СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 - 7 классов для обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 3 года обучения (с 5 по 7 классы) и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Количество часов на один год обучения в одном классе - 34

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 - 7 классов для обучающихся с умственной отсталостью»


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Белово»





СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

На заседании педагогического совета директором школы-интерната №36

Протокол № _________ Л.А.Данилова

«____» ___________2024 г «____»_____________ 2024 г









Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

5-7 классы

2024-2025 учебный год








Учитель-логопед:

Инжебейкина Н.А.















Белово, 2024 г

Содержание


1

Пояснительная записка………………………………………………………………..3



2

Содержание курса……………………………………………………………………..5



3

Планируемые результаты освоения коррекционного курса………………………..6



4

Календарно – тематическое планирование ………………………………………….8

























































Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 - 7 классов для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 года № 287 для ООО;

3. Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по организации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;

4. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) АООП (Вариант 1) школы-интерната № 36 города Белово;

5. Учебного плана школы-интерната № 36 города Белово для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024–2025 учебный год.

Цель изучения курса: создание условий для формирования функциональной грамотности у учащихся с легкой умственной отсталостью на основе использования методики коррекционно-педагогической работы.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.





































Содержание курса

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 3 года обучения (с 5 по 7 классы) и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Количество часов на один год обучения в одном классе - 34, то есть по 1 часа в неделю. Рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию курса с модуля по формированию читательской грамотности.

1 - модуль «Читательская грамотность».

Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:

2 - модуль «Математическая грамотность»,

3 - модуль «Естественнонаучная грамотность»,

4 - модуль «Финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.







Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • у меть сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.











































Календарно-тематическое планирование 5 класс

урока

Раздел. Тема занятия.

Дата

Кол-во

часов


Модуль «Читательская грамотность»


8

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.


1

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.


1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?


1

4

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).


1

5

Что такое вопрос? Виды вопросов.


1

6

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.


1

7

Работа со сплошным текстом.


1

8

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Математическая грамотность»


9

9

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.


1

10

Сюжетные задачи, решаемые с конца.


1

11

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.


1

12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.


1

13

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.


1

14

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.


1

15

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.


1

16

Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.


1

17

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Естественнонаучная грамотность»


9


Звуковые явления


2

18

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.


1

19

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.


1


Строение вещества


3

20

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.


1

21

Вода. Уникальность воды.


1

22

Углекислый газ в природе и его значение.


1


Земля и земная кора. Минералы


3

23

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.


1

24

Атмосфера Земли.


1

25

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.


1

26

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Финансовая грамотность»


8

27

Как появились деньги? Что могут деньги?


1

28

Деньги в разных странах.


1

29

Деньги настоящие и ненастоящие.


1

30

Как разумно делать покупки?


1

31

Кто такие мошенники?


1

32

Личные деньги.


1

33

Сколько стоит «своё дело»?


1

34

Проведение рубежной аттестации.


1



































Календарно-тематическое планирование 6 класс

урока

Раздел. Тема занятия.

Дата

Кол-во

часов


Модуль «Читательская грамотность»


9

1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении


1

2

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.


1

3

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.


1

4

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?


1

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)


1

6

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.


1

7

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.


1

8

Проведение рубежной аттестации.


1

9

Проведение рубежной аттестации.




Модуль «Математическая грамотность»


9

10

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.


1

11

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.


1

12

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.


1

13

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).


1

14

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.


1

15

Графы и их применение в решении задач.


1

16

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.


1

17

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.


1

18

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Естественнонаучная грамотность»


8


Строение вещества


2

19

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.


1

20

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.


1


Тепловые явления


2

21

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.


1

22

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.


1


Земля, Солнечная система и Вселенная


2

23

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы


1

24

Царства живой природы


1

25

Проведение рубежной аттестации.


1

26

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Финансовая грамотность»


8

27

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.


1

28

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?


1

29

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.


1

30

Социальные выплаты: пенсии, пособия.


1

31

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?


1

32

Личные деньги


1

33

Проведение рубежной аттестации.


1

34

Проведение рубежной аттестации.


1































Календарно-тематическое планирование 7 класс

урока

Раздел. Тема занятия.

Дата

Кол-во

часов


Модуль «Читательская грамотность»


8

1

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.


1

2

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.


1

3

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?


1

4

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).


1

5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.


1

6

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.


1

7

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.


1

8

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Математическая грамотность»


9

9

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.


1

10

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.


1

11

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.


1

12

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.


1

13

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.


1

14

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.


1

15

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.


1

16

Решение геометрических задач исследовательского характера.


1

17

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Естественнонаучная грамотность»


9


Строение и свойства вещества


1

18

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.


1


Механические явления. Силы и движение


2

19

Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.


1

20

Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.


1


Земля. Мировой океан.


2

21

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.


1

22

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.


1


Биологическое разнообразие


3

23

Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.


1

24

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.


1

25

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.


1

26

Проведение рубежной аттестации.


1


Модуль «Финансовая грамотность»


8

27

Что такое налоги и почему мы их должны платить?


1

28

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.


1

29

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?


1

30

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.


1

31

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.


1

32

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта - твой безопасный Банк в кармане.


1

33

Проведение рубежной аттестации.


1

34

Проведение рубежной аттестации.


1





34