Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рябининская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Костюмы Перми Великой»
______для ____5 - 6___класса_________
Автор: Мальцева Е.В.
______________________________________________
Ф.И.О.
Пояснительная записка.
Курс занимает важное место во введении обновлённых ФГОС в основной школе. При составлении программы курса использованы рекомендации по созданию условий для реализации предметной области ОДНКНР в 5-6 классах. Ему отводится важная роль в формировании умения проектировать, в развитии культурологической компетентности учащихся, развитии креативных способностей личности, формировании гражданской идентичности.
Программа курса обеспечивает преемственность НОО и ООО. Учащиеся 5 класса учились проектированию в ходе обучения по предмету ОРКСЭ в 4 классе. Она составлена и реализуется в рамках проекта группы педагогов, работающих в форме постоянно действующего семинара по формированию и мониторингу проектно-исследовательских умений учащихся «Создаём проекты». С целью повышения интереса детей к этой деятельности, для проектирования используется краеведческий материал.
Возрождение и развитие национально-культурных традиций, стремление сохранить систему национальных ценностей в России сегодня приобретает особую актуальность.
Народы и культуры — одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон — Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути — определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России. Только официальный перечень народов Пермского края включает более 120 позиций. В список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы.
Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, где материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого. В костюме как в зеркале отразились занятия предков; климат и пути торговли; идеалы красоты и религия; изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами. Костюм – воплощение народа об идеальном облике людей своей нации. В разные периоды истории в костюме сочетались сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. В силу этого в содержании программы представлена информация об особенностях национального костюма жителей Чердынского уезда.
Цель курса
- совершенствование проектно-исследовательских способностей; создание условий для выполнения каждым шестиклассником индивидуального или группового проекта по итогам курса.
- формирование культурологической компетентности обучающихся, развитие их креативных способностей через усвоение знаний в области истории развития национального костюма.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у обучающихся представления об истории, быте, традициях народов через знакомство с особенностями национального костюма историческом прошлом и настоящем нашего края;
- прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- учить формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа полученных из различных источников информации.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
- расширять исторический кругозор учащихся;
- создать условия для развития творческих способностей детей: создавать из бумаги куклу с элементами национального костюма, презентации, кроссворды и др.
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса к истории и культуре родного края, уважения к традициям народов Пермского края;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
При проведении занятий курса по выбору основным является метод проектов, исследований, а также практические занятия, способствующие максимальному развитию творческих способностей обучающихся.
При проведении занятий курса по выбору основным является метод проектов, исследований, а также практические занятия, способствующие максимальному развитию творческих способностей обучающихся.
Работа над изучением программы осуществляется на основе широкого спектра заданий, ориентированных на активную деятельность школьников:
-оформление презентаций (работа с использованием ИКТ);
-исследование;
- работа в сети Интернет;
- практическая работа над созданием рисунков костюмов;
- реализация проектной деятельности;
- участие в игровых занятиях с младшими школьниками.
Поисково-исследовательская работа.
В ходе исследования используются разнообразные источники: тексты статей, ресурсы Интернета, документы, фотографии, вещественные источники и др. Учитель помогает сформулировать проблемные вопросы, знакомит с методикой проведения исследования, организует изучение того или иного вопроса, подводит итоги первоначального ознакомления с темой, анализирует собранный материал. Затем учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы.
Проектная деятельность.
Выполнение проектов способствует выработке специальных умений и навыков путём вовлечения учеников в групповые проекты; каждому из них необходимо определить его роль в группе. Подобная работа может научить менее подготовленных учеников проявлять инициативу, сотрудничать с партнерами, применять полученные знания, участвовать в выработке коллективных решений, определении целей и способов их достижения, в конченом итоге - повысит уровень их самооценки, утвердит в коллективе.
Источниками содержания работы являются работы известных исследователей истории и этнографии Урала Чагина Г.Н., Черных А.В., работы участников экспедиций прошлого и настоящего, коллекции фотографий и экспонаты ЧКМ им. А.С. Пушкина, статьи сайтов «Ураловед» и национальных сайтов. В ХIХ в. усиливается интерес к истории и культуре народов Прикамья, начинается их систематическое изучение. Значительное число публикаций по традиционной культуре народов края, наблюдения за разными сторонами народной жизни составляют ценный фонд материалов, до настоящего времени служащих важными источниками для этнографических исследований
Продолжительность проекта – 2 месяца
Основополагающий вопрос: Что можно узнать об образе жизни народа по его одежде
Проблемные вопросы:
- как народный костюм связан с занятиями народа, местом жительства (взаимовлияние народов);
- что общего и особенного в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в конце 19 – нач. 20 вв. (именно в это время появляются исследования о народной одежде чердынского уезда)
Учебные вопросы:
- Из каких вещей состоял женский и мужской национальный костюм, дополняющие элементы и аксессуары национального костюма,
- из каких тканей и материалов изготавливали одежду
Практический результат:
- учебные материалы для курсов «Мой Пермский край», «ОРКСЭ» и подготовки ребят к конкурсам
Этапы реализации проекта:
Определение темы, целей и задач
Выделение групп, планирование работы, поездка в краеведческий музей
Работа в группах. Подбор информации, работа в сети Интернет.
Оформление текстового материла (статья, презентации)
Практическое оформление результатов (сборник познавательных заданий, работа над созданием коллекции костюмов «Одень куклу»).
Представление результатов
Оценивание, рефлексия
Требования к уровню подготовки обучаемых:
1. Учащиеся должны знать:
- определения ведущих понятий курса, особенности элементов одежды русских, коми-пермяков, манси;
- дополняющие элементы и аксессуары национального костюма;
2. Учащиеся должны уметь:
Исследовательские умения | Формируемые УУД |
- Умение видеть противоречие - Умение формулировать проблему - Способность выбирать методы исследования проблемы - Способность находить пути решения проблемы - Умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы - Умение представлять и аргументировать свою точку зрения | - решать познавательные задачи - анализировать текст, визуальную информацию, - выявлять общее и особенное в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в 19 – нач. 20 вв. - выполнять творческий проект и исследование, - представить результат своей работы |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1. Введение – 1 час
Познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами работы, видами практических работ. Провести анкетирование. Определить тему проекта.
Занятие 2. Места проживания наших предков (групповая работа) – 1час
История Пермского края. Расселение, численность и исторические судьбы народов Пермского края. Народы Чердынского уезда в конце XIXвека.
Занятие 3. Экскурсия в Чердынский краеведческий музей. Посещение экспозиции по истории народов уезда, костюма и технологии его изготовления.
Занятие 4 - 5. Национальный костюм русских – 2 часа
Поиск информации о русской одежде. Определение особенностей мужского и женского костюмных комплексов. Головные уборы и обувь. Верхняя одежда. Создание презентации и бумажного костюма
.
Занятие 6 - 7. Национальный костюм коми-пермяков – 2 часа
Национальная одежда коми-пермяков. Поиск информации. Мужской и женский костюмный комплекс. Женские украшения
. Верхняя одежда. Словарь и кроссворд «Национальная одежда коми-пермяков» . Создание презентации и бумажного костюма
(групповая работа)
Занятие 8 - 9. Национальный костюм манси– 2 часа
Национальная одежда (поиск информации) Мужской и женский костюмный комплекс. Верхняя одежда. Создание презентации и бумажного костюма
(групповая работа)
Занятие 10. Подготовка к представлению результата, научно-исследовательской конференции учащихся.
Занятие 11. Представление результата. Рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п /п | Тема | часов | часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие «Мой Пермский край» | 1 | |
2 | Пермская губерния, Чердынский уезд, его народы | 1 | |
3 | Экскурсия в музей | | 1 |
4 | Национальный костюм русских | 1 | 1 |
5 | Национальный костюм коми-пермяков | 1 | 1 |
6 | Национальная одежда манси | 1 | 1 |
7 | Работа над проектом | 1 | |
8 | Представление результата, рефлексия | | 1 |
| Итого: 11 | 6 | 5 |
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
- сформированное уважительное отношение к Малой Родине.
Коммуникативные результаты
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
- основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.
Регулятивные результаты:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Предметные:
- Приобретут теоретические знания о национальной одежде и быте народов Прикамья (пополнят словарный запас по этнографической тематике)
- знать определения ведущих понятий курса, особенности элементов одежды русских, коми-пермяков, манси
Учащиеся должны уметь:
Исследовательские умения | Формируемые УУД |
- Умение видеть противоречие - Умение формулировать проблему - Способность выбирать методы исследования проблемы - Способность находить пути решения проблемы - Умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы - Умение представлять и аргументировать свою точку зрения | - решать познавательные задачи - анализировать текст, визуальную информацию, - выявлять общее и особенное в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в 19 – нач. 20 вв. - выполнять творческий проект и исследование, - представить результат своей работы |
Этапы проектирования: | Формируемые УУД |
- Анализ ситуации, формулирование замысла, цели: - Анализ ситуации - Конкретизация проблемы, формулирование цели, - Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи. | Целеполагание, анализ, выдвижение гипотез. |
Выполнение (реализация) проекта: - Планирование этапов выполнения проекта. - Обсуждения возможных средств и способов решения задач. - Реализация проекта. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование, осуществлять логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т.д. |
Подготовка итогового продукта: - Обсуждение способов оформления конечных результатов, - Сбор, систематизация, анализ полученных результатов, - Подведение итогов, оформление результатов, их презентация, - Оценка деятельности и результативности. | Владение монологической речью, формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности. |
Оценивание результатов
Оценивание происходит по мере участия детей в исследовательской работе, в процессе практической деятельности, в реализации проектной деятельности.
