СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована для внеурочной работы по экологическому образованию школьников 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13 имени Э.Д. Балтина» г. Смоленска.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы экологии и краеведения»

Социальное, эколого-краеведческое направление

34 часа


Срок реализации - 2022-2023 учебный год






Марковкина Ольга Владимировна,

учитель географии


e-mail: olgamarkowkina@mail.ru











Смоленск

2022

Пояснительная записка



Рабочая программа внеурочной деятельности «основы экологии и краеведения» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС ООО, Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 "О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности".

Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Планируемые результаты внеурочной деятельности;

4. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

5. Тематическое планирование.

Цель: создание условия для развития экологической культуры обучающихся на основе эколого - краеведческого материала своей малой родины.

Задачи курса:

  1. Освоение научной эколого-краеведческой информации, расширение кругозора обучающихся, формирование УУД и представлений об окружающем мире;

  2. Создание условий для развития личностных УУД: эмоционально-нравственного развития личности, реализации творческих потребностей обучающихся, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции;

  3. Формирование навыков экологического поведения в природе и основ научно-практической деятельности.

Основные принципы данной программы:

  • Принцип научности;

  • Принцип природосообразности;

  • Краеведческий принцип;

  • Принцип гуманизации образования;

  • Принцип интеграции (Межпредметный и метапредметный подходы)

Программа состоит из 6 блоков. 34 часа – 1 час в неделю.

Вводные занятия:

  1. «Экология – предмет: интересно или нет»

  2. Ознакомительный поход «Природа и человек» (с приглашением историка – краеведа А.С. Иванова).

  3. Уроки поведения и выживания в природе. Практикум

Блок 1. Книга природы

  1. «Книга природы: как понимать язык растений?»

  2. Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества или биоценозы.

  3. Основные группы живых организмов в природных сообществах. Цепи питания, следы жизнедеятельности животных. Практикум.

  4. Обитатели леса: друзья и враги.

  5. Клады леса. Какие растения полезны человеку, как их можно использовать? Сбор гербария. Практикум.

  6. Краски из растений. Практикум.

  7. Лекарственные растения нашей местности.

  8. Экскурсия. Сезонные изменения в жизни организмов.

  9. Обобщение материала: презентация, выпуск стенгазеты, оформления гербария, выступление перед школьниками.

Оборудование: рулетка, флажки или колышки, спиртовка, штатив, газоотводная трубка, мерный цилиндр, пробирки, сетка для гербария. справочная литература (определители растений леса, луга).


Блок 2. Рельеф вокруг Колодни.

  1. Формы рельефа территории вокруг Колодни.

  2. Овраги. Естественные обнажения склонов, современные рельефообразующие процессы.

  3. Почвы. Определение состава почв опытным путем.

  4. Изучение, использование и экологическое состояние почв нашей местности.

  5. Обобщение, фото отчет о засорении почв микрорайона и окрестностей.

Оборудование: Таблицы почв, коллекции почв, рулетка, фотоаппарат, лабораторное оборудование, туристическое оборудование


Блок 3. Птицы нашей местности.

  1. Зимующие птицы. Изготовление и развешивание кормушек.

  2. Встречи у кормушки. Личные наблюдения, фотографии.

  3. Подготовка выступления агитбригады.

  4. Перелетные птицы нашей местности. Изготовления искусственных гнездовий.

Оборудование: материалы для изготовления кормушек, фотоаппарат, литература по теме, Интернет-ресурсы.


Блок 4. Жизнь водоемов Колодни.

  1. Мир в капле воды. Работа с микроскопом.

  2. Съемка участка реки Колоднянка.

  3. Водные ресурсы микрорайона Колодни. Родники и колодцы.

  4. Реки: Колоднянка, Строганка, Днепр, пруд Латошинский.

  5. Использование и охрана вод.

  6. Река Колоднянка: измерение температуры воды на разных глубинах, определение прозрачности, цвета, жесткости. Определение некоторых организмов, живущих в прибрежной зоне или вблизи водоемов

  7. Как река разрушает свои берега? Определение скорости течения реки на различных участках.

  8. Выводы по экскурсионным наблюдениям. Понятие среды обитания, приспособленность живых организмов к среде обитания.

  9. Обобщение материала: Объемная модель одного из водоемов в комнате, презентация, выпуск стенгазеты, оформления гербария, выступление перед школьниками.

Оборудование: Микроскоп, лабораторное оборудование, оборудование для измерений: полосатые вешки, компасы, эккер.


Заключительные занятия. Экскурсии, походы.

1. Весна в лесу. Помоги природе.

2. Путешествие в Муравьиный город. Практикум.

3. Природа и природные объекты вокруг нас. Практикум.

4. Что я узнал нового? Чему я научился? Книга отзывов.

Общая характеристика программы

  1. Программа основ экологической культуры - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий, по ФГОС УУД.

Основные формы работы по программе: практикумы на местности, работа с источниками информации, решение ситуационных задач, мини проекты и проекты, требующие более длительной коллективной работы. Продуктом проектной деятельности могут быть: плакаты и стенгазеты, мини-книга и буклеты, листовки, альбомы и фото и видео репортажи, презентации, макеты;

Применение проектной и творческой деятельности в работе по данной программе формирует метапредметные умения и навыки.

При изучении материала ставится перед учащимися новая проблема, они участвуют в диалоге, описывают какие-либо жизненные ситуации, отвечают на вопросы, слушают, спорят, т.е. создаются условия для формирования коммуникативных УУД.

Познавательные УУД развиваются на основе учебного и краеведческого материала, в ходе решения задач. Обучающиеся наблюдают, исследуют и делают выводы, работают с книгой, используют простейшие предметы для проведения не сложных исследований и опытов.

Метапредметные результаты:

- развитие регулятивных УУД: умения планировать свою деятельность: ставить перед собой цели и определять задачи, пути их решение; умение анализировать и корректировать свою деятельность.

- развитие коммуникативных УУД: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности, соответствие предъявляемым требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

- личностные УУД: умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, развитие познавательных и исследовательских учебных действий.




























КТП по курсу внеурочной деятельности «Основы краеведения и экологии» - 5 класс, 34 часа.

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата проведения

1

Экология – предмет: интересно или нет?

1


2

Ознакомительный поход «Природа и человек»

1


3

Урок поведения и выживания в природе.

1


4

Книга природы: как понимать язык растений?

1


5

Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества или биоценозы.

1


6

Основные группы живых организмов в природных сообществах. Цепи питания, следы жизнедеятельности животных. Практикум.

1


7

Обитатели леса: друзья и враги.



8

Клады леса. Какие растения полезны человеку, как их можно использовать? Сбор гербария. Практикум.

1


9

Краски из растений. Практикум.

1


10

Лекарственные растения нашей местности.

1


11

Экскурсия. Сезонные изменения в жизни организмов.

1


12

Обобщение материала: презентация, выпуск стенгазеты, оформления гербария, выступление перед школьниками.

1


13

Формы рельефа территории вокруг Колодни.

1


14

Овраги. Естественные обнажения склонов, современные рельефообразующие процессы.

1


15

Почвы. Определение состава почв опытным путем.

1


16

Изучение, использование и экологическое состояние почв нашей местности.

1


17

Обобщение, фото отчет о засорении почв микрорайона и окрестностей.

1


18

Зимующие птицы. Изготовление и развешивание кормушек.

1


19

Встречи у кормушки. Личные наблюдения, фотографии.

1


20

Подготовка выступления агитбригады.

1


21

Перелетные птицы нашей местности. Изготовления искусственных гнездовий.

1


22

Мир в капле воды. Работа с микроскопом.

1


23

Съемка участка реки Колоднянка

1


24

Водные ресурсы микрорайона Колодни. Родники и колодцы.

1


25

Реки: Колоднянка, Строганка, Днепр; пруд Латошинский

1


26

Использование и охрана вод.

1


27

Река Колоднянка: измерение температуры воды на разных глубинах, определение прозрачности, цвета, жесткости. Определение некоторых организмов, живущих в прибрежной зоне или вблизи водоемов

1


28

Как река разрушает свои берега? Определение скорости течения реки на различных участках.

1


29

Выводы по экскурсионным наблюдениям. Понятие среды обитания, приспособленность живых организмов к среде обитания.

1


30

Обобщение материала: Объемная модель одного из водоемов в комнате, презентация, выпуск стенгазеты, оформления гербария, выступление перед школьниками.

1


31

Весна в лесу. Помоги природе.

1


32

Путешествие в Муравьиный город. Практикум.

1


33

Природа и природные объекты вокруг нас. Практикум.

1


34

Что я узнал нового? Чему я научился? Книга отзывов.

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!