Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания, нацеленные на:
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания:
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».
Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование».
Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты |
Доходы и расходы семьи | 12 | Финансовая грамотность в современном мире | 1 | Финансовая грамотность в современном мире. Чему вы можете научиться на уроках финансовой грамотности? | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | осознание себя как члена семьи, общества и государства |
Насколько важны деньги | 1 | Роль денег для каждого человека. Психология «богатого» и «бедного» | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата П: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний | Осознание себя как члена семьи, общества и государства |
История денег – история человечества | 1 | Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Виды денег | 1 | Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги | К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме | 1 | Составление задач с денежными расчётами. | К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Почему деньги теряют свою покупательную способность | 1 | Инфляция, как уберечь деньги от инфляции | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Доходы семьи | 1 | Источники доходов семьи. Виды заработной платы | К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи |
Расходы семьи | 1 | Расходы семьи: обязательные, желательные и лишние | К: формировать навыки самостоятельной работы Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Расчет расходов семьи на условных примерах | 1 | Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Что позволяет семье снизить расходы | 1 | воздействие рекламы и промоакций на принятие ре- шений о покупке | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных |
Семейный бюджет | 1 | Бюджет - план доходов и расходов. Долги | К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Составление бюджета семьи на условных примерах | 1 | Бюджет - план доходов и расходов | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 4 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов | К: формировать навыки самостоятельной работы Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи |
Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни | 1 | Страхование. Страховая компания. Страховой полис | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни? | 1 | Страхование. Страховая компания. Страховой полис | К: владеть навыками диалогической речи Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания | Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение |
Страхование | 1 | Страхование. Страховая компания. Страховой полис | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 | Налоги. Виды налогов | 1 | Налоги – обязательные платежи, собираемые государством. Виды налогов. Организация сбора налогов | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Налоги в моей семье | 1 | Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз | К: владеть навыками диалогической речи Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Социальные выплаты | 1 | Пособие. Пенсия. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице | К: формировать навыки самостоятельной работы Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Социальные пособия в моей семье | 1 | Пособие. Пенсия. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Государство – это мы | 1 | Направления государственных расходов | К: владеть навыками диалогической речи Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 | Банки. Виды банков. Банковские услуги | 1 | Банки. Виды банков. Банковские услуги | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Вклады (депозиты) | 1 | Зависимость процентной ставки от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | уметь использовать знания в реальной жизни |
Кредит | 1 | Процентная ставка по кредитам. Условия выдачи кредита | К: формировать навыки самостоятельной работы Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | уметь использовать знания в реальной жизни |
Сохранение вашего богатства | 1 | Виды инвестиций семьи | К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым её изменить Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. П: выделять существенную информацию из текстов разных видов | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Профессии банковской сферы | 1 | Профессии банковской сферы | К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Банковская карта: плюсы и минусы | 1 | Принцип работы пластиковой карты | К: владеть навыками диалогической речи Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи |
Значение работы банков для потребителей | 1 | Значение работы банков для потребителей | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и кпреодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Собственный бизнес | 1 | Бизнес. Малый бизнес | К: формировать навыки самостоятельной работы Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана | 1 | Разработка бизнес- плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса | К: формировать навыки самостоятельной работы Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала | уметь использовать знания в реальной жизни |
Валюта разных стран | 1 | Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. | К: управлять своим поведением, оценивать свои действия Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов |
Благотворительность. Кому нужна благотворительность | 1 | Благотворительность. | К: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Р: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом П: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Личный финансовый план | 1 | Личный финансовый план | К: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников П: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи | уметь использовать знания в реальной жизни |
Что такое финансовая грамотность | 1 | Финансовая грамотность | 1 | Итоговая работа по курсу | К: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Р: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом П: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности |