Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя школа»
Смоленская область, с. Высокое, ул. Школьная, д. 1
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МКОУ «Высоковска СШ»
от «_28_» _____08_____ 20__20__г.
Соколова Л.Д. Соколова Л.Д. _________/ФИО/
Протокол № ______80_____ «_28__» ____08_______ 20_20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно - оздоровительной направленности
«Быстрее, выше, сильнее»
Автор-составитель: Круглова Нина Алексеевна,
учитель физической культуры
Возраст детей: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
с. Высокое
2020 - 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист…………………………….1
2. Пояснительная записка…………………….3-7
3. Учебный план……………………………….8
4. Содержание учебного плана………………8-9
5. Календарный учебный график…………….9-13
6. Методическое обеспечение программы…..14-17
7. Список литературы…………………………17-18
8. Приложение…………………………………..18-33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Устав учреждения дополнительного образования.
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ:
Программа дополнительного образования детей организована по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности.
Направленность (профиль) программы − спортивно – оздоровительная.
Программа «Быстрее, выше, сильнее» разработана по спортивно - оздоровительному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 9 класса: спортивно – оздоровительная деятельность. По результатам анкетирования «Выбор курсов внеурочной деятельности» 100% обучающихся выбрало кружок «Быстрее, выше, сильнее». В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детей, для родителей наиболее привлекательное спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности развитию спортивных способностей своего ребенка.
Актуальность программы определяется крайне высоким уровень патологии здоровья школьников, что указывает на приоритетность решения проблемы здоровья подрастающего поколения для современной школы. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине не под силу. Поэтому в соответствии с государственной политикой часть этой работы обязаны взять на себя образовательные учреждения, в соответствии с Законом об образовании в РФ (ст. 51) и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996) одним из восьми ключевых направлений воспитательной деятельности названо физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к Федеральному Собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому реализация именно этой программы внесёт свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.
Отличительными особенностями и новизной программы «Быстрее, выше, сильнее» является связь теории с практикой, целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному), формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. В целях развития системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся в образовательную деятельность включен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Программа «Быстрее, выше, сильнее» рассчитана на обучающихся 8 класса возраста 13-15 лет. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год. Занятия проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке.
Основными формами проведения занятий являются занимательные беседы, анкетирование, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, оздоровительные минутки, спортивные соревнования, эстафеты.
Контролируемость.
Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:
- практический (выполнение практических заданий);
- наглядный (наблюдения, изучение явлений, происходящих в окружающей среде);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- работа с литературой (изучение, составление плана).
Формы контроля:
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
Для группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Важнейшим требованием к занятию является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся.
Адресат программы: Программа рассчитана на 1 час в неделю, на обучение в течение одного года. Общий объём – 34 часа. Средний возраст учащихся 13-15 лет.
Объем программы − общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 34 часа.
Форма организации образовательного процесса - очная (ФЗ № 273, ст. 17, п. 2).
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и представляют собой: занимательные беседы, анкетирование, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, оздоровительные минутки, спортивные соревнования, тренинги, эстафеты, просмотр раздаточного материала, просмотр видеофильмов, презентаций, проектная деятельность.
Срок освоения программы определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе - 1 год.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель программы: совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обучающимися, подготовка к сдаче норм ГТО.
Задачи обучения:
Воспитательные (личностные)
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, обучающиеся научатся делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- адекватно оценивает своё поведение в жизненных ситуациях, выделяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье, сознательно занимается физической культурой.
Развивающие (метапредметные)
Регулятивные УУД.
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, умение работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Коммуникативные УУД
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Образовательные (предметные)
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- объяснять значение и роль ВФСК «ГТО» для страны.
Планируемые результаты
Обучающийся должны знать:
- физическая культура и ВФСК «ГТО» сегодня.
- подбор упражнений и заданий для развития физических качеств.
- связь между физическим развитием человека и занятий физической культурой.
- правила спортивных игр;
- составление индивидуальных планов для самостоятельных занятий и подготовке к сдаче
нор комплекса ВФСК «ГТО».
