Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7»
Рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от _________________ | | УТВЕРЖДЕНА приказом № 01-07/ ____ от __________________ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 1 «А» классе
«Этика: азбука добра»
Гладкова Елена Павловна
ФИО учителя
2021-2022 учебный год
Ярославль
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является составной частью Основной образовательной программы начального общего образования школы № 7.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанных в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576.
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Особенности организации занятий:
- беседа;
- игровой практикум;
- ситуативная беседа-рассуждение;
- ситуативная беседа-игра;
- беседа-размышление;
- ситуативная игровая программа.
1. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям( определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
2. Содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Школьный этикет | 4 |
2 | Правила общения | 10 |
3 | О трудолюбии | 3 |
4 | О дружбе | 5 |
5 | Правила гигиены здоровья | 4 |
6 | Внешкольный этикет | 7 |
| Итого : 33 часа. |
3. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Школьный этикет | 4 ч. | | |
1 | Знакомство с «Маркизом Этикетом» | 1 | | |
2 | Правила поведения в школе | 1 | | |
3 | Перемена с увлечением | 1 | | |
4 | Как правильно вести себя за обеденным столом | 1 | | |
| Правила общения | 10 ч. | | |
5 | Добрый день. Здравствуйте. | 1 | | |
6 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | 1 | | |
7 | Поговорим о доброте | 1 | | |
8 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать. | 1 | | |
9 | Этикет. Мы познавая, дружно, весело играем! | 1 | | |
10 | Будьте здоровы! | 1 | | |
11 | По стране вежливых слов | 1 | | |
12 | Правильно ли мы говорим? | 1 | | |
13 | Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить. | 1 | | |
14 | Спеши творить добро людям | 1 | | |
| О трудолюбии | 3 ч. | | |
15 | К вам пришли гости | 1 | | |
16 | Эстетические хитрости застолья | 1 | | |
17 | Телефонный этикет | 1 | | |
| О дружбе | 5 ч. | | |
18 | Поприветствуем друг друга | 1 | | |
19 | Как вести себя в общественных местах | 1 | | |
20 | Гостеприимный хозяин | 1 | | |
21 | Без друга в жизни туго | 1 | | |
22 | Можно и не ссориться | 1 | | |
| Правила гигиены здоровья | 4 ч. | | |
23 | Порадовать близких – как это просто! | 1 | | |
24 | Твой труд дома | 1 | | |
25 | Учись учиться | 1 | | |
26 | Каждой вещи – своё место | 1 | | |
| Внешкольный этикет | 7 ч. | | |
27 | Правила поведения на улице | 1 | | |
28 | Правила поведения на дороге жизни | 1 | | |
29 | Мой путь от дома до школы | 1 | | |
30 | Час весёлого настроения | 1 | | |
31 | Правила безопасности при общении с животными | 1 | | |
32 | Чудо земли - хлеб | 1 | | |
33 | Люби книгу | 1 | | |
Анализ выполнения плана
Тема | Период |
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | | Учебный год |
| | | | | | | | | | | | Кол-во часов | % |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | | | | | | | | | | | | | | |