Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г.Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №1 от 30.08.22 | Утверждаю Директор школы МБОУ СОШ 12 __________Н.А. Митина Приказ от 01.09.22 № 102 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника «Русский язык»
Направление : общекультурное
Возраст учащихся – 16-17 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Составитель: Шальнева Татьяна Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
Грязи 2022 г.
1.Аннотация к рабочей программе .
Направление | |
Наименование рабочей программы | Русский язык 10 класс |
Составители рабочей программы | Шальнева Т.В. |
Количество часов на реализацию учебной программы | На реализацию учебной программы отведено- 9 месяцев(34 часа) |
Цели, задачи рабочей программы | Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-9 классов, закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, преодолеть психологические трудности по отношению к языку. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. |
Планируемые результаты | В результате изучения курса учащиеся должны: -систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания; -уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы; -уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые). ЗНАТЬ: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические). Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ: -соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях; -находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях). Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: -дать понятие о нормах языка; -рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок; -познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное; -познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса. В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся: умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение понимать основную мысль прослушанного текста; умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме; умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение интерпретировать информацию звучащего текста; умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение понимать главную мысль прочитанного текста; умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты; умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме; умение интерпретировать информацию прочитанного текста; умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста; умение определять средства связи предложений в тексте; умение проводить звукобуквенный анализ слова; умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота; умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; умение определять основные способы образования слов; умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения; умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта; умение последовательно излагать собственные мысли; умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
2.СОДЕРЖАНИЕ
1Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа- тест
Виды контроля
1.Дигностический
2.Текущий
3.Тематический
4.Промежуточный
5. Итоговый
Формы контроля
Классная работа
Самостоятельная работа
Практическая работа
Изложение
Комплексный анализ текста
Составление сложного и простого плана
Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
Редактирование текста (исправление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок)
Работа с деформированным текстом
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название тем курса | Количество часов всего | Кол-во часов по теме |
1-2 | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 2 | 2 |
3-6 | Орфограммы в корнях | 4 | |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные | | 2 |
| Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне | | 2 |
7-8 | Правописание приставок | 2 | |
| Проект. «Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения» | | 2 |
9-11 | Орфограммы в суффиксах | 3 | |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | | 1 |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) | | 1 |
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | | 1 |
12-15 | Орфограммы в окончаниях | 4 | |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов | | 2 |
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | | 2 |
16-19 | Правописание сложных слов | 4 | |
| Проект «Соединительная гласная в сложных словах» | | 2 |
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | | 2 |
20-22 | Правописание предлогов | 3 | |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов | | 3 |
23-24 | Правописание союзов | 2 | |
| Проект «Слитное и раздельное написание союзов» | | 2 |
25-26 | Правописание частиц | 2 | |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи | | 2 |
27-29 | Правописание числительных | 3 | |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных | | 3 |
30-31 32-33 | Принципы и правила переносов Повторение | 2 2 | 2 2 |
34 | Итоговая работа | 1 | |
| Тест | | 1 |