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
- правила игры в настольный теннис, городки.
Обучающийся должны уметь:
- подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
- Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева, сочетание ударов;
- использовать различные тактические действия;
- владеть техникой игры;
- выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
- использовать самоконтроль за состоянием здоровья.
- самостоятельно строить городошные фигуры
- навыками владения битой.
- владеть игрой в городки по упрощенным правилам
Условия реализации программы:
− спортивный зал;
− школьная спортивная площадка,
− оборудование: спортивный инвентарь, информационные (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
−методические ресурсы;
Формы аттестации/контроля − тестирование, выполнение контрольных упражнений, соревнования.
Оценочные материалы – диагностический инструментарий, позволяющий определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст. 2, п. 9). Контрольные упражнения, тесты. (Приложение)
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Лёгкая атлетика | 14 | 3 | 11 | тестирование, выполнение контрольных упражнений, соревнования. |
2. | Настольный теннис | 10 | 1 | 9 | тестирование, выполнение контрольных упражнений, соревнования. |
3. | Городки | 10 | 2 | 8 | тестирование, выполнение контрольных упражнений, соревнования. |
Содержания учебного плана
Раздел 1. Лёгкая атлетика.
Теория: Физическая культура и ВФСК «ГТО» сегодня. Подбор упражнений и заданий для развития физических качеств. Связь между физическим развитием человека и занятий физической культурой. Составление индивидуальных планов для самостоятельных занятий и подготовке к сдаче нор комплекса ВФСК «ГТО».
Практика: Совершенствование техники спортивной ходьбы. Совершенствование техники постановки стопы при беге на различные дистанции. Совершенствование техники бега на спринтерских дистанциях (60, 100 м) с учётом времени. Совершенствование техники «выбегания» из различных стартовых положений и стартового разгона. Совершенствование техники эстафетного бега в условиях приближенным к соревновательным (приём -передача эстафетной палочки; вбегание и выбегание из «коридора»). Совершенствование техники преодоления вертикальных препятствий различной высоты. Отработка тактических приёмов бега на средние и длинные дистанции. Совершенствование техники прыжка в длину с места и разбега; метания мяча (на результат).
Раздел 2. Настольный теннис.
Теория: Изучение основных правил игры, ведения счёта. Понятие об обучении и тренировке в настольном теннисе.
Практика. Техническая подготовка. Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Удары по мячу. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удары с верхнем вращением («накат») справа, слева. Удары с нижнем вращением («подрезка»), справа, слева. Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе. Сочетание ударов. Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. Разновидности ударов: нападающие и защитные.
Тактическая подготовка. Выбор позиций. Свободная игра на столе. Тактика игры с разным противником. Основные тактические варианты игры. Применение изученных ударов против ударов противника. Парные игры с применением изученных атакующих ударов.
Раздел 3. Городки
Теория: История развития городошного спорта в СССР и России. Городки – игра первой Всесоюзной Олимпиады. Размеры городошного корта. Городошные фигуры.
Практика: Техническая подготовка. Поэтапное изучение технических элементов:
исходное положение – стойка. хват или держание биты за ручку; замах (отведение биты); разгон биты; выброс или финальное усилие. Слитность техники броска биты: стойка, замах, разгон - (пассивная и активная фаза) – выброс; техника «связки» двух фаз: замаха и разгона; техника основного броска с полукона; броски переразворотом в нормальной плоскости; броски переразворотом в нормально-восходящей плоскости; броски недоразворотом в нормальной плоскости; броски недоразворотом в нормально-восходящей плоскости. Слитность всех изученных элементов. Контрольные точки.Бросок с кона.
Тактическая подготовка.
