Программа внеурочной деятельности 8 класса
«Познай себя»
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невосполнимый урон.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, но и созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей.
Данная программа «Познай себя» предназначена для учащихся 8 классов и построена с учетом особенностей взросления.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Познай себя» реализует следующую цель:
воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Учащиеся получат возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формы организации внеурочной деятельности:
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
тренинги общения;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Программа внеурочной деятельности «Познай себя» рассчитана на 1 час в неделю.
Содержание программы «Познай себя»
Я – часть природы. Будь здоров на сто годов. Каковы еда и питье, таково и житье. Мой режим дня. Как стать продуктивнее. Моя семья – мое богатство. Семейные праздники. Согласие да лад – в семье клад. Мои права и обязанности в семье. Я – ученик. Мои права и обязанности в школе.
Ученье да труд к славе ведут. Мои друзья. Умею ли я дружить? Мои увлечения. Наши таланты.
Что такое психология? Как я ощущаю окружающий мир? Что такое восприятие? Зачем нам общаться? Простые правила этикета. По одежке встречают… Приятного аппетита. Я иду в гости. Я принимаю гостей. Все мы разные. Если бы я обладал волшебной силой. Подарим радость людям. Все профессии нужны, все профессии важны. Дело мастера боится. «Город мастеров». Я выбираю профессию. Мой любимый поселок. История места, где я живу. Какие возможности дают нам путешествия? Поселок нашей мечты. Мой внутренний мир. Я через 10 лет.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Я – часть природы. | 1 |
2 | Будь здоров на сто годов. | 1 |
3 | Каковы еда и питье, таково и житье. | 1 |
4 | Мой режим дня. Как стать продуктивнее. | 1 |
5 | Моя семья – мое богатство. | 1 |
6 | Семейные праздники. | 1 |
7 | Согласие да лад – в семье клад. | 1 |
8 | Мои права и обязанности в семье. | 1 |
9 | Я – ученик. Мои права и обязанности в школе. | 1 |
10 | Ученье да труд к славе ведут. | 1 |
11 | Мои друзья. Умею ли я дружить? | 1 |
12 | Мои увлечения. | 1 |
13 | Наши таланты. | 1 |
14 | Что такое психология? | 1 |
15 | Как я ощущаю окружающий мир? | 1 |
16 | Что такое восприятие? | 1 |
17 | Зачем нам общаться? | 1 |
18 | Простые правила этикета. | 1 |
19 | По одежке встречают… | 1 |
20 | Приятного аппетита. | 1 |
21 | Я иду в гости. | 1 |
22 | Я принимаю гостей. | 1 |
23 | Все мы разные. | 1 |
24 | Если бы я обладал волшебной силой. | 1 |
25 | Подарим радость людям. | |
26 | Все профессии нужны, все профессии важны. | 1 |
27 | Дело мастера боится. | 1 |
28 | «Город мастеров». | 1 |
29 | Я выбираю профессию. | 1 |
30 | Мой любимый поселок. История места, где я живу. | 1 |
31 | Какие возможности дают нам путешествия? | 1 |
32 | Поселок нашей мечты. | 1 |
33 | Я – часть природы. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Луговская О. Н. Давай поговорим о тебе. АСТ, 2021.
Кувшинова О. Л. Моя будущая профессия. М., Просвещение, 2019.
Хухлаева О. В. Тропинка к своему я. Генезис, 2019.
Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.
Горелов И. Н., Житников В. И. и др. Умеете ли вы общаться М., Просвещение, 2008.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Попурри, 2020.
Кривцова С. В., Рязанова Д. В., Пояркова Е. А. Жизненные навыки. 7-8 класс. Тренинговые занятия с подростками. Генезис, 2020.
Технические средства обучения (ноутбук).
11