ПРОГРАММА
«Безопасное поведение»
Ступень обучения (класс) основное общее образование 3 классы
Количество часов: 12 Уровень: базовый
Учитель: Горяев Владимир Михайлович
Пояснительная записка
Программа «Безопасное поведение» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Актуальность и новизна программы обусловлена необходимостью формировать базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности, выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Программа направлена на формирование поведенческих навыков, обеспечивающих защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию
необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Обучение по программе способствуют формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных условиях. Программа направлена на воспитание у обучающихся таких качеств, как дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность, поскольку отсутствие именно этих качеств становится причиной трагических происшествий.
Программа рассчитана на 12 академических часа.
Цели и задачи программы
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.
Главными задачами обучения по данной программе
- являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
На изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель ОБЖ и учитель начальных классов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся 3 класса должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; о чрезвычайны ситуациях природного и антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар, действия по его предупреждению.
Уметь:
- переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- двигаться: по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
Содержание программы
Р-1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 6 |
1 | Движение пешеходов по дорогам | 1 |
2 | Правостороннее и левостороннее движение | 1 |
3 | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 |
4 | Переходим дорогу, перекресток | 1 |
5 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 |
6 | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге | 1 |
Р-2 | Безопасное поведение дома | 6 |
7 | Лифт – наш домашний транспорт | 1 |
8 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 1 |
9 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами | 1 |
10 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами | 1 |
11 | Особенности поведения с незнакомыми людьми | 1 |
12 | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей | 1 |
13 | ИТОГО | 12 |