СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Что мы знаем про то . что нас окружает "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности по окружающему миру 1-4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Что мы знаем про то . что нас окружает "»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Что мы знаем про то, что нас окружает

(духовно-нравственное направление)

Начальное общее образование

1-4 класс

на 2021- 2022 учебный год






Учитель: Герасимова Оксана Сергеевна,

высшая категория























Программа «Что мы знаем про то, что нас окружает»

 разработана на основании программы внеурочной деятельности О.И.Лагутенко, И.Ю.Алексашина Москва. «Просвещение».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.


Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает»

Учащиеся:

— получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико—ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его

историю , осознают свою этническую и национальную принадлежность в

контексте ценностей многонационального российского общества, а также

гуманистических и демократических ценностей многонационального

российского общества, а также гуманистических и демократических

ценностных ориентаций, способствующих формированию российской

гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры ; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях , что даст им ключ к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства

национально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления

личного опыта общения с людьми, обществом, природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научаться видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им

овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете; научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме защиты проектов по теме «Мы и окружающий мир» по системе зачет-незачет.













Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации видов деятельности


1 класс



Название раздела.

Тема занятия

Форма

Вид деятельности


Мой мир – 5 ч.

1

Природа – наш дом.



2

Природа – наш дом

Экскурсия


3

Природа в моей жизни (как источник воздуха)



4

Природа в моей жизни (как источник воды)



5

Природа в моей жизни (как источник пищи).

Проект



Осень – 7 ч.

6

Времена года.

Проект


7

Смена времен года.



8

Влияние времени года на жизнь человека



9

Осень пришла

Проект


10

Признаки осени.



11

Растения осенью.



12

Растения осенью

Экскурсия



Зима- 5ч.


13

Зима настала.



14

Зимний парк.

Экскурсия


15

Растения зимой.



16

Животные зимой.



17

Я готовлюсь к Новому году.

Проект



Провожаем зиму – 3 ч.


18

Птицы зимой.



19

Подкормка птиц.

Экскурсия


20

Звери зимой.




Весна – 7 ч.

21

Весна идет.



22

Признаки весны.

Проект


23

Природные явления весной

Викторина


24

Растения весной



25

Животные весной.

Проект


26

Обитатели водоема весной.



27

В весеннем лесу.

Экскурсия



Лето – 6 ч.


28

На пороге лето.

Викторина


29

Растения летом.



30

Растения летом.

Экскурсия


31

Животные летом.



32

Животные летом.



33

Особенности сезонного питания животных.



34

Лето в моей жизни.





2 класс


Название раздела.

Тема занятия

Форма

Вид деятельности


Мой мир – 5 ч.

1

Природа – наш дом.

Беседа


2

Моя роль в жизни природы.



3

Что помогает мне познавать природу.

Игра


4

Сохранение природы



5

Природа вокруг меня

Экскурсия



Осень – 7 ч.

6

Осень пришла.



7

Осенние листья.

Экскурсия


8

Деревья осенью.



9

Грибы.

Викторина


10

Насекомые осенью.



11

Птицы осенью.

КВН


12

Звери осенью.




Зима- 5 ч.

13

Зима настала.

Беседа


14

Снежинки.



15

Снег и лёд

Практическая работа


16

Растения зимой



17

Животные зимой.




Провожаем зиму – 4 ч.

18

Зима в зоопарке.

Путешествие


19

Изготовление кормушек.



20

Развешивание кормушек. Акция « Покормите птиц зимой».

Экскурсия в лес


21

Звери зимой.

Беседа



Весна – 7 ч.

22

Весна идет.

Экскурсия


23

Деревья весной.



24

Первоцветы

КВН


25

Растения весной.



26

Уход за растениями.

Практическая работа


27

Животные весной.



28

Уход за животными.




Лето – 8 ч.

29

На пороге лето. Лето в моей жизни.

Конкурс рисунков


30

Я изучаю жизнь растений.



31

Я наблюдаю за птицами.

Экскурсия


32

Животные летом.



33

Приспособление растений и животных к среде обитания.



34

Взаимосвязи в природе.

Беседа


35

Лето в моей жизни.




3 класс



Название раздела.

Тема занятия

Форма

Вид деятельности


Мой мир – 5 ч.

1

Как изучают природу.



2

Как изучают природу.



3

Оборудование для наблюдения и опытов.

Практическая работа.


4

Оборудование для наблюдения и опытов.



5

Играем и повторяем.

Деловая игра



Осень – 7 ч.

6

Времена года.

Викторина


7

Осень пришла.



8

Деревья осенью.



9

Животные готовятся к зиме.

Экскурсия


10

Осень в парке.



11

Осень в моей жизни.



12

Играем и повторяем.

Викторина



Зима- 5 ч.

