МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНА: на МО Протокол от 28.08.2017г №1 | СОГЛАСОВАНА: с зам. директора ОУ ________ И.Н.Абрамова «29»08.2017г. | ПРИНЯТА: решение педагогического совета Протокол от 31.08.2017г. №1 | УТВЕРЖДЕНА: Директор МБОУ «Обоянская СОШ №1» _____ Т.А. Черникова Приказ от 31.08.2017г. №186 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность по математике « За страницами учебника»
класс 6Б (ФГОС)
Составила: Воронова Т.И.
учитель математики 1 категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы ООО и программы формирования УУД , учебного плана внеурочной деятельности МБОУ « Обоянская СОШ №1 «
Курс внеурочной деятельности « За страницами учебника» в 6 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7 классе. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Рабочая программа в 6 классе «За страницами учебника» предполагает изучение темы « Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Практика показывает, что логические задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и многие не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание в решение логических задач на проценты и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку.
Предлагаемый курс рабочей программы «За страницами учебника» демонстрирует учащимся применение математической логики к решению повседневных проблем связанных с вычислениями процентов. Данный курс предлагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение логических задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы « Проценты» позволил выделить группы задач , которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных приемов расчета процентов в реальной банковской ситуации. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного ( или домашнего ) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до сложных. Содержание материала курса показывает связь математической логики с другими областями знаний, иллюстрирует применение логики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все знания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Планируемые результаты.
Предметные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
Знают особые случаислучаи устного счета | Учитывают правила в планировании и контроле способа решения | Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России. |
Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; | Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. | Контролируют действия партнера | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
Решают нестандартные задачи на разрезание | Различают способ и результат действия. | Владеют общими приемами решения задач. | Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению | Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов; |
Решают логические задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца | Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Знают определения основных геометрических понятий | Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок | Владеют общим приемом решения задач. | Могут участвовать в диалоге | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | Умеют применять изученные свойства и формулы | Могут аргументировать свою точку зрения | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие. | Могут проводить сравнительный анализ | Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами | Умеют строить монологическое контекстное высказывание | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов) | Умеют планировать пути достижения целей | Умеют анализировать свойства геометрических фигур | Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, |
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями , с историей появления процентов, решением задач на проценты , на сплавы и смеси , знакомятся с процентными расчетами в жизни .. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных и логических задач. Рассматривается применение математики в практической жизни , в литературе.
Тема 1:Мир чисел (5 ч)
Как возникло слово математика .Счет у первобытных людей. Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 , решение логических задач.
Методы обучения :лекция, беседа. Объяснение
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 2. Проценты. Основные задачи на проценты.(10ч)
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению логических задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах логического решения.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Процентные расчеты в жизненных ситуациях.(9ч.)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, изменения тарифов, пеня и др. выполнение тренировочных упражнений.
Метод обучения: объяснение, лекция.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Олимпиадные задачи(8ч)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Тема 5 Защита проектов (2ч)
Тематическое планирование.
6 б класс (2017-2018 г)
№ | | Тема занятия | | Виды деятельности учащихся | № урока | |
| | | | | | |
1 | | Как возникло слово «математика» | | Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы | 1 | |
2 | | Мир чисел | | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | 2 | |
3 | | Приемы устного счета | | Знают особые случаи устного счета | 3 | |
4 | | Решение логических задач | | Владеют общими приемами решения задач. | 4 | |
5 | | Решение логических задач | | Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению | 5 | |
6 | | Задачи на части | | Решают задачи на части | 6 | |
7 | | Нахождение процента от числа | | Владеют общими приемами решения задач. | 7 | |
8 | | Нахождение процента от числа | | Владеют общими приемами решения задач. | 8 | |
9 | | Нахождение числа по его части | | Владеют общими приемами решения задач. | 9 | |
10 | | Нахождение числа по его проценту | | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | 10 | |
11 | | Решение олимпиадных задач | | решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | 11 | |
12 | | Решение олимпиадных задач | перебора возможных вариантов; | решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического | 12 |
|
13 | | Решение задач на движение | Решают логические задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца | 13 | |
14 | | Решение задач на движение | | Решают логические задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца | 14 | |
15 | | Решение задач на движение | | Решают логические задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца | 15 | |
16 | | Нахождение процентного отношения | | Владеют общими приемами решения задач. | 16 | |
17 | | Нахождение процентного отношения | | Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению | 17 | |
18 | | Применение процентов в реальной жизни | | Решают задачи практического содержания | 18 | |
19 | | Применение процентов в реальной жизни | | Решают задачи практического содержания | 19 | |
20 | | Логические задачи на проценты | | Решают логические задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца | 20 | |
21 | | Логические задачи на проценты | | Решают логические задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца | 21 | |
22 | | Банковские расчеты | | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | 22 | |
23 | | Банковские расчеты | | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | 23 | |
24 | | Банковские расчеты | | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | 24 | |
25 | | Олимпиадные задачи | | решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | 25 | |
26 | | Олимпиадные задачи | | решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | 26 | |
27 | | Олимпиадные задачи | | решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | 27 | |
28 | | Решение текстовых задач с конца | | Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | 27 | |
29 | | Решение текстовых задач с конца | | Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | 29 | |
30 | | Задачи на переливание | | Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | 30 | |
31 | | Великие математики | | Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы | 31 | |
32 | | Математические фокусы | | Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению | 32 | |
33 | | Защита проектов | | Защищают проекты | 33 | |
34 | | Защита проектов | | Защищают проекты | 34 | |
| | | |
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам:
1. Счет у первобытных людей
2.Цифры у разных народов.
3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
4. « Пифагор и его школа»
5. Биография Архимеда.
7.П. Ферма и его теорема.
8.Биография Б. Паскаля