СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Экологию познаём в игре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа формировать экологическую культуру школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Экологию познаём в игре"»

Рассмотрено и решено Утверждаю

на заседании методсовета Директор школы___________

Протокол №1 от 31.08.2018 г Приказ №1 от 31.09.2018г









Авторская программа внеурочной деятельности

для 1-4 классов «Экологию познаём в игре»

на 2018-2019 учебный год.









Составитель: учитель МОУ

Шиковской СОШ

Пузанова В.В.учитель 1 категории














































Цель: формировать элементы экологической культуры у детей младшего школьного возраста с помощью игровых форм.

Задачи:

  1. Показать детям значимость изучения данного курса, создать условия для развития их познавательной активности.

  2. Дать представление об экологии и развивать интерес к экологическим проблемам нашего района. Повысить уровень эмоциональной отзывчивости на местные экологические проблемы.

  3. Дать ориентиры для критической оценки современной экологической ситуации.

  4. Сформировать умение разграничивать экологически- оправданное поведение человека от его нерационального отношения к окружающей среде.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий, игр в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Содержание программы курса «Экологию познаём в игре» направлено на:

 развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

 формирование представлений о природе как универсальной ценности;

 изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

 развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

 развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческой направленности;

  • принцип практической направленности.


Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Экологию познаём в игре» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Методы:

Словесные: беседа, рассказ.

Наглядные : демонстрация иллюстраций, наглядных пособий

Практический: экскурсия.

Формы: игра, практические занятия, ролевая игра, урок-путешествие.

Формы контроля. В конце каждого раздела проводится игра

« Составь загадку» для выявления качества его усвояемости.

Возраст детей: 7- 10

лет.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Экологию познаём в игре»





Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

  • классификации объектов;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;

  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.


Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Планируемые результаты.

Приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.


Перечень учебно-методического обеспечения.


-Голоса птиц, зверей, других животных (грамзаписи, фонограммы);

-звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада ) -классическая и современная музыка, записи, исполнение;

-литературные тексты о природе и т.п.

-кинофрагменты, теле- радио и др. записи.

Коллекции:

-насекомые;

-гербарии растений;

-коллекции полезных ископаемых.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • связь между человеком и природой;

  • экологическую ситуацию в своем селе;

  • исчезающие растения и животные своей местности;

  • правила поведения в природе.


Учащиеся будут уметь:

  • работать со справочной литературой;

  • вести наблюдения в природе;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • изготовлять кормушки для птиц;

  • оформлять результаты своей деятельности.


Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • любознательность;

  • усидчивость;

  • коммуникабельность;

  • организованность;

  • ответственность.






Содержание курса внеурочной деятельности «Экологию познаём в игре»

Тема 1 Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Планета земля в опасности.

Планета Земля- это огромный шар (большая часть земного шара покрыта водой- океанами и морями, кроме воды есть материки- твердая земля, суша, где живут люди); на планете Земля обитает много живых существ, всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Планета земля сейчас в опасности.

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

Тема 3. Воздух на земле.

Воздух- необходимое условие жизни. Свойства воздуха и использование их человеком. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения:рядом, находящиеся предприятия (Самаратрансгаз, Балаковская АЭС). Охрана воздуха.

Старокулаткинский Заповедник (наша река Избалык)

Тема 4. Живительная сила воды.

Вода на земле: родники, реки, озера,. Путешествие капельки (знакомство с круговоротом воды в природе). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества. Различные состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Использование воды человеком. Запасы пресной воды человеком. Вода в нашем доме.

Опытно-исследовательская деятельность: Участие в исследовательском конкурсе «Малая академия» Игра «Полей огород».

Краеведческие объекты: река Избалык, Мостячка., Шиковский пруд, множество родников. Игра: конкурс рисунков «Бережливым будь с водой и как только воду взял, хорошенько кран закрой».

Тема 5. Не топчи травку.

Бережное отношение к растительному покрову земли, к красоте , которую создают зеленые газоны.

Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».

Краеведческие объекты:Сад –Едунова поляна,.

Тема 6. Комнатные растения.

Сенполии,актус, бегония, папоротник. Их потребность во влаге: одним растениям- с мягкими, тонкими листьями- требуется много влаги- они родом из влажных мест, их надо часто поливать, другие- с плотными, толстыми листьями, стеблями- засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения (толстые стебли, листья, иногда колючки вместо листьев- это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию).

Опытно- исследовательская работа «Участие в Малой академии» Тема «Какую роль играют комнатные растения в жизни людей»

Тема 7. Как узнать растения.

Растения – это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы. Состояние растений при недостатке влаги, уметь помогать им. Выполнять трудовые действия: полив, рыхление, посадка. Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.

Тема 8. Лес- многоэтажный дом.

Деревья, кустарники, травянистые растения. Различие растений по стволам, веткам, плодам, листьям. Однолетние и многолетние растения.

Опытно-исследовательская работа: Сбор семян, листьев. Наблюдение за растениями на пришкольном участке.

Тема 9. Дары леса.

Разнообразное значение в жизни человека: оздоровительное, эстетическое, хозяйственное. Дары леса, их многообразие. Правила сбора грибов. Ядовитые и съедобные грибы.

Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». Игра: «Что растет в родном краю».

Краеведческие объекты: Лес «Ковш»,

Тема 10. Лекарственные растения.

Лекарственные растения их целебные свойства. Уход за растениями, способы ухода за ними. Сбор семян. Мать-и-мачеха, кипрей, ландыш, крапива, перечная мята, одуванчик, чабрец, календула, подорожник, валериана лекарственная.

Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу.

Тема 11. Придумай загадку.

Характерные признаки растений. Составление загадок.

Игра: «Составь загадку».

Тема 12. Любите землю- матушку.

Земля – источник плодородия. Разнообразие овощей, выращиваемых на огородах. Экскурсия на пришкольный участок. Приемы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами. Необходимость охраны почв.

Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве.

.Краеведческие объекты: пришкольный участок, поле.

Тема13. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.

Солнце- большая звезда. Солнце- источник света. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных. Солнце- источник тепла. Роль в жизни человека. Солнце и наше здоровье.

Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка.

Тема 14. В гостях у хозяйки Медной горы.

Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни – орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепление и др.).

Краеведческие объекты: Мелзавод-карьер

Тема 15. Придумай загадку.

Характерные признаки неживой природы. Отгадывание загадок.

Игра: «Составь загадку»

Тема 16. В речном царстве.

Река- сообщество водных и наземных растений и животных. Изменения на реке осенью. Чтение познавательной литературы о жизни рек.Исторический альманах

Исследовательская работа: «Малая академия» Тема-«Избалык»(река)

Краеведческие объекты: река Избалык.

Тема 17.Многообразие насекомых.

Насекомые- это животные, у которых 6 ног, 3 части тела (голова, брющко, грудь), ноги и крылья (если есть) прикреплены к груди. Многообразие насекомых. Значение насекомых. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Охрана насекомых.

Работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, жизненный цикл бабочки, маскировка насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук».

Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки»

Тема 18. Птицы осенью.

Общие отличительные особенности, поведение. Перелетные и зимующие птицы. Рассматривание энциклопедии «Птицы». Презентация «День птиц»

Тема 19. Птичья столовая.

Условия жизни птиц: свет, питание, воздух, тепло, вода. Значение птиц в жизни человека. Жизнь птиц в разные сезоны. Охрана птиц.

Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. (см. фото)

Тема 20. О коровах и поросятах.

Домашние животные, их многообразие. Значение животных в жизни человека. Жизнь домашних животных в разные сезоны. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, вода, тепло. Забота людей о домашних животных: заготовка корма, устройство жилище.

Рассказы о своих дом. жвотных (коровы, поросята, козы, куры, индюки) Тема 21.Обитатели леса.

Какие бывают животные. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью, у них 4 ноги, туловище, голова. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, тепло. Жизнь животных в разные сезоны. Хищные животные. Травоядные животные. Значение животных в жизни человека. Красная книга Ульяновской области животных. ( Открытый урок в Павловке)Охрана животных.

Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота».

Тема 22. Красная книга- сигнал опасности.

Растения и животные области, занесенные в Красную книгу.

Операция «Красная тетрадка»: изучить растения и животных родного края; не рвать редкие исчезающие растения; охранять все живое в родном крае.

Тема 23. Придумай загадку.

Характерные признаки животных. Составление загадок о животных.

Игра: «Составь загадку»

Тема 24. Природа и человек.

Как человек использует факторы природной среды (землю, воду, воздух, растения, животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепление и охраны здоровья. Человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания.

Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.

Игра: «Что получим из...»

«Азбука поведения в природе»-журнал, сделанный детьми.

Тема 25. Мы - друзья природы.

Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».

Коллективное творческое дело.

Краеведческие объекты: улицы села Шиковка.

Тема 26. Придумай загадку.

Составление загадок о правилах поведения в природе.

Тема 27. Я- человек.

Человек. Питание, дыхание, чувства, размножение, развитие. Отличие человека от животных и растений (разумность, гуманность)

Творческая деятельность: рисунки «Я- человек»

Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища.

Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу».

Тема 28. Откуда берутся болезни

Беседа с фельдшером Пузановой Р.С.

Тема 29. Чем люди отличаются друг от друга

Игра: «Мы все разные», «Найди себе пару», рисование портрета своего друга.

Тема 30. Придумай загадку.

Человек. Составление загадок по теме.

Тема 31. Все нужны на земле.

Внешне непривлекательные животные – лягушка, червяк, ящерица и тд. Их польза и ценность, значимость. Взаимосвязь в природе.

Опытно-исследовательская работа: польза червяка.

Тема 32. Конкурс знатоков природы.

Растения, животные, грибы, рыбы, здоровье человека, охрана природы.

Тема 33. По заповедным местам природы.

Охранные природные территории. Заповедники: Шиковский пруд. Мирские родники.

Тема 34. Защитим природу.

Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Шаховском поселении. территории. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.












Учебно-тематический план (34 часа)

Наименование темы

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие

1

1


2

Планета Земля в опасности

1

1


3

Воздух на земле

1

1


4

Живительная сила воды

1

1

1

5

Не топчите травку

1

1


6

Комнатные растения

1


1

7

Как узнать растения

1


1

8

Лес- многоэтажный дом.

1

1


9

Дары леса

1


1

10

Лекарственные растения.

1

1


11

Придумай загадку

1


1

12

Любите землю- матушку

1

1


13

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко

1

1


14

В гостях у хозяйки медной горы

1


1

15

Придумай загадку

1


1

16

В речном царстве

1


1

17

Многообразие насекомых

1

1


18

Птицы осенью

1

1


19

Птичья столовая

1


1

20

О коровах и поросятах

1

1


21

Обитатели леса

1

1


22

Красная книга- сигнал опасности

1

1


23

Придумай загадку

1


1

24

Природа и человек

1


1

25

Мы- друзья природы

1


1

26

Придумай загадку

1


1

27

Я- человек

1

1


28

Откуда берутся болезни

1


1

29

Чем люди отличаются друг от друга

1


1

30

Придумай загадку

1


1

31

Все нужны на земле

1


1

32

Конкурс знатоков природы

1


1

33

По заповедным местам природы

1


1

34

Защитим природу

1


1


Итого

34

14

20





Литература для детей

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Спб.: Детство-пресс, 2004.

  2. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.

  3. Зайцев Г. Уроки Айболита.- Спб.: Акцент,1996.

  4. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.

  5. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

  6. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

  7. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.

  8. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

  9. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.

  10. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.

  11. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.

  12. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

  13. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.

  14. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.

  15. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.

  16. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

  17. Энциклопедии серии «Обо всем на свете»: растения, комнатные растения, птицы, насекомые, человек, Земля.- Лондон: Дорлинг Киндерсли,1998.

  18. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.




Литература (для учителя)

  1. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание 2 класс. Метод. Рекомендации. М.: Просвещение, 1992.

  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.-М.: Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

  3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: Аркти, 1990.

  4. Занимательное природоведение.-М.: Омега, 1997.

  5. Мир природы и ребенок./ Под редакцией Л.М. Маневцовой, . П. Г.Соморуковой.СПб.: Акцидент, 1998.

  6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1999.

  7. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей.Минск: Асар,1999.

  8. Нестеров В.В. Зоовикторина.СПб.: Лань, 1997.

9. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: экология, растения, медицина, география, животные.-М.: ООО Издательство АСТ, 1997.

Интернет-ресурсы

  1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообра­зие России.

  2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).

  3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Об­щественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

  4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах

  5. zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.

  6. ecosystema.ru -- экологическое образование детейи изучение природы России.

  7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги





 Гипотеза

Если  целенаправленно и систематически создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся,  используя системно-деятельностный подход к обучению,  дети научатся самостоятельно ставить цели, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.