Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальних классов Протокол № от Руководитель МО ______ Лавриненко Е.А. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Рыженко Е.Н. _____________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ - Гимназии № 5 Лойко Е.С. ______________ |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука дорожного движения»
Составитель: Денисова Т.В.
2018 год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
Общая характеристика курса………………………………………………………………4
Описание места курса в учебном плане…………………………………………………...5
Планируемые результаты освоения курса…………………………………………….…..5
Тематическое планирование 1 класс………………………………………………….……9
Тематическое планирование 2 класс……………………………………………………….10
Тематическое планирование 3 класс……………………………………………………….11
Тематическое планирование 4 класс……………………………………………………….13
Критерии оценивания……………………………………………………………………….15
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………..16
Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Общая характеристика курса
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1- 6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Описание места курса в учебном плане
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1 - 6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль и самоорганизация правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Универсальные учебные действия:
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за, перед;
ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать название (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать сигналы светофоры и объяснять их значение;
- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также
проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 3-го класса должны знать:
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Учащиеся 4-го класса должны знать: что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Тематическое планирование уроков
1 КЛАСС
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практ |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | 1 | 1 | |
2-3 | Улица полна неожиданностей. | 2 | 2 | |
4-5 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) | 2 | | 2 |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
7-8 | Пешеходные переходы. | 2 | 2 | |
9 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. | 1 | | 1 |
10 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
11 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | |
12 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | |
13 | Поездка на автобусе. | 1 | 1 | |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта | 1 | 1 | |
15-16 | Проект №1 Виды транспорта. | 2 | 1 | 1 |
17 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
18 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
19 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
20-21 | Проект №2 Дорожные знаки. | 2 | 1 | 1 |
22 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
23 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
24 | Экскурсия «Я- пешеход». | 1 | | 1 |
25 | Для чего нужны правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
26-27 | Проект №3 Правила для пешеходов. | 2 | 1 | 1 |
28 | Участники дорожного движения. | 1 | 1 | |
29 | Светофор. | 1 | 1 | |
30-31 | Проект №4Добрый светофор. | 2 | 1 | 1 |
32 | Обязанности пешеходов. | 1 | 1 | |
33 | Движение в группе. | 1 | 1 | |
| Итого | 33 | 25 | 8 |
2 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | |
4-5 | Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) | 2 | | 2 |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 2 | |
7-8 | Пешеходные переходы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
10 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
11-12 | Проект № 1 «Регулируемая дорога». | 2 | 1 | 1 |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
16 | Дорога в школу. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 2 | 1 | 1 |
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
20 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
21 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
22 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
23 | Учусь читать дорожные знаки. | 1 | 1 | |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | 1 | 1 |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. | 1 | 1 | |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход». | 1 | | 1 |
28 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | 1 | 1 | |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 2 | 1 | 1 |
31 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | | 1 |
32-33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 2 | 1 | 1 |
34 | Итоговое занятие в «Автогородке». | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 23 | 11 |
3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | 1 |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | 1 | 1 | |
5 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
6 | Пешеходные переходы. | 1 | 1 | |
7 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | 1 | |
9-10 | Проект №1 «История светофора». | 2 | 1 | 1 |
11 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
12 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | 1 | |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | 1 | 1 | |
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | 1 | |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 1 | 1 | |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога». | 2 | | 2 |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | 1 | 1 | |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». | 2 | 1 | 1 |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 2 | 1 | 1 |
27 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | 2 | | 2 |
30-31 | Ты – велосипедист. | 2 | | 2 |
32 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
33 | Улица глазами водителей. | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 25 | 9 |
4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Безопасность пешеходов. | 1 | 1 | |
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». | 1 | | 1 |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | | 1 |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | 1 | 1 | |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | 1 | |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | 1 | | 1 |
9 | Предупредительные сигналы. | 1 | 1 | |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | 1 | |
11 | Перевозка людей. | 1 | 1 | |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 | 1 | |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». | 1 | | 1 |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 | 1 | |
16 | Труд водителя. | 1 | 1 | |
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 1 | 1 | |
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». | 1 | | 1 |
19 | Дорожные знаки. | 1 | 1 | |
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. | 1 | | 1 |
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | 1 | | 1 |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 2 | 2 | |
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | 1 | 1 | |
25 | Поведение пассажиров после ДТП. | 1 | 1 | |
26 | Обязанности велосипедистов. | 1 | 1 | |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | 2 | 1 | 1 |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | 1 | |
32 | Ответственность за нарушение. | 1 | 1 | |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 1 | | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
Критерии оценивания
Обучающий эффект: изучение основ безопасного поведения
на дороге и выработка практических навыков, необходимых
участникам дорожного движения; формирование умений
безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях.
Воспитательный эффект: воспитание законопослушных участников
дорожного движения; развитие творческой активности за счет привлечения
учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Социальный эффект: профилактика детской безнадзорности и
беспризорности; отвлечение подростков, занятых пропагандой правил
безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект: пропаганда здорового образа жизни; привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом; развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.
Развивающий эффект: активизация познавательной активности в различных
областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах; формирование чувства осмысления необходимости
полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах,
эффективности проводимых практических мероприятий.
Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и качественными.
Количественные: увеличение количества детей, привлеченных к изучению и
пропаганде Правил дорожного движения, к работе в отряде юных инспекторов
движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного
движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные: повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных ситуациях.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
5. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.
6. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.
7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
8. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
9. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
10. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
11. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
12. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
13.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
14. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
15. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
16. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.