СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отдел образования администрации Волгодонского района
Ростовской области
МБОУ: Морозовская ООШ
РАССМОТРЕНО на заседании Методического Совета ________________________ ФИО Протокол №1 от 29.08.2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ: Морозовская ООШ ________________________ ФИО Приказ №120 от 29.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-9 классов
хутор Морозов
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.
Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения.
Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.
Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.
Задачи реализации внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Внеурочная деятельность «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика», «География».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной внеурочной деятельности является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Условия реализации программы
Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:
• внедрении современных требований;
• четкой постановке целей;
• целесообразном планировании расхода времени;
• осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
• учета возрастных и психологических особенностей детей;
• создания благоприятного психологического климата на занятии.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
· педагогическое наблюдение;
· определение уровня эрудиции обучаемых
· учет результативности участия обучаемых в школьных и всероссийских мероприятиях по финансовой грамотности
· участие обучающихся во Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи
· участие в сессиях онлайн-уроков финансовой грамотности
· участие во Всероссийских Олимпиадах финансовой грамотности.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
· осуществлении обучающимися анализа, прогноза проблемных ситуаций, практических задач, кейсов;
· изучении специализированной литературы;
· просмотре и обсуждении кейсов и жизненных ситуаций.
Сроки и этапы реализации программы
Общее число часов, отведённых на изучение внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», — 167 часов (один час в неделю в каждом классе):
5 класс – 33 часа;
класс — 33 часа
класс — 34 часа;
8 класс – 34 часа;
9 класс – 33 часа.
К рабочей программе прилагается лист корректировки (приложение №1).
Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
5 класс (33 часа)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» «Деньги». «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». «Доходы семьи». «Расходы семьи». «Предметы первой необходимости». «Товары длительного пользования». «Услуги. Коммунальные услуги». «Семейный бюджет». «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).
«Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». «Страхование». «Страховая компания. Страховой полис». «Страхование имущества, здоровья, жизни». «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
«Налоги». «Виды налогов». «Социальные пособия». «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 часов).
«Как спасти деньги от инфляции». «Банковские услуги». «Вклады (депозиты)». «Кредит. Залог «Собственный бизнес». «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».. Решение логических задач «Валюта в современном мире». «Валюта разных стран «Благотворительность». «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
6 класс (33 часа)
Раздел 1. Финансовое планирование – 17 часовЛичное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.
Раздел 2. Финансовые решения в семье – 16 часовДеньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Экономическая активность личности (10 часов)
Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный интеллект. Задачи начинающего предпринимателя. Особенности предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством. Самозанятость.
Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты.
Раздел 2. Деньги в повседневной жизни (10 часов)
Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищно-коммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые технологии и семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.
Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг (14 часов)
Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке финансовых услуг. Финансовый договор. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации. Финансовые и налоговые консультанты. Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг.
Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Банковские услуги (10 часов)
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков.
Раздел 2. Услуги небанковских организаций (12 часов)Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страховые услуги (12 часов)Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.
Содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
9 класс (33 часа)
Раздел 1. Капитал и инвестиции (11 часов)
Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал. Способы и сферы инвестирования. Участники финансовых отношений. Основы инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование. Ценные бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы финансового здоровья. Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы государственного инвестирования. Государственная поддержка молодёжи.
Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе (12 часов)Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой след. Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги. Роботизация и финансы. Особенности работы с финансовой информацией. Персональные данные. Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая валюта. Риски цифровых технологий для потребителя.
Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества (10 часов)Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг. Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав потребителя финансовых услуг. Телефонное мошенничество. Кибермошенничество. Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража персональных данных. Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами. Страховое мошенничество. Незаконный перевод пенсионных накоплений. Защита от мошенников. Защита при работе с цифровыми устройствами.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания тем по формированию финансовой культуры в основной школе.
Планируемые результаты и содержание внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по организации финансовой грамотности в общеобразовательной школы.
Личностные результаты
Гражданское воспитание:готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи-10 часов | ||||
1 | Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность? | 1 | 06.09.2024 | www.azbukafinansov.ru http://www.uchportal.ru/load/136 Вашифинансы – портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru) Урок финансовой грамотности в 5 классе с презентацией (ped-kopilka.ru) http://www.gorodfinansov.ru http://www.uchportal.ru/load/136 http://fingram26.ru/ вашифинансы.рф Уроки по финансовой грамотности (kopilkaurokov.ru) |
2 | Деньги. Драгоценные металлы. | 1 | 13.09.2024 | |
3 | Монеты. Купюры. | 1 | 20.09.2024 | |
4 | Доходы семьи. | 1 | 27.09.2024 | |
5 | Расходы семьи | 1 | 04.10.2024 | |
6 | Предметы первой необходимости | 1 | 11.10.2024 | |
7 | Товары длительного пользования | 1 | 18.10.2024 | |
8 | Услуги. Коммунальные услуги Мини-исследование «Каковы источники доходов современной молодежи» | 1 | 25.10.2024 | |
9 | Семейный бюджет. | 1 | 08.11.2024 | |
10 | Долги. Сбережения. Вклады | 1 | 15.11.2024 | |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься-6 часов | ||||
11 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | 22.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.fgramota.org/ www.azbukafinansov.ru https://www.asv.org.ru/ www.sluchay.ru http://elsfbk.ru/projects/ http://www.хочумогузнаю.рф/ https://www.youtube.com/watch?v=EwZsAknI-90&feature=emb_logo |
12 | Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов | 1 | 29.11.2024 | |
13 | Страхование. Страховая компания. | 1 | 06.12.2024 | |
14 | Страховой полис | 1 | 13.12.2024 | |
15 | Страхование имущества, здоровья, жизни | 1 | 20.12.2024 | |
16 | Принципы работы страховой компании. Мини-исследование «Как в Росии (или хуторе) чаще всего используется материнский капитал» | 1 | 27.12.2024 | |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют-5 часов | ||||
17 | Налоги | 1 | 10.01.2025 | www.naloq.ru http://dni-fg.ru/ Анимированная презентация для учащихся 5-7 классов "Что такое налоги" – портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru) |
18 | Виды налогов | 1 | 17.01.2025 | |
19 | Социальные пособия | 1 | 24.01.2025 | |
20 | Социальные выплаты | 1 | 31.01.2025 | |
21 | Государство – это мы. Мини-исследование «Налоги в Древнем мире (на примере одного из государств Древнего мира по выбору)» | 1 | 07.02.2025 | |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье- 11 часов | ||||
22 | Как спасти деньги от инфляции | 1 | 14.02.2025 | http://www.finprosto.ru/ http://финграмотностьвшколе.рф/ http://elsfbk.ru/projects/ http://финграмота22.рф/ http://fingram26.ru/ https://fingram34.ru/ http://dni-fg.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 |
23 | Банковские услуги. Вклады (депозиты) | 1 | 21.02.2025 | |
24 | Кредит. Залог | 1 | 28.02.2025 | |
25 | Собственный бизнес | 1 | 07.03.2025 | |
26 | Возможности работы по найму и собственного бизнеса | 1 | 14.03.2025 | |
27 | Примеры бизнеса, которым занимаются подростки | 1 | 21.03.2025 | http://www.finprosto.ru/ http://финграмотностьвшколе.рф/ http://elsfbk.ru/projects/ http://финграмота22.рф/ http://fingram26.ru/ https://fingram34.ru/ http://dni-fg.ru/ http://www.uchportal.ru/load/136 |
28 | Разработка бизнес-плана. | 1 | 04.04.2025 | |
29 | Валюта в современном мире. | 1 | 11.04.2025 | |
30 | Валюта разных стран | 1 | 18.04.2025 | |
31 | Благотворительность | 1 | 25.04.2025 | |
32 | Личный финансовый план. Мини-исследование «Какой бизнес развит в вашем районе» | 1 | 16.05.2025 | |
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность- 1 час | ||||
33 | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 23.05.2025 | http://www.uchportal.ru/load/136 вашифинансы.рф https://fmc.hse.ru/5-7forms |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Коли чество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Финансовое планирование (17 ч) | |||
1.1 | Жизненные цели и финансовый план.-8ч Жизненные цели и потребности. | 1 | 06.09.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Краткосрочные цели. Среднесрочные цели. | 1 | 13.09.2024 | ||
Долгосрочные цели. | 1 | 20.09.2024 | ||
Практикум «Ставим жизненные цели» | 1 | 27.09.2024 | ||
