СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельность по математике "Юный математик" 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь предоставлена разработка рабочей программы внеурочной деятельности по математике (кружок -  "Юный матемаик")

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельность по математике "Юный математик" 6 класс»

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Юный математик» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.



  1. Цели изучения программы:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

  • развитие математических способностей и логического мышления;

  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;



Задачи изучения программы:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики

  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;


  1. Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.


  1. Результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • владение способами исследовательской деятельности;




Метапредметные результаты

  • понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;

  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах). перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);

  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);




Предметные результаты

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи

  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.





6. Учебно-методический комплекс.

  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика – М: ..Илекса, 2017 .

  2. Рей А., Мартин В. Математика на 5. – М., 1983.

  3. Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983.

  4. Кинг Э. Учим дроби. – М., 1998.

  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. – М., 1996.

  6. Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. – М., 2002.

  7. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 2010. – 270с.: ил.

  8. Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2010. — 16 с.: ил.

  9. Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 кл.. – М. : Мирос, 2008. – 143с.

  10. Зайкин М.И. Математический тренинг. – М., 1996.

  11. Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999.

  12. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012

  13. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.

  14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

  15. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.









5. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Цель

Характеристика учебной деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

1

Водное занятие

2

Познакомить учащихся с содержанием курса.

Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.



2



3

Математические аттракционы и истории

1

В игровой форме обобщить материал, изученный в 5 классе.

Решают различные задания, предлагаемые учителем.



3

Новый знак деления

1

Показать, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспомнить, как выделяется целая часть из неправильной дроби.

Решают задач на дроби; выполняют арифметический действия с дробями; выделяют из неправильной дроби целую часть; решают задания, предлагаемые учителем.



4

Признаки делимости

1

Показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.

Изучают признаки делимости на 2,3,4,5, 6,9,8, 10, 11; решают задания, предлагаемые учителем.



5

Алгоритм Евклида

1

Показать один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь межу ними и числами, для которых находят НОК и НОД.

Изучают алгоритм нахождения НОК и НОД; находят НОК и НОД для двух и более чисел; изучают алгоритм Евклида; применяют алгоритм Евклида при решении задач.



6

НОК, НОД и калькулятор

1

Сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации; обобщать полученные результаты и делать выводы.

Решают задания, предлагаемые учителем.



7

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость

1

Вспомнить суть принципа Дирихле; показать, как он применяется при решении задач на делимость.

Вспоминают принцип Дирихле; рассматривают применение принципа при решении задач на делимость; решают некоторые виды задач на делимость.



8

Некоторые приемы устных вычислений

1

Показать приемы устных вычислений, помогающие при решении задач.

Рассматривают некоторые приемы устных вычислений; пользуются данными приемами при решении задач.



9

Конкурс художников

1

Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.

Строят точки на координатной плоскости; соединяя точки, получают рисунок.



10

Пифагорейский союз

1

Показать, что число – это некоторый символ, который определяющий многое в жизни человека.

Изучают биографию Пифагора; изучают пифагоровы тройки; изучают формулы для нахождения пифагоровых троек и применяют их при решении задач; решают задания, предлагаемые учителем.



11

Софизмы

1

Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.

Изучают понятие софизма; рассматривают некоторые типичные софизмы; решают задания, предлагаемые учителем.



12

Числовые ребусы (криптограммы)

1

Умеют применять знания в нестандартной ситуации; развивают логическое терпение и мышление.

Изучают различные виды криптограмм и основные способы их решения; решают задания, предлагаемые учителем.



13

Центральная и зеркальная симметрии

1

Показать виды симметрии; формировать умение делать несложные геометрические построения.

Изучают понятие центральной и зеркальной симметрии; строят фигуры, симметричные относительно центра; симметричные, строят зеркальные отображения.



14

Путешествия

1

Отработать различные способы решения задач на движение; использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния; показать графический способ решения задач.

Изучают различные способы решения задач на движение; работают с традиционными формулами для скорости, времени и расстояния; изучают графический метод решения задач; решают задачи, используя полученные знания.



15

Денежные расчеты

1

Вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения.

Изучают старинные меры денежных расчётов; выполняют задания на перевод одних единиц в другие; решают задания, предлагаемые учителем.



16

О правилах «фальшивых и гадательных»


Показать традиционные и нестандартные способы решения задач.

Решают задачи, используя различные способы.



17

Новогоднее оригами


Познакомить учащихся с геометрическими фигурами, с их элементами; сделать игрушки для украшения елки из бумаги.

Знакомятся с историей оригами; выполняют оригами в виде игрушек для новогодней елки.



18

Житейские истории

1

Показать, что одну и ту же задачу можно решать различными методами.

Решают задания, предлагаемые учителем несколькими способами.



19

Решение задач на совместную работу

1

Показать, что задачи на совместную работу тесно связана с задачами на движение.

Решают задачи на совместную работу; ставят в аналогию формулы движения и формулы работы.



20

Решение задач «обратным ходом»

1

Показать графический способ решения задач.

Изучают графический способ решения задач; решают задачи, предлагаемые учителем графическим методом.



21

Старинный способ решения задач на смешение веществ

1

Показать различные способы решения задач.

Рассматривают задачи на смешивание веществ; изучают алгоритм решения такого типа задач; решают задания, предлагаемые учителем.



22

Прямая и обратная пропорциональность

1

Показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

Изучают понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости; рассматривают, какие известные величины находятся в прямой и обратной зависимостях; решают задания, предлагаемые учителем.



23

Интересные свойства чисел

1

Познакомить с интересными математическими закономерностями и попытаться их продолжить.

Изучают различные свойства чисел и используют их для приемов устного счета; решают задачи, используя эти свойства.



24

Из истории интересных чисел

1

Познакомиться с числами, которые названы чьим-то именем.

Знакомятся с именными числами («пи», число Шехерезады и т.д.); решают задания, предлагаемые учителем.



25

Возраст и математика

1

Показать, что и в молодом возрасте можно достичь многого и хорошими делами прославить свое имя.

Знакомятся с биографиями различных ученых, которые стали знамениты в молодости (Винер, Паскаль, Лагранж, Клеро, Шафаревич, Эйлер, Галуа и Абель); решают задания, предлагаемые учителем.



26

Решение задач на движение

1

Показать, как меняется суть задачи при решении в ней слов: одновременно, в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.

Решают задачи на движение; выделяют алгоритм действий при решении задач, в которых встречаются слова одновременно, в разное время; навстречу друг другу; в разные сторон; строят схемы для решения задач.



27

Игра «Математическое ралли»

1

Проверить умение выполнять действия с дробями.

Выполняют арифметические действия с дробями; решают задания, предлагаемые учителем.



28

Как уровнять два выражения

1

Показать, каким образом можно уравнять правую и левую часть математического высказывания.

Составляют уравнения по краткой записи и решают его; решают задачи с помощью уравнения, составляю краткую запись; решают задания, предлагаемые учителем.



29

Как научиться решать задачи

1

Показать основные приемы работы над текстом задачи.

Записывают некоторые приемы работы с текстовыми задачами; изучают алгоритм процесса решения задачи; решают задания, предлагаемые учителем.



30

Решение уравнений

1

Обобщить знания по теме «уравнения»; закрепить их в игровой форме.

Решают уравнения; с помощью уравнений решают задачи; решают задания, предлагаемые учителем.



31

Решение уравнений (продолжение)

1



32

Игра «Звездный час дроби»

3

В игре определить уровень усвоения темы «Дроби».

Повторяют понятие дроби и все арифметические действия с ними; решают задания, предлагаемые учителем.



33



34









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!