Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Юный математик» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика – М: ..Илекса, 2017 .
Рей А., Мартин В. Математика на 5. – М., 1983.
Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983.
Кинг Э. Учим дроби. – М., 1998.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. – М., 1996.
Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. – М., 2002.
Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 2010. – 270с.: ил.
Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2010. — 16 с.: ил.
Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 кл.. – М. : Мирос, 2008. – 143с.
Зайкин М.И. Математический тренинг. – М., 1996.
Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999.
Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Цель | Характеристика учебной деятельности | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Водное занятие | 2 | Познакомить учащихся с содержанием курса. | Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями. | | |
2 | | |
3 | Математические аттракционы и истории | 1 | В игровой форме обобщить материал, изученный в 5 классе. | Решают различные задания, предлагаемые учителем. | | |
3 | Новый знак деления | 1 | Показать, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспомнить, как выделяется целая часть из неправильной дроби. | Решают задач на дроби; выполняют арифметический действия с дробями; выделяют из неправильной дроби целую часть; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
4 | Признаки делимости | 1 | Показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида. | Изучают признаки делимости на 2,3,4,5, 6,9,8, 10, 11; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
5 | Алгоритм Евклида | 1 | Показать один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь межу ними и числами, для которых находят НОК и НОД. | Изучают алгоритм нахождения НОК и НОД; находят НОК и НОД для двух и более чисел; изучают алгоритм Евклида; применяют алгоритм Евклида при решении задач. | | |
6 | НОК, НОД и калькулятор | 1 | Сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации; обобщать полученные результаты и делать выводы. | Решают задания, предлагаемые учителем. | | |
7 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость | 1 | Вспомнить суть принципа Дирихле; показать, как он применяется при решении задач на делимость. | Вспоминают принцип Дирихле; рассматривают применение принципа при решении задач на делимость; решают некоторые виды задач на делимость. | | |
8 | Некоторые приемы устных вычислений | 1 | Показать приемы устных вычислений, помогающие при решении задач. | Рассматривают некоторые приемы устных вычислений; пользуются данными приемами при решении задач. | | |
9 | Конкурс художников | 1 | Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить. | Строят точки на координатной плоскости; соединяя точки, получают рисунок. | | |
10 | Пифагорейский союз | 1 | Показать, что число – это некоторый символ, который определяющий многое в жизни человека. | Изучают биографию Пифагора; изучают пифагоровы тройки; изучают формулы для нахождения пифагоровых троек и применяют их при решении задач; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
11 | Софизмы | 1 | Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления. | Изучают понятие софизма; рассматривают некоторые типичные софизмы; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
12 | Числовые ребусы (криптограммы) | 1 | Умеют применять знания в нестандартной ситуации; развивают логическое терпение и мышление. | Изучают различные виды криптограмм и основные способы их решения; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
13 | Центральная и зеркальная симметрии | 1 | Показать виды симметрии; формировать умение делать несложные геометрические построения. | Изучают понятие центральной и зеркальной симметрии; строят фигуры, симметричные относительно центра; симметричные, строят зеркальные отображения. | | |
14 | Путешествия | 1 | Отработать различные способы решения задач на движение; использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния; показать графический способ решения задач. | Изучают различные способы решения задач на движение; работают с традиционными формулами для скорости, времени и расстояния; изучают графический метод решения задач; решают задачи, используя полученные знания. | | |
15 | Денежные расчеты | 1 | Вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. | Изучают старинные меры денежных расчётов; выполняют задания на перевод одних единиц в другие; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
16 | О правилах «фальшивых и гадательных» | | Показать традиционные и нестандартные способы решения задач. | Решают задачи, используя различные способы. | | |
17 | Новогоднее оригами | | Познакомить учащихся с геометрическими фигурами, с их элементами; сделать игрушки для украшения елки из бумаги. | Знакомятся с историей оригами; выполняют оригами в виде игрушек для новогодней елки. | | |
18 | Житейские истории | 1 | Показать, что одну и ту же задачу можно решать различными методами. | Решают задания, предлагаемые учителем несколькими способами. | | |
19 | Решение задач на совместную работу | 1 | Показать, что задачи на совместную работу тесно связана с задачами на движение. | Решают задачи на совместную работу; ставят в аналогию формулы движения и формулы работы. | | |
20 | Решение задач «обратным ходом» | 1 | Показать графический способ решения задач. | Изучают графический способ решения задач; решают задачи, предлагаемые учителем графическим методом. | | |
21 | Старинный способ решения задач на смешение веществ | 1 | Показать различные способы решения задач. | Рассматривают задачи на смешивание веществ; изучают алгоритм решения такого типа задач; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
22 | Прямая и обратная пропорциональность | 1 | Показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях. | Изучают понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости; рассматривают, какие известные величины находятся в прямой и обратной зависимостях; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
23 | Интересные свойства чисел | 1 | Познакомить с интересными математическими закономерностями и попытаться их продолжить. | Изучают различные свойства чисел и используют их для приемов устного счета; решают задачи, используя эти свойства. | | |
24 | Из истории интересных чисел | 1 | Познакомиться с числами, которые названы чьим-то именем. | Знакомятся с именными числами («пи», число Шехерезады и т.д.); решают задания, предлагаемые учителем. | | |
25 | Возраст и математика | 1 | Показать, что и в молодом возрасте можно достичь многого и хорошими делами прославить свое имя. | Знакомятся с биографиями различных ученых, которые стали знамениты в молодости (Винер, Паскаль, Лагранж, Клеро, Шафаревич, Эйлер, Галуа и Абель); решают задания, предлагаемые учителем. | | |
26 | Решение задач на движение | 1 | Показать, как меняется суть задачи при решении в ней слов: одновременно, в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. | Решают задачи на движение; выделяют алгоритм действий при решении задач, в которых встречаются слова одновременно, в разное время; навстречу друг другу; в разные сторон; строят схемы для решения задач. | | |
27 | Игра «Математическое ралли» | 1 | Проверить умение выполнять действия с дробями. | Выполняют арифметические действия с дробями; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
28 | Как уровнять два выражения | 1 | Показать, каким образом можно уравнять правую и левую часть математического высказывания. | Составляют уравнения по краткой записи и решают его; решают задачи с помощью уравнения, составляю краткую запись; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
29 | Как научиться решать задачи | 1 | Показать основные приемы работы над текстом задачи. | Записывают некоторые приемы работы с текстовыми задачами; изучают алгоритм процесса решения задачи; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
30 | Решение уравнений | 1 | Обобщить знания по теме «уравнения»; закрепить их в игровой форме. | Решают уравнения; с помощью уравнений решают задачи; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
31 | Решение уравнений (продолжение) | 1 | | |
32 | Игра «Звездный час дроби» | 3 | В игре определить уровень усвоения темы «Дроби». | Повторяют понятие дроби и все арифметические действия с ними; решают задания, предлагаемые учителем. | | |
33 | | |
34 | | |