Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 города Димитровграда Ульяновской области»
Еткарева Татьяна Геннадиевна
Программа внеурочной деятельности «Это все мое, родное - и тропинка, и лесок…»
В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Необходимость программы «Мой край» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.
Успешное овладение знаниями в любом классе специальной - коррекционной общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Хорошо организованная внеурочная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.
Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеурочные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных обучающихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме.
Творческий подход к организации внеурочной работы по предмету поможет обучающимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только жителей своего города, но и с культурой народов других населённых пунктов Ульяновской области.
На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, обучающиеся знакомятся с историей и богатствами своего города и Ульяновской области, его многонациональным населением, с художественным наследием русского народа.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой родине.
Образовательные задачи:
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
воспитание нравственных качеств личности: любви к своей малой родине и её прошлому, освоение многовекового культурного наследия русского народа через игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения;
создание условий для творчества обучающихся и их самовыражения.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на
следующих общедидактических принципах:
принцип развивающего обучения;
принцип научности;
принцип наглядности;
принцип добровольного участия;
принцип сотрудничества;
принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
сознательность и активность;
принцип занимательности;
принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
принцип воспитания каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
принцип культуросообразности;
принцип деятельностного подхода.
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (34 недели) – 34 занятия.
Виды деятельности:
теоретические - тематические (рассказ, сообщение, беседа, лекция, с использованием мультимедийной презентации);
практические (тематические конкурсы, написание сочинений – миниатюр, экскурсии, подготовка сообщений);
творческие работы: рисунки, оформление фотоколлажей после каждой темы.
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщений, сочинений-миниатюр).
Содержание программы.
История родного города. Краеведение как наука о родном крае. Экскурсия в историю города Димитровграда. «День рождения моего города». Обзорная автобусная экскурсия по родному городу. Создание фотоколлажа «Мой город».
Предприятия города Димитровграда. ГНЦ НИИАР. Экскурсия в информационный центр ГНЦ НИИАР. Экскурсия на Димитровградский автоагрегатный завод.
Достопримечательности и памятники Балаково. Драматический театр им. Островского. Артисты театра. Посещение спектакля. Православный праздник - Крещение. Посещение храма. Дом-усадьба Марковых. Дом В.И. Чапаева. Герой гражданской войны В.А. Чапаев. Краеведческий музей города. «Предметы быта старины глубокой». «Из глубины веков». «Детство, опаленное войной». Жители города в годы войны. Обелиск воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны. Письмо ветерану. Викторина «Достопримечательности и памятники Димитровграда».
По просторам Ульяновской области. Конкурс рисунков «По просторам Ульяновской области». Отчётная презентация.
Личностные и предметные результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности.
Личностные.
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
осознавать значимость краеведения для личного развития;
формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь работать самостоятельно;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать результаты поиска;
отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о ветеранах войны и труда;
ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);
составлять сочинение-миниатюру;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
высказывать своё суждение о проведенных беседах;
участвовать в конкурсах сочинений и рисунков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки.