Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 им. Д.К.Павлоградского
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деловой английский
Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся: 9 класс
Составитель: Гальцова Татьяна Ивановна
В соответствии с ФГОС основного общего образования.
Программа разработана в соответствии с примерной программой по английскому языку, включённой в содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/5);
на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по иностранному языку.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Деловой английский» разработана на основе:
примерной программы по английскому языку, включённой в содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/5);
с учетом спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по иностранному языку, размещенных на сайте http://www.fipi.ru\.
В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных
процессов, происходящих в общеобразовательной школе.
В связи с этим происходит переосмысление и переоценка роли и места учебного предмета «Иностранный язык», что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС). Его отличительная особенность заключается в четком определении требований к личностным, метапредметным и предметным результатам образовательного процесса.
Более того, в современном мире получает совершенно новое развитие письменная речь. Если раньше письменные умения были необходимы, прежде всего, в области формальной и литературной коммуникации, то сегодня письмо становится столь же обыденным элементом повседневной жизни, как и телефонный разговор. Безусловно, это связано с быстрым развитием информационных технологий на фоне усиления международных связей. Половина той информации, обмен которой раньше производился с использованием телефонных звонков, сегодня передается посредством электронной почты и интерактивных систем общения (чаты). Это быстрее, экономичнее и эффективнее, особенно когда речь идет о международной коммуникации.
Второй важной проблемой в области изучения английского языка является сложность подготовки школьников к сдаче Государственной Итоговой Аттестации в 9 классе и Единого Государственного Экзамена в 11 классе. При этом желательно внедрение программ адекватной подготовки к формам итоговой аттестации не только на финальном этапе обучения, но и в процессе учебной деятельности на средней и старшей ступенях. Как показали практика первых результатов сдачи ЕГЭ и методические письма, именно раздел письма вызывает сегодня определенные сложности в понимании этого вида речевой деятельности у российских школьников.
Данная программа имеет лингвистическую направленность.
Программа внеурочной деятельности реализуется в течение 1 года в 9-х классах, (1 час в неделю, 34 учебные недели в году).
Возраст обучающихся – 15-16 лет.
Новизна данной программы заключается в следующем:
применение в обучении творческого подхода, который позволяет развить умения свободной письменной коммуникации, не опосредованной переводом;
использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
комплексный подход к обучению, который позволяет развить не только умения в письменной речи, но и саму логику изложения и идейное мышление, что важно для развития аргументированного изложения мысли по всем предметам.
Это подтверждает актуальность развития критического мышления у современных школьников. Более того, разнообразие тем развивает межпредметные связи и формирует универсальные учебные действия. Это педагогически целесообразно, так как ведет к собственному пониманию школьником предметного содержания обучения.
Цель и задачи.
Основная цель программы состоит в системном развитии у учащихся навыков и умений в письменной речи на базе чтения, аудирования и говорения по темам, наиболее востребованным в реальных жизненных ситуациях.
Для достижения данной цели программа ставит следующие задачи:
Предметные задачи:
Обучить школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний.
Развить у изучающих английский язык умения «эффективного» чтения.
Научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух.
Расширить активный и пассивный словарный запас.
Помочь учащимся в построении грамматических структур на иностранном языке «напрямую», избегая проведения аналогий и переводов с родного языка.
Метапредметные задачи:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (написание письма).
Развить навыки быстрой письменной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в письме.
Личностные задачи:
Воспитать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
Сформировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития.
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты включают:
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают:
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
• умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают:
- умение делать выписки из текста;
- умение писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания;
- умение писать личное письмо (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, извинения, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Стратегия выполнения задания раздела «Письмо». Содержание экзаменационной работы. Структура написания письма, его объем. Язык и стиль личного письма. – 1 час
Тема 2. Структура написания письма. Адрес, дата. Обращение к адресату. Основная часть письма. Заключительная часть. Завершающая фраза, подпись. Речевые клише. – 2 часа.
Тема 3. Первое предложение, обращение к адресату. Речевые клише. Выполнение практических заданий. – 1 час.
Тема 4. Основная часть письма. Развитие умения высказывать события, происходящие в настоящее время (Present Simple, Present Perfect). Развитие умения описывать события из прошлого. Тренировка в употреблении Past Simple. Развитие умения описывать планы на будущее. Тренировка в употреблении Future Simple. Тренировка в употреблении грамматических структур в устной речи. Развитие навыка образования вопросительных предложений. Развитие умения предоставлять запрашиваемую информацию (строить ответы на вопросы). Тренировка в употреблении средств логической связи в тексте. – 9 часов.
Тема 5. Лексика по теме «Образование. Школа, школьная жизнь». Тренировка навыка написания письма-извинения. – 3 часа.
Тема 6. Лексика по теме «Интернет. СМИ. Телевидение. Книги». Тренировка навыка написания письма-приглашения. – 3 часа.
Тема 7. Лексика по теме «Выходные. Летние каникулы. Досуг и увлечения. Покупки». Тренировка навыка написания письма-благодарности. – 3 часа.
Тема 8. Лексика по теме «Спорт. Здоровый образ жизни. Проблемы молодежи». Тренировка навыка написания письма-просьбы. – 3 часа.
Тема 9. Лексика по теме «Путешествие. Достопримечательности». Тренировка навыка написания письма-поздравления. – 3 часа.
Тема 10. Лексика по теме «Праздники. Традиции. Обычаи». Тренировка навыка написания письма-информации. – 3 часа.
Тема 11. Лексика по теме «Семья. Члены семьи. Взаимоотношения со сверстниками ». Тренировка навыка написания личного письма. – 3 часа.
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
теория | практика |
1 | Стратегия выполнения задания раздела «Письмо». Содержание экзаменационной работы. Структура написания письма, его объем. Язык и стиль личного письма. | 1 | 1 | | Знакомятся со стратегией написания письма, содержанием экз. работы, стилями и жанрами письма. |
2 | Структура написания письма. Адрес, дата. Обращение к адресату. Основная часть письма. Заключительная часть. Завершающая фраза, подпись. Речевые клише. | 2 | 1 | 1 | Знакомятся со структурой письма. Отрабатывают навык написания письма по шаблону. |
3 | Первое предложение, обращение к адресату. Речевые клише. Выполнение практических заданий. | 1 | | 1 | Знакомятся с речевыми клише, отрабатывают навык употребления речевых клише в различных частях письма. |
4 | Основная часть письма. Развитие умения высказывать события, происходящие в настоящее время (Present Simple, Present Perfect). Развитие умения описывать события из прошлого. Тренировка в употреблении Past Simple. Развитие умения описывать планы на будущее. Тренировка в употреблении Future Simple. Тренировка в употреблении грамматических структур в устной речи. Развитие навыка образования вопросительных предложений. Развитие умения предоставлять запрашиваемую информацию (строить ответы на вопросы). Тренировка в употреблении средств логической связи в тексте. – 9 часов. | 9 | 2 | 7 | Выполняют тренировочные упражнения на отработку грам. структур Present Simple, Present Perfect, Past Simple, Future Simple. Отрабатывают навык задавать общие и специальные вопросы, давать ответы на них. Отрабатывают навык предоставлять запрашиваемую информацию, излагать речь логично и связно. |
5 | Лексика по теме «Образование. Школа, школьная жизнь». Тренировка навыка написания письма-извинения. | 3 | | 3 | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. Проверяют письма друг друга, отмечают соблюдение структуры письма. |
6 | Лексика по теме «Интернет. СМИ. Телевидение. Книги». Тренировка навыка написания письма-приглашения. | 3 | | 3 | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. |
7 | Лексика по теме «Выходные. Летние каникулы. Досуг и увлечения. Покупки». Тренировка навыка написания письма-благодарности. | 3 | | 3 | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. Проверяют письма друг друга, пересчитывают слова, находят средства логической связи. |
8 | Лексика по теме «Спорт. Здоровый образ жизни. Проблемы молодежи». Тренировка навыка написания письма-просьбы. | 3 | | 3 | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. Проверяют письма друг друга. |
9 | Лексика по теме «Путешествие. Достопримечательности». Тренировка навыка написания письма-поздравления. | 3 | | 3 | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. Проверяют письма друг друга, пересчитывают слова, находят средства логической связи. |
10 | Лексика по теме «Праздники. Традиции. Обычаи». Тренировка навыка написания письма-информации. | | | | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. |
11 | Лексика по теме «Семья. Члены семьи. Взаимоотношения со сверстниками ». Тренировка навыка написания личного письма. | 3 | | 3 | Знакомятся с лексикой по теме, речевыми оборотами. Развивают навыки написания письма. |
ИТОГО | 34 | 4 | 30 | |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Для реализации целей и задач курса учащимся предлагается освоить теоретический материал и закрепить его выполнением практических заданий. Каждая тема включает в себя лексико-тематический блок, служащий содержательной основой для развития умений в письменной речи. В связи с этим работа с тематическим разделом предполагает как изучение теоретического материала, так и закрепление полученных знаний с помощью тщательно подобранных упражнений.
Согласно принципам последовательности и посильности, а также соответственно уровню изучаемого языка, теоретический материал становится сложнее и глубже, а задания направлены на развитие критического мышления. Задания даются поэтапно, «от простого к сложному», циклично, так что изученный материал повторяется в последующем уроке и дополняется новым. Стили, жанры и виды письменных высказываний предъявляются поэтапно так, чтобы ученики могли проработать мельчайшие приемы и технологии написания разнообразных письменных текстов.
Грамматические структуры и явления вводятся в контексте. Набор языковых понятий и структур определен особенностями изучаемого вида и стиля письменного высказывания. Таким образом, ученики эффективно повторяют изучаемый материал на основных уроках английского языка, четко определяя для себя цель изучения и дальнейшего употребления того или иного знания.
Занятия по программе «Деловой английский» проходят в кабинете английского языка, оснащенном следующим необходимым оборудованием: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, принтер.
Список литературы:
1. Английский язык. ОГЭ-2016. 9 класс. Тренинг на все типы заданий. Под редакцией Е. А. Фоменко. Ростов\на\ Дону. 2015
Интернет ресурсы:
http://www.fipi.ru