№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности учащихся | Формируемые УУД |
1. | Экология растений: раздел науки и учебный предмет. | 2 | Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Экологические факторы. Экология растений как учебный предмет. Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. | Работа с дополнительной литературой, просмотр презентации, составление схемы «Группы экологических факторов», обсуждение, составление синквейна по теме «Экология», наблюдение, определение растений с помощью атласа – определителя. | Познавательные: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); анализировать, обобщать и делать выводы; умение давать определения понятиям, классифицировать, сравнивать объекты на основе известных признаков. Регулятивные: определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели, планировать деятельность. Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, принимать позицию собеседника, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ) |
2. | Свет в жизни растений. | 3 | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. | Работа с различными источниками информации, составление схемы «Экологические группы растений по отношению к свету», подготовка сообщений, работа с микроскопом, дневниками наблюдений, гербарием, работа с инструктивными карточками, работа в группах. | Познавательные: находить достоверную информацию, анализировать, сравнивать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, оценивать результат своей деятельности по заданным определенным критериям в соответствии с целью деятельности. Коммуникативные: использовать компьютерные технологии для создания презентаций. представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. |
3. | Тепло в жизни растений | 3 | Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Практическая работа. Определение среднегодовой среднесезонных температур своей местности и растений приспособленной к ним. | Работа с дневникам наблюдений, со справочникам –определителями, дополнительной литературой, составление графика, работа с инструктивными карточками, работа в парах. | Познавательные: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий. Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, организовывать учебное взаимодействие в группе. |
4. | Вода в жизни растений | 3 | Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности. Практическая работа. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности. Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Практическая работа. Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. | Работа с различными источниками информации, составление схемы «Экологические группы растений по отношению к воде», составление синквейна «Вода в жизни растений», работа с дневниками наблюдений, гербариями, натуральными объектами. | Познавательные: находить в разных источниках необходимую информацию, выделять главное, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные: составлять план проведения исследования; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Коммуникативные излагать свое мнение, понимать позицию другого, преодолевать конфликты. |
5. | Воздух в жизни растений. | 3 | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. | Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, изучение коллекции плодов и семян, определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. | Познавательные: находить достоверную информацию, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. |
6. | Почва в жизни растений. | 3 | Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство или на примере выращивания комнатных растений.) | Работа с различными источниками информации, обсуждение, составление схемы «Экологические группы растений», работа с инструктивными карточками, написание эссе «Влияние человека на почву» | Познавательные находить требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности; объединять в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, работать по плану сверяясь с целью, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
7. | Животные и растения | 2 | Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. Изучение защитных приспособлений растений. | Работа с дополнительной литературой, работа с коллекцией плодов и семян, с гербарием, просмотр презентации и видеофрагментов, изготовление моделей цветка. | Познавательные: уметь составлять сообщения на основе добытых знаний из дополнительной литературы, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения. Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения. |
8. | Влияние растений друг на друга | 1 | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. | Работа с гербарными экземплярами, дополнительными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации, заполнение таблицы «Формы взаимодействия между растениями» | Познавательные: уметь структурировать учебный материал, давать определения понятиям, уметь работать с изобразительной наглядностью. Регулятивные: определять цель и планировать этапы работы, оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать критически относиться к собственному мнению. |
9. | Грибы и бактерии в жизни растений. | 2 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений. Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. | Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, гербарием, заполнение таблицы «Бактериальные и грибные болезни растений» | Познавательные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, проводить самооценку личных учебных достижений. Коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; принимать позицию собеседника. |
10. | Сезонные изменения растений. | 2 | Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. | Работа с различными источниками информации, просмотр презентаций, работа с дневниками наблюдений, оформление результатов в виде реферата, работа в группах. | Познавательные: находить необходимую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее содержание, уметь структурировать полученный материал. Регулятивные: уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя, развитие навыков самооценки. Коммуникативные: умение работать в малых группах, умение воспринимать устную информацию, отвечать и задавать вопросы. |
11. | Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 3 | Разнообразие условий существования растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений. Практическая работа. Воздействие человека на растительность. | Работа с различными источниками информации, просмотр журналов, работа в группах, написание эссе «Воздействие человека на растительность» | Познавательные: поиск и выделение информации, преобразование ее из одной формы в другую, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, определять необходимые действия и составлять алгоритм их выполнения. Коммуникативные: организовывать работу в группе: самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения. |
12. | Жизненные формы растений. | 1 | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности. Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. | Работа с определителями растений, работа в группах по инструктивным карточкам, оформление отчета. | Познавательные выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Регулятивные: умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные: организовывать работу в группе, преодолевать конфликты. |
13. | Растительные сообщества. | 3 | Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера. Экскурсия. Строение растительного сообщества. | Работа с различными источниками информации, составление схемы «Классификация растительных сообществ», заполнение таблицы «Сравнение естественных и искусственных растительных сообществ», работа в парах, работа по инструктивным карточкам, творческий отчет | Познавательные: умение работать с понятийным аппаратом, выстраивать логическую цепочку, выделять главное, развивать навыки устной и письменной речи, Регулятивные: уметь выполнять задания по алгоритму, находить и исправлять ошибки, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого. организовывать работу в паре: самостоятельно определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения. |
14. | Охрана растительного мира. | 3 | Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения Курской области. Практическая работа. Охраняемые территории России. | Работа с пособиями, атласами, географическими картами, просмотр презентаций, видеофильма, составление памяток. | Познавательные: поиск и выделение информации, представление ее в разных формах, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
| Итого: | 35 | | | |