Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юный математик» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Стандарты второго поколения/М.:«Просвещение», 2011 г., (с изменениями «приказ № 39» от 24.01 2012)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №25» с изменениями
Курс внеурочной деятельности « Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика».
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания.
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики.
Развивать коммуникативные умения учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логических заданий.
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.
Принципы программы
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.
Отличительные особенности программы курса «Юный математик» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Программа рассчитана на 34 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.
Учебно-тематический план
I модуль: « Логические задачи»-17 часов
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма контроля |
теория | практика | всего |
1 | Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь» | - | 1 | 1 | Игра |
3 | Интересный способ умножения. Мир больших чисел. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 | Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». | 0,5 | 0,5 | 1 | Турнир |
5 | Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6-7 | Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. | 1 | 1 | 2 | Проект |
8-9 | Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты. | 1 | 1 | 2 | |
10 | Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
11-12 | Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. | 1 | 1 | 2 | |
13 | Решение задач игры « Кенгуру». | - | 1 | 1 | |
14 | Решение олимпиадных задач. | - | 1 | 1 | |
15-16 | Проектная деятельность «Газета эрудитов» | 1 | 1 | 2 | Проект |
17 | Подведение итогов обучения. Смотр знаний. | | 1 | 1 | Смотр знаний |
| Итого | 6,5 | 10,5 | 17 | |
II модуль : « Занимательная математика» - 17 часов
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма контроля |
теория | практика | всего |
1 | Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) . Игра «Буриме» с использованием чисел. | 0,5 | 0,5 | 1 | Игра |
2 | Старинные меры. | - | 1 | 1 | |
3 | Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4-5 | Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. | 0,5 | 1,5 | 2 | Проект |
6 | Решение олимпиадных задач ( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
7 | Решение олимпиадных задач на взвешивание . | 0,5 | 0,5 | 1 | |
8 | Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус « Продень монетку». | | 1 | 1 | |
9 | Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач | - | 1 | 1 | |
10-11 | Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее) | 0,5 | 1,5 | 2 | |
12 | Деление на 5 (50), 25 (250). Игра « Попробуй сосчитай». | 0,5 | 0,5 | 1 | Игра |
13 | Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
14-15 | Математические ребусы. Решение олимпиадных задач. | 0,5 | 1,5 | 2 | Конкурс |
16 | Геометрические задачи на разрезание. | - | 1 | 1 | |
17 | Тестовые задачи (переливание). | 0,5 | 0,5 | 1 | |
| Итого | 5 | 12 | 17 | |
Основное содержание
Числа. Арифметические действия. Величины
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Умножение и возведение в степень многозначных чисел. Рациональные способы умножения на 11,13,7,25,125.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. «Математическое домино», «Не собьюсь!», Игры «Волшебная палочка», «Попробуй сосчитай», «Счастливый случай», «Крестики-нолики», «Шахматы».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи. Создание буклетов
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. Старинные меры. Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус
« Продень монетку».
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Универсальные учебные действия
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей орнамента в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Формы и виды контроля
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
математические праздники;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная и исследовательская деятельность
Методические рекомендации
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
Обучающийся получит возможность:
- выполнять творческий проект по плану;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и
другой литературой для нахождения информации;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях
для решения различной сложности практических заданий, в том числе с
использованием при необходимости и компьютера;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной
текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего
класса и на научно-практической ученической конференции «Ступени»
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
1. Авторские методики, разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
набор геометрических фигур;
иллюстративный и дидактический материал по темам.
3.Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов, газет.
4.Материалы по результатам освоения программы:
перечень творческих достижений;
творческие проекты, математические газеты;
видеозаписи математических вечеров,
фотографии мероприятий.
5. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной
и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры,
ножницы);
Литература для учителя:
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1998.
Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис- пресс, 2007. – 92 с.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Литература для учащихся
Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
1998.
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем.
головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
5. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5- 6 классы). - М.: Просвещение, 1999. – 95 с.
6. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
7. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис- пресс, 2007. – 92 с.
8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
9. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.-688 с.
10. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.