СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности «Юный математик» по общеинтеллектуальному направлению для 3 класса «в»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Юный математик» составлена для учащихся 3 в класса.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности «Юный математик» по общеинтеллектуальному направлению для 3 класса «в»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

ШМО

протокол №1

от «27» августа 2021 г.

Руководитель ШМО

________/Пономарева О.И./

«Принята»

педагогическим советом


Протокол №1

от «31» августа 2021 г.

«Утверждена»

приказом от «__» августа 2021 г.

№ __

Директор

__________ /С.С. Аношенкова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

курса внеурочной деятельности

«Юный математик»

по общеинтеллектуальному направлению

для 3 класса «в»

Срок реализации: 2021-2022 уч. год






Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Газиева Е.В.






«Согласована»

Заместитель директора

__________ / Е.В. Баранова /

«___» августа 2021 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Юный математик» составлена для учащихся 3 в класса на 2021-2022 учебный год на основании:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.

3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».

4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2021 - 2022 учебный год.

5. Рабочей программы воспитания МБОУ «Кардымовская СШ» на 2021-22уч. год.

На изучение данного курса отводится 34 часа.

Форма итогового занятия – математическая стенгазета.


Актуальность программы.  В настоящее время перед педагогами стоят задачи, направленные на популяризацию научных знаний среди детей, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Актуальность программы выражается в социальном запросе родителей на гармоничное интеллектуальное развитие ребенка, на формирование познавательной мотивации, поддержании искреннего интереса к миру, проявляющегося в поисковой активности.

 Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть программа по внеурочной деятельности «Юный математик», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

       Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.        















Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • мотивация для углублённого изучения курса математика 3 класс

  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты:

Ученик научится

● Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

● Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

● Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

● Действовать в соответствии с заданными правилами.

● Включаться в групповую работу.

● Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

● Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

● Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

● Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

● Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

● пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Ученик получит возможность научиться

● строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

● Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

● Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

● Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

● Анализировать правила игры.




Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

  • сравнивать, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;

  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади и массы, используя изученные единицы измерения этой величины; переводить одни единицы площади и массы в другие;

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;

  • различать круг и окружность;

  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.


Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса ориентировано на овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) и предметными результатами, обеспечивающими интеллектуальное развитие ребенка, которое включает в себя накопленные знания по предмету и развитую способность к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, новых способов действий, что составляет основу умения учиться.

Числа от 1 до 1000

Чётные и нечётные числа. Составление числовых выражений с заданным числовым значением. Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям. Сравнение числовых и буквенных выражений. Устное и письменное сложение и вычитание в пределах 1000. Уравнение и решение уравнения (на основе знания компонентов и результата арифметических действий). Ознакомление с умножением и делением, взаимосвязь арифметических действий, нахождение неизвестного компонента, нахождение значения числового выражения. Арифметические игры, фокусы, головоломки, лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты», «Занимательные рамки».

Логические задачи (Логика и смекалка)

Текстовые задачи (структура, планирование хода решения задачи, текстовые задачи, решение задач разными способами). Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях, на сравнение, комбинаторные задачи, сюжетные логические задачи, старинные задачи, задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды.

Задания геометрического содержания.

Пространственные и геометрические представления (точка, прямая и кривая линия, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, виды треугольников). Вычерчивание геометрических фигур. Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей. Преобразование фигур по заданным условиям.Вычисление периметра и площади различных фигур. Взаимное расположение кругов на плоскости. Составление фигур из счётных палочек, преобразование составленных фигур. Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры. Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.). Геометрические игры: «Старинная китайская головоломка», «Пентамино». Задания геометрического содержания: масштаб, план.

Величины.

Величины (единицы массы, вместимости, времени, длины, соотношения между единицами измерения однородных величин, доля величины).

Математическая олимпиада.









Содержание курса (по разделам, блокам или темам)

Формы организации

занятий

Виды деятельности обучающихся

1

Числа от 1 до 1000 (12 часов)

Комбинированное занятие

Познавательная игра.

Занятие-практикум

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 1000. Сравнивать и записывать

результат сравнения. Упорядочивать заданные числа по определенному правилу.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её

или восстанавливать пропущенные числа. Классифицировать (объединять в группы) числовые выражения по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание

изученного вида. Переводить одни единицы длины, массы, времени в другие, используя

соотношение между ними, сравнивать. Выполнять задания творческого характера, применять

знания и способы действия в измененных условиях.

Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении

темы, оценивать их и делать выводы. Читать и записывать числовые выражения в два-три

действия. Вычислять значение выражения со скобками и без них, сравнивать два выражения.

Применять переместительное и сочетательное свойство сложения, умножения при

вычитаниях. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого,

уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании,

множителя, делимого, делителя на основе связи умножения, деления.

2

Логические задачи (10 часов)

Комбинированное занятие. Занятия самостоятельного поиска знаний. Конкурс эрудитов

Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в

вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении её

условия или вопроса. Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи,

раскрывающие смысл действий сложение и вычитание, задач на сравнение. Объяснять и

обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Моделировать с помощью

предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, комбинаторного характера,

сюжетные логические задачи, задачи на выявление закономерности. Дополнять условие

задачи недостающим данным или вопросом. Дополнять условие задачи одним недостающим

данным. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и

способы действий в изменённых условиях. Работать в паре: оценивать правильность

высказывания товарища, обосновывать свой ответ.

3

Взвешивание, переливание, распиливание (3 часа)

Комбинированное занятие Занятие-практикум.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы

действий в изменённых условиях. Взвешивать предметы с точностью до килограмма.

Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке

увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать

сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Деление

геометрических фигур на равные части: сгибание, распил, резание

4

Задачи геометрического содержания (5 часов)

Занятие-игра. Конкурс. Комбинированные занятия

Чертить окружность, круг с помощью циркуля. Моделировать различное расположение

кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или

найденному основанию. Различать, называть многоугольники (треугольники,

четырехугольники и т. д.), делить на части, составлять геометрические фигуры из частей,

преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Строить многоугольники

из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с

изученными геометрическими линиями и фигурами.

5

Математическая олимпиада (2 часа)

интеллектуальный марафон

Оценивать результаты освоения курса, проявлять личную заинтересованность в

приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои

действия и управлять ими.

6

Разные задачи (2 часа)

Занятие-игра. Конкурс.

Выполнять задания творческого характера, требующие соотнесения рисунка с

высказыванием, содержащим логические связки: «если не, то», выполнять

преобразования геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.



Воспитательный потенциал занятия реализуется путем

- привлечения внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

- использования воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявление человеколюбия и добросердечности;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

- инициирование и поддержку исследовательской деятельности школьников, реализацию ими групповых и исследовательских проектов;

- выявление наиболее способных и одаренных детей, привлечение их для проведения предметных недель и участия в предметных олимпиадах с целью стимулирования углубленного изучения предмета.


Календарно – тематическое планирование


Тема занятия

Дата проведения занятия

1-ая группа

2-ая группа

планируемая

фактическая

планируемая

фактическая

1

Числа от 1 до 100. «Магические квадраты». Решение уравнений.

06.09


07.09


2

Числа от 1 до 100. Чётные и нечётные числа. Арифметические головоломки.

13.09


14.09


3

Числа от 1 до 100. Составление числовых выражений с заданным числовым значением.

20.09


21.09


4

Числа от 1 до 100.Решение уравнений.

27.09


28.09


5

Числа от 1 до 100. Сравнение числовых и буквенных выражений. Сюжетные логические задачи.

04.10


05.10


6

Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей.«Магические квадраты».

11.10


12.10


7

Вычисление радиуса окружности. Преобразование фигур по заданным условиям.

18.10


19.10


8

Арифметический кроссворд. Нахождение значения числового выражения.

01.11

15.11

02.11

16.11

9

Ознакомление с умножением и делением. Вычерчивание геометрических фигур.

08.11

09.11

10

Логика и смекалка: взвешивание. Составление числовых выражений с заданным числовым значением.

15.11

22.11


16.11

23.11

11

Сравнение числовых выражений. Логика и смекалка: взвешивание.

22.11

29.11

23.11

30.11

12

Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям. Вычисление периметра фигуры.

29.11

06.12

30.11

07.12

13

Взаимосвязь арифметических действий, нахождение неизвестного компонента,

06.12

13.12

07.12

14.12

14

Вычисление периметра и площади различных фигур. Старинные задачи.

13.12

20.12

14.12

21.12

15

Вычисление периметра фигур. Сюжетные логические задачи

20.12

27.12

21.12

28.12

16

Пространственные и геометрические представления (точка, отрезок). Арифметические рубусы.


10.01


11.01


17

Построения треугольника, квадрата. Задания «Расшифруй»,

17.01


18.01


18

Логика и смекалка: задачина применение знаний в изменённых условиях.

24.01


25.01


19

Задания геометрического содержания: деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей

31.01


01.02


20

Вычисление периметра и площади различных фигур.

07.02

14.02

08.02

15.02

21

Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры.

14.02

15.02

22

Комбинаторные задачи.

21.02


22.02


23

Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника)

28.02


01.03


24

Геометрические игры: «Старинная китайская головоломка», «Пентамино»



25

Арифметические игры, фокусы, лабиринты, «Занимательные рамки».

14.03


15.03


26

Логика и смекалка: задачи на сравнения. Логические головоломки.

28.03


29.03


27

Величины (единицы массы, вместимости, времени, длины, соотношения между единицами измерения однородных величин, доля величины)

04.04


05.04


28

Устное и письменное сложение и вычитание в пределах 1000.Составление фигур из счётных палочек, преобразование составленных фигур.

11.04



12.04


29

Математическая олимпиада



30

Составление фигур из счётных палочек, преобразование составленных фигур. Логические кроссворды.

18.04



19.04


31

Задания геометрического содержания: масштаб, план.

25.04


26.04


32

Задания геометрического содержания: масштаб, план.



33

Оформление математической стенгазеты.

16.05


17.05


34

Сюжетные логические задачи. Задания «Расшифруй»



Итого 30 часов






Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2021-2022 уч.год количество часов кружка внеурочной деятельности «Юный математик» сократилось. В связи с этим темы занятий №23-24, 28-29, 31-32, 33-34 для первой и второй групп объединены.

Корректировка на вторую четверть внесена на основании приказа № 066 от 27.10.2021г. по МБОУ «Кардымовская СШ» /четверть продлена до 29.12.2021г./

Часы второй учебной четверти сократились на 1час /объединены темы занятий 8-9/ на основании Указа губернатора Смоленской области от 3 ноября 2021г. Итого: 29ч.

Корретировка учебных часов на 3 четверть:

- количество часов сократилось на 1 час в связи с карантином в школе на период

02.02. 2022 – 08.02.2022г. Объединены темы занятий 20-21. Итого: 28ч.