СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 

«ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ»

Возраст детей: 11-12 лет

Направленность: Проблемно-ценностное общение

Направление: Социальное

 

  1. Пояснительная    записка

Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни, средством хранения и передачи информации, связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

            Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств. И только свободное владение родным русским языком может быть основой каждого человека в жизни, в труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели поднимается уровень преподавания русского языка, усиливается практическая направленность обучения языку. Реализации этой же цели способствуют различные факультативные курсы, вводимые в современных школах.

В целях развития речи учащихся в 5 классах предлагается ввести факультативный курс ″Этикет общения и поведения″, целью которого является осознание учащимися речевой практики, формирование коммуникативных навыков, продумывание содержания речи и способов ее подачи в зависимости от ситуации общения, умение активно пользоваться в жизни формулами речевого этикета.

Понятие ″культура общения″ широкое, поэтому факультативный курс делится на два цикла:

  1. занятия по культуре речи;
  2. занятия речевого этикета.

Задачи курса.

Выделяются предметные и метапредметные задачи преподавания.

Предметными задачами преподавания курса в школе являются:

- воспитание у учащихся желания совершенствовать свою речь;

- развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей;

- развитие познавательной активности, стремления обращаться к словарям, читать книги о  

  языке, узнавать его историю;

- овладение учащимися нормами литературного языка;

- формирование умения точно и выразительно излагать свои мысли;

- обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, конструкциями, которые  

  Необходимы в повседневном общении между людьми;

- воспитание внимания, вдумчивого отношения к употреблению данных форм в речи, умение

  выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

            Метапредметными задачами работы, как и работы по русскому языку, являются:

- воспитание учащихся на материале данного курса;

- развитие их логического мышления;

- обучение умению самостоятельно пополнять знания;

- формирование УУД – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование  

  навыков чтения   и т.д.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ»»




ПРОГРАММА

внеурочной деятельности


«ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ»

Возраст детей: 11-12 лет

Направленность: Проблемно-ценностное общение

Направление: Социальное


  1. Пояснительная записка

Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни, средством хранения и передачи информации, связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств. И только свободное владение родным русским языком может быть основой каждого человека в жизни, в труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели поднимается уровень преподавания русского языка, усиливается практическая направленность обучения языку. Реализации этой же цели способствуют различные факультативные курсы, вводимые в современных школах.

В целях развития речи учащихся в 5 классах предлагается ввести факультативный курс ″Этикет общения и поведения″, целью которого является осознание учащимися речевой практики, формирование коммуникативных навыков, продумывание содержания речи и способов ее подачи в зависимости от ситуации общения, умение активно пользоваться в жизни формулами речевого этикета.

Понятие ″культура общения″ широкое, поэтому факультативный курс делится на два цикла:

  1. занятия по культуре речи;

  2. занятия речевого этикета.

Задачи курса.

Выделяются предметные и метапредметные задачи преподавания.

Предметными задачами преподавания курса в школе являются:

- воспитание у учащихся желания совершенствовать свою речь;

- развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей;

- развитие познавательной активности, стремления обращаться к словарям, читать книги о

языке, узнавать его историю;

- овладение учащимися нормами литературного языка;

- формирование умения точно и выразительно излагать свои мысли;

- обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, конструкциями, которые

Необходимы в повседневном общении между людьми;

- воспитание внимания, вдумчивого отношения к употреблению данных форм в речи, умение

выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

Метапредметными задачами работы, как и работы по русскому языку, являются:

- воспитание учащихся на материале данного курса;

- развитие их логического мышления;

- обучение умению самостоятельно пополнять знания;

- формирование УУД – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование

навыков чтения и т.д.

Основные направления работы факультативного курса:

- овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения,

словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений,

употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой

принадлежностью;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

Посещение факультатива по желанию, отсутствие оценок позволяет учащимся чувствовать себя на занятиях более свободно и раскрепощенно, чем на обычных уроках, исчезает страх высказывать свободно свою точку зрения. Это в свою очередь позволяет вводить на этих занятиях нетрадиционные формы работы:

-так как основой для занятий по культуре речи является основной курс русского языка, то одной из форм работы является языковедческий эксперимент и сопоставление языкового материала;

-кроме того, что учащиеся пользуются словарной литературой, они сами составляют словари. Например, при изучении трудностей в области словообразования, учащиеся составляют «Словарь детских слов», при изучении правил речевого этикета - этикетные словари, куда входят слова, выражающие способы обращения, выражения благодарности, одобрения, несогласия и т.д.;

