Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №8 городского округа Кинешма
_____________________________________________________________________________
155814, Ивановская область, город Кинешма, улица Воеводы Боборыкина, дом 18а
телефон/факс 8(49331)33830, e-mail: Kinosch-8@mail.ru
Принято Утверждаю
на педсовете Директор школы:
протокол №1 ____________________________
от 30.08.2019 г. Куликова Н.Н.
Приказ № 204-Д от 30.08.2019г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Арт-терапия».
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень: начальное общее образование
Программа рассчитана
на учащихся 6-11 лет.
Сроки реализации программы: 4 года
Срок действия программы: без срока действия
Количество часов в неделю:1
Программу составила:
Моторина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов.
г. Кинешма 2019 год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
К планируемым результатам курса внеурочной деятельности «Арт-терапия» относятся:
- благоприятное течение социально-психологической адаптацииобучающихся 1 -4класса к школе.
- Сформированности УУД.
- Позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ «Я», осознание внутренних ресурсов.
- Развитие моторных способностей детей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции.
- Снижение эмоциональной тревожности.
- Повышение самооценки.
- Развитие коммуникативных навыков.
-Развитие самосознания.
- Улучшение детско-родительских отношений.
- Активизация и обогащение предшествующего художественного опыта.
- Ориентация в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Занятия по арт-терапии решают воспитательные, диагностические, коррекционные, развивающие педагогические задачи.
У ребенка появится понимание себя, своего внутреннего мира и эмоционального состояния. Диагностические тесты помогут педагогу определить направление приоритетных задач для развития каждого ребенка.
Предметными результатами являются:
- умение различать основные виды художественных материалов;
- формирование начальных знаний в области искусства;
- способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного внутреннего мира;
- уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (ткань,бумага, нить, краски, цифровые материалы, глина, пластилин и т.д.).
Метапредметными результатами являются:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- объективная оценка результатов собственного труда;
- формирование знаково-символической деятельности учащихся;
- формирование произвольность психических процессов;
- формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- развитие моторных способностей детей.
Личностными результатами являются:
- развитие творческого воображения;
- выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;
- преодоление коммуникативного зажима;
- понимание своего внутреннего мира;
- развитие новых творческих способностей;
- появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;
- формирование эмоциональной культуры учащихся;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие самосознания;
- закрепление положительных поведенческих реакций;
- уверенная работа в группе, преодоление стеснения.
Сформированность универсальных учебных действий (УУД) в результате освоения программы:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- осуществление целеполагания;
- овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- овладение действием контроля;
- осуществление действия коррекции;
- способность к действию оценки, оценка результатов работы;
- освоение способов решения проблем творческого характера;
- способность к рефлексии.
Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
- сформированность внутренней позиции школьника;
- принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение навыками адаптации в социуме.
- умение оценивать свое положение в системе социальных отношений.
Познавательные УУД:
- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- установление аналогий, простых причинно-следственных связей.
- Способность отличать известное от неизвестного; умение оценить собственные мысли и действия со стороны.
Коммуникативные УУД:
- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; возможность постановки вопросов;
- способность к разрешению конфликтов;
- умения излагать свое мнение и оценку событий;
- умения знакомиться, присоединяться к группе;
- умения благодарить и принимать комплименты;
- умения выразить свои теплые чувства к другому;
- умения слушать и слышать собеседника;
- умение осознавать свои чувства и выражать их;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 4 года, периодичность занятий – 1 раз в неделю (две подгруппы), для детей младшего школьного возраста.
Арт–терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
В программе Арт-терапии используются все виды искусства, которые и определяют ее направления:
- сказкотерапия;
- изотерапия;
- игротерапия;
- имаготерапия;
- пластическая терапия;
- фототерапия;
- мульттерапия;
- музыкотерапия.
Каждое направление имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Изотерапия. Художественный продукт как средство самовыражения ребенка. Помощь рисунка в проявлении содержания внутреннего мира ребенка. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Свободное рисование. Рисование пальцами. Аппликации из цветной бумаги.
Сказкотерапия. Сказка каклатентное терапевтическое влияние через создание «ситуации волшебства». Сказочное рисование. Создание сказочного героя, как выражения ребенком своих эмоций. Сочинение сказки. Прочтение сказки. Придумывание финала сказки. Создание сказки по шаблону.
Музыкотерапия. Интеллектуальная релаксация ребенка. Развитие образности мышления. Регуляция психоэмоционального состояния ребенка с помощью воздействия определенной кодированной музыкальной композицией. Снятие стресса, усталости. Прослушивание музыкальных композиций. Упражнения по игроритмике.
Имаготерапия. Знакомство с основными видами эмоций с помощью «масок». Мимические упражнения. Упражнения на перевоплощение. Развитие мимической мускулатуры. Разыгрывание сказок. Импровизация. Игры со скороговорками. Просмотр интересных сюжетов.
Игротерапия. Развитие вербального и невербального контакта. Развитие коммуникационных навыков. Развитие двигательной координации. Формирование моторики, графомоторики, слухового восприятия, тактильного восприятия, зрительного восприятия. Формирование пространственных представлений. Игры-повторялки. Игры на знакомство, на сплочение, на активизацию мышления, на формирование двигательной активности. Упражнения-разминки и упражнения-рефлексии.
Мульттерапия. Моделирование положительных эмоций. Видение себя со стороны. Регуляция психоэмоционального состояния. Отождествление своего эмоционального состояния с эмоциональным состоянием героя на экране.
Фототерапия. Закрепление работы в команде. Регуляция эмоционального состояния. Развитие более широкого образного видения, внимания. Собирание фотомозаики. Поиск фотоотличий. Создание коллажей.
Пластическая терапия. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Жгутовая техника. Техника пластилиновой аппликации. Лепка из пластилина простых форм и предметов.
Предметная арт-терапия. Развитие сенсорики, моторики. Новое видение образов. Улучшение тактильных ощущений. Работа с кусочками ткани. Работа с обычными предметами (изделия из дерева, кожи, ткани, веревок, ниток ит.п.) и их применение в терапевтических целях. Игры с предметами. Отождествление предмета с предлагаемой ситуацией. Картины из нити. Изготовление мягких подарков друг другу. Создание сказочного героя из ткани.
Формы организации деятельности
- беседа;
- творческое занятие;
- игра;
- практикум;
- урок-показ;
- мастер-класс;
- тренинг.
Основная форма работы – практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт ребенка.
Методы и приемы обучения
В процессе организации занятий используются следующие методы работы:
- упражнение – организованное повторение какого-либо планомерного действия для погружения в арт-терапевтическое занятие и его завершения;
- словесный метод, который включает в себя лекции, объяснительные и обобщающие беседы, коллективные обсуждения, диспуты и т. п;
- наглядно-демонстрационннный метод, подразумевающий использование различных аудио-видео-средств, способствующих более эффективному усвоению теоретического материала;
- практический метод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы - групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, творческие показы и т. п.
Любой ребенок способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых детей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.