Окончательная оценка работ учащихся проводится во время публичной презентации творческих проектов в форме презентаций, проведении занятий с учащимися младших классов с использованием дидактических материалов. По окончании курса ставится зачёт.
Материально-техническое обеспечение курса:
- Наличие компьютерной техники (ПК, проектор, экран);
- Наличие цифрового фотоаппарата, сканера и принтера;
- Использование возможностей музейной комнаты;
- Наличие канцелярских товаров.
Карта «Знаю-Интересуюсь-Умею»
Уважаемые учащиеся!
Пожалуйста, заполните представленную таблицу
для более плодотворного участия в проекте.
в графе «Знаю», перечислите, что вы знаете о русской национальной одежде.
в графе «Интересуюсь» - что вы хотите узнать о традициях
в графе «Умею» - что вы умеете делать с полученной информацией
Все строки таблицы заполнять не обязательно.
Это таблица не оценивается, она необходима для оценки первичных навыков и умений участников, а также выявления ожиданий от проекта.
Лист оценивания
в проекте «Костюм Перми Великой»
Инструкции: Поставьте за каждый пункт в таблице определенное количество баллов (от 0 до 3). Итоговая оценка определяется как сумма баллов, набранных за достижение отдельных позиций.
| Самооценка (от 0 до 3) | Оценка учителя (от 0 до 3) |
Статья отражает цели и гипотезы исследования | | |
Содержание статьи раскрывает ее тему | | |
Статья содержит иллюстрации по теме исследования | | |
Статья содержит выводы по итогам исследования | | |
В разработке статьи участвовали все члены группы | | |
В выполнении практической части проекта участвовали все члены группы | | |
Задания практической части соответствуют идее проекта | | |
Общее количество баллов | | |
Оценочный материал
Название направления «История земли Чердынской»
Фамилия Имя учащихся | Умение выделять замысел из общей массы информации в рассматриваемой области | Умение правильно формулировать тему исследования | Умение сформулировать цели исследования | Умение формулировать задачи исследования | Умение подбирать метод для проведения проектирования или исследования | Умение создавать план и его реализовывать | Умение высказывать предположения | Умение находить и обрабатывать информацию | Умение обобщать данные и делать выводы | Умение оформлять отчет по проекту | | |
| умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | умеет | частично | не умеет | |
Ершова Дана | | + | | + | | | | + | | | + | | | + | | + | | | | + | + | | | | | + | | + | | | | |
Володина Альбина | | =+ | | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | =+ | | | + | | | + | | |
Андреева Настя | | =+ | | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | |
Кузьмина Милена | | =+ | | | | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | |
Липина Юлия | | =+ | | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | |
Гоношилова Дарья | | =+ | | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | |
Воробьёва Наташа | | =+ | | | | + | | + | | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | |
Учитель_Мальцева_Е.В. Название подпроекта «Костюмы Перми Великой» Сроки работы 3 четверть
Список источников и литературы:
Пособие «Основы проектной деятельности школьника» с использованием тетрадей на печатной основе (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).
Валькова Т.Р. Русский праздничный костюм Пермской земли. Этнографические очерки. – Пермь, 2012. – 102 с.
Горбацевич Н.П., Софьин Д.М., Власова О.В., Кормилин Д.А. Мой Пермский край. Странички далёких и близких времён. Учебное пособие для 5-х классов ОО Пермского края. – Пермь: «Книжный мир», 2015.
Народы Пермского края: Истоки. Становление. Развитие: научно- популярная энциклопедия. - Пермь : ОТ и ДО, 2010. - 140 с.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. - Екатеринбург, 2002.
Черных А.В. Народы Пермского края. Культура и этнография. - Пермь: Издательство "Пушка", 2007.
Шейерман О. Традиционный русский костюм Северного Прикамья. Комплект открыток. - Соликамск, 2014.
www.istina-oro.usoz.ru
http://kudportal.ru/natsionalynaya-odezhda-komi-permyakov
http://www.culturemap.ru/?region=140&topic=13&subtopic=41&id=2269 – этническая история коми-пермяков.
