- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
— получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико—ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры ; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях , что даст им ключ к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
личного опыта общения с людьми, обществом, природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научаться видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете; научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
| Название раздела. Тема занятия | Форма | Вид деятельности |
| Мой мир – 15 ч. |
1 | Птицы осенью. | | |
2 | Моя роль в жизни природы. | Урок | Изучение материала |
3 | Путешествие в лесную школу. | Экскурсия | Путешествие по тропе Здоровья |
4 | Правила поведения в лесу. | Изготовление памятки | Выполнить памятку |
5 | Что помогает мне познавать природу. | Исследование | Сбор информации |
6 | “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса) | Экскурсия в лес | Наблюдение |
7 | У костра 12 месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся? | Работа с энциклопедией | Просмотр фильма. |
8 | Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра? | Доклад | |
9 | Природа в творчестве. | Выставка рисунков | Выполнить рисунок |
10 | Почемучкины книжки. | Изготовление книжек-малышек | |
11 | Поделки из природных материалов | Практическая работа | Выполнить поделки из природного материала |
12 | Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. | Игра | Вести наблюдение за изменениями в природе. |
13 | Проект « В гостях у природы». Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. | Проект | Сбор информации, защита проектов |
14 | Экология. Связи между живой и неживой природой. | Беседа | Провести исследования |
15 | Если хочешь жить долго - посади дерево | Практическая работа | Посадка деревьев |
16 | Играем и повторяем. | КВН | |
| Осень – 17 ч. |
17 | Осень пришла. | | Вести наблюдение |
18 | Разноцветная ярмарка | Экскурсия | Вести наблюдение |
19 | Творческая работа- сочинение “Осень… -Очей очарованье”. | Конкурс сочинений | Написать сочинение об осени |
20 | Насекомые осенью. | Урок | |
21 | Насекомые, занесенные в Красную книгу Башкортостана. | Доклад | Сбор информации о насекомых |
22 | Искусные строители: муравьи и пчелы. | Практическая работа | Выполнить поделку из пластилина |
23 | Птицы осенью. | Викторина | |
24 | Красная книга. Птицы Башкортостана. | Презентация | Выполнить презентацию |
25 | «Птицы Башкортостана.» | Беседа | Подготовить сообщение о птицах |
26 | КВН “Птицы -наши друзья”. | КВН | |
27 | Экологическая акция “Берегите птиц!”. Изготовление кормушек. | Изготовление кормушек. | Изготовление кормушек. |
28 | “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края) | Поисковая работа | Подобрать народные приметы |
29 | « Народные приметы» | Конкурс | Подобрать народные приметы |
30 | Кто живет в наших лесах? | Конкурс рисунков | Выполнить рисунок о жителях леса |
31 | Животные и птицы, занесенные в «Красную книгу». | Презентация | Подготовить сообщение |
32 | Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. | Беседа | Подготовить презентацию |
33 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | Проект | Защита проектов |
| Зима- 13 ч. |
34 | Зима настала. | | Вести наблюдение за изменениями в природе |
35 | Признаки и приметы зимы. | Интеллектуаль ная игра | |
36 | Снег и лёд | Беседа | |
37 | Снег. Роль снега в природе. | Экскурсия | |
38 | Из чего состоит снег? | Практическая работа | Опыты |
39 | « Снежинки» | Практическая работа | Вырезание снежинок из бумаги |
40 | Опасные явления природы зимой в нашем крае. | Практикум | Изготовление памятки |
41 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Экскурсия | Вести наблюдение за изменениями в неживой и живой природе |
42 | Изменения окружающей среды. | Игра — викторина | |
43 | Защитные приспособления животных зимой. | Урок | Подобрать информацию о животных |
44 | Зимующие птицы РБ. | Беседа | Сбор информации о зимующих птицах |
45 | Следы на снегу. | Экскурсия | Изучить следы |
46-47 | Природа – источник творческого вдохновения | Конкурс чтецов | Чтение стихотворений о природе |
| Провожаем зиму – 6 ч. |
48-49 | Обычаи и традиции русского народа. Проводы зимы. | Разучивание игр | Подготовить рассказ о традициях |
50 | Зима в моей жизни | Конкурс рисунков | |
51 | Конкурс рисунков « Зимние забавы» | Экскурсия в лес | |
52-53 | Играем и повторяем. Викторина о зиме. | Игры на свежем воздухе. | Разучивание игр |
| Весна – 15 ч. |
54 | Весна идет. | КВН | |
55 | Весенние явления в жизни природы. | Беседа | Просмотр презентации |
56 | Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. | Презентация | Подготовить презентацию о первоцветах |