Тактика выбивания 10 фигур, 15 фигур с полу – кона, так же комбинации из 2-3 городков расположенных в городе, «штрафной» городок, 1-2 городка слева (справа) за ним, выбивание фигуры «письмо» с трех бит, с двух, а так же доигрывание «марки» с «задним» городком от «борта». Тактические действия в личной и командной игре. Использование ошибок противника для достижения результата.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 07 | 15. 40 | беседа | 1 | Физическая культура и ВФСК «ГТО» сегодня. Подбор упражнений и заданий для развития физических качеств. | Спортзал | викторина |
2 | 09 | 14 | 15.40 | беседа | 1 | Связь между физическим развитием человека и занятий физической культурой. | Спортзал | опрос |
3 | 09 | 21 | 15.40 | просмотр раздаточного материала | 1 | Составление индивидуальных планов для самостоятельных занятий и подготовке к сдаче нор комплекса ВФСК «ГТО». | Спортзал | тест |
4 | 09 | 28 | 15.40 | просмотр видеофильма | 1 | Совершенствование техники спортивной ходьбы. Совершенствование техники постановки стопы при беге на различные дистанции. | Спортивная площадка | выполнение контрольных упражнений |
5 | 10 | 05 | 15.40 | практика | 1 | Совершенствование техники бега на спринтерских дистанциях (60, 100м) с учётом времени. | Спортивная площадка | выполнение контрольных упражнений |
6 | 10 | 12 | 15.40 | практика | 1 | Совершенствование техники «выбегания» из различных стартовых положений и стартового разгона. | Спортивная площадка | показа вариантов выполнения физического упражнения |
7 | 10 | 19 | 15.40 | практика | 1 | Совершенствование техники эстафетного бега в условиях приближенным к соревновательным (приём -передача эстафетной палочки; вбегание и выбегание из «коридора»). | Спортивная площадка | проведение контрольных испытаний |
8 | 10 | 26 | 15.40 | практика | 1 | Совершенствование техники преодоления вертикальных препятствий различной высоты. Отработка тактических приёмов бега на средние и длинные дистанции. | Спортивная площадка | выполнение контрольных упражнений |
9 | 11 | 09 | 15.40 | практика | 1 | Изучение основных правил игры, ведения счёта. Понятие об обучении и тренировке в настольном теннисе. | Спортзал | опрос |
10 | 11 | 16 | 15.40 | практика | 1 | Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
11 | 11 | 23 | 15.40 | практика | 1 | Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Удары по мячу. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
12 | 11 | 30 | 15.40 | практика | 1 | Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удары с верхнем вращением («накат») справа, слева. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
13 | 12 | 07 | 15.40 | практика | 1 | Удары с нижнем вращением («подрезка»), справа, слева. Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
14 | 12 | 14 | 15.40 | практика | 1 | Сочетание ударов. Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
15 | 12 | 21 | 15.40 | практика | 1 | Разновидности ударов: нападающие и защитные. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
16 | 12 | 28 | 15.40 | практика | 1 | Выбор позиций. Свободная игра на столе. Тактика игры с разным противником. | Спортзал | |
17 | 01 | 11 | 15.40 | практика | 1 | Основные тактические варианты игры. Применение изученных ударов против ударов противника. | Спортзал | Соревнования |
18 | 01 | 18 | 15.40 | практика | 1 | Парные игры с применением изученных атакующих ударов. | Спортзал | Соревнования |
19 | 01 | 25 | 15.40 | Мини-лекция | 1 | История развития городошного спорта в СССР и России. Городки – игра первой Всесоюзной Олимпиады. | Спортзал | опрос |
20 | 02 | 01 | 15.40 | беседа | 1 | Размеры городошного корта. Городошные фигуры. | Спортзал | тест |
21 | 02 | 08 | 15.40 | Разучивание техники | 1 | Поэтапное изучение технических элементов: исходное положение – стойка, хват или держание биты за ручку; замах (отведение биты); разгон биты; выброс или финальное усилие. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
22 | 02 | 15 | 15.40 | Закрепление техники | 1 | Слитность техники броска биты: стойка, замах, разгон - (пассивная и активная фаза) – выброс | Спортзал | самооценка упражнений |
23 | 02 | 22 | 15.40 | Совершенствование техники | 1 | техника «связки» двух фаз: замаха и разгона; техника основного броска с полукона | Спортзал | самооценка упражнений |
24 | 03 | 01 | 15.40 | Совершенствование техники | 1 | Слитность всех изученных элементов. Контрольные точки. Бросок с кона. | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
25 | 03 | 15 | 15.40 | Просмотр видеоролика | 1 | Тактика выбивания 10 фигур | Спортзал | выполнение контрольных упражнений |
25 | 04 | 05 | 15.40 | практическая деятельность | 1 | Тактика выбивания 10 фигур | Спортивная площадка | самооценка упражнений |
27 | 04 | 12 | 15.40 | практическая деятельность | 1 | Тактические действия в личной и командной игре. Использование ошибок противника для достижения результата. | Спортивная площадка | письменный опрос контроля знаний с выборочными вариантами ответов |
28 | 04 | 19 | 15.40 | Мастер-класс | 1 | Тактические действия в личной и командной игре. | Спортивная площадка | зечёт |
29 | 04 | 26 | 15.40 | практическая деятельность | 1 | Совершенствование техники прыжка в длину с места и разбега | Спортивная площадка | выполнение контрольных упражнений |
30 | 05 | 17 | 15.40 | практическая деятельность | 1 | Совершенствование техники прыжка в длину с места и разбега; метания мяча | Спортивная площадка | Тестовые |
31 | 05 | 24 | 15.40 | практическая деятельность | 1 | Совершенствование техники прыжка в длину с места и разбега; метания мяча (на результат). | Спортивная площадка | контрольное тестирование |
32 | | | | | | | | |
33 | | | | | | | | |
34 | | | | | | | | |
Форма контроля:
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
Для группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов.
Теоретическая часть - тест, кроссворд.
Практическая часть - нормативы ГТО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:
- Занятие с образовательно-познавательной направленностью
- Занятие с образовательно-обучающей направленностью
- Занятие с образовательно-тренировочной направленностью
Структура занятий:
Занятие с образовательно-познавательной направленностью.
1. продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.
2. в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
3. продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Занятие с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
Такие занятия проводятся преимущественно как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами. Материально-техническое оснащение
Для занятий по программе требуется:
1.Спортивный зал
2.Теннисные ракетки – 5 шт.
3.Мячики 40мм. – 20 шт.
4.Перекладины для подтягивания в висе – 1 шт.
5.Скакалки для прыжков на каждого обучающегося – 5 шт.
6.Секундомер – 1шт.
7.Гимнастические скамейки – 2 шт.
8.Теннисные столы – 2 шт.
9.Сетки для настольного тенниса – 2 шт.
10.Гимнастические маты – 10 шт.
11.Гимнастическая стенка – 4 шт.
12. Набор для игры в городки-1шт
13. Канат для перетягивания -1 шт.
14. Набор для физкультуры – 1 шт.
15. Гантели – 6 шт.
16. Маты гимнастические – 10 шт.
17. Мяч набивной-1кг – 3 шт.
18. Мячи для метания – 3шт. 19. Планка для прыжков в высоту – 1 шт.
20. Стойки для прыжков в высоту – 2 шт
Пособия, ориентированные на поддержку освоения тем программы
Демонстрационные видео материалы
1. Видеоматериалы
Диск DVD Физическая подготовка игроков в настольный теннис
Диск DVD Настольный теннис. Основные упражнения для тренировок в настольном теннисе.
Викторина по комплексу ГТО (Приложение №.1)
Тест «Лёгкая атлетика» (Приложение №.2)
Кроссворд «Настольный теннис» (Приложение №.3)
Методы обучения:
Информационно-познавательные, творческие, контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного процесса: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные.
Формы организации учебного занятия: Имитация (подражание), демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.), использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выполнение движений (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), проведение упражнений в игровой форме, в виде подвижных игр и соревновательной форме.
Педагогические технологии:
Активные и интерактивные методы обучения;
Технология дистанционного обучения;
Технология дифференцированного обучения;
Технология группового обучения;
Технология уровневой дифференциации;
Информационно-коммуникационные технологии;
Игровые технологии;
Исследовательская технология обучения;
Здоровьесберегающие технологии и др.
