бюджетное общеобразовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Тарногская средняя школа»
Кузьмина Е. Р., высшая квалификационная категория
с. Тарногский Городок
Программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка и ритмика» составлена в соответствии со спортивно-оздоровительным направлением, ориентированная на формирование целостного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности обучающихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Всё это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП). Цель программы секции «Общая физическая подготовка и ритмика» направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов посредством повышения их двигательной активности.
• формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
• совершенствовать физические качества, формировать двигательные умения и навыки обучающихся;
• формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
• снятие физической и умственной усталости.
1. Повышение мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
2. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни.
3. Развитие физических качеств.
4. Формирование представлений о разнообразных формах проведения досуга.
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.),развивающие танцевальные упражнения.
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
Различные виды ходьбы и бега: ходьба под счет, ходьба на носках, на пятках, бег, бег с ускорением, бег на короткие дистанции, бег на длинную дистанцию. Подвижные игры. Совершенствование и развитие физических качеств. Совершенствование навыка качественного выполнения заданий. Закрепление двигательных навыков и умений с мячом.
Различные виды прыжков: прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. Прыжок в длину с места. Подвижные игры «Два мороза», «Вызов номера», «Гуси-лебеди». Совершенствование и развитие физических качеств. Совершенствование навыка качественного выполнения заданий. Закрепление двигательных навыков и умений с мячом.
Метание малого мяча из различных положений: из положения стоя грудью в направления метания, с разбега. Метание в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель.. Подвижные игры «К своим флажкам», «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Пятнашки». Совершенствование и развитие физических качеств. Совершенствование навыка качественного выполнения заданий. Закрепление двигательных навыков и умений с мячом.
Акробатические и строевые упражнения. Построение в колону по одному, по два уступами, в шеренгу. Группировка. Перекаты в группировке. Кувырки. Стойка на лопатках. Подвижные игры «Совушка», «Пройти бесшумно». Совершенствование и развитие физических качеств. Совершенствование навыка качественного выполнения заданий. Закрепление двигательных навыков и умений с мячом.
Эстафеты с предметами и без, подвижные игры. «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет» и др.
Тематическое планирование по ритмике.
№ | Раздел программы | Тема | Количество часов | ЗУН | Элементы содержания | Тип занятия | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Введение | Введение | 1 | Знать правила поведения и технику безопасности на уроке ритмике | Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на уроке ритмике | Комбинированный | Текущий | Спортивная форма | |
2 | Упражнения на ориенти-рование в простран-стве | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре | 1 | Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по четыре | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре | Комбинированный | Текущий | Выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ), спортивная форма | |
3 | Построение в шахматном порядке | 1 | Уметь строиться в шахматном порядке | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; построение в шахматном порядке | Комбинированный | Текущий | Выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ) | |
4 | Ритмико-гимнастические упражнения | Общеразвивающие упражнения | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
5 | Танцеваль-ные упражнения | Исполнение элементов плясок и танцев | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
6 | Упражнения на ориентиро-вание в простран-стве | Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; выполнять перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. | Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два, три. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
7 | Танцеваль-ные упражнения | Упражнения на различение элементов народных танцев | 1 | Уметь самостоятельно выполнять элементы народных танцев | Шаг на носках, шаг польки. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
8 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами Игры под музыку | Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак) Игры под музыку. | 1 | Уметь выполнять упражнения для кистей рук | Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Подвижные игры с пением и речевым сопровождением | Комбинированный | Текущий | Выполнять танцевальные упражнения | |
9 | Танцевальные упражнения | Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. | Комбинированный | Текущий | Выполнять танцевальные упражнения | |
10 | Пружинящий бег | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Пружинящий бег. Неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
11 | Подскоки с продвижением назад (спиной) | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Подскоки с продвижением назад (спиной). Неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
12 | Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на пальцах | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на пальцах. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | Выполнять пружинящий шаг | |
13 | Разучивание народных танцев. | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Основные движения народных танцев. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением | Комбинированный | Текущий | Выполнять танцевальные упражнения | |
14 | Круговой галоп. Венгерская народная мелодия. | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Круговой галоп. Дружные тройки Движения парами, тройками: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
15 | Игры под музыку | Игры под музыку | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Упражнения на самостоятельную передачу в ритмический рисунок,акцента, темповых и динамических изменений в музыке Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
16 | Танцевальные упражнения | Кадриль. Русская народная мелодия | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Элементы русской народной пляски | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
17 | Бульба. Белорусская народная мелодия | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Основные движения белорусских народных танцев. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
18 | Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения на координацию движений | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе | Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном) | Комбинированный | Текущий | Упражнения на координацию движений | |
19 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами | Выполнение несложных упражнений, песен | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Упражнения на детских музыкальных инструментах. Выполнение несложных упражнений, песен | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
20 | Игры под музыку | Игры под музыку | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Исполнение движений плавно, спокойно, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
21 | Танцевальные упражнения | Узбекский танец. а | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Основные движения узбекского танца | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
22 | Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения на расслабление мышц | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе | Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка) | Комбинированный | Текущий | Выполнять упражнения на расслабление мышц | |
23 | Танцевальные упражнения | Грузинский танец «JIезгинка» | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Грузинский танец «JIезгинка». Танец с хлопками. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
24 | Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения на координацию движений | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе | Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, С предметами (погремушками, бубном, барабаном) | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
25 | Танцевальные упражнения | Грузинский танец «JIезгинка» | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Основные движения грузинских народных танцев | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
26 | Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения на расслабление мышц | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе | Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка) | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
27 | Танцевальные упражнения | Русская народная мелодия. Кадриль | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | Упражнения на координацию движений | |
28 | Белорусская народная мелодия | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Основные движения белорусских народных танцев | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять танцевальные движения | |
29 | Игры под музыку | Игры под музыку | 1 | Уметь легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
30 | Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения на координацию движений | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе | Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, С предметами (погремушками, бубном, барабаном) | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять упражнения на координацию движений | |
31 | Танцевальные упражнения | Кадриль | 1 | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Танцевальные движения кадрили | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять танцевальные упражнения | |
32 | Движения парами | 1 | Уметь выполнять танцевальные упражнения парами | Движения парами: поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять поскоки | |
33 | Игры под музыку | Игры под музыку | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
34 | Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения на расслабление мышц | 1 | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе | Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка) | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |
Ковалько, В.И. Уроки физкультуры в начальной школе.[Текст]: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование/ В.И. Ковалько.– М.:ВАКО, 2003 – 272с.
Матвеев, А.П., Физическая культура.2 класс. [Текст]: методические рекомендации по основам преподавания / А.П., Матвеев. – М.: Дрофа, 2003.- 208 с.
Программы общеобразовательных учреждений. [Текст]: Физическая культура. Начальные классы.– М.: Просвещение, 2006. – 34 с.