СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности"Экология растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса " Экология растений"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности"Экология растений"»








Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса




« Экология растений »

(35ч.)








Выполнила: Борзенкова ОксанаВладимировна,учитель 1 категории

МКОУ «СтуденокскаяСОШ» Железногорского района Курской области






Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты курса «Экология растений » основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные :

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные :

  • формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные :

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
















Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса «Экология растений»(35 ч)



п/п

Разделы, темы

Всего часов

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые УУД

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет.

2

Экология как наука. Среда обитания и условия существования.  Взаимосвязи живых организмов и среды. Экологические факторы. Экология растений как учебный предмет.

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.


Работа с дополнительной литературой, просмотр презентации, составление схемы «Группы экологических факторов», обсуждение, составление синквейна по теме «Экология», наблюдение, определение растений с помощью атласа – определителя.

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); анализировать, обобщать и делать выводы; умение давать определения понятиям, классифицировать, сравнивать объекты на основе известных признаков.

Регулятивные: определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели, планировать деятельность.

Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, принимать позицию собеседника, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом )

2.

Свет в жизни растений.


3

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений.  Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности.

Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.

Работа с различными источниками информации, составление схемы «Экологические группы растений по отношению к свету», подготовка сообщений, работа с микроскопом, дневниками наблюдений, гербарием, работа с инструктивными карточками, работа в группах.




Познавательные: находить достоверную информацию, анализировать, сравнивать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, оценивать результат своей деятельности по заданным определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

Коммуникативные: использовать компьютерные технологии для создания презентаций. представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

3.

Тепло в жизни растений 


3

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. 

Практическая работа. Определение среднегодовой среднесезонных температур своей местности и растений приспособленной к ним.

Работа с дневникам наблюдений, со справочникам –определителями, дополнительной литературой, составление графика, работа с инструктивными карточками, работа в парах.


Познавательные: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий.

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, организовывать учебное взаимодействие в группе.

4.

Вода в жизни растений 


3

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности. Практическая работа. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности. Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Практическая работа.  Приспособленность растений своей местности к условиям влажности.

Работа с различными источниками информации, составление схемы «Экологические группы растений по отношению к воде», составление синквейна «Вода в жизни растений», работа с дневниками наблюдений, гербариями, натуральными объектами.

Познавательные: находить в разных источниках необходимую информацию, выделять главное, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Регулятивные: составлять план проведения исследования; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Коммуникативные излагать свое мнение, понимать позицию другого, преодолевать конфликты.

5.

Воздух в жизни растений.


3

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. 

Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, изучение коллекции плодов и семян, определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.


Познавательные: находить достоверную информацию, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

6.

Почва в жизни растений.


3

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. 

Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство или на примере выращивания комнатных растений.)

Работа с различными источниками информации, обсуждение, составление схемы «Экологические группы растений», работа с инструктивными карточками, написание эссе «Влияние человека на почву»

Познавательные находить требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности; объединять в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, работать по плану сверяясь с целью, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7.

Животные и растения


2

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. Изучение защитных приспособлений растений.

Работа с дополнительной литературой, работа с коллекцией плодов и семян, с гербарием, просмотр презентации и видеофрагментов, изготовление моделей цветка.

Познавательные: уметь составлять сообщения на основе добытых знаний из дополнительной литературы, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения.

8.

Влияние растений друг на друга 


1

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями.

Работа с гербарными экземплярами, дополнительными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации, заполнение таблицы «Формы взаимодействия между растениями»

Познавательные: уметь структурировать учебный материал, давать определения понятиям, уметь работать с изобразительной наглядностью.

Регулятивные: определять цель и планировать этапы работы, оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать критически относиться к собственному мнению.

9.

Грибы и бактерии в жизни растений.


2

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков.

Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, гербарием, заполнение таблицы «Бактериальные и грибные болезни растений»

Познавательные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, проводить самооценку личных учебных достижений.

Коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; принимать позицию собеседника.

10.

Сезонные изменения растений.


2

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года.

Работа с различными источниками информации, просмотр презентаций, работа с дневниками наблюдений, оформление результатов в виде реферата, работа в группах.

Познавательные: находить необходимую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее содержание, уметь структурировать полученный материал.

Регулятивные: уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя, развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение работать в малых группах, умение воспринимать устную информацию, отвечать и задавать вопросы.

11.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений 


3

Разнообразие условий существования растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений. Практическая работа. Воздействие человека на растительность.

Работа с различными источниками информации, просмотр журналов, работа в группах, написание эссе «Воздействие человека на растительность»

Познавательные: поиск и выделение информации, преобразование ее из одной формы в другую, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, определять необходимые действия и составлять алгоритм их выполнения.

Коммуникативные: организовывать работу в группе: самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения.

12.

Жизненные формы растений.


1

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.

Работа с определителями растений, работа в группах по инструктивным карточкам, оформление отчета.

Познавательные выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.

Регулятивные: умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные: организовывать работу в группе, преодолевать конфликты.

13.

Растительные сообщества.


3

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера. Экскурсия. Строение растительного сообщества.


Работа с различными источниками информации, составление схемы «Классификация растительных сообществ», заполнение таблицы «Сравнение естественных и искусственных растительных сообществ», работа в парах, работа по инструктивным карточкам, творческий отчет

Познавательные: умение работать с понятийным аппаратом, выстраивать логическую цепочку, выделять главное, развивать навыки устной и письменной речи,

Регулятивные: уметь выполнять задания по алгоритму, находить и исправлять ошибки, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого. организовывать работу в паре: самостоятельно определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения.


14.

Охрана растительного мира.


3

Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые  растения Курской области.

Практическая работа. Охраняемые территории России. 

Работа с пособиями, атласами, географическими картами, просмотр презентаций, видеофильма, составление памяток.

Познавательные: поиск и выделение информации, представление ее в разных формах, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Итого:

35




























Список литературы.

  1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.

  2. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

  3. Горская Н.А.Экология растений: 6 класс. Рабочая тетрадь. Изд.: Вентана-Граф, издательский центр 2010г.

  4. Генкель П.А. Физиология растений: Учеб.пособие по факультатив.курсу.М.:Просвещение,1985.-175с.,ил.

  5. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.-М.:Мнемозина,2010.-190с.:ил.

  6. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

  7. Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.ил

  8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.

  9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии). 

http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!