Жизненный цикл. | 1 | 04.10.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Финансовые цели. | 1 | 11.10.2024 | ||
Личный финансовый план | 1 | 18.10.2024 | ||
Практикум «Составление личного финансового плана» | 1 | 25.10.2024 | ||
1.2 | Доходы и их виды.-1ч Доходы. Виды и источники доходов | 1 | 08.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://richkid.ru/club/about/ http://michurin.com/index.htm http://www.вашифинансы.рф/ |
1.3 | Расходы и их виды.- 1ч Расходы. Виды и источники расходов | 1 | 15.11.2024 | |
1.4 | Личный и семейный сбережения, бюджет, накопления. – 7ч Сбережения. Накопления. | 1 | 22.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Личный бюджет. | 1 | 29.11.2024 | ||
Семейный бюджет. | 1 | 06.12.2024 | ||
Дефицит. Профицит. | 1 | 13.12.2024 | ||
Финансовая дисциплина | 1 | 20.12.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Практикум «Подсчет ежемесячных доходов, расходов семьи и определение типа бюджета (с профицитом или с дефицитом)» | 1 | 27.12.2024 | ||
Практикум. Составление и решение финансового кроссворда по разделу «Финансовое планирование» | | 10.01.2025 | | |
2. | Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета (16 ч) | |||
2.1 | Деньги и их роль в семье.-4ч Деньги и их функции. Виды денег. Обмен. | 1 | 17.01.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Собственность. Имущество. | 1 | 24.01.2025 | ||
Сущность, причины и виды инфляции. | 1 | 31.01.2025 | ||
Подушка финансовой безопасности | 1 | 07.02.2025 | ||
2.2 | Финансовые решения и способы их принятия. Налоговое поведение.-4ч Виды решений. | 1 | 14.02.2025 | http://dni-fg.ru/ www.naloq.ru |
Особенности мышления и проблемы восприятия. Стереотипы и потребности. | 1 | 21.02.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Альтернативные решения и пути. | 1 | 28.02.2025 | ||
Характеристики налогового поведения | 1 | 07.03.2025 | ||
2.3 | Родители и дети: роль в принятии финансовых решений.-2ч Финансовое обеспечение и поддержка. | 1 | 14.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/ |
Природа экономии. Инструменты экономии. Софинансирование расходов | 1 | 21.03.2025 | ||
2.4 | Способы правильного потребления и личная ответственность.-2ч Ответственное потребление. | 1 | 04.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Имущество и обязательства. Конкурентные финансовые предложения | 1 | 11.04.2025 | ||
2.5 | Риски и способы их снижения.-4ч Природа финансовых рисков. Виды рисков. Финансовая неопределенность. | 1 | 18.04.2025 | http://dni-fg.ru/ www.fss.ru www.rospotrebnadzor.ru |
Подходы к управлению финансовыми рисками. Прогнозирование, анализ и оценка последствий возможных финансовых рисков. | 1 | 25.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Учет рисков в финансовом плане | 1 | 16.05.2025 | ||
Практикум «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг» | 1 | 23.05.2025 |
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Раздел 1. Экономическая активность личности –(10 часов) | |||||
Финансовые потребности и их реализация – 2 часа | | ||||
1 | Финансовые и иные потребности личности. | 1 | 03.09.2024 | www.azbukafinansov.ru http://www.uchportal.ru/load/136 Вашифинансы – портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru) Урок финансовой грамотности в 7 классе с презентацией (ped-kopilka.ru) http://www.gorodfinansov.ru http://www.uchportal.ru/load/136 http://fingram26.ru/ вашифинансы.рф Уроки по финансовой грамотности (kopilkaurokov.ru) | |
2 | Управление личным временем и финансами | 1 | 10.09.2024 | ||
Экономическая активность и трудовая деятельность человека – 5 часов | |||||
3 | Экономическая активность и ее виды. | 1 | 17.09.2024 | ||
4 | Разделение труда и специализация. Виды трудовой деятельности. | 1 | 24.09.2024 | ||
5 | Трудовые ресурсы. Рынок труда | 1 | 01.10.2024 | ||
6 | Основной актив человека: жизнь, здоровье, трудоспособность. | 1 | 08.10.2024 | ||
7 | Наемный труд. Выбор профессии | 1 | 15.10.2024 | ||
Налоги – 1 час | |||||
8 | Виды налогов. Роль налогов в обществе | 1 | 22.10.2024 | ||
Предпринимательство и самозанятость – 2 час | |||||
9 | Предпринимательская деятельность. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством | 1 | 05.11.2024 | ||