ЛИТЕРАТУРА
для педагога
1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.
2. Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 315 с.
3.Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4.Барчукова Г.В.Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. - М.: Физкультура и Спорт, 2008.
5.Легенды настольного тенниса / Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010.
6. М. Борисова, Т. Зорина, Н. Сафронова «Обучение дошкольников игре «Городки» - Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
Интернет-ресурсы
1.Федерация городошного спорта России. Режим доступа http://gorodki-russia.ru/
2. Московская областная федерация городошного спорта. Режим доступа http://gorodki-mo.ru/history/
Литература для обучающихся
1. Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. – М.: ФиС, 1979.
2. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. – М.: Советский спорт, 1989.
3. Богушас В.М. Играем в настольный теннис. – М.: «Просвещение», 1987.
4.Иванов B.C. Теннис на столе (от новичка до чемпиона мира). 5-е издание. М., ФиС, 1990.
5.Настольный теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
6.Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. – Душанбе: Ирфон, 1986.
7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦЭНАС, 2005.
Интернет-ресурсы
1. Фонд сближение. Городки — русская народная спортивная игра. Режим доступа http://fond-sblizhenie.ru/
2. Родная тропинка. Как играть в городки. Режим доступа http://rodnaya-tropinka.ru/kak-igrat-v-gorodki/
Литература для родителей обучающихся
1.Матыцин, О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов настольном теннисе. / О.В.Матыцин. - М., 2000.
2 . Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985
3 . Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
Интернет-ресурсы
1. Для детей и их родителей русские городки . Режим доступа http://magver.narod.ru/MagverArx/2003/N_5/Gorod/Gorodke.htm
Приложение (Диагностический материал)
Форма контроля:
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
Для группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, тестирование, соревнования.
Теоретическая часть
Приложение №1
Викторина по комплексу ГТО
1.Что такое ГТО? (Готов к труду и обороне)
2.Когда «родился» первый комплекс ГТО? (1929 год)
3.Сколько ступеней было в первом комплексе ГТО? (одна)
4.Сколько испытаний входило в первый комплекс ГТО (21испытание)
5Какого возраста люди участвовали в сдаче норм первого комплекса ГТО? (18 лет и старше)
6.Что такое БГТО? (Будь готов к труду и обороне)
7.С какого года введена детская ступень БГТО? (1934)
8.Какие и сколько испытаний она включала? ( 16 испытаний: бег, прыжки, метание, переноска тяжестей, упражнения на равновесие, лазание, гимнастические упражнения, ходьба на лыжах, ходьба в противогазе)
9. В каком году внедрен новый комплекс ГТО? (2014)
10. Кто был инициатором внедрения нового комплекса ГТО? (Наш президент В.В. Путин).
11.Зачем введен этот комплекс? (Укреплять здоровье людей, увеличивать число граждан, занимающихся физкультурой, повышать уровень подготовленности и продолжительность жизни людей, формировать потребности в систематических занятиях физкультурой, развивать массовый детско-юношеский, школьный и студенческий спорт)
12.Каковы принципы нового комплекса ГТО? (Добровольность и доступность, оздоровительная направленность, обязательный медицинский контроль).
13. Сколько ступеней в современном комплексе ГТО и какой возраст охватывает этот комплекс?
( 10 ступеней, от 6 до 70 лет).