http://www.culturemap.ru/?region=140&topic=13&subtopic=41&id=2305 – Манси Прикамья
http://finugor.ru/en/node/14862/793?titles=off. Одежда манси
http://kem-tur.narod.ru/p81aa1.html. Чердынские вогулы
http://uraloved.ru/ludi-urala/narody-urala
http://starye-karty.litera-ru.ru/uezd/perm_karta-cherdynskiy_uezd.html
http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кроссворд: Коми-пермяцкий национальный костюм
По горизонтали:
1.материал с геометрическими узорами (бральницы – специальные дощечки для ткацких станков)
одежда охотников из специально сотканного сукна, чаще поперечно-полосатого
5. обувь из лыка
6. кустарь
7. головное полотенце с геометрическими узорами
10 длинная дорожная одежда, с высоким воротником
11 пояс с геометрическим узором
12 сложные, богато украшенные повязки
13 крашеная ткань
15 короткая распашная кофта, собранная сзади в борки
18 длинные полосы материи на ноги
По вертикали:
2 пряди жемчужных зерен для украшения
3 фартук, передник
8 головной убор с плоской жесткой основой квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы
9 женскийголовной убор
14 верхняя утеплённая одежда
16 верхняя одежда из сукна
17 серебряные серьги
19 верхняя одежда из холста
20 сарафан
| | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 7 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 17 | | | | | | | | | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 8 | | 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 19 | | 5 | | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 16 | | | | | | | | | | | | | 14 | | | |
| | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | 12 | | | | | | | | | | | |
| 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 18 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 4 | л | у | з | а | н | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | а | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | 7 | п | о | в | о | й | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 2 | | о | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 1 | б | р | а | н | и | н | а | | | | | | | | | | | |
| | | 17 | | | | | | | | | | я | | | | | | | | 9 | | | | | | | | |
| | | п | | | | | | | 8 | | 6 | с | и | н | и | л | ь | щ | и | к | | | | | | | | |
| | | е | | | | | | | ш | | | к | | | | | | | | о | | | | | | | | |
| | | л | | | 19 | | 5 | л | а | п | т | и | | | | | 11 | п | о | к | р | о | м | о | к | | | |
| | | ь | | | ш | | | | м | | | | | | | | | | | о | | | | | | | | |
| | | к | | | а | | | | ш | | | 16 | | | | | | | | ш | | | | | 14 | | | |
| | | ы | | | б | | 10 | т | у | л | у | п | | | | | 12 | в | е | н | ч | и | к | | г | | | |
| 20 | | т | | | у | | | | р | | | о | | | | | | | | и | | | | | у | | | |
15 | д | у | ш | е | г | р | е | й | к | а | | | н | | | | | | | 13 | к | р | а | ш | е | н | и | н | а |
| у | | | | | | | | | | | | и | | | | | | | | | | | | | я | | | |
| б | | | | | | | | | | | | т | | | | | | | | | | | | | | | | |
| а | | | | | | | | | | | 18 | о | н | у | ч | и | | | | | | | | | | | | |
| с | | | | | | | | | | | | к | | | | | | | | | | | | | | | | |
Словарь
Комипермяцкий национальный костюм
Бранина – материал с геометрическими узорами (бральницы – специальные дощечки для ткацких станков)
Бешмети — широкая дорожная одежда с башлыком-капюшоном.
Венчики, коруны - сложные, богато украшенные повязки
Вешьяны – мужские штаны со вставкой
Гуня – верхняя утеплённая одежда
Душегрея — короткая распашная кофта, собранная сзади в борки.
Запон – фартук, передник
Картуз, фуражка – мужские головные уборы
Кёжья – ткань с продольно-полосатым рисунком
Кокошник–женский головной убор
Косоворотка – мужская рубаха
Коты – кожаная женская обувь
Крашенина – крашеная ткань
Лапти – обувь из лыка
Лузан – одежда охотников из специально сотканного сукна, чаще поперечно-полосатого.
Моршень — шапочка из тонкой материи, стягивающиеся шнурком
Набойка – холст с набивным узором, полученный при помощи резных досок
Ной – шапка с четырехугольным верхом, сшита из белого сукна домашней выработки.
Оборы (воннез) - тесемки лаптей, чаще лыковые
Онучи - длинные полосы материи на ноги
Пелькытш- серебряные серьги
Пестрядь – льняная клетчатая ткань яркой расцветки (престодъ)
Повой - головное полотенце с геометрическими узорами
Покромок, тельник – пояс с геометрическим узором
Понёва – полотнище ткани, заменяющее юбку
Пониток – верхняя одежда из сукна
Пониточина– шерстяная крашеная суконная ткань
Ряски - пряди жемчужных зерен для украшения
Сермяга – некрашеная ткань
Синильщик - кустарь
Сарафан – дубас (использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры).
Тулуп- длинная дорожная одежда, с высоким воротником,
Уледи – обувь охотников
Холст – льняная однотонная ткань
Шабур – верхняя одежда из холста
Шамшура – головной убор с плоской жесткой основой квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы
Шуба – верхняя одежда из овчины
http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html