Тематическое планирование
1 класс
№п/п | № урока | Тема (содержание) |
1 | 1 | Вводное занятие. Диагностика «Домик» «Дорисовывание кругов» (автор Т.С.Комарова) |
2 | 2 | Диагностика. Тестмонуальнойдоминантности (по С.К.Кожохиной) |
| Изотерапия |
3 | 1 | Краски рассказывают сказки (по А.Лопаиной, М.Скребцовой) |
4 | 2 | «Свободный рисунок в круге» «Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями. |
5 | 3 | «Путешествие на облаке», рисование мыльной пеной. Рисунок по мокрому листу. |
6 | 4 | «Я и моя семья». Изотерапийная игра. |
7 | 5 | «Прощание со страхами». Рисование карандашами. |
8 | 6 | Групповой коллаж. «Мой мир» |
9 | 7 | Парное рисование. Техника «свеча+акварель» |
10 | 8 | Путешествие на морское дно. Аппликация |
11 | 9 | Дигностика. |
| Музыкотерапия |
12 | 11 | Тестирование. Диагностика-исследование по методике «Градусник» |
13 | 22 | «Музыка-настроение». |
14 | 33 | Слушание музыкальныхпроизведений. Музыкальная аптечка. |
15 | 44 | Разучивание и исполнение детских песен в эстрадной обработке. |
16 | 55 | «Я рисую музыку» - процессрисование в момент звучания музыки. |
17 | 66 | Ритмические игры: упр. «Полька сидя», «Ладушки» |
18 | 77 | «У каждого свой музыкальный инструмент», «Что муз.инструмент расскажет о себе?» |
19 | 88 | Логоритмические упражнения «Снег шёл», «Дружная семья» |
20 | 99 | Диагностика. |
| Сказкотерапия |
21 | 110 | Тест: «Моя семья». |
22 | 111 | Чтение сказки «Найда». Погружение в сказку. |
23 | 112 | «Вежливые сказки». «Вини-Пух идёт в гости» |
24 | 13 | Сказочная импровизация. |
25 | 14 | Оживи сказку. |
26 | 15 | Оживи сказку. |
27 | 116 | Сочини сказку для друзей. |
| Игротерапия |
28 | 1 17 | «Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии. |
29 | 18 | Разучивание игры "Когда это бывает?". Правила игры. |
30 | 19 | Разучивание игры"Закрой окошко ". |
31 | 20 | Разучивание игры "Геометрическое лото ". |
32 | 21 | Играпесня «Если нравится тебе, то делай так».Изменение движений тела в соответствии с темпом речи. |
33 | 22 | «Пальчиковые» игры. «Речь – ритм – движение» |
34 | 23 | Развитие мимики и пантомимики.Укрепление мимических мускулов.Игра «Котенок». Подражание действиям других. |
35 | 24 | «Семейное кафе». Поведение вне дома.Сюжетно-ролевая игра. |
36 | 25 | Подвижная игра «Смелые мышки» |
37 | 126 | Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов. Работа с тестом. Лепка. |
38 | 227 | Диагностика |
39 | 128 | Диагностика |
2 класс
№ п/п | Тема (содержание) |
| Диагностика. | |
| Изотерапия. Рисунок двумя руками. | |
| Сказкотерапия, изотерапия. Дорисовывание финала сказки «Волшебник» | |
| Пластическая арт-терапия. Картина из пластилина | |
| Изотерапия. Аппликация «Иллюзия» | |
| Имаготерапия. Разыгрывание сказки | |
| Игротренинг. Я и другие. | |
| Музыкотерапия. Волшебная страна | |
| Сказкотерапия. Сказка по шаблону | |
| Изотерапия. Аппликация из полосок «Мой герой» | |
| Работа с тканью. «Качели», тренинг-релакс | |
| Изотерапия. Учимся рисовать пальцами | |
| Музыкотерапия, имаготерапия. Детское попурри, изображение героев | |
| Игротерапия. Командообразование | |
| Изотерапия. Аппликация из кусочков бумаги | |
| Пластическая арт-терапия. Жгутовая техника в пластилине | |
| Музыкотерапия, работа с тканью. Тренинг «Корабль» | |
| Работа с предметами. «Дарим радость» | |
| Сказкотерапия. Сказка наоборот. Беседа | |
| Изотерапия. Мое настроение | |
| Игротерапия. Тренинг на взаимодействие | |
| Музыкотерапия. Песни хорошего настроения | |
| Изотерапия. Птица счастья с секретом | |
| Работа с нитью. Нитопись | |
| Сказкотерапия, изотерапия. Зачитывание сказки, дорисовка финала | |
| Музыкотерапия. Музыка природы, ее изображение | |
| Имаготерапия. Интерактивная сказка, «мгновенное преображение» | |
| Изотерапия. Рисование тканью | |
| Мульттерапия. Игра «Найди отличие» | |
| Игротерапия. Разговор о дружбе | |
| Работа с тканью. Создание мягкого сердца друг другу | |