57 | Легенды о раннецветущих растениях. | Урок-путешествие в мир цветов | Рассказать легенды о цветах |
58 | Комнатные растения. | Практическая работа | Уход за растениями |
59-60 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. | Исследователь ская работа | Практическая работа |
61 | Способы размножения комнатных растений. | Практическая работа | Размножение растений разными способами |
62 | Перелётные птицы нашего края. | Викторина | Подготовить презентацию |
63 | Весенние песни птиц. | Урок-путешествие | Прослушивание голосов птиц |
64 | Жизнь на водоемах. | Беседа | |
65 | Рыбы Башкортостана, занесенные в Красную книгу. | Просмотр фильма | Выполнить книжку о рыбах |
66 | Причины загрязнения водоемов. | Исследовательская работа | Сбор информации |
67 | Природа в опасности. | Конкурс плакатов | |
68 | Экологические катастрофы. | Просмотр видеофильма | Подготовить рассказ об экологических катастрофах, выполнить презентацию |
69 | «Давайте сохраним планету». | Конкурс плакатов | Выполнение рисунков |
| Мы – земляне-2 ч. |
70 | Жизнь – это... Чудо! Происхождение жизни на земле. | Викторина | Просмотр видеофильма |
71 | Ребята, давайте жить дружно!”. | КВН | Соревнование команд |
| Человек – это звучит гордо!-4 ч. |
72 | Самое разумное существо на земле Человеческие возможности. | Беседа | Сбор информации |
73 | Каждый человек имеет право…! | Интеллектуальная игра | |
74 | Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. | Беседа | Составление режима дня(памятка) |
75 | Соблюдаем правила дорожного движения. | Деловая игра | Изучение дорожных знаков,ПДД |
Я - сын своего народа-6ч. |
76 | Мой адрес -Башкортостан, мой народ – башкиры. Символика Республики. | Беседа | Рассказать о символах РБ |
77 | Вот моя деревня, вот мой дом родной! | Проект | Сбор информации о родной деревне |
78 | Конкурс фотографий « Вот моя деревня, вот мой дом родной!». | Творческая работа | Сбор информации о деревне |
79 | Экскурсия в краеведческий музей в Николо-Березовку. | Экскурсия | Посещение выставки |
80 | “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска). | Исследователь ская работа | (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска) |
81 | “Без прошлого нет будущего”. | Исследовательс кая работа | (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска). |
| Моя фамилия - моя гордость-8ч. |
82 | Это моя семья. Информация обо всех родственниках. | Родословная | Собрать информацию о родственниках |
83 | Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени) | Беседа | Рассказать о значении своего имени |
84 | Моя родословная. | Практическая деятельность | (Составление генеалогического древа своей семьи) |
85 | Моя родословная. | Практическая деятельность | (Составление генеалогического древа своей семьи) |
86 | «Я и моя семья» Профессии родителей. | Деловая игра | Рассказ о профессии родителей |
87 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить”. | Беседа | Нарисовать рисунок |
88 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить”. | Конкурс рисунков | |
89 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить”. | Оценка достижений | Выступление учащихся |
| Мы и наше здоровье-17ч. |
90 | Что значит, быть здоровым человеком? | Беседа | Изучить строение организма человека |
91 | Человеческий организм. | Игра-путешествие | Просмотр видео |
92 | Человеческий организм. | Беседа | |
93 | Итоговое занятие по оценке изученного материала | Оценка достижений (зачет) | Защита индивидуальных проектов «Мы и окружающий мир" |
94 | Питание – основа жизни. | Беседа | |
95 | Питание – основа жизни. | Конкурс плакатов | Выполнить плакат « Полезные и вредные продукты» |
96 | Вредные привычки. | Просмотр фильма | Выполнить памятку « Вредные привычки» |
97 | Вредные привычки. | Дискуссия | Конкурс рисунков |
98 | «Я выбираю здоровье». | Конкурс плакатов | |
99 | Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Беседа | Сбор информации о ветеранах ВОВ |
100 | Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Посещение музея | Сбор информации о ветеранах ВОВ |
101 | На пороге лето. | Урок | Написать сочинение о лете |
102 | Растения летом. | Путешествие | Сбор информации о растениях |
103 | Гербарий. | Экскурсия | Сбор растений |
104 | Экскурсия на тропу Здоровья. | Экскурсия | Вести наблюдения за изменениями ы живой природе |
105 | Итоговое занятие «Впереди лето! | Игра | Разучивание игр на свежем воздухе |
№ | Название раздела. Тема занятия | Количество часов |
| 1 семестр-48ч. | |
Мой мир-15ч. | |
1 | Моя роль в жизни природы | 1 |
2 | Путешествие в лесную школу. | 1 |
3 | Правила поведения в лесу. | 1 |
4 | Что помогает мне познавать природу. | 1 |
5 | “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса) | 1 |
6 | У костра 12 месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся? | 1 |
7 | Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра? | 1 |
8 | Природа в творчестве. | 1 |
9 | Почемучкины книжки. | 1 |
10 | Поделки из природных материалов | 1 |
11 | Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. | 1 |
12 | Проект « В гостях у природы». Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. | 1 |
13 | Экология. Связи между живой и неживой природой. | 1 |
14 | Если хочешь жить долго - посади дерево | 1 |
15 | Играем и повторяем. | |
| Осень-17ч. |
16 | Осень пришла. | 1 |
17 | Разноцветная ярмарка | 1 |
18 | Творческая работа- сочинение “Осень… -Очей очарованье”. | 1 |
19 | Насекомые осенью. | 1 |
20 | Насекомые, занесенные в Красную книгу Башкортостана. | 1 |
21 | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 1 |
22 | Птицы осенью. | 1 |
23 | Красная книга. Птицы Башкортостана. | 1 |
24 | «Птицы Башкортостана.» | 1 |
25 | КВН “Птицы -наши друзья”. | 1 |
26 | Экологическая акция “Берегите птиц!”. Изготовление кормушек. | 1 |
27 | “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края) | 1 |
28 | Защита проектов « Народные приметы» | 1 |
29 | Кто живет в наших лесах? | 1 |
30 | Животные и птицы, занесенные в «Красную книгу». | 1 |
31 | Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. | 1 |
32 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 |
| Зима-13ч. | |
33 | Зима настала. | 1 |
34 | Признаки и приметы зимы. | 1 |
35 | Снег и лёд | 1 |
36 | Снег. Роль снега в природе. | 1 |
37 | Из чего состоит снег? | 1 |
38 | Проект « Снежинки» | 1 |
39 | Опасные явления природы зимой в нашем крае. | 1 |
40 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 |
41 | Изменения окружающей среды. | 1 |
42 | Защитные приспособления животных зимой. | 1 |
43 | Зимующие птицы РБ. | 1 |
44 | Следы на снегу. | 1 |
45-46 | Природа – источник творческого вдохновения | 1 |
| Провожаем зиму -6ч. | | |
47-48 | Обычаи и традиции русского народа. Проводы зимы. | 2 |
| 2 семестр-33 ч. | | |
49 | Зима в моей жизни | 1 |
50 | Конкурс рисунков « Зимние забавы» | 1 |
51-52 | Играем и повторяем. Викторина о зиме. | 2 |
| Весна – 16 ч. |
53 | Весна идет. | 1 |
54 | Весенние явления в жизни природы. | 1 |
55 | Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. | 1 |
56 | Легенды о раннецветущих растениях. | 1 |
57 | Комнатные растения. | 1 |
58-59 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа | 2 |
60 | Способы размножения комнатных растений. | 1 |
61 | Перелётные птицы нашего края. | 1 |
62 | Весенние песни птиц. | 1 |
63 | Жизнь на водоемах. | 1 |
64 | Рыбы Башкортостана, занесенные в Красную книгу. | 1 |
65 | Причины загрязнения водоемов. | 1 |
66 | Природа в опасности. | 1 |
67 | Экологические катастрофы. | 1 |
68 | «Давайте сохраним планету». | 1 |
| Мы – земляне-2 ч. |
69 | Жизнь – это... Чудо! Происхождение жизни на земле. | 1 |
70 | Ребята, давайте жить дружно!”. | 1 |
| Человек – это звучит гордо!-4ч. | |
71 | Самое разумное существо на земле Человеческие возможности. | 1 |
72 | Каждый человек имеет право…! | 1 |
73 | Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. | 1 |
74 | Соблюдаем правила дорожного движения. | 1 |
| Я - сын своего народа-7ч. |
75 | Мой адрес -Башкортостан, мой народ – башкиры. Символика Республики. | 1 |
76 | Вот моя деревня, вот мой дом родной! | 1 |
77 | Конкурс фотографий « Вот моя деревня, вот мой дом родной!». | 1 |
78 | Экскурсия в краеведческий музей в Николо-Березовку. | 1 |
79 | “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска). | 1 |
80 | “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска). | 1 |
| Моя фамилия - моя гордость-8ч. |
81 | Это моя семья. Информация обо всех родственниках. | 1 |
| 3 семестр-24 ч. |
82 | Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени) | 1 |
83 | Моя родословная. | 1 |
84 | Моя родословная. | 1 |
85 | «Я и моя семья» Профессии родителей. | 1 |
86 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить”. | 1 |
87 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить”. | 1 |
88 | Я и мой дом | 1 |
| Мы и наше здоровье-17ч. |
89 | Что значит, быть здоровым человеком? | 1 |
90 | Человеческий организм. | 1 |
91 | Человеческий организм. | 1 |
92 | Питание – основа жизни. | 1 |
93 | Питание – основа жизни. | 1 |
94 | Питание – основа жизни. | 1 |
95 | Вредные привычки. | 1 |
96 | Вредные привычки. | 1 |
97 | «Я выбираю здоровье». | 1 |
98 | Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 |
99 | Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 |
100 | На пороге лето. | 1 |
101 | Растения летом. | 1 |
102 | Гербарий. | 1 |
103 | Гербарий. | 1 |
104 | Экскурсия на тропу Здоровья. | 1 |
105 | Итоговое занятие « Впереди лето! | 1 |