СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Что мы знаем про то, что нас окружает" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс   «Что мы знаем про то, что нас окружает»  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьниковподход.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Что мы знаем про то, что нас окружает" 1-4 класс»


Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопортовская школа – интернат имени Л.В.Лапцуя»



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №6

от «_30__» _мая_2022 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

_________________________

«__06_» _июня 2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом по школе №

«__20 »_августа 2022 г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает»

1-4 класс







Составители:

Волкова Н.М., Крейда В.А., Римлянская З.П., Яптик А.А., Коночинская К.П., Кикеева С.А., Дергач Г.С., Иванова О.А.,















с. Новый Порт, 2021г.





1.Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Что мы знаем про то, что нас окружает» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.01.2018 г.)

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253

"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017г.) Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009г. № 373; приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Что мы знаем про то, что нас окружает» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (редакция от 23.07.2013)»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507);

Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Программа курса «Что мы знаем про то, что нас окружает» составлена на основе сборника рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. Авторы – составители: О. И. Лагутенко, И. Ю. Алексашина. М.: Просвещение, 2020

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя» на 2021 - 2022 учебный год рассчитана в 1 классе на 33 ч.(33 учебные недели), во 2-4 классах на 102 часа (по 34 учебные недели) в год, 1 час в неделю.

Курс «Что мы знаем про то, что нас окружает» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.



2.Общая характеристика курса

Специфика курса «Что мы знаем про то, что нас окружает» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс «Что мы знаем про то, что нас окружает» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся. Учителю следует стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых

3. Место учебного предмета «Что мы знаем про то, что нас окружает» в учебном плане

На изучении курса «Что мы знаем про то, что нас окружает» в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа (33 учебные недели) в год, во 2-4 классе отводится 1 час в неделю, 102 часа (по 34 учебные недели в год).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Что мы знаем про то, что нас окружает».

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного курса;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного курса;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса.

1 класс:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение (версию).

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного

- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

- Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов,

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей)

2 класс:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

- Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

- Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;


Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- Формулировать ответы на вопросы;

- Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;


3 класс:

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

- Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);


Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться




4 класс:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- Устанавливать причинно-следственные связи;

- Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

5. Содержание курса внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает».

Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.

Часть 1.

Раздел 1. Мой мир

Природа — наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в жизни природы. Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению природы. Что помогает мне познавать природу. Роль органов чувств в познании природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка, термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в творчестве. Роль человека в жизни природы.

Раздел 2. Осень

Времена года. Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека. Признаки осени. Изменения растений осенью. Многообразие окраски осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм, защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником. Поведение птиц осенью. Изменения окраски и поведения животных осенью. Осень в зоопарке. Деятельность человека осенью. Охрана природы.

Раздел 3. Зима

Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом. Снег и лёд. Исследование образования льда и его свойств. Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные зимой. Трудности жизни животных зимой. Подкормка животных зимой. Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.

Часть 2.

Раздел 1. Провожаем зиму

Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма.

Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее время. Деятельность человека зимой.

Раздел 2. Весна

Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения. Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за растениями. Наблюдение за появлением корней черенков традесканции. Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства. Насекомые весной. Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе. Прилёт птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнёзд. Поведение рыб и земноводных. Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны. Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными.

Раздел 3. Лето

Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета. Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения.Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие растения. Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. Разнообразие птичьих гнёзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы. Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы.

Практикумы:

Рисование соками овощей и фруктов;

Условия прорастания луковиц лука;

Скорость прорастания луковиц лука;

Получение отпечатков коры деревьев;

Получение отпечатков листьев;

Игра «Береги природу»;

Как правильно засушить растения;

Наблюдение за жизнью муравейника;

Новогодние украшения из тростника;

Почему почва не промерзает под снегом;

Изготовление новогодних украшений (снежинки); Исследование образования льда и его свойств;

Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.; Фенологические наблюдения;

Рисование соками растений;

Наблюдение за прорастанием семян фасоли;

Наблюдение за появлением корней черенков традесканции; Наблюдение за прилётом и пением птиц;

Наблюдение за развитием головастиков;

Наблюдение за развитием личинки комара;

Определение возраста у двустворчатого моллюска;

Наблюдение за температурой воздуха в летние месяцы;

Наблюдение за цветением растений летом;

Определение возраста сосны;

Наблюдение за суточным ритмом одуванчика (раскрытием и закрытием соцветия);

Исследование состава газонной растительности;

Наблюдение за строительством паутины и питанием паука.

Экскурсии:

Природа вокруг меня;

Осень в зоопарке;

Зимний парк;

Зима в зоопарке;

Природное сообщество.





6.Тематическое планирование 1 класс


Название раздела

Количество



часов




1.

Мой мир

5




2.

Осень

7




3.

Зима

5




4.

Провожаем зиму

3




5.

Весна

7




6.

