СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Юный математик"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Юный  математик» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Цель программы - формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Юный математик"»




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юный математик» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Стандарты второго поколения/М.:«Просвещение», 2011 г., (с изменениями «приказ № 39» от 24.01 2012) 

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  •  Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №25» с изменениями



Курс внеурочной деятельности « Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика».


Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания.

  • Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики.

  • Развивать коммуникативные умения учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

  • Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логических заданий.

  • Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.

  • Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

  • Формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.



Принципы программы

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.


Отличительные особенности программы курса «Юный математик» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Программа рассчитана на 34 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.






  1. Учебно-тематический план


I модуль: « Логические задачи»-17 часов


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.

0,5

0,5

1


2

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»

-

1

1

Игра

3

Интересный способ умножения. Мир больших чисел.

0,5

0,5

1


4

Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».

0,5

0,5

1

Турнир

5

Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

0,5

0,5

1


6-7

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

1

2

Проект

8-9

Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты.

1

1

2


10

Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

0,5

0,5

1


11-12

Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.

1

1

2


13

Решение задач игры « Кенгуру».

-

1

1


14

Решение олимпиадных задач.

-

1

1


15-16

Проектная деятельность

«Газета эрудитов»

1

1

2

Проект

17

Подведение итогов обучения. Смотр знаний.


1

1

Смотр знаний


Итого

6,5

10,5

17






II модуль : « Занимательная математика» - 17 часов


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) . Игра «Буриме» с использованием чисел.

0,5

0,5

1

Игра

2

Старинные меры.

-

1

1


3

Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин»

0,5

0,5

1


4-5

Приемы устного счета. Происхождение математических знаков.

0,5

1,5

2

Проект

6

Решение олимпиадных задач ( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».

0,5

0,5

1


7

Решение олимпиадных задач на взвешивание .

0,5

0,5

1


8

Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус « Продень монетку».


1

1


9

Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач

-

1

1


10-11

Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее)

0,5

1,5

2


12

Деление на 5 (50), 25 (250).

Игра « Попробуй сосчитай».

0,5

0,5

1

Игра

13

Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.

0,5

0,5

1


14-15

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.

0,5

1,5

2

Конкурс

16

Геометрические задачи на разрезание.

-

1

1


17

Тестовые задачи (переливание).

0,5

0,5

1



Итого

5

12

17



  1. Основное содержание

Числа. Арифметические действия. Величины


Решение и составление ребусов, содержащих числа. Умножение и возведение в степень многозначных чисел. Рациональные способы умножения на 11,13,7,25,125.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. «Математическое домино», «Не собьюсь!», Игры «Волшебная палочка», «Попробуй сосчитай», «Счастливый случай», «Крестики-нолики», «Шахматы».

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач


Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи. Создание буклетов


Геометрическая мозаика


Пространственные представления. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. Старинные меры. Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус

« Продень монетку».

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Универсальные учебные действия

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей орнамента в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.



  1. Предполагаемые результаты реализации программы


Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.


Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • правильно выполнять арифметические действия;

  • умение рассуждать логически грамотно;

  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


  1. Формы и виды контроля


Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • математические праздники;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная и исследовательская деятельность


Методические рекомендации

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.



  1. Формы проведения занятий


При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

- построение алгоритма действий;

-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

- работа в парах, взаимопроверка

- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.


Обучающийся получит возможность:


- выполнять творческий проект по плану;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и

другой литературой для нахождения информации;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях

для решения различной сложности практических заданий, в том числе с

использованием при необходимости и компьютера;

- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной

текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с

помощью ИКТ);

- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего

класса и на научно-практической ученической конференции «Ступени»

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями

партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности.







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

1. Авторские методики, разработки:

  • разработка тем программы;

  • описание отдельных занятий.

2.Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;

  • набор геометрических фигур;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам.

3.Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;

  • литература для обучающихся;

  • подборка журналов, газет.

4.Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;

  • творческие проекты, математические газеты;

  • видеозаписи математических вечеров,

  • фотографии мероприятий.

5. Материально-техническое обеспечение:

  • игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной

и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры,

ножницы);

  • видеокамера;

  • персональный компьютер; экран



Литература для учителя:

  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1998.

  4. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.

  5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.

  6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.

  7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

  8. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001.

  9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис- пресс, 2007. – 92 с.

  10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.

  11. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1


Литература для учащихся


  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,

1998.

2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения

учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.

  1. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для

учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.

  1. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем.

головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

5. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5- 6 классы). - М.: Просвещение, 1999. – 95 с.

6. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.

7. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис- пресс, 2007. – 92 с.

8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.

9. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.-688 с.

10. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!