СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза Ситника Григория Степановича

муниципального образования Тимашевский район





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 29 августа 2020 года протокол № 1

Председатель ___________ Т.П.Волошина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Тип программы: тематическая

Наименование: Финансовая грамотность

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 12 - 13 лет

Составитель: Волкова Нина Витальевна



Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 (с изменениями)


1. Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

  • понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,

  • сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • участие в принятии решений о семейном бюджете.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания, нацеленные на:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

  • умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск

  • информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграмм;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания:

  • осознание роли основ финансовой грамотности в познании окружающего мира;

  • освоение системы знаний о доходах, расходах, рисках, личных финансах, на основе которых формируется экономический образ мышления учащихся;

  • использование полученных умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


2. Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (12 часов).

Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»; Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег». Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).

Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов). Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»; Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес- плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час). Защита проектов по курсу «Финансовая грамотность».


3.Тематическое планирование курса

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД (П);

коммуникативные УУД (К);

регулятивные УУД (Р)

Личностные результаты

Доходы и расходы семьи

12

Финансовая грамотность в современном мире

1

Финансовая грамотность в современном мире. Чему вы можете научиться на уроках финансовой грамотности?

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности.

П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

осознание себя как члена семьи, общества и государства

Насколько важны деньги

1

Роль денег для каждого человека. Психология «богатого» и «бедного»

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата

П: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний

Осознание себя как члена семьи, общества и государства

История денег – история человечества

1

Деньги. Обмен. Товарные деньги.

Символические

деньги. Драгоценные металлы. Монеты.

Купюры.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к

мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Виды денег

1

Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.

Фальшивые деньги

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме

1

Составление задач с денежными расчётами.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

П: выделять существенную информацию из текстов разных видов

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Почему деньги теряют свою покупательную способность

1

Инфляция, как уберечь деньги от инфляции

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Доходы семьи

1

Источники доходов семьи.

Виды заработной платы

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи

Расходы семьи

1

Расходы семьи: обязательные, желательные и лишние

К: формировать навыки самостоятельной работы Р: применять методы

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Расчет расходов семьи на условных примерах

1

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги.

Коммунальные услуги

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Что позволяет семье снизить расходы

1

воздействие рекламы и промоакций на принятие ре-

шений о покупке

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных

Семейный бюджет

1

Бюджет - план доходов и расходов. Долги

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Составление бюджета семьи на условных примерах

1

Бюджет - план доходов и расходов

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее

эффективных способов решения задач

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

4

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов

К: формировать навыки самостоятельной работы

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи

Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни

1

Страхование. Страховая компания. Страховой полис

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?

1

Страхование. Страховая компания. Страховой полис

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение

Страхование

1

Страхование. Страховая компания. Страховой полис

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности

П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Семья и государство: как они взаимодействуют

5

Налоги. Виды налогов

1

Налоги – обязательные платежи, собираемые государством. Виды налогов. Организация сбора налогов

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Налоги в моей семье

1

Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Социальные выплаты

1

Пособие. Пенсия.

Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице

К: формировать навыки самостоятельной работы

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Социальные пособия в моей семье

1

Пособие. Пенсия. Стипендия.

Больничный лист. Пособие по безработице

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Государство – это мы

1

Направления государственных расходов

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

Банки. Виды банков. Банковские услуги

1

Банки. Виды банков. Банковские услуги

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Вклады (депозиты)

1

Зависимость процентной ставки от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств.

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее

эффективных способов решения задач

уметь использовать знания в реальной жизни

Кредит

1

Процентная

ставка по кредитам. Условия выдачи кредита

К: формировать навыки самостоятельной работы

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

уметь использовать знания в реальной жизни

Сохранение вашего богатства

1

Виды инвестиций семьи

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым её изменить

Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

П: выделять существенную информацию из текстов разных видов

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Профессии банковской сферы

1

Профессии банковской сферы

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее

эффективных способов решения задач

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Банковская карта: плюсы и минусы

1

Принцип работы пластиковой карты

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи

Значение работы банков для потребителей

1

Значение работы банков для потребителей

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и кпреодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Собственный бизнес

1

Бизнес. Малый бизнес

К: формировать навыки самостоятельной работы

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана

1

Разработка бизнес- плана. Стартовый капитал.

Организации по поддержке малого бизнеса

К: формировать навыки самостоятельной работы

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

уметь использовать знания в реальной жизни

Валюта разных стран

1

Валюта. Валютный курс.

Обменный пункт. Валютный вклад.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных

интересов

Благотворительность. Кому нужна благотворительность

1

Благотворительность.

К: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Р: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом П: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать

суждения, подтверждая их фактами

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной

деятельности

Личный финансовый план

1

Личный финансовый план

К: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Р: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников

П: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи

уметь использовать знания в реальной жизни

Что такое финансовая грамотность

1

Финансовая грамотность

1

Итоговая работа по курсу

К: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Р: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом П: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе

образовательной деятельности


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей точных наук СОШ №3

от 28.08 2020 года № 1

___________ С.Н. Онищенко


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________ Л.Г. Рожкова


28.08 2020 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!