Лето

6





всего

33






Тематическое планирование 2 класс


Название раздела

Количество





часов






1.

Мой мир

5






2.

Осень

7






3.

Зима

5






4.

Провожаем зиму

3






5.

Весна

7






6.

Лето

7







всего

34










Тематическое планирование 3 класс


Название раздела

Количество



часов




1.

Мой мир

5




2.

Осень

7




3.

Зима

5




4.

Провожаем зиму

3




5.

Весна

7




6.

Лето

7





всего

34





Тематическое планирование 4 класс





Название раздела

Количество



часов




1.

Мой мир

5




2.

Осень

7




3.

Зима

5




4.

Провожаем зиму

3




5.

Весна

7




6.

Лето

7





всего

34

































Календарно-тематическое планирование


1 класс



Тема

Количество

Дата



часов









Мой мир – 5 часов




1.

Природа – наш дом.

1








2.

Природа – наш дом (экскурсия).

1








3.

Природа в моей жизни (как источник воздуха).

1








4.

Природа в моей жизни (как источник воды).

1








5.

Природа в моей жизни (как источник пищи).

1









Осень – 7 часов









6.

Времена года.

1








7.

Смена времен года.

1








8.

Влияние времени года на жизнь человека.

1








9.

Осень пришла.

1








10.

Признаки осени.

1








11.

Растения осенью.

1








12.

Растения осенью (экскурсия).

1









Зима- 5 часов




13.

Зима настала.

1








14.

Экскурсия. Зимний парк.

1








15.

Растения зимой.

1








16.

Животные зимой.

1








17.

Я готовлюсь к Новому году.

1









Провожаем зиму – 3 часа




18.

Птицы зимой.

1








19.

Подкормка птиц.

1








20.

Звери зимой.

1









Весна – 7 часов




21.

Весна идет.

1








22.

Признаки весны.

1








23.

Природные явления весной.

1








24.

Растения весной.

1








25.

Животные весной.

1








26.

Обитатели водоема весной.

1





  1. В весеннем лесу. Экскурсия.





Лето – 6 часов

28.

На пороге лето.


1








8

29.

Растения летом.

1






30.

Растения летом. Экскурсия в парк.

1






31.

Животные летом.

1






32.

Особенности сезонного питания животных.

1






33.

Лето в моей жизни.

1

































































Календарно-тематическое планирование


2 класс


Тема

Количество

Дата



часов







Мой мир – 5 часов



1.

Природа – наш дом.

1






2.

Моя роль в жизни природы.

1






3.

Что помогает мне познавать природу.

1






4.

Сохранение природы.

1






5.

Экскурсия – природа вокруг меня.

1







Осень – 7 часов



6.

Осень пришла.

1






7.

Осенние листья.

1






8.

Деревья осенью.

1






9.

Грибы.

1






10.

Насекомые осенью.

1






11.

Птицы осенью.

1






12.

Звери осенью.

1







Зима- 5 часов



13.

Зима настала.

1






14.

Снежинки.

1






15.

Снег и лёд.

1






16.

Растения зимой.

1






17.

Животные зимой.

1







Провожаем зиму – 3 часа







18.

Зима в зоопарке.

1






19.

Изготовление кормушки.

1






20.

Звери зимой.

1







Весна – 7 часов







21.

Весна идет.

1






22.

Деревья весной.

1






23.

Первоцветы.

1






24.

Растения весной.

1






25.

Уход за растениями.

1






26.

Животные весной.

1






27.

Уход за животными.








Лето – 7 часов








28.

На пороге лето.

1






29.

Я изучаю жизнь растений.

1






30.

Я наблюдаю за птицами.

1






31.

Животные летом.

1






32.

Приспособление растений и животных к среде обитания.

1






33.

Взаимосвязи в природе.

1






34.

Лето в моей жизни.

1




































































Календарно-тематическое планирование


3 класс


Тема

Количество

Дата



часов







Мой мир – 5 часов







1.

Как изучают природу.

1






2.

Как изучают природу.

1






3.

Какое оборудование помогает проводить наблюдение и опыт.

1






4.

Какое оборудование помогает проводить наблюдение и опыт.

1






5.

Играем и повторяем.

1







Осень – 7 часов



6.

Времена года.

1






7.

Осень пришла.

1






8.

Деревья осенью.

1






9.

Животные готовятся к зиме.

1






10.

Экскурсия. Осень в зоопарке.

1






11.

Осень в моей жизни.

1






12.

Играем и повторяем.

1







Зима- 5 часов



13.

Зима настала.

1






14.

Снег и лёд.

1






15.

Растения и животные зимой.

1






16.

Экскурсия. Зимний парк.

1






17.

Я готовлюсь к Новому году.

1







Провожаем зиму – 3 часа



18.

Зима в зоопарке.

1






19.

Зима в моей жизни.

1






20.

Играем и повторяем.

1







Весна – 7 часов



21.

Весна идет.

1






22.

Растения весной.

1






23.

Как из семени вырастить растение.

1






24.

Уход за растениями.

1






25.

Весна в моей жизни.

1






26.

Весна в моей жизни.

1








27.

Я играю и повторяю.








Лето – 7 часов



28.

На пороге лето.

1






29.

Как собирают гербарий и другие биологические коллекции.

1






30.

Как собирают гербарий и другие биологические коллекции.

1






31.

Природное сообщество.

1






32.

Природное сообщество. Экскурсия.

1






33.

Лето в моей жизни.

1






34.

Я играю и повторяю.

1































































Календарно-тематическое планирование


4 класс


Тема

Количество

Дата



часов







Мой мир – 5 часов



1.

Моя роль в жизни природы.

1






2.

Что помогает мне познавать природу.

1






3.

Как изучают природу.

1






4.

Природа в творчестве.

1






5.

Играем и повторяем.

1







Осень – 7 часов







6.

Осень пришла.

1






7.

Насекомые осенью.

1






8.

Птицы осенью.

1






9.

Звери осенью.

1






10.

Экскурсия. Осень в зоопарке.

1






11.

Осень в моей жизни.

1






12.

Играем и повторяем.

1







Зима- 5 часов



13.

Зима настала.

1






14.

Снег и лёд.

1






15.

Растения и животные зимой.

1






16.

Экскурсия. Зимний парк.

1






17.

Я готовлюсь к Новому году.

1







Провожаем зиму – 3 часа



18.

Зима в зоопарке.

1






19.

Зима в моей жизни.

1






20.

Играем и повторяем.

1







Весна – 7 часов



21.

Весна идет.

1






22.

Растения и животные весной.

1






23.

Обитатели водоёма весной. Позвоночные.

1






24.

Обитатели водоёма весной. Беспозвоночные.

1






25.

Весна в моей жизни.

1






26.

Я играю и повторяю.

1






27.

Я играю и повторяю.








Лето – 7 часов



28.

На пороге лето.

1








29.

Я изучаю жизнь растений.

1






30.

Как собирают гербарий и другие биологические коллекции.

1






31.

Животные летом.

1






32.

Наука экология.

1






33.

Лето в моей жизни.

1






34.

Я играю и повторяю.

1
































































7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Книгопечатная продукция:

Для учителя:

1.Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учебное пособие для общеобразовательных организаций./ Авторы и авторы- составители: Алексашина И. Ю., Антошин М.К., Борисова О.А., Волкова С.И., Глаголева Ю.И., Гомулина Н.Н., Ковган Т.В., Лагутенко О.И, Лапина И.К., Леонтович А.В., Наместникова М.С., Приорова Е.М., Саввичев А.С., Смирнов И.А. -М.: Просвещение, 2020

2.Волцит П.М., Целлариус Е.Ю. Растения России. Определитель. - М.: ACT, 2015. -94 е.

3.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. - М.: Вече, 2013. - 592 е.: ил.

4.Кайгородов Дм. Из царства пернатых: Популярные очерки из мира русских птиц.- СПб.: Политехника, 2006. - 320 с.:ил.

5.Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу:Кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 159 е.: ил. - (Лабиринт).

6.Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2014. - 94 е.: ил.

7.Пескова И.М. Растения России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2015. - 94е.: ил. - (Наглядный определитель).

8.Серова В.В., Серов В.Ю. Вырезаем снежинки. Более 100 моделей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. - 80с.: ил. - (Школа творчества).

9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.


Для обучающихся:

1.Бианки В.В. Лесная газета. Любое издание

2.Бианки В.В. Рассказы и сказки. Любое издание

3.Гре О. Аппликации из листьев. - М.: АСТ-Пресс, 2015. - 32 е.: ил. - (Хоббитека).

4.Каста С., Мосберг Б. Софи в мире грибов / Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2016. - 48 е.: ил.

5.Каста С., Мосберг Б. Софи в мире деревьев / Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2015. - 48 е.: ил.


Технические средства обучения.

Интерактивная доска

Магнитная доска

ПК

Проектор

Колонки


Оборудование класса

Ученические одноместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного

оборудования и пр.







8. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Что мы знаем про то, что нас окружает»

Учащиеся


— получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


— обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;


— приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст им ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

— получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально

научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения


  • иному мнению, истории и культуре других народов

— познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно- следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио— и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

— примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- выполнять правша безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.




Выпускник научится:


- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, в быту и природной среде;


- узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;


- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;


- проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;


- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;



- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;


- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;


- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;


- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;


- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

-расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст им ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

-получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно - следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека.



- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватног культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по курсу внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает»

Специфичность содержания курса внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания. Можно выполнять работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки.

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

Недочеты.

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!