СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Юный математик"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Юный математик" "Юный математик" для учащихся 5-6 классов

Внеурочная деятельность по программе «Юный математик» способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеурочной деятельности "Юный математик"»

Муниципальное образование г. Краснодар

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа № 46













Рабочая программа

Внеурочной деятельности по направлению

«Юный математик»

5-6 классы











Составитель: учитель математики

Карманова Юлия Алексеевна








  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по математике «Юный математик»разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). Программа относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Программа «Юный математик» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. В ходе занятий учащиеся ознакомятся со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширят целостное представление о проблеме данной науки. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности, лучше ориентироваться в различных ситуациях, связанных с применением математики в различных сферах нашей жизни.

  1. Цели и задачи программы

Цели программы: формирование у учащихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математике; развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность; формирование всесторонне образованной личности.

Задачи программы:


- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление ;

- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- создать условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

- создать условия для реализации математических и коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.



  1. Планируемые результаты освоения программы

Внеурочная деятельность по программе «Юный математик» способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС.

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- формирование творческого мышления.

Метапредметные результаты:

- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану;

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритм решения различных заданий, использовать его в ходе самостоятельной работы;

- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- умение донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные результаты:

- умение описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;

- осознание значения математики для повседневной жизни человека;

- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов;

- умение строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

- умение решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.


  1. Содержание программы.

5 класс

Из истории математики. Вводное занятие. Когда появилась математика? Зачем ее изучать?. Пифагор и его школа. Архимед. Натуральные числа. Четные и нечетные числа. Счет на пальцах. Римская нумерация. Славянская нумерация. Старые русские меры. Происхождение арифметических действий. Интересные приемы устных и письменных вычислений. Вычисления посредством таблиц. Простейшие электронные и счетные приборы, их историческое значение.

Арифметика. Задачи на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки.

Обыкновенные дроби. История возникновения обыкновенных дробей. Числа-лилипуты. Различные способы вычислений с обыкновенными дробями.

Геометрия. Геометрические путешествия. Головоломка Пифагора. Задачи на разрезания.

Математика во времени. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. Задачи математического содержания на основе народных сказок. Некоторые задачи русских писателей.

6 класс

Числа и вычисления. Число Шахерезады. Признаки делимости на 4,7,8,11,13,16. Как и зачем были изобретены десятичные дроби? Действия с десятичными дробями. Денежные системы мер различных народов.

Отношения и пропорции. Что такое отношения? Практическое применение пропорций и отношений. Золотое сечение. Некоторые свойства пропорций.

Геометрическая мозаика. Простейшие геометрические фигуры. Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Геометрические построения с помощью циркуля.

Мир рациональных чисел. История возникновения отрицательных чисел. Рациональные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Периодические дроби. Декарт и его роль в математике. Координатная плоскость.

Комбинаторные задачи. Перебор возможных вариантов. Дерево возможных вариантов. Составление таблиц.

Математика в жизни. Диаграммы в повседневной жизни. Учет расходов семьи на питание. Расчет коммунальных услуг своей семьи. Расчет сметы на ремонт комнаты.

Защита проектов.

  1. Тематическое планирование.



5 класс



№ п/п

Тема

Количество часов

1

Из истории математики

16

2

Арифметика

6

3

Обыкновенные дроби

4

4

Геометрия

4

5

Математика во времени

4

Итого:

34 часа



6 класс



№ п/п

Тема

Количество часов

1

Числа и вычисления

8

2

Отношения и пропорции

5

3

Геометрическая мозаика

4

4

Мир рациональных чисел

7

5

Комбинаторные задачи

4

6

Математика в жизни

4

7

Защита проектов

2

Итого:

34 часа



  1. Календарно-тематическое планирование.



5 класс



№ занятия

Тема

I.

Из истории математики

1

Вводное занятие. Когда появилась математика? Зачем ее изучать?

2

Натуральные числа. Четные и нечетные числа

3

Пифагор и его школа

4

Архимед

5

Доклады о великих математиках

6

Счет на пальцах

7

Римская нумерация

8

Славянская нумерация

9

Старые русские меры

1

Конкурс знатоков

11

Происхождение арифметических действий

12

Интересные приемы устных и письменных вычислений

13

Вычисления посредством таблиц

14

Простейшие электронные и счетные приборы, их историческое значение

15

Веселый счет. Задачи-шутки

16

Викторина

II.

Арифметика

17

Задачи на восстановление чисел и цифр в арифметических записях

18

Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях

19

Волшебные квадраты

20

Арифметические фокусы

21

Арифметические игры и головоломки

22

Математический КВН

III.

Обыкновенные дроби

23

История возникновения обыкновенных дробей

24

Числа – лилипуты

25

Различные способы вычислений с обыкновенными дробями

26

Решение занимательных задач

IV.

Геометрия

27

Геометрические путешествия

28

Геометрия на клетчатой бумаге

29

Задачи на разрезания

30

Геометрические соревнования

V.

Математика во времени

31

Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике

32

Задачи математического содержания на основе народных сказок

33

Некоторые задачи русских писателей.

34

Защита проектов





























6 класс


№ занятия

Тема

I.

Числа и вычисления

1

Число Шахерезады

2

Признаки делимости на 7,11 и 13

3

Признаки делимости на 4,8 и 16

4

Как и зачем были изобретены десятичные дроби?

5

Примеры вычислений с десятичными дробями

6

Арифметические ребусы

7

Денежные системы мер различных народов

8

Решение задач с использованием денежных единиц

II.

Отношения и пропорции

9

Что такое отношения?

10

Практическое применение пропорций и отношений

11

Золотое сечение

12

Некоторые свойства пропорций

13

Решение задач с использованием пропорций

III.

Геометрическая мозаика

14

Простейшие геометрические фигуры

15

Головоломка Пифагора

16

Колумбово яйцо

17

Решение занимательных задач

IV.

Мир рациональных чисел

18

История возникновения отрицательных чисел

19

Рациональные числа

20

Модуль числа и его геометрический смысл

21

Периодические дроби

22

Головоломки с рациональными числами

23

Декарт и его роль в математике

24

Практическая работа «Нарисуй фигуру по координатам»

V.

Комбинаторные задачи

25

Перебор возможных вариантов

26

Дерево возможных вариантов

27

Составление таблиц

28

Решение комбинаторных задач

VI.

Математика в жизни

29

Диаграммы в повседневной жизни

30

Учет расходов семьи на питание

31

Расчет коммунальных услуг своей семьи

32

Расчет сметы на ремонт комнаты

VII.

Защита проектов

33-34

Защита творческих проектов





7. Информационно-методическое обеспечение программы.

1. Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.

2.Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.

3.Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

 4.Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.

 5. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

 6. «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009

7. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007г.

8.Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

9. С.А. Гуцанович, Н.В.Костюкович «Факультативные занятия», Математика 5-6 классы. Минск, 2011




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!