СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 7-А класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 7-А класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социальному направлению
«Функциональная грамотность»


Уровень образования: среднее общее образование


Уровень изучения предмета: базовый


Класс: 7

Количество часов:34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)


Учитель:



Программа разработана на основе: авторской рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (5-9 классы. Основное общее образование), Москва, 2022, Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБНУ Институт стратегии Российского образования Российской академии образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол 7/22 от 29.09.2022.


2023/2024 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» для 7класса составлена на основе- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №287»). Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова», календарного плана воспитательной работы.

Цель программы: формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» развитие функциональной грамотности учащихся 7классов как индикатор качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.



Задачи:

- развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и /или нового знания, и/ или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п.) выражения воображения (креативное мышление);

- развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);

- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения

вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом

культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут

оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое,

уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе

разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные

компетенции).

Программа рассчитана на 34учебныхчаса,1час в неделю.



Содержание курса внеурочной деятельности

Темы занятий: Читательская грамотность; 6 часов

1.Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

2.Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

3.Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,

предложенного для анализа.

4.Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.

5.Проведение входного и выходного контроля

Формы проведения: работа в группах постоянного и сменного состава; разработка проектов социально значимой деятельности; “круглые столы” конференции;

Темы занятий: Естетвенно-научная грамотность 6 часов

7.Поведение собак. Урок- состязание

8.Чем питаются растения? Как растения пьют воду? Эвристическая беседа.

9.Почему птицы разные? Игровой практикум.

10.Термос. Мячи. Спутники. Зеркальное отражение. Игра «Кто больше». Вещества, которые нас окружают.

11.Мир аквариума. Антиграв и хватка осьминога. Эвристическая беседа.

Формы проведения: работа в группах, разработка проектов, конференции, викторины, конкурсы, коллективные творческие дела;

Темы занятий: Креативное мышление 5 часов

12.Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: сюжеты, сценарии(ПС), эмблемы, плакаты, постеры, значки(ВС), проблемы экологии (СПр), выдвижение гипотез (ЕНПр).

13.Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные сюжеты.

14.Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею?

Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.

15.От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.

16. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы.

Формы проведения: работа в группах постоянного и сменного состава; разработка проектов социально значимой деятельности; “круглые столы” конференции; круглые столы, проекты.

Темы занятий: Математическая грамотность

17. Арифметические и алгебраические выражения свойства операций и принятых соглашений. Эвристическая беседа.

18. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блиц турнир по решению задач.

19. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блиц турнир по решению задач.

20. В домашних делах: ремонт и обустройство дома Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора».

21. В общественной жизни: спорт Комплексные задания «Футбольная команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста»

Формы проведения: работа в группах постоянного и сменного состава, разработка проектов социально значимой деятельности; “круглые столы” конференции; круглые столы, проекты.

Темы занятий: Финансовая грамотность 5 часов

22.Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности;

23. Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься;

24. Заходим в Интернет: опасности для личных финансов;

25. Самое главное о правилах безопасного финансового поведения;

26. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Эвристическая беседа.

Формы проведения: практикум, постановка учебной задачи, работа в группах постоянного и сменного состава, разработка проектов, “круглые столы” конференции; круглые столы, проекты.


Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика

27. «Покупать, но по сторонам не зевать».

Формы проведения: лекции, беседы.

Темы занятий: Глобальные компетенции

28. Смысл глобальных компетенций. Эвристическая беседа.

29. Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.

Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью.

30. Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем.

31. Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации.

32.Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Творческое задание.

33.Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Творческое задание.

34.Итоговое занятие.

Формы проведения: беседы, разработка проектов, конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, коллективные творческие дела.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы «Функциональная грамотность»:

- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

- осознание ценности самостоятельности и инициативы;

- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

- проявление интереса к способам познания;

-стремление к самоизменению;

- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

- активное участие в жизни семьи;

- приобретение опыта успешного межличностного общения; - готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.


Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение социального опыта, основных социальных ролей;

- осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

овладение универсальными учебными познавательными действиями;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

——овладение универсальными регулятивными действиями.

- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

- способность к совместной деятельности;

- владение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности.

Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный

результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,

- ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные универсальные учебные действия.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;

- объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; - анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,

поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы,

- подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче

инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

- владеть базовыми логическими операциями:

——сопоставления и сравнения,

——группировки, систематизации и классификации,

——анализа, синтеза, обобщения,

——выделения главного;

- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации, основания

- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать - контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

- принимать себя и других, не осуждая;

- открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:

- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:

- формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:

- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;

- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:

Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:

- сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

- решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;

- извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики;

- оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;

- оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;

- пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;

- приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;

- находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;

- использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

- переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;

- решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

- умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;

- умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;

- умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

- умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;

- умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

- сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

- умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

- умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;

- формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;

- формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;

- формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;

- формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);

- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);

- приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

- освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

- формирование предпосылок научного типа мышления;

- освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

- способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;

- проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;

- демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;

- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.

