задачи «Сходство». Задачи «Отличия». Задачи «Пересечения». Задачи на развитие способности комбинировать. | Игровая, познавательная, общение. |
18-20 | Математика. Головоломка. | Головоломные перемещения с палочками. Игра зашифрованное донесение. Магический квадрат. Головоломки с одинаковыми цифрами. | Игровая, познавательная, общение. |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | Учимся измерять, строить. Разрезания. Пентанам. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
24-27 | Краеведение. Природа. | Мы – дети природы. Единство всего живого и неживого. Леса и лесные чудеса Южного Урала. | Познавательная, общение. |
28 | Краеведение. История. | Южный Урал – наш общий дом. | Познавательная, общение. |
29 | Краеведение. Фольклор. | Народный календарь. | Познавательная, общение. |
30-33 | Краеведение. Культура Южного Урала. | Игры. Игрушки детей Урала. Чтение и анализ сказок писателей Южного Урала. | Познавательная, общение. |
2 класс (34 часа)
№ п\п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1-3 | Филология. Развитие речи. | Введение. Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Жанрово- тематическое разнообразие. Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях. | Познавательная, общение, игровая. |
4-6 | Филология. Слово. | Русская дореформенная графика. Ударения. | Познавательная, общение, игровая. |
7-10 | Филология. Предложение. | Игры с однокоренными словами. Омонимы в предложениях. Олимпиада. | Игровая, познавательная, общение. |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности. Олимпиада. | Игровая, познавательная, общение. |
18-20 | Математика. Головоломка. | Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы. | Игровая, познавательная, общение. |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | Геометрические упражнения со спичками. Разрезаем и составляем, перекрашиваем. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
24-27 | Краеведение. Природа. | Разнообразие животного мира Южного Урала. Друзья мои птицы поднебесные. Ягоды нашего края. | Познавательная, общение. |
28 | Краеведение. История. | История улицы, школы, деревни. | Познавательная, общение. |
29-30 | Краеведение. Фольклор. | Творчество народов Южного Урала. Фольклор в жизни современного человека. | Познавательная, общение. |
31-34 | Краеведение. Культура Южного Урала. | Народные обычаи и традиции Южного Урала. Праздники в нашем доме. У нас гости. Чтение ненецкой сказки писателя Ю. Взллы «О чем кукует кукушка». | Познавательная, общение. |
3 класс (34 часа)
№ п\п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1-3 | Филология. Развитие речи. | Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Жанрово-тематическое разнообразие. | Познавательная, общение, игровая. |
4-6 | Филология. Слово. | Игры с однокоренными словами. Омонимы. | Познавательная, общение, игровая. |
7-10 | Филология. Предложение. | Развитие внимания к значению слов в предложении. Фразеологизмы, их использование в предложениях. | Игровая, познавательная, общение. |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности. | Игровая, познавательная, общение. |
18-20 | Математика. Головоломка. | Запись цифр и чисел у других народов. Закономерности. Целые числа. | Игровая, познавательная, общение. |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | Геометрические упражнения со спичками. Разрезаем и составляем, перекрашиваем. Олимпиада. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
24-27 | Краеведение. Природа. | Мир насекомых, земноводных и червей Южного Урала. Охота. Разнотравье Южного Урала. | Познавательная, общение. |
28 | Краеведение. История. | Население Южного Урала. | Познавательная, общение. |
29-30 | Краеведение. Фольклор. | Творчество народов Южного Урала. Музыкальный фольклор. | Познавательная, общение. |
31-34 | Краеведение. Культура Южного Урала. | Жилище народов Южного Урала. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. Кухня народов Южного Урала. Знакомство с творчеством Г. Слинкиной «Как Мышата и Лягушата внучками стали», «Сказка о мальчике – хозяине Лесной земли». | Познавательная, общение. |
4 класс (34 часа)
№ п\п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1-3 | Филология. Развитие речи. | Литературный герой. Ориентировка в литературоведческих понятиях. | Познавательная, общение, игровая. |
4-6 | Филология. Слово. | Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам. | Познавательная, общение, игровая. |
7-10 | Филология. Предложение. | Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. | Игровая, познавательная, общение. |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | Числовая комбинаторика. Задачи повышенной трудности на нахождение числа по его части и на нахождение части числа. | Игровая, познавательная, общение. |