13

Зима настала.



14

Снег и лёд.



15

Растения и животные зимой.

Беседа


16

Зимний парк.

Экскурсия


17

Я готовлюсь к Новому году.

Мастерская Деда Мороза



Провожаем зиму – 3 ч.

18

До свидания, зимушка-зима!

Праздник


19

Зима в моей жизни



20

Играем и повторяем.

Игры на свежем воздухе



Весна – 7 ч.

21

Весна идет.

Экскурсия в лес


22

Растения весной.



23

Как из семени вырастить растение.

Практическая работа


24

Уход за растениями.



25

Уход за растениями.

Практическая работа


26

Весна в моей жизни.



27

Весна в моей жизни.

Конкурс рисунков


28

Я играю и повторяю.

Игры на свежем воздухе



Лето – 8 ч.

29

На пороге лето.



30

Гербарий.



31

Сбор растений для гербария.

Практическая работа


32

Природное сообщество



33

Экскурсия в лес.

Экскурсия


34

Лето в моей жизни.



35

Я играю и повторяю.

Викторина




4 класс



Название раздела.

Тема занятия

Форма

Вид деятельности


Мой мир – 15 ч.

1

Птицы осенью.



2

Моя роль в жизни природы.

Урок

Изучение материала

3

Путешествие в лесную школу.

Экскурсия

Путешествие по тропе Здоровья

4

Правила поведения в лесу.

Изготовление памятки

Выполнить памятку

5

Что помогает мне познавать природу.

Исследование

Сбор информации

6

“Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)

Экскурсия в лес

Наблюдение

7

У костра 12 месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?

Работа с энциклопедией

Просмотр фильма.

8

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?

Доклад


9

Природа в творчестве.

Выставка рисунков

Выполнить рисунок

10

Почемучкины книжки.

Изготовление книжек-малышек


11

Поделки из природных материалов

Практическая работа

Выполнить поделки из природного материала

12

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном.

Игра

Вести наблюдение за изменениями в природе.

13

Проект « В гостях у природы». Умеешь ли ты видеть необычное в обычном.

Проект

Сбор информации, защита проектов

14

Экология. Связи между живой и неживой природой.

Беседа

Провести исследования

15

Если хочешь жить долго - посади дерево

Практическая работа

Посадка деревьев

16

Играем и повторяем.

КВН



Осень – 17 ч.

17

Осень пришла.


Вести наблюдение

18

Разноцветная ярмарка

Экскурсия

Вести наблюдение

19

Творческая работа- сочинение “Осень… -Очей очарованье”.

Конкурс сочинений

Написать сочинение об осени

20

Насекомые осенью.

Урок


21

Насекомые, занесенные в Красную книгу Башкортостана.

Доклад

Сбор информации о насекомых

22

Искусные строители: муравьи и пчелы.

Практическая работа

Выполнить поделку из пластилина

23

Птицы осенью.

Викторина


24

Красная книга. Птицы Башкортостана.

Презентация

Выполнить презентацию

25

«Птицы Башкортостана.»

Беседа

Подготовить сообщение о птицах

26

КВН “Птицы -наши друзья”.

КВН


27

Экологическая акция “Берегите птиц!”. Изготовление кормушек.

Изготовление кормушек.

Изготовление кормушек.

28

“Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)

Поисковая работа

Подобрать народные приметы

29

« Народные приметы»

Конкурс

Подобрать народные приметы

30

Кто живет в наших лесах?

Конкурс рисунков

Выполнить рисунок о жителях леса

31

Животные и птицы, занесенные в «Красную книгу».

Презентация

Подготовить сообщение

32

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой.

Беседа

Подготовить презентацию

33

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Проект

Защита проектов


Зима- 13 ч.

34

Зима настала.


Вести наблюдение за изменениями в природе

35

Признаки и приметы зимы.

Интеллектуаль

ная игра


36

Снег и лёд

Беседа


37

Снег. Роль снега в природе.

Экскурсия


38

Из чего состоит снег?

Практическая работа

Опыты

39

« Снежинки»

Практическая работа

Вырезание снежинок из бумаги

40

Опасные явления природы зимой в нашем крае.

Практикум

Изготовление памятки

41

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Экскурсия

Вести наблюдение за изменениями в неживой и живой природе

42

Изменения окружающей среды.

Игра — викторина


43

Защитные приспособления животных зимой.

Урок

Подобрать информацию о животных

44

Зимующие птицы РБ.

Беседа

Сбор информации о зимующих птицах

45

Следы на снегу.

Экскурсия

Изучить следы

46-47

Природа – источник творческого вдохновения

Конкурс чтецов

Чтение стихотворений о природе


Провожаем зиму – 6 ч.

48-49

Обычаи и традиции русского народа. Проводы зимы.