14. Сколько ступеней сдается в школе? (5-6 ступеней)
15. Какие виды испытаний включены в современный комплекс ГТО? (бег на короткую и длинную дистанцию, прыжки в длину с места или с разбега, метание мяча и гранаты, подтягивание, отжимание, наклон туловища, поднимание туловища за 1 минуту, рывок гири, стрельба, плавание, ходьба на лыжах, туристический поход)
16. Зачем выполнять ГТО в ХХI веке? (ГТО помогает воспитывать в себе настойчивость, силу воли, целеустремленность, хорошую физическую подготовку. Именно эти черты являются наиболее важными для людей ХХIвека)
17.Как расшифровывается ВФСК ГТО? (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
Приложение №2
Тест
«Лёгкая атлетика»
Вопросы и варианты ответов | Ответы |
Какие виды не включает в себя лёгкая атлетика? а) ходьбу и бег; в) многоборье. б) прыжки и метания; г) опорные прыжки; | г |
Какого вида многоборья не бывает? а) пятиборья; в) девятиборья; б) семиборья; г) десятиборья. | в |
Чем отличается техника бега на короткие дистанции от техники бега на средние и длинные дистанции? а) наклоном головы. в) постановкой стопы на дорожку; б) углом отталкивания ногой от дорожки; г) работой рук; | в |
К чему приводят сильно сжатые кулаки и излишнее напряжение плечевого пояса при беге? … а) повышению скорости бега; в) увеличению длины бегового шага; б) скованности всех движений бегуна; г) более сильному отталкиванию ногами. | а |
Как влияет на бег чрезмерный наклон туловища бегуна вперёд? а) сокращает длину бегового шага; в) способствует выносу бедра вперёд-вверх; б) увеличивает скорость бега; г) помогает скоординировать движения. | а |
К чему приводит прямое положение туловища при беге (или его наклон назад)? а) узкой постановке ступней; в) незаконченному толчку ногой; б) свободной работе рук; г) снижению скорости бега. | г |
К чему приводит широкая постановка ступней при беге? а) улучшению спортивного результата; в) снижению скорости бега; б) увеличению длины бегового шага; г) более сильному толчку ногой. | в |
Из каких фаз состоит бег на короткие дистанции? а) стартование, разгон, финиширование; старт, б) стартовый разбег, бег по дистанции, финишный рывок; в) набор скорости, финиш; г) стартовый разгон, бег вперёд, финишный толчок. | б |
Что в себя включает специальная разминка бегуна перед соревнованиями? а) горячий душ. б) повторное пробегание коротких отрезков; в) большое количество общеразвивающих упражнений; г) упражнения с отягощениями; | г |
С чего начинается бег на средние и длинные дистанции ? а) с низкого старта; в) с хода; б) с высокого старта; г) с опорой на одну руку. | б |
Что делают с ядром в лёгкой атлетике? … а) метают; в) бросают; б) толкают; г) кидают. | б |
Какой бег не относится к бегу с естественными препятствиями ? а) бег по пересечённой местности; в) кросс. б) марафонский бег; г) бег с препятствиями. | б |
Какого вида прыжков в длину с разбега не существует? а) согнув ноги; в) согнувшись; б) прогнувшись; г) ножницы. | г |
Какой вид прыжков используется как тренировочное средство и контрольное упражнение? а) прыжок в длину с разбега; г) прыжок в высоту с разбега; б) тройной прыжок; д) прыжок с шестом, в) прыжок в длину с места; е) прыжок «лягушкой». | в |
От чего в основном зависит результат в прыжках в длину с разбега? а) максимальной скорости разбега и отталкивания; б) быстрого выноса маховой ноги; в) способа прыжка; г) одновременной работе рук при отталкивании. | а |
Куда осуществляется приземление в прыжки в длину с разбега? а) на маты; в) в песок; б) в воду; г) в прыжковую яму. | в |
Как называется способ прыжка в высоту с разбега, когда переход через планку осуществляется спиной к ней? а) перешагивание; г) волна; б) перекат; д) перекидной. | г |
Что необходимо делать по правилам соревнований, если при метании снаряд (мяч, граната, копьё) вышел за пределы сектора? а) разрешается дополнительный бросок; б) результат засчитывается; в) попытка засчитывается, а результат нет; г) спортсмен снимается с соревнований. | б |
Какой подготовки к финальному усилию перед метанием не существует? а) предварительного вращения; в) скачка; б) разбега; г) прыжка. | а |
Какой контроль над физической нагрузкой при самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой является наиболее эффективным? а) по частоте дыхания; в) по самочувствию; б) по частоте сердечных сокращений; г) по чрезмерному потоотделению. | б |
(Приложение №3)
Кроссворд
настольный теннис
По горизонтали
2. Удар по мячу с приданием ему очень высокой траектории полета при небольшой поступательной скорости
4. Самый известный белорусский теннисист
7. Как называется резиновая часть ракетки
10. «маятник» в настольном теннисе – это:
13. Что происходит если мяч зацепил при подаче сетку, но при этом все остальные правила были соблюдены
14. Какая страна является основателем настольного тенниса
По вертикали
1. Способ держания ракетки
3. Какой из ударов придаёт мячу наибольшее нижнее вращение
4. Тот, кто судит игру, состязание
5. Как называется деревянная часть ракетки
6. Где проходил первый чемпионат мира по настольному теннису
8. Игрок, который должен первым ударить по мячу в розыгрыше очка
9. Удар в настольном теннисе
11. Инвентарь, делящий стол поперек на две равные половины
12. Период времени, когда мяч находится в игре
История игры в городки
Городки – старинная русская игра. Существует уже много веков. Время ее возникновения относят к 18 столетию – к его первой половине или к середине века.