18-20 | Математика. Головоломка. | Запись цифр и чисел у других народов. Делимость чисел. Системы счисления. | Игровая, познавательная, общение. |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | Занимательные геометрические задачи. Нахождение в хаотичном изображении геометрических фигур. Олимпиада. | Игровая, художественное творчество, познавательная, общение. |
24-27 | Краеведение. Природа. | Водоемы Южного Урала. Их использование и охрана. Рыбье царство. Рыболовство. Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. | Познавательная, общение. |
28 | Краеведение. История. | Легенды Южного Урала. | Познавательная, общение. |
29-30 | Краеведение. Фольклор. | Пословицы и поговорки. Обряды народов Южного Урала. | Познавательная, общение. |
31-34 | Краеведение. Культура Южного Урала. | Образы детей в сказках Южного Урала. Музеи Южного Урала. Творчество Ювана Шесталова книга для детей «Сначала была сказка». | Познавательная, общение. |
Календарно - тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1-3 | Филология. Развитие речи. | 3 | 2 | 1 | |
4-6 | Филология. Слово. | 3 | 2 | 1 | |
7-10 | Филология. Предложение. | 3 | 2 | 1 | |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | 3 | 2 | 1 | |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | 3 | 2 | 1 | |
18-20 | Математика. Головоломка. | 3 | 2 | 1 | |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | 3 | 2 | 1 | |
24-27 | Краеведение. Природа. | 3 | 2 | 1 | |
28 | Краеведение. История. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Краеведение. Фольклор. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30-33 | Краеведение. Культура Южного Урала. | 3 | 2 | 1 | |
Итого 33 часа |
2 класс (34 часа)
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1-3 | Филология. Развитие речи. | 3 | 2 | 1 | |
4-6 | Филология. Слово. | 3 | 2 | 1 | |
7-10 | Филология. Предложение. | 3 | 2 | 1 | |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | 3 | 2 | 1 | |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | 3 | 2 | 1 | |
18-20 | Математика. Головоломка. | 3 | 2 | 1 | |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | 3 | 2 | 1 | |
24-27 | Краеведение. Природа. | 3 | 2 | 1 | |
28 | Краеведение. История. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29-30 | Краеведение. Фольклор. | 2 | 1 | 1 | |
31-34 | Краеведение. Культура Южного Урала. | 3 | 2 | 1 | |
Итого 34 часа |
3 класс (34 часа)
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1-3 | Филология. Развитие речи. | 3 | 2 | 1 | |
4-6 | Филология. Слово. | 3 | 2 | 1 | |
7-10 | Филология. Предложение. | 3 | 2 | 1 | |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | 3 | 2 | 1 | |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | 3 | 2 | 1 | |
18-20 | Математика. Головоломка. | 3 | 2 | 1 | |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | 3 | 2 | 1 | |
24-27 | Краеведение. Природа. | 3 | 2 | 1 | |
28 | Краеведение. История. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29-30 | Краеведение. Фольклор. | 2 | 1 | 1 | |
31-34 | Краеведение. Культура Южного Урала. | 3 | 2 | 1 | |
Итого 34 часа |
4 класс (34 часа)
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1-3 | Филология. Развитие речи. | 3 | 2 | 1 | |
4-6 | Филология. Слово. | 3 | 2 | 1 | |
7-10 | Филология. Предложение. | 3 | 2 | 1 | |
11-13 | Филология. Ребусы, шарады. | 3 | 2 | 1 | |
14-17 | Математика. Нестандартные задачи. | 3 | 2 | 1 | |
18-20 | Математика. Головоломка. | 3 | 2 | 1 | |
21-23 | Математика. Развитие геометрического видения. | 3 | 2 | 1 | |
24-27 | Краеведение. Природа. | 3 | 2 | 1 | |
28 | Краеведение. История. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29-30 | Краеведение. Фольклор. | 2 | 1 | 1 | |
31-34 | Краеведение. Культура Южного Урала. | 3 | 2 | 1 | |
Итого 34 часа |
Материально – техническое обеспечение
1.Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет.- Москва.- МЦНМО.- 2010
2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- Москва.- Владос.- 2012
3.Быльцов С.Ф. Занимательная математика для всех.- Санкт-Петербург.- 2011
4.Гейдман Б.П. Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 классы.- Москва.- Айрис-Пресс.- 2010
5.Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. Москва.- МЦНМО-МИОО.- 2012
6.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физминуток.- Москва.- Эксмо.- 2012
7.Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- 1-4 классы.- Москва.- Вако.- 2012
8.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких.- Москва.- 2011
9.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники.- Москва.- Ральф.- 2010
10.Трошин В.В. Магия чисел и фигур.- Москва.- Глобус.- 2012
11.Чучмай Г.Т. Тайна географических названий.
12. Черкашин Г.В. Мы – дети природы.-Ханты – Мансийск.-2012
13.Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.- Москва.- 21 сентября».- 2011
14.Я иду на урок в начальную школу.- Олимпиады и интеллектуальные игры.- Москва.- «1 сентября».- 2012
15.Все задачи «Кенгуру».- 1994-2012.- Санкт-Петербург.- 2012
16.Занимательная география.- Москва.- Глобус.- 2013
15