10 | Урок-исследование «Особенности местных налогов в нашем хуторе» | 1 | 12.11.2024 | | |
Раздел 2. Деньги в повседневной жизни (10 часов) | | ||||
Повседневные затраты для обслуживание своих личных интересов - 2 часа | | ||||
11 | Роль денег в достижении целей. | 1 | 19.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.fgramota.org/ www.azbukafinansov.ru https://www.asv.org.ru/ www.sluchay.ru http://elsfbk.ru/projects/ http://www.хочумогузнаю.рф/ https://www.youtube.com/watch?v=EwZsAknI-90&feature=emb_logo http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
12 | Управление личными интересами | 1 | 26.11.2024 | ||
Финансовое обеспечение привычного уровня жизни – 1 час | |||||
13 | Уровень жизни и расходы на него | 1 | 03.12.2024 | ||
Зелёные технологии и личные финансы – 7 часов | |||||
14 | Зелёные технологии и сферы их применения. | 1 | 10.12.2024 | ||
15 | Экологическое управление в быту. | 1 | 17.12.2024 | ||
16 | Расходы на потребление ресурсов. | 1 | 24.12.2024 | ||
17 | Преимущества и недостатки зеленых технологий для семейного бюджета. | 1 | 14.01.2025 | ||
18 | Применение зеленых технологий в личных целях: деньги, потребление и защита окружающей среды | 1 | 21.01.2025 | ||
19 | Проект «План сокращения расходов на коммунальные платежи в нашем хуторе. Реальные способы сокращения расходов на электроэнергию» | 1 | 28.01.2025 | ||
20 | Исследование «Как планируют сегодня свои финансы граждане России» | 1 | 04.02.2025 | ||
Раздел 3. Финансовые инструменты и услуги (14 часов) | |||||
Финансовый рынок и его участники – 2 часа | | ||||
21 | Функции финансового рынка. Участники финансового рынка. Финансовые посредники. | 1 | 11.02.2025 | www.naloq.ru http://dni-fg.ru/ портал Вашифинансы.рф (vashifinancy.ru) http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
22 | Регулирование финансового рынка. Конкуренция | 1 | 18.02.2025 | ||
Виды финансовых инструментов и услуг - 1 час | |||||
23 | Финансовая услуга. Финансовый инструмент | 1 | 25.02.2025 | ||
Потребитель финансовых услуг и его возможности – 1 час | |||||
24 | Потребитель финансовых услуг. Права потребителя финансовых услуг. Существенные условия договора | 1 | 04.03.2025 | ||
Финансовые организации – 2 часа | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | ||||
25 | Хозяйствующий субъект. Финансовая организация. Кредитная организация | 1 | 11.03.2025 | ||
26 | Некредитная финансовая организация. Лицензирование | 1 | 18.03.2025 | ||
Финансовые консультации для потребителя – 1 час | |||||
27 | Финансовые и налоговые консультанты | 1 | 01.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Рациональный выбор финансовых услуг – 7 часов | |||||
28 | Рациональность решения. | 1 | 08.04.2025 | ||
29 | Эмоциональный интеллект при принятии финансовых решений. | 1 | 15.04.2025 | ||
30 | Финансовые манипуляции. | 1 | 22.04.2025 | ||
31 | Анализ предложений конкурентов | 1 | 29.04.2025 | http://www.uchportal.ru/load/136 вашифинансы.рф https://fmc.hse.ru/5-7forms | |
32 | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 06.05.2025 | ||
33 | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 13.05.2025 | ||
34 | Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность. 7 класс» | 1 | 20.05.2025 | |
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Коли чество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Банковские услуги (10 часов) | ||||
1.1 | Банки | 1 | 03.09.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
1.2. | Банковские операции | 1 | 10.09.2024 | |
Тарифы и комиссии | 1 | 17.09.2024 | ||
1.3. | Депозиты и вклады | 1 | 24.09.2024 | |
Риски вкладов и депозитов | 1 | 01.10.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
1.4. | Кредитование | 1 | 08.10.2024 | |
1.5. | Банковские карты | 1 | 15.10.2024 | |
1.6. | Обмен валюты и банковские ячейки | 1 | 22.10.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
1.7. | Банки и цифровая среда | 1 | 05.11.2024 | |
Практикум. Исследование на тему «Особенности современной российской банковской системы» | 1 | 12.11.2024 | ||
Раздел 2. Небанковские организации и их услуги (12 часов) | ||||