| Пластическая арт-терапия. «Передай добро», лепка слоненка | |
| Имаготерапия, игротерапия. Сказка о друге. «Угадай одноклассника» | |
| Фототерапия, имаготерапия. «Карта наших эмоций» | |
| Игротерапия, работа с предметами. «Мягкие лапки». Тренинг-антистресс. | |
| Мульттерапия. «Когда все вместе» | |
| Итоговое занятие. Создание общего коллажа. «Огонек впечатлений». | |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | 1 | Вводное занятие. Тест мануальной доминантности. ( по С.К. Кожохиной) Рисунок себя | 2 | Вспоминая лето. Рисунок на тему «Как я провела лето» Рисунок состояния | 3 | Радужные сказки и стихи Игра «Все цвета радуги».Рисование радуги, а на ней все подарки , которые дарят людям ее дуги. | 4 | Краски рассказывают сказки (по А, Лопатиной, М.Скребцовой) Упражнение «Могу позволить себе играть как ребенок» | 5 | Коллаж. Виды и стили Коллаж из журналов «Прошлое-настоящее-будущее» . Вырезание фрагментов. | 6 | Техника -рисование с помощью клубка.(автор Норма Лебен) Наклеивание фрагментов коллажа техника — глиняные каракули (автор Ричард Френкель) | 7 | Работа с эффектами. Взаимодействие с бумагой. Создание плоскостных композиций. Техника рисунок-игра( автор Стенли Киссель) | 8 | Как краски дружат Кто самый белый (по А. Лопатиной, М. Скребцовой) Творческое задание «Рецепт белого блюда» | 9 | Тема «Море» ( по С. К. Кожохиной) 7.1. «Волшебство уходящего дня на море и реке» 7.2 «Море волнуется раз, море волнуется два...» | 10 | Тема «Море» ( по С. К. Кожохиной) «Морские истории» «Путешествие на морское дно». | 11 | Как краски дружат Тема «Цветоделение» «Теплое и холодное царства» Корона для цариц Теплого и Холодного царства. | 12 | Разноцветный мир Сказка «о чем рассказывают цветы и цвета». Ответы на вопросы, обсуждение. Игра «Садовник Нюхаем цветочные ароматы. Игра «Отгадай запах». Составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов» | 13 | Исследуем белый цвет. (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) Стихи про белый цвет. Творческое задание «Роль белого цвета» Сказки и пословицы о белом цвете. | 14 | Исследуем белый цвет. (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) Работа в цвете «Моя зима». Презентация «Пейзаж глазами художников» Уголок природы «Зима» .Миниатюра в стеклянной банке. | 15 | С кем дружит черный цвет? (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) Творческое задание «Радостный черный цвет» Игра «Угадай запах» | 16 | Исследуем белый цвет. (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) С кем дружит черный цвет? Творческое задание «Радостный черный цвет» Игра «Угадай запах» | 17 | Исследуем белый цвет. (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) Подарок Феи черного цвета» Кто дружит с черным цветом?» Подарок царице красок | 18 | Черный и серый (по А.Лопатиной, М.Скребцовой) Творческое задание «Погружение в цвет» «Серый кот и черная мышка» «Сокровища серого дня» | 19 | Коричневый цвет (по А. Лопатиной, М.Скребцовой) Чтение стихотворений «Цвет коричневой земли», «Коричневый шоколад» Рисование упаковки для шоколадки. | 20 | Коричневый цвет (по А. Лопатиной, М.Скребцовой) Шоколадная планета. Рисование портретов шоколадного царства | 21 | Сиреневый цвет «Творческое задание» нарисовать цветок сиреневого цвета Творческое задание - составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов» | 22 | Тема «Восприятие» «Симультанное восприятие»( по С. К. Кожохиной) «Дострой изображение» | 23 | «Сукцессивное восприятие» «Дострой изображение» Работа в цвете | 24 | Принцип синестезии. «Что мне подскажет запах» «Я могу изобразить и нарисовать вкус». Рисование возникших образов на бумаге | 25 | «Чем мы рисуем» Карандаши и фломастеры «Карандашный человечек» . Творческое задание | 26 | «Чем мы рисуем» Фея Акварель. Чудесная гуашь. Творческое задание. | 27 | Транспорт Арт -терапевтическая техника «Путешествие на ковре-самолете» Рисование на тему ПДД | 28 | Какие бывают картины Красота пейзажа Окошко в мир Весенний пейзаж. Рисование | 29 | Погружение в натюрморт ( по А. Лопатиной и М. Скребцовой) Целебный натюрморт . Рисование натюрморта из рассказа. | 30 | Историческая картина «Жрецы истории» Памятник железному Тимуру ( по картине В. Верещагина «Апофеоз войны») | 31 | «Библейские сюжеты» (по А. Лопатиной и М. скребцовой) «Святая троица». По мотивам иконы Андрея Рублева Троица» Образ Мадонны. Творческое задание. | 32 | «День Победы 9 мая» Выполнение открытки(монотипия, аппликация) | 33 | «Музыка и живопись» (По С.