Тематическое планирование, в том числе с учетом

рабочей программы воспитания

раздела и тем

Наименование разделов и тем

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть



Модуль Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести»


6


1

1

Определение основной темы и идеи

в лирическом произведении.

Поэтический текст как источник

информации

Международный день распространения грамотности;

1.РЭШ.

Электронный банк

заданий для оценки

функциональной

грамотности.

Диагностические

работы

Министерства

просвещения РФ

https://fg.resh.edu.r

/

2.Электронныефор

мы учебных пособий

издательства

Просвещение

https://media.prosv. ru/

3. Банк заданий

ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

/bank-zadaniy/

4.Открытый банк

заданий PISA

https://fioco.ru/при

меры-задач-pisa

5. Программа ИРО

Самарской области по

развитию ФГ

https://www.sipkro.

ru/projects/funktsio

nalnaya- gramotnost/

6. МЦКО https://mcko.ru/

ЯКласс https://www.yaklass

.ru




2

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом цели

дальнейшего использования?

100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941);





3

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста,

предложенного для

анализа





4

Типы задач на грамотность чтения.

Примеры задач.

День работника дошкольного образования. День туризма.




5

Работа со сплошным текстом.

День защиты животных; День Учителя;





6

Проведение входного и выходного

контроля.

День отца в России;





Модуль Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем»


5



7

Поведение собак. Урок- состязание


Издательство «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. Пособие для общеобразовательных

организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Портал РЭШ (Российская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)




8

Чем питаются растения? Как растения пьют воду? Эвристическая беседа.

Международный день школьных библиотек;





9

Почему птицы разные? Игровой практикум.

День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;




10

Термос. Мячи. Спутники. Зеркальное отражение. Игра «Кто больше». Вещества, которые нас окружают





11

Мир аквариума. Антиграв и хватка осьминога. Эвристическая беседа.





Модуль Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»


5



12

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий:

сюжеты, сценарии(ПС),

эмблемы, плакаты, постеры, значки(ВС),

проблемы экологии (СПр),

выдвижение гипотез (ЕНПр)

День Государственного герба Российской Федерации.


Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания 7 кл., Путь сказочного героя, 6 7 кл., Фотохудожник, 7 кл., Геометрические фигуры 7 кл., Танцующий лес, задание «Необычный диалог»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

7 кл., Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение, 6 7 кл., Поможем друг другу «Когда хочется вернуться в кафе»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление. Вариант 1. Настольные игры Вариант 2. Книжный магазин




13

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные сюжеты.

День Александра Невского; Международный день художника;





14

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею?

Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.





15

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.

День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;





16

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

День спасателя.





Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире»





17

Арифметические и алгебраические выражения свойства операций и принятых соглашений. Эвристическая беседа.


Демонстрационный вариант 2019/2020: 6 «Ремонт комнаты», 6 «Покупка телевизора» (http://skiv. instrao.ru) «Выставка рисунков»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

https://nsportal.ru/nachalnaya- Образовательная социальная сеть shkola/matematika/2018/06/05/blitsturnir-zadachi-na-dvizhenie

покупка телевизора https://infourok.ru/material.html?mid=53661

5



18

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блиц турнир по решению задач

День Республики Крым;





19

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блиц турнир по решению задач

День российского студенчества; 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944). День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима). – День памяти жертв Холокоста.




20

В домашних делах: ремонт и обустройство дома Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора»

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;





21

В общественной жизни: спорт Комплексные задания «Футбольная команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста»

День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724);





Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»





22

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 35 лет со дня вывода советских войск из Республика Афганистан (1989);

«Новые уловки мошенников» (http:// skiv.instrao.ru)

«Опасное сообщение»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

5



23

Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

Международный день родного языка;

День защитника Отечества




24

Заходим в Интернет: опасности для личных финансов

День защитника Республики Крым.





25

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

Международный женский день;


Комплекс «ПИНкод», «Где взять деньги» (http://skiv. instrao.ru) «Предложение от блогера»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/

Комплекс «Пицца с большой скидкой» (http://skiv.instrao. ru/) «Вымогатели в социальных сетях»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)




26

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Эвристическая беседа.

450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574);




Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика





27

«Покупать, но по сторонам не зевать»

10 лет со Дня воссоединения Крыма с Россией;


«Акция в интернет-магазине», «Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа» (http://skiv. instrao.ru) «Сервис частных объявления» образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)



Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы»





28

Смысл глобальных компетенций. Эвристическая беседа.


Ситуации «Кто пойдет в поход», «Дай списать» (http://skiv. instrao.ru)

Ситуации «Нам не страшен гололед», «Деревья в городе», «Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao. Ru

Открытый банк зада- ний 2020 Ситуация «Изменения в Зеландии» Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем»




29

Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.

Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью

День Конституции Республики Крым





30

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны;





31

Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации.

День российского парламентаризма.


Ситуации «Выбираем профессию», «Экологичная обувь», «Дети должны мечтать, а не работать в поле» (http://skiv.instrao. ru) «Образование в мире: право и бизнес»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»: Глобальные компетенции. Сборник э

Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/)




32

Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Творческое задание.

