Программа внеурочной деятельности для младших школьников «История знакомых вещей »
Составитель: Парамонова Л.Н.,
учитель начальных классов
МАОУ «Лингвистическая гимназия»
г.Ульяновска
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Начальная школа – это один из этапов становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к тому, что его окружает. Интерес к окружающему миру лежит в основе многих открытий. Каждый предмет, явление, традиция, праздник, моральные и общественные нормы и многое другое имеют свою историю. Через историю вещей ребёнок познаёт историю Отечества и своей малой родины. Самая обычная вещь ежедневного обихода может стать предметом исследования нашей жизни. Она может много рассказать о человеке, его жизни, привычках, культуре общения, духовных ценностях и даже представлениях о мире.
Занимаясь по этой программе, ученики начальной школы становятся исследователями. Исследовательская работа позволяет детям с интересом и по-новому взглянуть на родной дом, своих близких, их деятельность, культуру родного города, особенности быта, семейные ценности.
Цель программы – дать возможность ребятам взглянуть на окружающие нас знакомые вещи как на свидетели истории.
Задачи:
заинтересовать детей историей вещей, приобщить к эмоциональному опыту предков, помочь увидеть прекрасное вокруг себя;
расширить знания детей о характере и значении народных игр, сказок, сказаний, песен, в трудовой и праздничной жизни человека;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности ребёнка, развития его познавательной активности через элементы исследовательской и проектной деятельности; способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Формы занятий
Реализация программы предполагает обоснованное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия (беседы с интересными людьми, родственниками, соседями; собирание старых и старинных вещей; описание и зарисовка экспонатов по теме занятий, подготовка выставки), подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах по истории и окружающему миру, цикл занятий при посещении Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова, Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова, Ульяновской областной библиотеки имени С. Т. Аксакова, интерактивные занятия.
Место в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «История знакомых вещей » разработана для детей 8-9 лет и рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
Общая характеристика курса
Данная программа направлена на разностороннее развитие личности младшего школьника в соответствии с ведущими целями образования и воспитания детей в духе гражданственности и патриотизма.
Организационная особенность каждого модуля состоит в том, что он заканчивается занятием, имеющим практическую и личностно-ориентированную направленность.
Концептуальные основы программы
Практическая направленность обучения. Оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, является необходимым условием реализации программы.
Принцип интерактивности. Человек запоминает только то, что делает.
Принцип многообразия видов деятельности. Создание пространства многообразных видов деятельности, которые обеспечивают каждому ребенку приобретение новых качеств и совершенствование имеющихся у него способностей.
Доступность обучения. Выбор содержания программы оптимален для достижения её цели и задач.
Связь обучения с жизнью. Поскольку одна из задач программы - формирование творческой личности, её реализация невозможна без формирования системы нравственно-этических взглядов ребенка. Эти взгляды получают воплощение в повседневной жизни ребенка. Поэтому основой для формирования такой системы является обозначенный принцип.
через абстрактные исторические факты, но и через личностное включение. Это необходимо для Принцип вариативности. Предполагает возможность изменений и внесения коррективов в учебно-тематический план, количество часов, предусмотренных на освоение той или иной темы, исходя из интересов воспитанников; вариативность в использовании форм, методов обучения и организации досуга детей.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии - в основе стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Способствовать формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. В процессе организации учебной деятельности у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему.
Результаты освоения курса
Учащиеся научатся:
работать со словарями, энциклопедиями, художественными, научными текстами;
представлять интересные факты из истории своей семьи;
рассказывать истории окружающих их вещей и предметов быта;
сервировать стол;
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;
решать творческие задачи;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям, оценивать правильность выполнения задания;
участвовать в коллективном обсуждении;
выражать эмоционально-ценностное отношение к происходящему;
владеть некоторыми навыками исследовательской работы: способами сбора информации (в том числе информационного содержания доступных сайтов), первичного анализа и группировки собранного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч.)
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Форма проведения |
Теория | Практика |
1 | Введение. Мир вещей вокруг нас. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум |
2 | «Буквы разные писать…» Канцелярские и письменные принадлежности | 2 | 1 | 1 | , экскурсия в музей |
3 | «Путешествие во времени (в детство)» Сказочный мир кукол | 5 | 2 | 3 | беседа с элементами практикума, творческая работа, видео-лекция (сказка) с элементами мастер-класса, экскурсия в музей |
4 | «Пир на весь мир» История кухонной утвари. Как хлеб на стол пришёл. Сервировка стола. | 7 | 2 | 5 | Беседа, практикум, экскурсия в музей |
5 | «История одного экспоната. О чем рассказывают вещи…» Кто говорит в часах «тик-так». Происхождение утюга. О чём поёт самовар. | 10 | 3 | 7 | Лекция с элементами игры, практикум, экскурсия в музей, встреча-посиделки, |
6 | «Путешествие во времени» Жили-были дед да баба… | 1 | 1 | | интерактивная экскурсия |
7 | Зачетная работа - мини-проект «Музей в моем доме» | 7 | 2 | 5 | Самостоятельная работа, индивидуальное консультирование |
А. Б. Воронцов «Организация учебного процесса в начальной школе». Издательство: "Вита-Пресс", 2011
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. Издательство: "Вита-Пресс", 2011
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно
методическийкомплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель,2012)
Ульяновская - Симбирская энциклопедия. Редактор-составитель В. Н. Егоров. В двух томах. Том1. - Ульяновск: Симбирская книга, 2000. - 400 с.