СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-9 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации  программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-9 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Отдел образования администрации Волгодонского района

‌‌Ростовской области‌‌

МБОУ: Морозовская ООШ



РАССМОТРЕНО

на заседании Методического Совета

________________________

ФИО

Протокол №1 от 29.08.2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ: Морозовская ООШ

________________________

ФИО

Приказ №120 от 29.08.2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 5-9 классов












хутор Морозов‌

2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.

Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.

Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.

Задачи реализации внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»:

формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;

развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;

развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;

создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Внеурочная деятельность «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика», «География».


Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данной внеурочной деятельности является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.


Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.


Условия реализации программы

Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:

• внедрении современных требований;

• четкой постановке целей;

• целесообразном планировании расхода времени;

• осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;

• учета возрастных и психологических особенностей детей;

• создания благоприятного психологического климата на занятии.


Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

· педагогическое наблюдение;

· определение уровня эрудиции обучаемых

· учет результативности участия обучаемых в школьных и всероссийских мероприятиях по финансовой грамотности

· участие обучающихся во Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи

· участие в сессиях онлайн-уроков финансовой грамотности

· участие во Всероссийских Олимпиадах финансовой грамотности.

    1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

· осуществлении обучающимися анализа, прогноза проблемных ситуаций, практических задач, кейсов;

· изучении специализированной литературы;

· просмотре и обсуждении кейсов и жизненных ситуаций.

Сроки и этапы реализации программы

Общее число часов, отведённых на изучение внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», — 167 часов (один час в неделю в каждом классе):

5 класс – 33 часа;

  1. класс — 33 часа

  2. класс — 34 часа;

8 класс – 34 часа;

9 класс – 33 часа.

К рабочей программе прилагается лист корректировки (приложение №1).

Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

5 класс (33 часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» «Деньги». «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». «Доходы семьи». «Расходы семьи». «Предметы первой необходимости». «Товары длительного пользования». «Услуги. Коммунальные услуги». «Семейный бюджет». «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

«Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». «Страхование». «Страховая компания. Страховой полис». «Страхование имущества, здоровья, жизни». «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

«Налоги». «Виды налогов». «Социальные пособия». «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 часов).

«Как спасти деньги от инфляции». «Банковские услуги». «Вклады (депозиты)». «Кредит. Залог «Собственный бизнес». «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».. Решение логических задач «Валюта в современном мире». «Валюта разных стран «Благотворительность». «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

6 класс (33 часа)

Раздел 1. Финансовое планирование – 17 часов

Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.

Раздел 2. Финансовые решения в семье – 16 часов

Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.



Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

7 класс (34 часа)

Раздел 1. Экономическая активность личности (10 часов)

Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный интеллект. Задачи начинающего предпринимателя. Особенности предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством. Самозанятость.

Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты.

Раздел 2. Деньги в повседневной жизни (10 часов)

Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищно-коммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые технологии и семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.

Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг (14 часов)

Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке финансовых услуг. Финансовый договор. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации. Финансовые и налоговые консультанты. Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг.


Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

8 класс (34 часа)

Раздел 1. Банковские услуги (10 часов)

Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков.

Раздел 2. Услуги небанковских организаций (12 часов)

Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов.

Раздел 3. Страховые услуги (12 часов)

Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.


Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

9 класс (33 часа)

Раздел 1. Капитал и инвестиции (11 часов)

Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал. Способы и сферы инвестирования. Участники финансовых отношений. Основы инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование. Ценные бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы финансового здоровья. Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы государственного инвестирования. Государственная поддержка молодёжи.

Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе (12 часов)

Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой след. Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги. Роботизация и финансы. Особенности работы с финансовой информацией. Персональные данные. Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая валюта. Риски цифровых технологий для потребителя.

Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества (10 часов)

Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг. Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав потребителя финансовых услуг. Телефонное мошенничество. Кибермошенничество. Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража персональных данных. Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами. Страховое мошенничество. Незаконный перевод пенсионных накоплений. Защита от мошенников. Защита при работе с цифровыми устройствами.



Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования


Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания тем по формированию финансовой культуры в основной школе.

Планируемые результаты и содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по организации финансовой грамотности в общеобразовательной школы.

Личностные результаты

Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.



Метапредметные результаты

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.



Тематическое планирование 5 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Раздел 1. Доходы и расходы семьи-10 часов

1

Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность?

1

06.09.2024

www.azbukafinansov.ru


http://www.uchportal.ru/load/136


Вашифинансы – портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru)


Урок финансовой грамотности в 5 классе с презентацией (ped-kopilka.ru)


http://www.gorodfinansov.ru


http://www.uchportal.ru/load/136


http://fingram26.ru/


вашифинансы.рф

Уроки по финансовой грамотности (kopilkaurokov.ru)


2

Деньги. Драгоценные металлы.

1

13.09.2024

3

Монеты. Купюры.

1

20.09.2024

4

Доходы семьи.

1

27.09.2024

5

Расходы семьи

1

04.10.2024

6

Предметы первой необходимости

1

11.10.2024

7

Товары длительного пользования

1

18.10.2024

8

Услуги. Коммунальные услуги

Мини-исследование «Каковы источники доходов современной молодежи»

1

25.10.2024

9

Семейный бюджет.

1

08.11.2024

10

Долги. Сбережения. Вклады

1

15.11.2024

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься-6 часов

11

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

22.11.2024

http://dni-fg.ru/


http://www.fgramota.org/


www.azbukafinansov.ru


https://www.asv.org.ru/


www.sluchay.ru


http://elsfbk.ru/projects/


http://www.хочумогузнаю.рф/

https://www.youtube.com/watch?v=EwZsAknI-90&feature=emb_logo

12

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов

1

29.11.2024

13

Страхование. Страховая компания.

1

06.12.2024

14

Страховой полис

1

13.12.2024

15

Страхование имущества, здоровья, жизни

1

20.12.2024

16

Принципы работы страховой компании.

Мини-исследование «Как в Росии (или хуторе) чаще всего используется материнский капитал»

1

27.12.2024

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют-5 часов

17

Налоги

1

10.01.2025

www.naloq.ru


http://dni-fg.ru/


Анимированная презентация для учащихся 5-7 классов "Что такое налоги" – портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru)

18

Виды налогов

1

17.01.2025

19

Социальные пособия

1

24.01.2025

20

Социальные выплаты

1

31.01.2025

21

Государство – это мы.

Мини-исследование «Налоги в Древнем мире (на примере одного из государств Древнего мира по выбору)»

1

07.02.2025

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье- 11 часов

22

Как спасти деньги от инфляции

1

14.02.2025

http://www.finprosto.ru/


http://финграмотностьвшколе.рф/


http://elsfbk.ru/projects/


http://финграмота22.рф/


http://fingram26.ru/


https://fingram34.ru/


http://dni-fg.ru/

http://www.uchportal.ru/load/136

23

Банковские услуги. Вклады (депозиты)

1

21.02.2025

24

Кредит. Залог

1

28.02.2025

25

Собственный бизнес

1

07.03.2025

26

Возможности работы по найму и собственного бизнеса

1

14.03.2025

27

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки

1

21.03.2025

http://www.finprosto.ru/


http://финграмотностьвшколе.рф/


http://elsfbk.ru/projects/


http://финграмота22.рф/


http://fingram26.ru/


https://fingram34.ru/


http://dni-fg.ru/

http://www.uchportal.ru/load/136

28

Разработка бизнес-плана.

1

04.04.2025

29

Валюта в современном мире.

1

11.04.2025

30

Валюта разных стран

1

18.04.2025

31

Благотворительность

1

25.04.2025

32

Личный финансовый план. Мини-исследование «Какой бизнес развит в вашем районе»

1

16.05.2025

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность- 1 час

33

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

23.05.2025

http://www.uchportal.ru/load/136

вашифинансы.рф

https://fmc.hse.ru/5-7forms




Тематическое планирование 6 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Коли

чество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1.

Финансовое планирование (17 ч)

1.1

Жизненные цели и финансовый план.-8ч

Жизненные цели и потребности.

1

06.09.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Краткосрочные цели. Среднесрочные цели.

1

13.09.2024

Долгосрочные цели.

1

20.09.2024

Практикум «Ставим жизненные цели»

1

27.09.2024

Жизненный цикл.

1

04.10.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Финансовые цели.

1

11.10.2024

Личный финансовый план

1

18.10.2024

Практикум «Составление личного финансового плана»

1

25.10.2024

1.2

Доходы и их виды.-1ч

Доходы. Виды и источники доходов

1

08.11.2024

http://dni-fg.ru/

http://richkid.ru/club/about/

http://michurin.com/index.htm

http://www.вашифинансы.рф/

1.3

Расходы и их виды.- 1ч

Расходы. Виды и источники расходов

1

15.11.2024

1.4

Личный и семейный сбережения, бюджет, накопления. – 7ч

Сбережения. Накопления.

1

22.11.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Личный бюджет.

1

29.11.2024

Семейный бюджет.

1

06.12.2024

Дефицит. Профицит.

1

13.12.2024

Финансовая дисциплина

1

20.12.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Практикум «Подсчет ежемесячных доходов, расходов семьи и определение типа бюджета (с профицитом или с дефицитом)»

1

27.12.2024

Практикум. Составление и решение финансового кроссворда по разделу «Финансовое планирование»


10.01.2025


2.

Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета (16 ч)

2.1

Деньги и их роль в семье.-4ч

Деньги и их функции. Виды денег. Обмен.

1

17.01.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Собственность. Имущество.

1

24.01.2025

Сущность, причины и виды инфляции.

1

31.01.2025

Подушка финансовой безопасности

1

07.02.2025

2.2

Финансовые решения и способы их принятия. Налоговое поведение.-4ч

Виды решений.

1

14.02.2025

http://dni-fg.ru/

www.naloq.ru

Особенности мышления и проблемы восприятия. Стереотипы и потребности.

1

21.02.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Альтернативные решения и пути.

1

28.02.2025

Характеристики налогового поведения

1

07.03.2025

2.3

Родители и дети: роль в принятии финансовых решений.-2ч

Финансовое обеспечение и поддержка.

1

14.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/

Природа экономии. Инструменты экономии. Софинансирование расходов

1

21.03.2025

2.4

Способы правильного потребления и личная ответственность.-2ч

Ответственное потребление.

1

04.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Имущество и обязательства. Конкурентные финансовые предложения

1

11.04.2025

2.5

Риски и способы их снижения.-4ч

Природа финансовых рисков. Виды рисков. Финансовая неопределенность.

1

18.04.2025

http://dni-fg.ru/

www.fss.ru

www.rospotrebnadzor.ru

Подходы к управлению финансовыми рисками. Прогнозирование, анализ и оценка последствий возможных финансовых рисков.

1

25.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Учет рисков в финансовом плане

1

16.05.2025

Практикум «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг»

1

23.05.2025





Тематическое планирование 7 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Раздел 1. Экономическая активность личности –(10 часов)

Финансовые потребности и их реализация – 2 часа


1

Финансовые и иные потребности личности.

1

03.09.2024

www.azbukafinansov.ru


http://www.uchportal.ru/load/136


Вашифинансы – портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru)


Урок финансовой грамотности в 7 классе с презентацией (ped-kopilka.ru)


http://www.gorodfinansov.ru


http://www.uchportal.ru/load/136


http://fingram26.ru/


вашифинансы.рф

Уроки по финансовой грамотности (kopilkaurokov.ru)


2

Управление личным временем и финансами

1

10.09.2024

Экономическая активность и трудовая деятельность человека – 5 часов

3

Экономическая активность и ее виды.

1

17.09.2024

4

Разделение труда и специализация. Виды трудовой деятельности.

1

24.09.2024

5

Трудовые ресурсы. Рынок труда

1

01.10.2024

6

Основной актив человека: жизнь, здоровье, трудоспособность.

1

08.10.2024

7

Наемный труд. Выбор профессии

1

15.10.2024

Налоги – 1 час

8

Виды налогов. Роль налогов в обществе

1

22.10.2024

Предпринимательство и самозанятость – 2 час

9

Предпринимательская деятельность. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством

1

05.11.2024

10

Урок-исследование «Особенности местных налогов в нашем хуторе»

1

12.11.2024


Раздел 2. Деньги в повседневной жизни (10 часов)


Повседневные затраты для обслуживание своих личных интересов - 2 часа


11

Роль денег в достижении целей.

1

19.11.2024

http://dni-fg.ru/


http://www.fgramota.org/


www.azbukafinansov.ru


https://www.asv.org.ru/


www.sluchay.ru


http://elsfbk.ru/projects/


http://www.хочумогузнаю.рф/

https://www.youtube.com/watch?v=EwZsAknI-90&feature=emb_logo

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

12

Управление личными интересами

1

26.11.2024

Финансовое обеспечение привычного уровня жизни – 1 час

13

Уровень жизни и расходы на него

1

03.12.2024

Зелёные технологии и личные финансы – 7 часов

14

Зелёные технологии и сферы их применения.

1

10.12.2024

15

Экологическое управление в быту.

1

17.12.2024

16

Расходы на потребление ресурсов.


1

24.12.2024

17

Преимущества и недостатки зеленых технологий для семейного бюджета.


1

14.01.2025

18

Применение зеленых технологий в личных целях: деньги, потребление и защита окружающей среды

1

21.01.2025

19

Проект «План сокращения расходов на коммунальные платежи в нашем хуторе. Реальные способы сокращения расходов на электроэнергию»

1

28.01.2025

20

Исследование «Как планируют сегодня свои финансы граждане России»

1

04.02.2025

Раздел 3. Финансовые инструменты и услуги (14 часов)

Финансовый рынок и его участники – 2 часа


21

Функции финансового рынка. Участники финансового рынка. Финансовые посредники.

1

11.02.2025

www.naloq.ru


http://dni-fg.ru/


портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru)


http://dni-fg.ru/


http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

22

Регулирование финансового рынка. Конкуренция

1

18.02.2025

Виды финансовых инструментов и услуг - 1 час

23

Финансовая услуга. Финансовый инструмент

1

25.02.2025

Потребитель финансовых услуг и его возможности – 1 час

24

Потребитель финансовых услуг. Права потребителя финансовых услуг. Существенные условия договора

1

04.03.2025

Финансовые организации – 2 часа

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

25

Хозяйствующий субъект. Финансовая организация. Кредитная организация

1

11.03.2025

26

Некредитная финансовая

организация. Лицензирование

1

18.03.2025

Финансовые консультации для потребителя – 1 час

27

Финансовые и налоговые консультанты

1

01.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Рациональный выбор финансовых услуг – 7 часов

28

Рациональность решения.

1

08.04.2025

29

Эмоциональный интеллект при принятии финансовых решений.

1

15.04.2025

30

Финансовые манипуляции.

1

22.04.2025

31

Анализ предложений конкурентов

1

29.04.2025

http://www.uchportal.ru/load/136


вашифинансы.рф


https://fmc.hse.ru/5-7forms

32

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

06.05.2025

33

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

13.05.2025

34

Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность. 7 класс»

1

20.05.2025





Тематическое планирование 8 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Коли

чество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Раздел 1. Банковские услуги (10 часов)

1.1

Банки

1

03.09.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

1.2.

Банковские операции

1

10.09.2024

Тарифы и комиссии

1

17.09.2024

1.3.

Депозиты и вклады

1

24.09.2024

Риски вкладов и депозитов

1

01.10.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

1.4.

Кредитование

1

08.10.2024

1.5.

Банковские карты

1

15.10.2024

1.6.

Обмен валюты и банковские ячейки

1

22.10.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

1.7.

Банки и цифровая среда

1

05.11.2024

Практикум. Исследование на тему «Особенности современной российской банковской системы»

1

12.11.2024

Раздел 2. Небанковские организации и их услуги (12 часов)

2.1

Потребитель и заемные средства – 3 часа

Заём. Отличия займа от кредита.

1

19.11.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Потребление, основанное на кредите. Риск закредитованности.

1

26.11.2024

Ответственность потребителя за просрочку по кредиту и возможные ограничения

1

03.12.2024

2.2

Некредитные финансовые организации и их особенности. -4 часа

Микрофинансовые организации и их деятельность: микрофинансовая компания, микрокредитная компания. Микрозаём.

1

10.12.2024

http://dni-fg.ru/

www.naloq.ru

Потребительское общество.

Виды кооперативов и их деятельность.

1

17.12.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Ломбарды и их деятельность

1

24.12.2024

2.3

Кредитная история

1

14.01.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/

2.4

Организации на рынке ценных бумаг – 5 часов

Рынок ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их деятельность.

1

21.01.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды.

1

28.01.2025


Инвестиционные советники

1

04.02.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

2.5

Защита от кредиторов

1

11.02.2025

http://dni-fg.ru/

www.fss.ru

www.rospotrebnadzor.ru

Практикум. «Как осуществлять финансовое планирование, чтобы не брать кредит, заем и не обращаться в ломбард»

1

18.02.2025

Раздел 3. Страховые услуги (12 часов)

3.1

Страхование и его виды

1

25.02.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

3.2

Риски и личное страхование

1

04.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

3.3

Участники рынка страхования и потребители страховых услуг – 4 часа

Страховщик. Договор страхования и страховой полис. Правила страхования.

1

11.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Страхователь. Застрахованное лицо. Выгодоприобретатель. Страховой агент. Страховой брокер. Срок страхования. Срок действия договора.

1

18.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Банкротство страховщика. Выбор оптимальных условий страхования.

1

01.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Подготовка документов

1

08.04.2025


3.4

Страхование бизнеса

1

15.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Практикум. Составление и решение финансового кроссворда по разделу «Стаховые услуги»

1

22.04.2025

Практикум. Исследование «Какие пособия положены при рождении ребенка в разных странах мира»

1

29.04.2025

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

06.05.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

13.05.2025

Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность. 8 класс»

1

20.05.2025




Тематическое планирование 9 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Коли

чество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Раздел 1. Капитал и инвестиции (11 часов)

1.1

Роль капитала в современной экономике и финансовом благополучии человека

1

04.09.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

1.2.

Финансовое инвестирование – 4 часа

Сущность инвестиций. Виды инвестирования.

1

11.09.2024

Ценные бумаги: акция, облигация. Коллективные инвестиции. Драгоценные металлы. Недвижимость.

1

18.09.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/


Инвестиции в бизнес и стартапы. Доходы от инвестирования.

1

25.09.2024


Надежность. Ликвидность инвестиций. Риски

инвестирования и спекуляция

1

02.10.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

1.3.

Инвестиции государства в человека – 3 часа

Способы и сферы государственного инвестирования.

1

09.10.2024


Личные инвестиции в образование и здоровье.

1

16.10.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/


Молодежь и инвестиции в будущее: государственные программы по поддержке детей, гранты и проекты

1

23.10.2024

1.4.

Активы и пассивы – 3 часа

Актив. Пассив. Виды активов и пассивов.

1

06.11.2024

http://dni-fg.ru/

http://elsfbk.ru/projects/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Доходы и расходы от владения активами и пассивами

1

13.11.2024

1.5.

Практикум. Проект «Обзор мобильных приложений, которые помогут в финансовом планировании семейных доходов и расходов»

1

20.11.2024

Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе (12 часов)

2.1

Цифровые финансы в жизни человека – 3 часа

Цифровое общество и финансы. Цифровые деньги. Цифровые финансовые услуги. Аналоги цифровых денег.

1

27.11.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Человеческий капитал в цифровом обществе. Современные деньги.

1

04.12.2024

2.2

Онлайн-сервисы для финансовых операций

1

11.12.2024

http://dni-fg.ru/

www.naloq.ru

2.3

Современные цифровые технологии и финансы – 4 часа

Цифровой след. Цифровой профиль.

1

18.12.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/

Особенности работы с финансовой информацией.

1

25.12.2024

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Персональные данные. Биометрия. Цифровая подпись и криптография.

1

15.01.2025


Электронная форма финансовых сделок и смарт-контракты. Технология распределенных реестров и блокчейн

1

22.01.2025

2.4

Цифровая гигиена – 3 часа

Риски цифровых технологий. Безопасность финансовых операций в цифровой среде.

1

29.01.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Защита персональных данных. Защита цифровых устройств.

1

05.02.2025

Управление доступом к финансовой информации и финансовым сервисам. Проверка финансового посредника

1

12.02.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

2.5

Практикум «Как защитить персональные данные. Мой аккаунт – моя крепость»

1

19.02.2025

http://dni-fg.ru/

www.fss.ru

www.rospotrebnadzor.ru

Практикум «Что нового в законе о персональных данных»

1

26.02.2025

Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества (10 часов)

3.1

Защита прав потребителя финансовых услуг – 3 часа

Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг.

1

05.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Досудебное урегулирование спора. Финансовый уполномоченный (омбудсмен). Медиация. Жалобы и обращения.

1

12.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Судебное решение споров. Виды ответственности за нарушение прав

потребителя финансовых услуг

1

19.03.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

3.2

Финансовое мошенничество

1

02.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

3.3

Защита от мошенников – 4часа

Основные признаки мошенничества

1

09.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Поиск, анализ, сравнение и подтверждение информации.

1

16.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Работа с документами: прочтение и подписание финансовых документов, хранение документов и фиксирование договоренностей.

1

23.04.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

Управление эмоциями при принятии решений

1

30.04.2025

3.4

Практикум «Тренды онлайн- мошенничества и как себя защитить»

1

07.05.2025

http://dni-fg.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.вашифинансы.рф/

http://www.хочумогузнаю.рф/

3.5

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

14.05.2025





Приложение №1

к рабочей программе

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

Лист корректировки


Название раздела, темы

Дата проведения (по плану)

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения (фактическая)





















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).


Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).


Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).


Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).


Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Полезные ссылки

1.      http://www.azbukafinansov.ru/

2.      https://fincult.info/prepodavanie/base/obuchayushchie-materialy/

3.      https://www.fingram39.ru/projects/3465-finansovaya-gramotnost-v-shkolnom-raspisanii.html

4.      https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti

5.      http://финграмотностьвшколе.рф

Ссылки для скачивания мультфильмов:

https://www.youtube.com/watch?v=l7l_bzqyHxo


Мониторинг формирования функциональной грамотности

Диагностические задания по финансовой грамотности

Источник: https://adu.by/images/2021/08/Osnovy_fin_gram_uchitelya.pdf

https://adu.by/images/2021/08/Osnovy_fin_gram_uchitelya.pdf

http://finance.instrao.ru/fin/files/Банк_заданий.pdf


Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

2. http://www.banki.ru/products/deposits/

3. http://www.sravni.ru/vklady/

4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

5. http://www.ndscalc.ru/