О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Любил игру в городки царь Николай II. В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них — академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В. Стасов, художник И.Е. Репин, писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.
Когда говорят об игре в городки до революции и об увлечении ими широких народных масс после 1917 года, обычно имеют в виду игру, по существу, без правил. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В 1928 году городки были включены в программу первой Всесоюзной Олимпиады. Раньше игра проходила в основном на земле, деревянными битами. В 20-е годы XX века стали появляться площадки с твердым бетонным и асфальтным покрытием. Городошники начали применять окованные биты. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу, эти правила действуют и сегодня.
В 60-70 года 20-го столетия городки были почти столь же массовым видом спорта, как футбол. Городошные площадки можно было видеть на многих стадионах, в парках, в школах; училищах, техникумах и институтах, в загородных домах отдыха и в пионерских лагерях. и даже зачастую на территориях заводов и фабрик.
В 80-90-х годах этот национальный вид спорта пришел в упадок. И только в начале 2000х годов в стране началось его возрождение. Регулярно стали проводиться различные соревнования местного, общероссийского и международного уровней, благодаря которым городки стали привлекать старых и новых поклонников, а игры приобретать массовость
Правила игры в городки
Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.
Размеры площадки («город») — 2×2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полукон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.
Бросок считается потерянным, если:
- бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
- игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
- во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
- игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.
Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.
Партия в городки состоит из 15 фигур.
Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую, получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.
Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.
В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.
В каждой партии может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.
Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.
Тест «Городошные фигуры».
1. С какой фигуры начинаются соревнования по городошному спорту?
а). Часовые",
б). "Пушка"
в). "Пулемётное гнездо",
г). "Артиллерия"
2. Какой городошной фигуры не существует?
а). Пушка,
б). Вилка,
в). Рак
г). Ракета
3. Длина ручки биты в городках:
а) 10см,
б) 15см,
в) 20см,
г) 25см.
4. Размеры площадки («город»)
а) 2х2 м
б) 3х3м
в) 4х4м
г) 5х5м
5. Расстояние от места бросков: дальнее («кон»)
а) 10м
б) 13м
в) 18м
г) 20м
6. Какая длина биты?
а) не более 1м 20см
б) не более 1м 15см
в) не более 1м 10см
г) не более 1м
7. Сколько фигур используется для игры в городки?
а) 15 фигур
б) 10 фигур
в) 12 фигур
г) 20 фигур
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пушка | Ракета | 20см | 2х2 м | 13м, | не более 1м | 15 фигур, |
Практическая часть.