К. Кожохиной) | 34 | «Цветы» (По С.К. Кожохиной) «Чудо-цветок» Итоговое занятие | |
4 класс
№ Урока | Тема (содержание) | |
|
| Диагностический блок | |
1. | Исследование адаптации методом Люшера Изучение школьной тревожности Диагностика страхов | |
2. | Диагностика межличностных отношений Диагностика агрессивности «Кактус» | |
3. | Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке». Метод Наблюдения, беседы | |
| Коррекционно-развивающий блок с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии | |
4. | «Школа» - Школьные правила. Сказкотерапия «Школьные правила», «Игры в школе». | |
5. | Видеотренинг «Чертёнок № 13». Просмотр сказки. Обсуждение. Сочиняем сказку сами. С использованием игрушек. Рисование сказочной истории. Картинная галерея. | |
6. | «Животные» - Домашние птицы. Дикие птицы. Сказкотерапия «Соловей». | |
7. | Сказкотерапия «Лебеди». Сочинение продолжения сказкиСказкотерапия «Лесной доктор» Чтение сказки. Обсуждение сюжета. | |
8. | «Растения» - Грибы. Ягоды. Сказкотерапия «Сказка про красивые ягоды и сердитую пчелу | |
9. | Видеотренинг «Война грибов». Рисование сказочной истории. Картинная галерея. | |
10. | «Дом» - Посуда. Продукты. Видеотренинг «Трое из Простоквашино». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование деревенской посуды и продуктов | |
11. | Видеотренинг «Вини-Пух идет в гости». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев |
12. | «Человек и его деятельность» − Профессии. Сказка о почтальоне. |
13. | Сказка «Парикмахер». | |
14. | Сказка «Ремесло дороже золота» − Сочиняем новую сказку. Видеотренинг «Кем быть». | |
15. | Тема «Пространство и время» − Календарь. Дни недели. Месяцы. Сказкотерапия «12 месяцев». | |
16. | Сказкатерапия «Сказка о пастухе и месяце Март» Рисование сказочной истории. Картинная галерея. | |
17. | Тема: «Семья» − Уютный дом. Сказкотерапия с элементами Арт-терапии «За дурной головой − ногам работа!». | |
18. | Сказкотерапия «Дед Петко и бабка Пена». Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки, поведения героев. Рисование сказки с использованием трафаретов. | |
19. | Тема: «Транспорт» − Наземный и водный транспорт. Видеотренинг «В порту». | |
20. | Видеотренинг «Паровозик из Ромашково». | |
21. | Видеотренинг «Шел Трамвай 10 номер» Сказка «Как железной дороге достались семимильные сапоги». | |
22. | Тема: «Мир увлечений» − Сказки: бытовые, о животных, волшебные. Видеотренинг «Самый маленький гном». Видеотренинг «Вовка в тридевятом царстве». | |
23. | Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. | |
| Коррекция социальных и коммуникативных умений Психологический тренинг "Среди людей": | |
24. | Активного освоение приёмов общения "Я и другие" | |
25. | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | |
26. | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | |
27. | Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно" | |
28. | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | |
29. | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | |
30. | Стили общения | |
31. | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре". | |
32. | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Мафия" | |
33. | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Необитаемый остров" | |
34. | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | |