СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа интеллектуального практикума «Логические игры на языке Паскаль» предназначена для учащихся 7 специализированного инженерно-технологического  класса с информационным уклоном.

В основу данного курса положена методика обучения языку программирования в процессе создания индивидуального проекта компьютерной игры

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

М АОУ ГИМНАЗИЯ № 10


К содержательному разделу

основной образовательной программы

основного общего образования


СОГЛАСОВАНО

протоколом кафедры инженерных технологий

от 28.08.2020 № 1





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Логические игры на языке Паскаль»


Период освоения – 1 год


Кол-во часов в год – 35 часов



Составитель:

Иванченко ИП – учитель информатики
МАОУ Гимназия № 10






В электронном виде – диск «Сопровождение ФГОС» в локальной сети МАОУ Гимназия № 10






Новосибирск


Пояснительная записка

Программа интеллектуального практикума «Логические игры на языке Паскаль» предназначена для учащихся 7 специализированного инженерно-технологического класса с информационным уклоном.

В основу данного курса положена методика обучения языку программирования в процессе создания индивидуального проекта компьютерной игры

Цели курса:

  • создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению программирования;

  • развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся;

  • развивать внимание, память;

  • расширять спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью написания программ на языке программирования;

  • познакомить со спецификой профессии программиста.

Задачи курса:

Обучающие:

  • отработка и закрепление основных базовых алгоритмических конструкций;

  • обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям программированием;

  • воспитывать культуру общения между учащимися;

  • воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером;

  • воспитывать культуру работы в глобальной сети;

  • воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения различных задач.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес школьников;

  • развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся;

  • развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;

  • развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 35 часов (один час в неделю).

Продолжительность занятий составляет 45 минут.

Планируемые результаты:

  • усвоение операторов языка и принципов построения программы;

  • овладение учащимися способами исследовательской деятельности;

  • сформированность творческого мышления учащихся;

  • приобретение учащимися навыка решения задач различного уровня сложности учащимися.

Учащиеся, посещающие курс, в конце учебного года научатся:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • владеть алгоритмами решения задач;

  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • закрепить знания операторов и процедур языка Pascal;

  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;

  • уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Условия достижения поставленных задач и цели

Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся в форме от простого к сложному. При разработке программы учитывался возраст учащихся, используется сочетание теоретического материала с практическим занятием на компьютере.

Система оценки достижений обучающихся:

  • успешное выполнение тестовых, самостоятельных, творческих работ;

  • участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях,

  • активность в проектах во внеурочной деятельности.

Основной инструментарий оценивания результатов:

  • выполнение самостоятельных и тестовых работ;

  • выполнение практических работ.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программирование – стержень профильного курса информатики. Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Алгоритмизация и программирование – это наиболее важный раздел курса «Информатика», изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление.

Данный курс рассчитан на учащихся 7 классов, предназначен для углубленного изучения языка программирования. Курс последовательно и целенаправленно вовлекает учащегося в процесс самостоятельного и осмысленного составления законченных алгоритмов и программ, вырабатывает необходимые составляющие алгоритмической и программистской грамотности:

  • ясный и понятный стиль;

  • надежность и эффективность решений;

  • умение организовать переборы и ветвления.

Основная цель данного курса: формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются:

  • изложение узловых вопросов курса (лекционный метод);

  • решение нестандартных задач;

  • тестирование;

  • знакомство с литературой по программированию;

  • самостоятельная работа;

  • творческие практические и проектные работы.

Методы обучения:

  • лекция с контролем знаний;

  • частично поисковый, исследовательский (выполнение индивидуальных заданий);

  • объяснительно-иллюстративный (презентации, видеоуроки).

Межпредметные связи: темы тесно связаны с уроками экономики, математики, предметами естественного цикла.

Оборудование и материалы: учебная литература, справочники, интернет-ресурсы, тесты, презентации, компьютер, платформа Zoom.

Во внеурочной учебной деятельности базовыми являются следующие технологии, основанные на:

  • уровневой дифференциации обучения;

  • реализации деятельностного подхода;

  • реализации проектной деятельности.

III. Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Данная программа практикума разработана в соответствии с требованиями ФГОС, которые заключаются в воспитании и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Внеурочная деятельность осуществляется через

  • учебный план общеобразовательного учреждения,

  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования).

Курс реализуется в плане внеурочной деятельности в количестве 35 часов (один час в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Внеурочная деятельность по информатике имеет большое образовательное и воспитательное значение. Владение навыками построения алгоритмов, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к внеурочной деятельности у обучающихся, который станет основой для выявления и развития алгоритмических способностей учащихся, способности к самообразованию.

Успешное решение задач по программированию оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Данный курс способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.

Содержание курса направлено на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших углубленных занятий по информатике. Все занятия носят проблемный характер, что способствует успешному усвоению курса. Новизна данного курса в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника. Данная программа прикладного курса обеспечивает учащихся гарантированным уровнем алгоритмической подготовки независимо от выбранной профессии.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия:

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интереса к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения творческой работы);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, группой находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • владеть общим приемом решения задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения алгоритмических задач.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • контролировать действия партнера;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

Предметные

Обучающийся научится:

  • навыкам алгоритмического мышления и пониманию необходимости формального описания алгоритмов;

  • понятию сложности алгоритма, знанию основных алгоритмов;

  • владеть стандартными приёмами написания на языке программирования программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки программ;

  • умению понимать программы, написанные на выбранном для изучения языке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • новым знаниям в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

  • научным представлениям о ключевых теориях, типах и видах отношений, владению научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

(7 класс, 1 час в неделю, 35 часов)

Тема 1.

Введение. Языки программирования

Алфавит и синтаксис языка

Типы данных в языке программирования

Практическая работа

Датчик случайных чисел. Понятие случайного числа

Практическая работа

Процедуры. Понятие подпрограммы.

Структура программы, в которой есть подпрограмма. Необходимость создания подпрограмм

Практическая работа

Логические выражения. Условный оператор.

Практическая работа

Оператор выбора. Необходимость использования оператора выбора.

Практическая работа

Циклические алгоритмы.

Практическая работа

Неуправляемое движение объектов.

Принципы реализации движения объектов с помощью датчика случайных чисел.

Неуправляемое движение объектов по одной из координат

Неуправляемое движение объектов по произвольной прямой. Взаимодействие с границами.

Символьные переменные. Коды клавиш. Управляемое движение объектов.

Практическая работа

Реализация двух видов движения

Взаимодействие объектов

Практическая работа

Строковые переменные. Обработка строковых переменных.

Практическая работа

Разработка сценария игры.

Формализация сценария.

Понятие блок-схемы

Создание блок-схемы

Создание программы

Работа над проектом

Работа над проектом

Защита проекта

Защита проекта

Итого: 35 часов




Рекомендуемая литература и интернет-источники:

  • Поляков К.Ю, Еремин Е.А.: Информатика. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. /Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/оge.htm;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://sc.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

  • Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ;

  • Дистанционный курс «Основы программирования на языке Python» / сервер дистанционного обучения МАОУ Гимназия 10; метод доступа: http://cloud10.gym10nsk.ru/distance/course/view.php?id=97&sesskey=ilOD7dfFzQ Метод доступа: согласно списку учащихся, гостевой доступ закрыт.


Список ЭОР:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/

Коллекция интерактивных видеоуроков http://interneturok.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

www.fipi.ru

http://uztest.ru/

http://www.ege.edu.ru/

http://www.mioo.ru/ogl.php






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя