СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предназначена для обучения учащихся 3 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Она составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой. Учебная программа. 2–4 классы. Москва, Вита, 2015. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации;

  • Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35%  россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и  непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.

Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в школе.

Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

Современная начальная школа обучает детей читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Цель обучения: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции.

  2. Развитие экономического образа мышления.

  3. Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.

  4. Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Методы обучения

При изучении программы предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач:

  1. Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответ­ствует количеству задач.

  2. Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соот­ветствующие номеру задачи.

  3. Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за­дачу (задачи), соответствующую их номерам.

  4. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представ­ляет свою задачу остальным членам команды.

  5. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения за­дач, в которых они не были экспертами.

«Один два вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вы­рабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного от­дыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится верши­ной вниз.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в клас­се, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чёт­ко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по со­держанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса – вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определе­ние цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 4 классов находятся на раз­ных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных изме­рительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, резуль­таты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных уче­ников. Игра проходит по следующим правилам:

  1. У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

  2. Право ответа на вопрос покупается.

  3. Стартовая цена простого вопроса – 5 баллов, сложного – 10 бал­лов.

  4. Цена может меняться с шагом 5 баллов.

  5. Окончательная цена определяется в результате торгов.

  6. При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном – вычитается.

  7. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количе­ства участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Виды контроля: текущий, итоговый.


Место учебного курса в учебном плане

Занятия проводятся 1раз в неделю, всего 34 часа в год.

Формы проведения занятий: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, проект, творческая познавательная игра, исследование, игра, презентация.









Содержание кружка внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

Раздел 1. Доходы (8 ч)

Что такое доходы?

Доходы как денежные поступления в семью. Труд как основной источник доходов семьи.

Откуда в семью приходят доходы?

Источники дохода: заработная плата, премия, наследство, выигрыш в лотерею, стипендия, пенсия, пособие по уходу за ребёнком, доход от аренды имущества, доход от банковского вклада.

Какими бывают доходы?

Регулярные и нерегулярные доходы. Способы увеличения доходов. Чем полезны умения создавать новое, постоянно учиться, договариваться с людьми? Могут ли деньги быть мерилом успеха человека?

Раздел 2. Расходы (10 ч)

Что такое расходы?

Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение необходимых потребностей и желаний человека. Направления расходов: обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные, ежегодные, переменные. Расходы планируемые и непредвиденные.

Куда уходят деньги в семье?

Может ли человек обойтись без расходов? Могут ли доходы удовлетворить все желания и потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает того, что он имеет?

Какими бывают расходы?

Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются обязательными, регулярными, повседневными? Какова доля расходов различных видов в бюджете средней российской семьи? Как сокращать необязательные расходы?

Ловушки денежных долгов

Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. От чего зависит финансовое благосостояние современного человека? Почему во всех финансовых отношениях важно соблюдать установленные сроки, правила, договорённости?

Промежуточная диагностическая работа. Проверка знаний.

Раздел 3. Экономия, сбережения и накопления (16 ч)

Как стать бережливым и экономным человеком?

Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к труду людей. Экономное расходование средств и бережливое отношение к деньгам как способы сокращения расходов. Экономное расходование денег на покупки. Экономное расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение платы за коммунальные услуги.

Как грамотно копить деньги?

Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления денег. Условия и правила накопления денег.

Учебные проекты. Проект.

Итоговая диагностическая работа. Проверка знаний.









































Планируемые результаты освоения кружка внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

Предметные результаты:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.










Критерии оценивания

Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!