Разучивание игр

Подготовить рассказ о традициях

50

Зима в моей жизни

Конкурс рисунков


51

Конкурс рисунков « Зимние забавы»

Экскурсия в лес


52-53

Играем и повторяем.


Викторина о зиме.

Игры на свежем воздухе.

Разучивание игр


Весна – 15 ч.

54

Весна идет.

КВН


55

Весенние явления в жизни природы.

Беседа

Просмотр презентации

56

Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений.

Презентация

Подготовить презентацию о первоцветах

57

Легенды о раннецветущих растениях.


Урок-путешествие в мир цветов

Рассказать легенды о цветах

58

Комнатные растения.

Практическая работа

Уход за растениями

59-60

Влияние света на рост и развитие комнатных растений.

Исследователь

ская работа

Практическая работа

61

Способы размножения комнатных растений.

Практическая работа

Размножение растений разными способами

62

Перелётные птицы нашего края.

Викторина

Подготовить презентацию

63

Весенние песни птиц.

Урок-путешествие

Прослушивание голосов птиц

64

Жизнь на водоемах.


Беседа


65

Рыбы Башкортостана, занесенные в Красную книгу.

Просмотр фильма

Выполнить книжку о рыбах

66

Причины загрязнения водоемов.

Исследовательская работа

Сбор информации

67

Природа в опасности.

Конкурс плакатов


68

Экологические катастрофы.

Просмотр видеофильма

Подготовить рассказ об экологических катастрофах, выполнить презентацию

69

«Давайте сохраним планету».

Конкурс плакатов

Выполнение рисунков


Мы – земляне-2 ч.

70

Жизнь – это... Чудо! Происхождение жизни на земле.

Викторина

Просмотр видеофильма

71

Ребята, давайте жить дружно!”.

КВН

Соревнование команд


Человек – это звучит гордо!-4 ч.

72

Самое разумное существо на земле Человеческие возможности.

Беседа

Сбор информации

73

Каждый человек имеет право…!

Интеллектуальная игра


74

Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.

Беседа

Составление режима дня(памятка)

75

Соблюдаем правила дорожного движения.

Деловая игра

Изучение дорожных знаков,ПДД

Я - сын своего народа-6ч.

76

Мой адрес -Башкортостан, мой народ – башкиры. Символика Республики.

Беседа

Рассказать о символах РБ

77

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

Проект


Сбор информации о родной деревне

78

Конкурс фотографий

« Вот моя деревня, вот мой дом родной!».

Творческая работа

Сбор информации о деревне

79

Экскурсия в краеведческий музей в Николо-Березовку.

Экскурсия

Посещение выставки

80

“Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска).

Исследователь

ская работа

(Сбор материалов по истории г.Нефтекамска)

81

“Без прошлого нет будущего”.

Исследовательс

кая работа

(Сбор материалов по истории г.Нефтекамска).


Моя фамилия - моя гордость-8ч.

82

Это моя семья. Информация обо всех родственниках.

Родословная

Собрать информацию о родственниках

83

Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)

Беседа

Рассказать о значении своего имени

84

Моя родословная.

Практическая деятельность

(Составление генеалогического древа своей семьи)

85

Моя родословная.

Практическая деятельность

(Составление генеалогического древа своей семьи)

86

«Я и моя семья» Профессии родителей.

Деловая игра

Рассказ о профессии родителей

87

Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.

Беседа

Нарисовать рисунок

88

Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.

Конкурс рисунков


89

Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.

Оценка достижений

Выступление учащихся


Мы и наше здоровье-17ч.

90

Что значит, быть здоровым человеком?

Беседа

Изучить строение организма человека

91

Человеческий организм.

Игра-путешествие

Просмотр видео

92

Человеческий организм.

Беседа


93

Итоговое занятие по оценке изученного материала

Оценка достижений

(зачет)

Защита индивидуальных проектов «Мы и окружающий мир"

94

Питание – основа жизни.

Беседа


95

Питание – основа жизни.

Конкурс плакатов

Выполнить плакат

« Полезные и вредные продукты»

96

Вредные привычки.

Просмотр фильма

Выполнить памятку « Вредные привычки»

97

Вредные привычки.

Дискуссия

Конкурс рисунков


98

«Я выбираю здоровье».

Конкурс плакатов


99

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Беседа

Сбор информации о ветеранах ВОВ

100

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Посещение музея

Сбор информации о ветеранах ВОВ

101

На пороге лето.

Урок

Написать сочинение о лете

102

Растения летом.

Путешествие

Сбор информации о растениях

103

Гербарий.

Экскурсия

Сбор растений

104

Экскурсия на тропу Здоровья.

Экскурсия

Вести наблюдения за изменениями ы живой природе

105

Итоговое занятие

«Впереди лето!

Игра

Разучивание игр на свежем воздухе



Тематическое планирование

4 класс

Название раздела.

Тема занятия

Количество часов


1 семестр-48ч.


Мой мир-15ч.


1

Моя роль в жизни природы

1

2

Путешествие в лесную школу.

1

3

Правила поведения в лесу.

1

4

Что помогает мне познавать природу.

1

5

“Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)

1

6

У костра 12 месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?

1

7

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?

1

8

Природа в творчестве.

1

9

Почемучкины книжки.

1

10

Поделки из природных материалов

1

11

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном.

1

12

Проект « В гостях у природы». Умеешь ли ты видеть необычное в обычном.

1

13

Экология. Связи между живой и неживой природой.

1

14

Если хочешь жить долго - посади дерево

1

15

Играем и повторяем.



Осень-17ч.

16

Осень пришла.

1

17

Разноцветная ярмарка

1

18

Творческая работа- сочинение “Осень… -Очей очарованье”.

1

19

Насекомые осенью.

1

20

Насекомые, занесенные в Красную книгу Башкортостана.

1

21

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

22

Птицы осенью.

1

23

Красная книга. Птицы Башкортостана.

1

24

«Птицы Башкортостана.»

1

25

КВН “Птицы -наши друзья”.

1

26

Экологическая акция “Берегите птиц!”. Изготовление кормушек.

1

27

“Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)

1

28

Защита проектов

« Народные приметы»

1

29

Кто живет в наших лесах?

1

30

Животные и птицы, занесенные в «Красную книгу».

1

31

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой.

1

32

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1


Зима-13ч.


33

Зима настала.

1

34

Признаки и приметы зимы.

1

35

Снег и лёд

1

36

Снег. Роль снега в природе.

1

37

Из чего состоит снег?

1

38

Проект « Снежинки»

1

39

Опасные явления природы зимой в нашем крае.

1

40

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

1

41

Изменения окружающей среды.

1

42

Защитные приспособления животных зимой.

1

43

Зимующие птицы РБ.

1

44

Следы на снегу.

1

45-46

Природа – источник творческого вдохновения

1


Провожаем зиму -6ч.



47-48

Обычаи и традиции русского народа. Проводы зимы.

2


2 семестр-33 ч.



49

Зима в моей жизни

1

50

Конкурс рисунков « Зимние забавы»

1

51-52

Играем и повторяем.


Викторина о зиме.

2


Весна – 16 ч.

53

Весна идет.

1

54

Весенние явления в жизни природы.

1

55

Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений.

1

56

Легенды о раннецветущих растениях.


1

57

Комнатные растения.

1

58-59

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа

2

60

Способы размножения комнатных растений.

1

61

Перелётные птицы нашего края.

1

62

Весенние песни птиц.

1

63

Жизнь на водоемах.


1

64

Рыбы Башкортостана, занесенные в Красную книгу.

1

65

Причины загрязнения водоемов.

1

66

Природа в опасности.

1

67

Экологические катастрофы.

1

68

«Давайте сохраним планету».

1


Мы – земляне-2 ч.

69

Жизнь – это... Чудо! Происхождение жизни на земле.

1

70

Ребята, давайте жить дружно!”.

1


Человек – это звучит гордо!-4ч.


71

Самое разумное существо на земле Человеческие возможности.

1

72

Каждый человек имеет право…!

1

73

Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.

1

74

Соблюдаем правила дорожного движения.

1


Я - сын своего народа-7ч.

75

Мой адрес -Башкортостан, мой народ – башкиры. Символика Республики.

1

76

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

1

77

Конкурс фотографий

« Вот моя деревня, вот мой дом родной!».

1

78

Экскурсия в краеведческий музей в Николо-Березовку.

1

79

“Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска).

1

80

“Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории г.Нефтекамска).

1


Моя фамилия - моя гордость-8ч.

81

Это моя семья. Информация обо всех родственниках.

1


3 семестр-24 ч.

82

Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)

1

83

Моя родословная.

1

84

Моя родословная.

1

85

«Я и моя семья» Профессии родителей.

1

86

Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.

1

87

Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.

1

88

Я и мой дом

1


Мы и наше здоровье-17ч.

89

Что значит, быть здоровым человеком?

1

90

Человеческий организм.

1

91

Человеческий организм.

1

92

Питание – основа жизни.

1

93

Питание – основа жизни.

1

94

Питание – основа жизни.

1

95

Вредные привычки.

1

96

Вредные привычки.

1

97

«Я выбираю здоровье».

1

98

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1

99

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1

100

На пороге лето.

1

101

Растения летом.

1

102

Гербарий.

1

103

Гербарий.

1

104

Экскурсия на тропу Здоровья.

1

105

Итоговое занятие

« Впереди лето!

1