СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности"Азбука дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" предназначена для 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности"Азбука дорожного движения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей

начальних классов

Протокол № от

Руководитель МО ______

Лавриненко Е.А.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

Рыженко Е.Н.

_____________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ - Гимназии № 5

Лойко Е.С.

______________













ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Азбука дорожного движения»







Составитель: Денисова Т.В.














2018 год

Содержание рабочей программы



Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

Общая характеристика курса………………………………………………………………4

Описание места курса в учебном плане…………………………………………………...5

Планируемые результаты освоения курса…………………………………………….…..5

Тематическое планирование 1 класс………………………………………………….……9

Тематическое планирование 2 класс……………………………………………………….10

Тематическое планирование 3 класс……………………………………………………….11

Тематическое планирование 4 класс……………………………………………………….13

Критерии оценивания……………………………………………………………………….15

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………..16


































Пояснительная записка


Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.

Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.

Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.

В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.

Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.

Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.

Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.

В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.


Общая характеристика курса

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1- 6 классах.

Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.

Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы:

обучающие:

-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;

развивающие:

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,

- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

воспитательные:

- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.


Описание места курса в учебном плане

Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1 - 6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа в 2-6 классах.

В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.



Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:

- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

- самоконтроль и самоорганизация правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Универсальные учебные действия:

  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за, перед;

ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- объяснять свой путь от дома до школы;

- определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

- выделять из многообразия объектов транспортное средство;

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать название (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

- различать цвет и форму запрещающих знаков;

- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

- различать сигналы светофоры и объяснять их значение;

- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.



Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также
проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.


Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями.


Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.



Учащиеся 3-го класса должны знать:
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.


Учащиеся 3-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.



Учащиеся 4-го класса должны знать: что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.

Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.




































Тематическое планирование уроков


1 КЛАСС

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практ

1

Вводное занятие: Дорога в школу и домой.

1

1


2-3

Улица полна неожиданностей.

2

2


4-5

Практическое занятие (экскурсии, настольные игры)

2


2

6

Остановочный путь и скорость движения.

1

1


7-8

Пешеходные переходы.

2

2


9

Практическое занятие: Пешеходные переходы.

1


1

10

Нерегулируемые перекрестки.

1

1


11

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

1


12

Где еще можно переходить дорогу.

1

1


13

Поездка на автобусе.

1

1


14

Поездка на трамвае и других видах транспорта

1

1


15-16

Проект №1 Виды транспорта.

2

1

1

17

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1


18

Где можно и где нельзя играть.

1

1


19

Ты – велосипедист.

1

1


20-21

Проект №2 Дорожные знаки.

2

1

1

22

Поездка за город.

1

1


23

Дорога глазами водителей.

1

1


24

Экскурсия «Я- пешеход».

1


1

25

Для чего нужны правила дорожного движения.

1

1


26-27

Проект №3 Правила для пешеходов.

2

1

1

28

Участники дорожного движения.

1

1


29

Светофор.

1

1


30-31

Проект №4Добрый светофор.

2

1

1

32

Обязанности пешеходов.

1

1


33

Движение в группе.

1

1



Итого

33

25

8


2 класс


Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие.

1

1


2-3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

1


4-5

Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия )

2


2

6

Остановочный путь и скорость движения.

1

2


7-8

Пешеходные переходы.

2

1

1

9

Нерегулируемые перекрестки.

1

1


10

Регулировщик и его сигналы.

1

1


11-12

Проект № 1 «Регулируемая дорога».

2

1

1

13

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

1


14

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

1


15

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1


16

Дорога в школу.

1

1


17-18

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут».

2

1

1

19

Где можно и где нельзя играть.

1

1


20

Ты – велосипедист.

1

1


21

Поездка за город.

1

1


22

Дорога глазами водителей.

1

1


23

Учусь читать дорожные знаки.

1

1


24-25

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности».

2

1

1

26

Кодекс выживания городского пешехода.

1

1


27

КВН «Клуб внимательный пешеход».

1


1

28

Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта.

1

1


29-30

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».

2

1

1

31

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.

1


1

32-33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

2

1

1

34

Итоговое занятие в «Автогородке».

1


1


Итого

34

23

11

3 класс

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие.

1

1


2-3

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

1

1

4

Как пешеходы и водители поделили дорогу.

1

1


5

Остановочный путь и скорость движения.

1

1


6

Пешеходные переходы.

1

1


7

Нерегулируемые перекрестки.

1

1


8

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1

1


9-10

Проект №1 «История светофора».

2

1

1

11

Регулировщик и его сигналы.

1

1


12

Где еще можно переходить дорогу.

1

1


13

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

1

1


14

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

1

1


15

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.

1

1


16

Дорога и её элементы, правила поведения на ней.

1

1


17-18

Проект №2 «Зелёная дорога».

2


2

19

Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства.

1

1


20

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

1


21

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

1


22

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

1


23-24

Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки».

2

1

1

25-26

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

2

1

1

27

Где можно и где нельзя играть.

1

1


28-29

Проект №4 «Где можно и где нельзя играть».

2


2

30-31

Ты – велосипедист.

2


2

32

Поездка за город.

1

1


33

Улица глазами водителей.

1

1


34

Итоговое занятие.

1

1



Итого

34

25

9






































4 класс


Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие.

1

1


2

Безопасность пешеходов.

1

1


3

Проект №1 «Безопасность пешеходов».

1


1

4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

1

1


5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения.

1


1

6

Проверка знаний правил дорожного движения.

1

1


7

Основные понятия и термины ПДД.

1

1


8

Проект №2 «Понятия и термины ПДД».

1


1

9

Предупредительные сигналы.

1

1


10

Движение учащихся группами и в колонне.

1

1


11

Перевозка людей.

1

1


12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

1

1


13

Нерегулируемые перекрестки.

1

1


14

Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки».

1


1

15

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1

1


16

Труд водителя.

1

1


17

Разбор дорожной ситуации на макете.

1

1


18

Проект №4 «Ситуации на дороге».

1


1

19

Дорожные знаки.

1

1


20

Проведения дня безопасности дорожного движения в классе.

1


1

21

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

1


1

22-23

Основные виды травм и первая помощь при них.

2

2


24

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

1

1


25

Поведение пассажиров после ДТП.

1

1


26

Обязанности велосипедистов.

1

1


27-28

Оценка дорожных ситуаций.

2

1

1

29-30

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

2

1

1

31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

1


32

Ответственность за нарушение.

1

1


33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1


1

34

Итоговое занятие.

1

1



Итого

34

24

10































Критерии оценивания
Обучающий эффект: изучение основ безопасного поведения
на дороге и выработка практических навыков, необходимых
участникам дорожного движения; формирование умений
безопасного поведения в различных дорожно-транспортных
ситуациях.

Воспитательный эффект: воспитание законопослушных участников
дорожного движения; развитие творческой активности за счет привлечения
учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Социальный эффект: профилактика детской безнадзорности и
беспризорности; отвлечение подростков, занятых пропагандой правил
безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект: пропаганда здорового образа жизни; привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом; развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.
Развивающий эффект: активизация познавательной активности в различных
областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах; формирование чувства осмысления необходимости
полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах,
эффективности проводимых практических мероприятий.

Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и качественными.
Количественные: увеличение количества детей, привлеченных к изучению и
пропаганде Правил дорожного движения, к работе в отряде юных инспекторов
движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного
движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные: повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных ситуациях.





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.

4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.

5. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.

6. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.

7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.

8. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

9. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

10. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.

11. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

12. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

13.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

14. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

15. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011

16. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.