-одна из форм работы – организация дискуссий. Чаще всего основой дискуссии является высказывание какого-либо языковеда или писателя;

-некоторые задания выполняются на конкурсной основе. Например, конкурс пословиц и поговорок на определенную тему, или конкурсное домашнее задание к занятию по теме «Вежливость речи» - найти «вежливые слова» в сказке «Царевна Лягушка»: кто, в какой ситуации их произносит, как они характеризуют героя;

-при рассмотрении вопроса о мимике и жестах как помощниках устного слова используется пантомима;

-одна из распространенных форм работы на занятиях – инсценирование: отрывков из художественных произведений, где необходимо передать общий тон происходящей беседы, сохранить интонации, присущие каждому герою; инсценировка форм приветствия в русском языке и у народов других стран мира. Также проигрываются диалоги, предлагаемые учителем или составленные самими учащимися;

- творческие работы учащихся: сочинения и иллюстрации на языковедческие темы;

-при проведении занятия по теме «Если вы покупатель» - экскурсия в магазин с целью наблюдения за поведением покупателей и продавцов. Естественно, что основной акцент делается на речевую сторону общения обеих сторон.

Такие занятия помогают учителю развить как можно больший интерес учащихся к своему предмету. С детьми, посещающими факультативный курс, легче и интересней работать на уроках. На факультативных занятиях учащиеся получают возможность проявить свои способности и развить их.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа рассчитана на 35 часов.

Режим занятий: 1 час в неделю

Форма организации занятий: коллективная, индивидуальная, групповая.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.


  1. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

Вводное занятие цикла «Культура речи».

1

Что такое речь? Значение речи для человека.

1

Разновидности устной речи. Диалог и монолог.

1

Помощники устного слова. Мимика и жесты.

1

Какую речь хочется слушать. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, тон.

1

«Ударение подобно биению сердца…».

1

Лексика.

1

Словообразование: корень - «сердцевина слова», как «работают» приставки и суффиксы. Как дети придумывают «неправильные» слова.

1

История о «глокой куздре».



1

Как запятая судьбу решала. Синтаксис и пунктуация.


1

Правильность речи.


1


Выразительность речи.


1


Речевой аспект изучения глагола.

2

Речевой аспект изучения имени существительного.

2

Речевой аспект изучения имени прилагательного.

2


Наш календарь.


1

Из истории географических названий.


1


Заключительное занятие по циклу «Культура речи».


1


Вводное занятие по речевому этикету.


1

Способы обращения, приветствия в русском языке.


1

Способы выражения согласия и несогласия в русском языке.


1

Побеседуем о беседе.

2

«Мы едем, едем, едем…»



1

У меня зазвонил телефон.



1

Если вы – покупатель.

2

Шестое чувство, или что такое такт.



1

Сорока стрекочет – гостей пророчит.



1

«На тебе, Боже, что мне негоже…», или каким должен быть подарок.

1

Ты у себя дома.


1

Итоговое занятие. Задание на лето.



1


  1. Содержание изучаемого курса

Вводное занятие цикла «Культура речи».

Знакомство учащихся с целями и задачами курса, с его содержанием. Проблема культуры речи и речевого этикета.

Что такое речь? Значение речи для человека.

Речь как индивидуальная характеристика человека.

Разновидности устной речи. Диалог и монолог.

Понятие о диалоге и монологе как разновидностях устной речи. Умение пользоваться в речи диалогом и монологом. Составление диалогов и монологов на заданную тему.

Помощники устного слова. Мимика и жесты.

Понятие о мимике и жестах. Умение пользоваться мимикой и жестами для достижения цели разговора. Разыгрывание немых сценок, диалогов с использованием мимики и жестов. Создание рисунков.

Какую речь хочется слушать. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, тон.

Наблюдения за собственной речью и речью окружающих людей. Анализ речевых ситуаций.

«Ударение подобно биению сердца…».

Орфоэпические нормы.

Лексика.

Углубление знаний о лексикологии, о синонимах и антонимах, о многозначных словах и омонимах. Ошибки в употреблении слов. Работа со словарями.

Словообразование: корень - «сердцевина слова», как «работают» приставки и суффиксы. Как дети придумывают «неправильные» слова.

Закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова, о каждой значимой его части. Явления синонимии и антонимии у приставок. Многозначность суффиксов. Предупреждение ошибок при образовании новых слов.

История о «глокой куздре».

Понятие о морфологии. Морфологические признаки разных частей речи.

Как запятая судьбу решала. Синтаксис и пунктуация.

Расширение знаний учащихся о словосочетании. Совершенствование умений и навыков расстановки знаков препинания в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности, совершенствование умений и навыков расстановки знаков препинания внутри предложения.

Правильность речи.

Понятие правильности речи. Языковые нормы, соотносящиеся с правилами произношения, ударения, словообразования, формообразования, построения предложения. Умение строить речь по действующим языковым нормам.

Выразительность речи.

Понятие выразительности речи. Способы создания выразительной речи. Выразительные возможности фонетических, лексических и грамматических единиц. Эстетическая роль эпитетов, метафор, сравнений.

Речевой аспект изучения глагола.

Лексико-семантические группы глаголов. Образование видо-временных форм глагола. Нормативное употребление глагольных форм (орфоэпические, морфологические и синтаксические нормы).

Речевой аспект изучения имени существительного.

Явления синонимии и антонимии в области существительных. Несклоняемые имена существительные, категория рода несклоняемых существительных.

Речевой аспект изучения имени прилагательного.

Формирование точности речи при употреблении прилагательных. Явления синонимии и антонимии в области прилагательных. Полные и краткие формы имен прилагательных.

Наш календарь.

История названий месяцев, зимних праздников. Исследовательские работы учащихся.

Из истории географических названий.

Истории некоторых географических названий. Исследовательские работы учащихся.

Заключительное занятие по циклу «Культура речи».

Повторительно-обобщающее занятие.

Вводное занятие по речевому этикету.

Понятие о речевом этикете. Понятие вежливой речи. Способы выражения вежливости.

Способы обращения, приветствия в русском языке.

Способы обращения, приветствия в русском языке. Проигрывание речевых ситуаций.

Способы выражения согласия и несогласия в русском языке.

Умение выражать одобрение собеседнику и несогласие с ним.

Побеседуем о беседе.

Правила ведения беседы. Составление памятки «Рекомендации хорошему собеседнику». Проигрывание диалогов.

«Мы едем, едем, едем…»

Правила поведения в общественном транспорте.

У меня зазвонил телефон.

Правила ведения беседы по телефону.

Если вы – покупатель.

Урок – экскурсия. Наблюдение за поведением покупателей и продавцов.

Проигрывание речевых ситуаций. Создание памятки вежливого покупателя.

Шестое чувство, или что такое такт.

Понятие такта. Обсуждение жизненных ситуаций. Проигрывание речевых ситуаций. Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Правила приема гостей и правила поведения в гостях.

«На тебе, Боже, что мне негоже…», или каким должен быть подарок.

Понятие о подарке. Виды подарков. Правила дарения и принятия подарков. Обсуждение речевых ситуаций.

Ты у себя дома.

Правила домашнего поведения.

Итоговое занятие. Задание на лето.

Подведение итогов.


  1. Методическое обеспечение внеурочной деятельности

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

  • наглядный (презентация темы, иллюстраций, работа по образцу и др.)

  • практический (составление памяток, инструкций, выполнение упражнений, проигрывание ситуаций и т.д.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм

работы

  • групповой – организация работы в группах

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


  1. Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Теоретические знания по основным разделам учебно-методического плана программы выявляются посредством опроса, тестирования и наблюдений. Владение специальной терминологией - с помощью собеседования. Практические умения и навыки, предусмотренные программой, выявляются при самостоятельной работе. Творческие навыки - посредством системы заданий и наблюдений за детьми.


  1. Ожидаемые результаты

Личностные результаты освоения программы курса:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования.

  2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения курса:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  2. Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации).

  3. Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров.

  4. Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

  5. Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

  6. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

  7. Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

  8. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и

коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и

адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  1. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация).

  2. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

  3. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

  4. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

  5. Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

  6. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

  7. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

  8. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты освоения курса:

1. Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального

языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка

межнационального общения; о связи языка и культуры народа.

  1. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.

  2. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  3. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

  4. Осознание эстетической функции языка.

  5. Осознание учащимися речевой практики.

  6. Осознание необходимости продумывания содержания речи и способов ее подачи в зависимости от ситуации общения.

  7. Умение активно пользоваться в жизни формулами речевого этикета.



VI. Список литературы

Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.

Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997.

Крысин Л. П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — М.. 1981.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова С. И. Речевой этикет. — М., 1995.

Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. — М., 1976.

Мирозоян А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск. 2000.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!