4 ступень 14-15 лет
№ | Виды испытаний (тесты) | мальчики | девочки |
| | Серебряный значок | Золотой значок | Серебряный значок | Золотой значок |
1 | Бег 60 м (с) | 9,3 | 8,6 | 10,3 | 9,6 |
2 | Бег 2000 м (с) или Бег 3000м | 10,24 Без учета времени | 9,49 Без учета времени | 11,08 Без учета времени | 10,04 Без учета времени |
3 | Прыжок в длину с разбега (м) или Прыжок в длину с места (см) | 3,80 190 | 4,30 215 | 3,30 160 | 3,70 178 |
4 | Метание мяча 150г (м) | 35,5 | 42 | 22 | 28 |
5 | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 6 | 10 | - | - |
6 | Подтягивание на низкой перекладине | - | - | 11 | 19 |
7 | Наклон вперед с прямыми ногами | Достать пальцами пол | Достать ладонями пол | Достать пальцами пол | Достать ладонями пол |
8 | Кросс по пересеченной местности 2 км (мин,с) Кросс по пересеченной местности 3 км (мин,с) | 18,00 Без учета времени | 17,30 Без учета времени | 20,00 Без учета времени | 19,30 Без учета времени |
9 | Плавание 50м (мин,с) | Без учета времени | 0,50 | Без учета времени | 1,00 |
10 | Стрельба из пневматической винтовки, 10 выстрелов, стоя (очки) | 45 | 55 | 42 | 52 |
Изготовления набора для игры в городки
Для изготовления набора для игры в городки требуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:
1.Два черенка – это две биты.
2. Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!
Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5см, б) для городков (рюх) – длина 12-15см, диаметр 4-5см.
Городошные фигуры
Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:
Пушка
Звезда
Колодец
Артиллерия
Пулемётное гнездо
Часовые
Тир
Вилка
Стрела
Коленчатый вал
Ракета
Рак
Серп
Самолёт
Письмо
Подготовка площадки.
Чертим на асфальтовой площадке линии, которыми обозначают два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга . Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), наносим черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон. Далее отступите еще несколько метров чертим линию — кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра). Все линии обводятся белой краской.
Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.
Подготовка и проведение соревнований.
Перед началом соревнований ученикам рассказывали о истории игры ее правила, техника броска биты, и построение фигур.
Соревнования проводились среди учеников начальных классов (1-4 кл.). В связи с малым возрастом учеников игра шла по упрощенным правилам:
- Броски проводились с полукона (3метра);
- Выбивались 5 фигур;
- Городок считался выбитым при разрушении фигуры.
Мастер-класс
«Игра в городки»
1. Подготовка площадки для занятий.
2. Организационный момент.
3. Проведение занятия.
4. Заключительная часть.
1. Подготовка площадки
Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе.
Разметку "городов" для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м.
Для занятий должны быть подготовлены биты разного веса, доступные пофизическим параметрам для занимающихся дошкольников. Сами биты обязательно должны иметь определённый центр тяжести, обеспечивающий вращение биты.
2. Организационный момент
При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам.
В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать.
3. Проведение занятия
В начале занятия детям объясняется общая цель и суть в городки.
Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу.
После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать попридумывать свои фигуры и дать им название. Если рядом с местом занятий есть взрослые, рекомендуется пригласить их в качестве подсказчиков своим детям или воспитанникам.
После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - "Пушку", "Стрелу", "Звезду", "Колодец", "Пулеметное гнездо", "Артиллерия", "Часовые". При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур.
При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.
После ознакомления с городошными фигурами детям предлагается познакомиться с городошными битами. Кратко рассказывается устройство городошной биты. Показываются различные виды бит - для взрослых и детей. Детям предлагается сравнить отличие взрослой биты и той биты, которой они будут играть.
После ознакомления с игровй площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.
Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором
Основной элемент городошной техники – это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.
Как правило, на первых занятиях речь не идёт об объяснении всей техники броска. Основная задача первых занятий по технике - показать правильность движений и их последовательность. В ходе выполнения бросков осуществляется корректировка и подсказка, как надо правильно выполнять бросок. Необходимо помнить, что на этом обучения для ребенка очень важна похвала и поддержка.
Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Городки является общеразвивающей игрой, в которой общая координация занимает важнейшее место.
Все действия детьми выполняются только по команде инструктора: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр. Рекомендуется делать так, чтобы бросившие биты дети самостоятельно забрали их и принесли другому участнику своей команды.
Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.
Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе.
Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.
Обучение игре начинается с выбивания фигуры "солдаты" ("заборчик"). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).
Стойка.
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.
Замах.
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.
Выброс.
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.
При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.
38