Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Для учащихся 1класса «Азбука экологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Естествознание. Азбука экологии» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»
Программа курса «Естествознание. Азбука экологии» отражает стратегию государственной политики в области экологического образования, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения, отражѐнную в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»(утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012). В тексте Конституции РФ (Ст.114) среди обязанностей Правительства Российской Федерации выделяетсясоздание «условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры» (п. е.6).
Программа опирается на научные подходы и теоретические положения по организации процесса экологического образования (С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, С.Н. Николаева, А.А. Плешаков и др.).
Программа построена с учѐтом факторов, оказывающих существенное влияние на формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста:
экологические, социальные и экономические условия;
общий уровень экологической культуры сообщества, соответствующие традиции, влияющие на образовательную среду;
возрастные психофизиологические особенности обучающихся; специфика восприятия и отношения к своему социоприродному окружению;
ведущий вид деятельности младших школьников, особенности коммуникации с миром людей, природы, предметов;
активно формируемые в младшем школьном возрасте ценностные установки, поведенческие модели, привычки;
материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы образовательной организации.
Организация работы по реализации Программы должна строиться на основе ряда общепедагогических и частных принципов:
научная обоснованность, системность, последовательность;
возрастная и социокультурная адекватность;
практическая целесообразность;
системно-деятельностная организации обучения и воспитания;
междисциплинарность экологического знания, базирующаяся на комплексном подходе к познанию и развитию человека, общества, природы;
- интеграция содержания различных видов экологически ориентированной деятельности младших школьников;
соблюдение требований информационной безопасности младших школьников;
краеведческая направленность.
Основные направления Программы
Основные направления содержания Программы определяются в соответствии с
направлениями экологического образования, отражающего содержание науки экологии.
Основные направления образовательной деятельности в рамках Программы:
вовлечение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;
воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
- становление начального опыта защиты природной среды;
Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно-исследовательская,
проектная, образнопознавательная, креативная, игровая (ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), эколого-этическая, рефлексивнооценочная, регулятивная, общественно полезная(природоохранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми (проблемноценностное и досуговое общение), моделирование, анализ ситуаций, наблюдение, участие в акциях и др.
Курс «Естествознание. Азбука экологии» дополняет и углубляет знания обучающихся, полученные в ходе изучения учебного предмета «Окружающий мир», ориентирован на развитие универсальных учебных действий, формируемых средствами всех учебных предметов.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметныерезультаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Естествознание. Азбука экологии» в 1 классе отводится 33 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»
Основная цель настоящей Программы – формирование у обучающихся экологической культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на еѐ интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы; воспитание чувства ответственности за свои действия в природе, базирующегося на знании закономерностей протекания природных процессов.
Задачи программы
Формирование у младших школьников системы экологических ценностей как базового компонента экологической культуры, умения различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности.
Формирование у обучающихся потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Формирование экологического сознания, основанного на гуманном, ценностном отношении к природе.
Формирование умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.
Создание условий для формирования и реализации обучающимися активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.
- Создание условий для формирования начал экологической компетентности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Биоценоз, экосистема, биосфера. Биосфера как самая крупная экосистема Земли. Экосистемы родного края.
Растения и животные ближайшего окружения. Флора и фауна Земли. Влияние растений и животных на компоненты живой и неживой природы, хозяйственную деятельность человека (разрушение горных пород растениями, защита растениями почвы от эрозии, вредители сельскохозяйственных растений и др.).
Места обитания и среды обитания растений и животных. История развития жизни на Земле. Периодизация развития жизни. Продолжительность формирования биосферы. Специфика наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания. Соотнесение растений и животных с определѐнными местами и средами обитания, экосистемами. Взаимосвязи между строением растений, животных, грибов и особенностями среды, в которой они обитают. Определение особенностей строения организмов, обеспечивающих адаптацию к среде. Биотические и абиотические факторы среды обитания.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды, света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений, животных. Сезонные изменения в природе. Цикличность природных процессов. Круговорот веществ в природе. Круговороты как механизм жизнеобеспечения планеты Земля.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений. Многообразие животных: группы животных.Разнообразие внешнего строения растений, животных внутри групп. Разнообразие черт приспособленности растений и животных к жизни в различных средах обитания, условиям жизни. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе.Пища для растений и животных как источник энергии для жизнедеятельности, роста и развития. Особенности питания животных, группы животных по типу питания. Роль живых организмов в пищевой цепи. Моделирование простых пищевых цепей для знакомых экосистем. Экологическая пирамида. Конкуренция в экосистемах.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем. Способы решения экологических проблем (на примере проблем загрязнения воды, воздуха, накопления мусора). Повседневная эколого-ориентированная деятельность.
Человек и природа.Эволюция человека, его место среди других живых организмов. Адаптация человека к среде обитания. Преобразование человеком природной среды: естественные и искусственные биоценозы. Город – место обитания человека. Человек и экологические проблемы. Потребности человека. Что нужно человеку для жизни. Воздействие человека на окружающий мир. Природа как природный ресурс. Классификация природных ресурсов. Полезные ископаемые. Человек как основной преобразующий фактор природы, нарушение связей в природе в результате человеческой деятельности. Естественный круговорот веществ и искусственные материалы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов экологической культуры личности на уровне начального общего образования позволяет определить планируемые результаты освоения учебного курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приѐмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приѐмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- сформированность представлений об экологии как об одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как о важнейшем элементе культурного опыта человечества;
углублѐнные представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
Среди результатов экологического образования также можно выделить формирование готовности защищать и оберегать природу, восприятие окружающего мира обучающимися как объекта их постоянной заботы. Формирование экологической культуры тесно связано с развитием у детей способности к самоограничению своих потребностей на основе становления экологического мировоззрения, усвоения принципов экологической этики.
На этапе начального общего образования на первое место выдвигается опыт применения формируемых при изучении учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения в учебной деятельности и повседневной жизни. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания данного возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1.1. | Что такое экология? | 1 | 0 | 0 | Учебная деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми, моделирование | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
1.2. | Растения и животные ближайшего окружения. | 3 | 0 | 0 | Учебно-исследовательская, художественно-творческая, образнопознавательная, регулятивная, общественно полезная (природоохранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
1.3. | Места обитания и среды обитания растений и животных. | 2 | 0 | 0 | Учебно-исследовательская, проектная, образно познавательная деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми, моделирование | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
1.4. | Условия существования живых организмов. | 4 | 0 | 0 | Коммуникация со сверстниками и взрослыми, рефлексивно оценочная, учебно- исследовательская деятельность | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
1.5. | Разнообразие живой природы. | 8 | 0 | 0 | Учебно-исследовательская, креативная, игровая | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
| | | | | деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми | | |
1.6. | Экологические связи в природе. | 6 | 0 | 0 | Тематические занятия, исследовательская работа, образовательные ситуационные игры | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
1.7. | Способы охраны природы. | 3 | 0 | 0 | Рефлексивнооценочная, регулятивная, общественно полезная (природоохранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми, издание листовок | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
1.8. | Человек и природа. | 6 | 0 | 0 | Учебно-исследовательская, проектная, рефлексивно оценочная, регулятивная деятельность, коммуникация со сверстниками и взрослыми | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ |
| Резервное время | 0 | | | | | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | | | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Что такое экология? Организмы и окружающая среда. | 1 | 0 | 0 | |
2. | Растения и животные ближайшего окружения. Экскурсия. | 1 | 0 | 0 | |
3. | Растения родного края. | 1 | 0 | 0 | |
4. | Животные родного края. | 1 | 0 | 0 | |
5. | Места обитания и среда обитания растений и животных. | 1 | 0 | 0 | |
6. | Места обитания и среды обитания растений и животных | 1 | 0 | 0 | |
7. | Условия существования живых организмов. Воздух, вода. | 1 | 0 | 0 | |
8. | Солнце как источник тепла и света для живых существ. | 1 | 0 | 0 | |
9. | Благоприятные и неблагоприятные условия существования живых организмов. | 1 | 0 | 0 | |
10. | Благоприятные и неблагоприятные условия существования живых организмов. Цикличность природных процессов. | 1 | 0 | 0 | |
11. | Разнообразие живой природы. Многообразие растений. | 1 | 0 | 0 | |
12. | Разнообразие живой природы. Многообразие растений. | 1 | 0 | 0 | |
13. | Строение растений и среда обитания. | 1 | 0 | 0 | |
14. | Разнообразие живой природы. Многообразие животных. | 1 | 0 | 0 | |
15. | Разнообразие живой природы. Многообразие животных. | 1 | 0 | 0 | |
16. | Многообразие животных. Строение животных, живущих в разных средах | 1 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| обитания. | | | | |
17. | Дикие и домашние животные. | 1 | 0 | 0 | |
18. | Природное многообразие как необходимость существования человека. | 1 | 0 | 0 | |
19. | Экологические связи в природе. Пища для растений и животных как источник энергии для жизнедеятельности, роста и развития. | 1 | 0 | 0 | |
20. | Экологические связи в природе. Пища для растений и животных как источник энергии для жизнедеятельности, роста и развития. | 1 | 0 | 0 | |
21. | Экологическая целостность мира. | 1 | 0 | 0 | |
22. | Экологическая целостность мира. | 1 | 1 | 0 | |
23. | Экологическая целостность мира. Последствия нарушения связей в природе. | 1 | 0 | 0 | |
24. | Поведение людей в природе. Экологические правила. | 1 | 0 | 0 | |
25. | Способы охраны природы. | 1 | 0 | 0 | |
26. | Причинывозникновения экологических проблем. | 1 | 0 | 0 | |
27. | Природоохранная деятельность людей. | 1 | 0 | 0 | |
28. | Человек и природа. | 1 | 0 | 0 | |
29. | Красота природы. Что нужно человеку для жизни. | 1 | 0 | 0 | |
30. | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 1 | 0 | 0 | |
31. | Источники загрязнения воздуха, воды, почвы. | 1 | 0 | 0 | |
32. | Охрана природы. | 1 | 0 | 0 | |
33. | Обобщение знаний. | 1 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.
- Плешаков А. А. Зелѐные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
гербарий;
раздаточные материалы;
лабораторное оборудование для проведения экологических исследований наглядные пособия;
экранно-звуковые пособия (аудио- и видеозаписи, видеофильмы).