2.1 | Потребитель и заемные средства – 3 часа Заём. Отличия займа от кредита. | 1 | 19.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Потребление, основанное на кредите. Риск закредитованности. | 1 | 26.11.2024 | ||
Ответственность потребителя за просрочку по кредиту и возможные ограничения | 1 | 03.12.2024 | ||
2.2 | Некредитные финансовые организации и их особенности. -4 часа Микрофинансовые организации и их деятельность: микрофинансовая компания, микрокредитная компания. Микрозаём. | 1 | 10.12.2024 | http://dni-fg.ru/ www.naloq.ru |
Потребительское общество. Виды кооперативов и их деятельность. | 1 | 17.12.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Ломбарды и их деятельность | 1 | 24.12.2024 | ||
2.3 | Кредитная история | 1 | 14.01.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/ |
2.4 | Организации на рынке ценных бумаг – 5 часов Рынок ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их деятельность. | 1 | 21.01.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды. | 1 | 28.01.2025 | ||
| Инвестиционные советники | 1 | 04.02.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
2.5 | Защита от кредиторов | 1 | 11.02.2025 | http://dni-fg.ru/ www.fss.ru www.rospotrebnadzor.ru |
Практикум. «Как осуществлять финансовое планирование, чтобы не брать кредит, заем и не обращаться в ломбард» | 1 | 18.02.2025 | ||
Раздел 3. Страховые услуги (12 часов) | ||||
3.1 | Страхование и его виды | 1 | 25.02.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
3.2 | Риски и личное страхование | 1 | 04.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
3.3 | Участники рынка страхования и потребители страховых услуг – 4 часа Страховщик. Договор страхования и страховой полис. Правила страхования. | 1 | 11.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Страхователь. Застрахованное лицо. Выгодоприобретатель. Страховой агент. Страховой брокер. Срок страхования. Срок действия договора. | 1 | 18.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Банкротство страховщика. Выбор оптимальных условий страхования. | 1 | 01.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Подготовка документов | 1 | 08.04.2025 |
| |
3.4 | Страхование бизнеса | 1 | 15.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Практикум. Составление и решение финансового кроссворда по разделу «Стаховые услуги» | 1 | 22.04.2025 | ||
Практикум. Исследование «Какие пособия положены при рождении ребенка в разных странах мира» | 1 | 29.04.2025 | ||
Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 06.05.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 13.05.2025 | ||
Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность. 8 класс» | 1 | 20.05.2025 |
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Коли чество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Капитал и инвестиции (11 часов) | ||||
1.1 | Роль капитала в современной экономике и финансовом благополучии человека | 1 | 04.09.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
1.2. | Финансовое инвестирование – 4 часа Сущность инвестиций. Виды инвестирования. | 1 | 11.09.2024 | |
Ценные бумаги: акция, облигация. Коллективные инвестиции. Драгоценные металлы. Недвижимость. | 1 | 18.09.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
| Инвестиции в бизнес и стартапы. Доходы от инвестирования. | 1 | 25.09.2024 | |
| Надежность. Ликвидность инвестиций. Риски инвестирования и спекуляция | 1 | 02.10.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
1.3. | Инвестиции государства в человека – 3 часа Способы и сферы государственного инвестирования. | 1 | 09.10.2024 | |
| Личные инвестиции в образование и здоровье. | 1 | 16.10.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
| Молодежь и инвестиции в будущее: государственные программы по поддержке детей, гранты и проекты | 1 | 23.10.2024 | |
1.4. | Активы и пассивы – 3 часа Актив. Пассив. Виды активов и пассивов. | 1 | 06.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://elsfbk.ru/projects/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Доходы и расходы от владения активами и пассивами | 1 | 13.11.2024 | ||
1.5. | Практикум. Проект «Обзор мобильных приложений, которые помогут в финансовом планировании семейных доходов и расходов» | 1 | 20.11.2024 | |
Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе (12 часов) | ||||
2.1 | Цифровые финансы в жизни человека – 3 часа Цифровое общество и финансы. Цифровые деньги. Цифровые финансовые услуги. Аналоги цифровых денег. | 1 | 27.11.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Человеческий капитал в цифровом обществе. Современные деньги. | 1 | 04.12.2024 | ||
2.2 | Онлайн-сервисы для финансовых операций | 1 | 11.12.2024 | http://dni-fg.ru/ www.naloq.ru |
2.3 | Современные цифровые технологии и финансы – 4 часа Цифровой след. Цифровой профиль. | 1 | 18.12.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/ |
Особенности работы с финансовой информацией. | 1 | 25.12.2024 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Персональные данные. Биометрия. Цифровая подпись и криптография. | 1 | 15.01.2025 | ||
| Электронная форма финансовых сделок и смарт-контракты. Технология распределенных реестров и блокчейн | 1 | 22.01.2025 | |
2.4 | Цифровая гигиена – 3 часа Риски цифровых технологий. Безопасность финансовых операций в цифровой среде. | 1 | 29.01.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Защита персональных данных. Защита цифровых устройств. | 1 | 05.02.2025 | ||
Управление доступом к финансовой информации и финансовым сервисам. Проверка финансового посредника | 1 | 12.02.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
2.5 | Практикум «Как защитить персональные данные. Мой аккаунт – моя крепость» | 1 | 19.02.2025 | http://dni-fg.ru/ www.fss.ru www.rospotrebnadzor.ru |
Практикум «Что нового в законе о персональных данных» | 1 | 26.02.2025 | ||
Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества (10 часов) | ||||
3.1 | Защита прав потребителя финансовых услуг – 3 часа Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг. | 1 | 05.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Досудебное урегулирование спора. Финансовый уполномоченный (омбудсмен). Медиация. Жалобы и обращения. | 1 | 12.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Судебное решение споров. Виды ответственности за нарушение прав потребителя финансовых услуг | 1 | 19.03.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
3.2 | Финансовое мошенничество | 1 | 02.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
3.3 | Защита от мошенников – 4часа Основные признаки мошенничества | 1 | 09.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
Поиск, анализ, сравнение и подтверждение информации. | 1 | 16.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Работа с документами: прочтение и подписание финансовых документов, хранение документов и фиксирование договоренностей. | 1 | 23.04.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ | |
Управление эмоциями при принятии решений | 1 | 30.04.2025 | ||
3.4 | Практикум «Тренды онлайн- мошенничества и как себя защитить» | 1 | 07.05.2025 | http://dni-fg.ru/ http://www.it-n.ru/ http://www.вашифинансы.рф/ http://www.хочумогузнаю.рф/ |
3.5 | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 14.05.2025 |
Приложение №1
к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Лист корректировки
Название раздела, темы | Дата проведения (по плану) | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения (фактическая) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, (Учимся разумному финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Полезные ссылки
1. http://www.azbukafinansov.ru/
2. https://fincult.info/prepodavanie/base/obuchayushchie-materialy/
3. https://www.fingram39.ru/projects/3465-finansovaya-gramotnost-v-shkolnom-raspisanii.html
4. https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti
5. http://финграмотностьвшколе.рф
Ссылки для скачивания мультфильмов:
https://www.youtube.com/watch?v=l7l_bzqyHxo
Мониторинг формирования функциональной грамотности
Диагностические задания по финансовой грамотности
Источник: https://adu.by/images/2021/08/Osnovy_fin_gram_uchitelya.pdf
https://adu.by/images/2021/08/Osnovy_fin_gram_uchitelya.pdf
http://finance.instrao.ru/fin/files/Банк_заданий.pdf
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
5. http://www.ndscalc.ru/