Рассмотрено и решено Утверждаю
на заседании методсовета Директор школы___________
Протокол №1 от 31.08.2018 г Приказ №1 от 31.09.2018г
Авторская программа внеурочной деятельности
для 1-4 классов «Экологию познаём в игре»
на 2018-2019 учебный год.
Составитель: учитель МОУ
Шиковской СОШ
Пузанова В.В.учитель 1 категории
Цель: формировать элементы экологической культуры у детей младшего школьного возраста с помощью игровых форм.
Задачи:
Показать детям значимость изучения данного курса, создать условия для развития их познавательной активности.
Дать представление об экологии и развивать интерес к экологическим проблемам нашего района. Повысить уровень эмоциональной отзывчивости на местные экологические проблемы.
Дать ориентиры для критической оценки современной экологической ситуации.
Сформировать умение разграничивать экологически- оправданное поведение человека от его нерационального отношения к окружающей среде.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий, игр в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы курса «Экологию познаём в игре» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческой направленности;
принцип практической направленности.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Экологию познаём в игре» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Методы:
Словесные: беседа, рассказ.
Наглядные : демонстрация иллюстраций, наглядных пособий
Практический: экскурсия.
Формы: игра, практические занятия, ролевая игра, урок-путешествие.
Формы контроля. В конце каждого раздела проводится игра
« Составь загадку» для выявления качества его усвояемости.
Возраст детей: 7- 10
лет.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Экологию познаём в игре»
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Планируемые результаты.
Приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.
Перечень учебно-методического обеспечения.
-Голоса птиц, зверей, других животных (грамзаписи, фонограммы);
-звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада ) -классическая и современная музыка, записи, исполнение;
-литературные тексты о природе и т.п.
-кинофрагменты, теле- радио и др. записи.
Коллекции:
-насекомые;
-гербарии растений;
-коллекции полезных ископаемых.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
связь между человеком и природой;
экологическую ситуацию в своем селе;
исчезающие растения и животные своей местности;
правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
работать со справочной литературой;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
изготовлять кормушки для птиц;
оформлять результаты своей деятельности.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
любознательность;
усидчивость;
коммуникабельность;
организованность;
ответственность.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экологию познаём в игре»
Тема 1 Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Планета земля в опасности.
Планета Земля- это огромный шар (большая часть земного шара покрыта водой- океанами и морями, кроме воды есть материки- твердая земля, суша, где живут люди); на планете Земля обитает много живых существ, всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Планета земля сейчас в опасности.
Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».
Тема 3. Воздух на земле.
Воздух- необходимое условие жизни. Свойства воздуха и использование их человеком. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения:рядом, находящиеся предприятия (Самаратрансгаз, Балаковская АЭС). Охрана воздуха.
Старокулаткинский Заповедник (наша река Избалык)
Тема 4. Живительная сила воды.
Вода на земле: родники, реки, озера,. Путешествие капельки (знакомство с круговоротом воды в природе). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества. Различные состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Использование воды человеком. Запасы пресной воды человеком. Вода в нашем доме.
Опытно-исследовательская деятельность: Участие в исследовательском конкурсе «Малая академия» Игра «Полей огород».
Краеведческие объекты: река Избалык, Мостячка., Шиковский пруд, множество родников. Игра: конкурс рисунков «Бережливым будь с водой и как только воду взял, хорошенько кран закрой».
Тема 5. Не топчи травку.
Бережное отношение к растительному покрову земли, к красоте , которую создают зеленые газоны.
Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».
Краеведческие объекты:Сад –Едунова поляна,.
Тема 6. Комнатные растения.
Сенполии,актус, бегония, папоротник. Их потребность во влаге: одним растениям- с мягкими, тонкими листьями- требуется много влаги- они родом из влажных мест, их надо часто поливать, другие- с плотными, толстыми листьями, стеблями- засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения (толстые стебли, листья, иногда колючки вместо листьев- это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию).
Опытно- исследовательская работа «Участие в Малой академии» Тема «Какую роль играют комнатные растения в жизни людей»
Тема 7. Как узнать растения.
Растения – это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы. Состояние растений при недостатке влаги, уметь помогать им. Выполнять трудовые действия: полив, рыхление, посадка. Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.
Тема 8. Лес- многоэтажный дом.
Деревья, кустарники, травянистые растения. Различие растений по стволам, веткам, плодам, листьям. Однолетние и многолетние растения.
Опытно-исследовательская работа: Сбор семян, листьев. Наблюдение за растениями на пришкольном участке.
Тема 9. Дары леса.
Разнообразное значение в жизни человека: оздоровительное, эстетическое, хозяйственное. Дары леса, их многообразие. Правила сбора грибов. Ядовитые и съедобные грибы.
Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». Игра: «Что растет в родном краю».
Краеведческие объекты: Лес «Ковш»,
Тема 10. Лекарственные растения.
Лекарственные растения их целебные свойства. Уход за растениями, способы ухода за ними. Сбор семян. Мать-и-мачеха, кипрей, ландыш, крапива, перечная мята, одуванчик, чабрец, календула, подорожник, валериана лекарственная.
Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу.
Тема 11. Придумай загадку.
Характерные признаки растений. Составление загадок.
Игра: «Составь загадку».
Тема 12. Любите землю- матушку.
Земля – источник плодородия. Разнообразие овощей, выращиваемых на огородах. Экскурсия на пришкольный участок. Приемы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами. Необходимость охраны почв.
Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве.
.Краеведческие объекты: пришкольный участок, поле.
Тема13. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.
Солнце- большая звезда. Солнце- источник света. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных. Солнце- источник тепла. Роль в жизни человека. Солнце и наше здоровье.
Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка.
Тема 14. В гостях у хозяйки Медной горы.
Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни – орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепление и др.).
Краеведческие объекты: Мелзавод-карьер
Тема 15. Придумай загадку.
Характерные признаки неживой природы. Отгадывание загадок.
Игра: «Составь загадку»
Тема 16. В речном царстве.
Река- сообщество водных и наземных растений и животных. Изменения на реке осенью. Чтение познавательной литературы о жизни рек.Исторический альманах
Исследовательская работа: «Малая академия» Тема-«Избалык»(река)
Краеведческие объекты: река Избалык.
Тема 17.Многообразие насекомых.
Насекомые- это животные, у которых 6 ног, 3 части тела (голова, брющко, грудь), ноги и крылья (если есть) прикреплены к груди. Многообразие насекомых. Значение насекомых. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Охрана насекомых.
Работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, жизненный цикл бабочки, маскировка насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук».
Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки»
Тема 18. Птицы осенью.
Общие отличительные особенности, поведение. Перелетные и зимующие птицы. Рассматривание энциклопедии «Птицы». Презентация «День птиц»
Тема 19. Птичья столовая.
Условия жизни птиц: свет, питание, воздух, тепло, вода. Значение птиц в жизни человека. Жизнь птиц в разные сезоны. Охрана птиц.
Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. (см. фото)
Тема 20. О коровах и поросятах.
Домашние животные, их многообразие. Значение животных в жизни человека. Жизнь домашних животных в разные сезоны. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, вода, тепло. Забота людей о домашних животных: заготовка корма, устройство жилище.
Рассказы о своих дом. жвотных (коровы, поросята, козы, куры, индюки) Тема 21.Обитатели леса.
Какие бывают животные. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью, у них 4 ноги, туловище, голова. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, тепло. Жизнь животных в разные сезоны. Хищные животные. Травоядные животные. Значение животных в жизни человека. Красная книга Ульяновской области животных. ( Открытый урок в Павловке)Охрана животных.
Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота».
Тема 22. Красная книга- сигнал опасности.
Растения и животные области, занесенные в Красную книгу.
Операция «Красная тетрадка»: изучить растения и животных родного края; не рвать редкие исчезающие растения; охранять все живое в родном крае.
Тема 23. Придумай загадку.
Характерные признаки животных. Составление загадок о животных.
Игра: «Составь загадку»
Тема 24. Природа и человек.
Как человек использует факторы природной среды (землю, воду, воздух, растения, животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепление и охраны здоровья. Человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания.
Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.
Игра: «Что получим из...»
«Азбука поведения в природе»-журнал, сделанный детьми.
Тема 25. Мы - друзья природы.
Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».
Коллективное творческое дело.
Краеведческие объекты: улицы села Шиковка.
Тема 26. Придумай загадку.
Составление загадок о правилах поведения в природе.
Тема 27. Я- человек.
Человек. Питание, дыхание, чувства, размножение, развитие. Отличие человека от животных и растений (разумность, гуманность)
Творческая деятельность: рисунки «Я- человек»
Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища.
Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу».
Тема 28. Откуда берутся болезни
Беседа с фельдшером Пузановой Р.С.
Тема 29. Чем люди отличаются друг от друга
Игра: «Мы все разные», «Найди себе пару», рисование портрета своего друга.
Тема 30. Придумай загадку.
Человек. Составление загадок по теме.
Тема 31. Все нужны на земле.
Внешне непривлекательные животные – лягушка, червяк, ящерица и тд. Их польза и ценность, значимость. Взаимосвязь в природе.
Опытно-исследовательская работа: польза червяка.
Тема 32. Конкурс знатоков природы.
Растения, животные, грибы, рыбы, здоровье человека, охрана природы.
Тема 33. По заповедным местам природы.
Охранные природные территории. Заповедники: Шиковский пруд. Мирские родники.
Тема 34. Защитим природу.
Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Шаховском поселении. территории. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.
Учебно-тематический план (34 часа)
№ | Наименование темы | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Планета Земля в опасности | 1 | 1 | |
3 | Воздух на земле | 1 | 1 | |
4 | Живительная сила воды | 1 | 1 | 1 |
5 | Не топчите травку | 1 | 1 | |
6 | Комнатные растения | 1 | | 1 |
7 | Как узнать растения | 1 | | 1 |
8 | Лес- многоэтажный дом. | 1 | 1 | |
9 | Дары леса | 1 | | 1 |
10 | Лекарственные растения. | 1 | 1 | |
11 | Придумай загадку | 1 | | 1 |
12 | Любите землю- матушку | 1 | 1 | |
13 | Солнышко, солнышко, выгляни в окошко | 1 | 1 | |
14 | В гостях у хозяйки медной горы | 1 | | 1 |
15 | Придумай загадку | 1 | | 1 |
16 | В речном царстве | 1 | | 1 |
17 | Многообразие насекомых | 1 | 1 | |
18 | Птицы осенью | 1 | 1 | |
19 | Птичья столовая | 1 | | 1 |
20 | О коровах и поросятах | 1 | 1 | |
21 | Обитатели леса | 1 | 1 | |
22 | Красная книга- сигнал опасности | 1 | 1 | |
23 | Придумай загадку | 1 | | 1 |
24 | Природа и человек | 1 | | 1 |
25 | Мы- друзья природы | 1 | | 1 |
26 | Придумай загадку | 1 | | 1 |
27 | Я- человек | 1 | 1 | |
28 | Откуда берутся болезни | 1 | | 1 |
29 | Чем люди отличаются друг от друга | 1 | | 1 |
30 | Придумай загадку | 1 | | 1 |
31 | Все нужны на земле | 1 | | 1 |
32 | Конкурс знатоков природы | 1 | | 1 |
33 | По заповедным местам природы | 1 | | 1 |
34 | Защитим природу | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 14 | 20 |
Литература для детей
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Спб.: Детство-пресс, 2004.
Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
Зайцев Г. Уроки Айболита.- Спб.: Акцент,1996.
Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
Энциклопедии серии «Обо всем на свете»: растения, комнатные растения, птицы, насекомые, человек, Земля.- Лондон: Дорлинг Киндерсли,1998.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
Литература (для учителя)
Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание 2 класс. Метод. Рекомендации. М.: Просвещение, 1992.
Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.-М.: Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: Аркти, 1990.
Занимательное природоведение.-М.: Омега, 1997.
Мир природы и ребенок./ Под редакцией Л.М. Маневцовой, . П. Г.Соморуковой.СПб.: Акцидент, 1998.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1999.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей.Минск: Асар,1999.
Нестеров В.В. Зоовикторина.СПб.: Лань, 1997.
9. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: экология, растения, медицина, география, животные.-М.: ООО Издательство АСТ, 1997.
Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.
ecosystema.ru -- экологическое образование детейи изучение природы России.
etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги
Гипотеза
Если целенаправленно и систематически создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся, используя системно-деятельностный подход к обучению, дети научатся самостоятельно ставить цели, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.