Праздник Весны и Труда;





33

Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Творческое задание.

День памяти жертв депортации; Международный день Музеев;





34

Итоговое занятие

День славянской письменности и культуры.














































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым





Календарно-тематическое планирование
по социальному направлению
«Функциональная грамотность»


Уровень образования: среднее общее образование


Уровень изучения предмета: базовый


Класс: 7

Количество часов:34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)


Учитель:


Программа разработана на основе: авторской рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (5-9 классы. Основное общее образование), Москва, 2022, Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБНУ Институт стратегии Российского образования Российской академии образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол 7/22 от 29.09.2022.


2023/2024 учебный год



раздела и тем

Наименование разделов и тем

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Учебные часы

Дата проведения

план

факт

Модуль Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести»


6


1

1

Определение основной темы и идеи

в лирическом произведении.

Поэтический текст как источник

информации

Международный день распространения грамотности;

1.РЭШ.

Электронный банк

заданий для оценки

функциональной

грамотности.

Диагностические

работы

Министерства

просвещения РФ

https://fg.resh.edu.r

/

2.Электронныефор

мы учебных пособий

издательства

Просвещение

https://media.prosv. ru/

3. Банк заданий

ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

/bank-zadaniy/

4.Открытый банк

заданий PISA

https://fioco.ru/при

меры-задач-pisa

5. Программа ИРО

Самарской области по

развитию ФГ

https://www.sipkro.

ru/projects/funktsio

nalnaya- gramotnost/

6. МЦКО https://mcko.ru/

ЯКласс https://www.yaklass

.ru


07.09


2

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом цели

дальнейшего использования?

100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941);



14.09


3

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста,

предложенного для

анализа



21.09


4

Типы задач на грамотность чтения.

Примеры задач.

День работника дошкольного образования. День туризма.


28.09


5

Работа со сплошным текстом.

День защиты животных; День Учителя;



05.10


6

Проведение входного и выходного

контроля.

День отца в России;



12.10


Модуль Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем»


5



7

Поведение собак. Урок- состязание


Издательство «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. Пособие для общеобразовательных

организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Портал РЭШ (Российская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)


19.10


8

Чем питаются растения? Как растения пьют воду? Эвристическая беседа.

Международный день школьных библиотек;



26.10


9

Почему птицы разные? Игровой практикум.

День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;


09.11


10

Термос. Мячи. Спутники. Зеркальное отражение. Игра «Кто больше». Вещества, которые нас окружают



16.11


11

Мир аквариума. Антиграв и хватка осьминога. Эвристическая беседа.



23.11


Модуль Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»


5



12

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий:

сюжеты, сценарии(ПС),

эмблемы, плакаты, постеры, значки(ВС),

проблемы экологии (СПр),

выдвижение гипотез (ЕНПр)

День Государственного герба Российской Федерации.


Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания 7 кл., Путь сказочного героя, 6 7 кл., Фотохудожник, 7 кл., Геометрические фигуры 7 кл., Танцующий лес, задание «Необычный диалог»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

7 кл., Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение, 6 7 кл., Поможем друг другу «Когда хочется вернуться в кафе»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление. Вариант 1. Настольные игры Вариант 2. Книжный магазин


30.11


13

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные сюжеты.

День Александра Невского; Международный день художника;



07.12


14

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею?

Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.



14.12


15

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.

День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;



21.12


16

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

День спасателя.



28.12


Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире»





17

Арифметические и алгебраические выражения свойства операций и принятых соглашений. Эвристическая беседа.


Демонстрационный вариант 2019/2020: 6 «Ремонт комнаты», 6 «Покупка телевизора» (http://skiv. instrao.ru) «Выставка рисунков»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

https://nsportal.ru/nachalnaya- Образовательная социальная сеть shkola/matematika/2018/06/05/blitsturnir-zadachi-na-dvizhenie

покупка телевизора https://infourok.ru/material.html?mid=53661

5

11.01


18

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блиц турнир по решению задач

День Республики Крым;



18.01


19

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блиц турнир по решению задач

День российского студенчества; 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944). День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима). – День памяти жертв Холокоста.


25.01


20

В домашних делах: ремонт и обустройство дома Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора»

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;



01.02


21

В общественной жизни: спорт Комплексные задания «Футбольная команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста»

День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724);



08.02


Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»





22

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 35 лет со дня вывода советских войск из Республика Афганистан (1989);

«Новые уловки мошенников» (http:// skiv.instrao.ru)

«Опасное сообщение»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

5

15.02


23

Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

Международный день родного языка;

День защитника Отечества


22.02


24

Заходим в Интернет: опасности для личных финансов

День защитника Республики Крым.



29.02


25

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

Международный женский день;


Комплекс «ПИНкод», «Где взять деньги» (http://skiv. instrao.ru) «Предложение от блогера»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/

Комплекс «Пицца с большой скидкой» (http://skiv.instrao. ru/) «Вымогатели в социальных сетях»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)


07.03


26

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Эвристическая беседа.

450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574);


14.03


Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика





27

«Покупать, но по сторонам не зевать»

10 лет со Дня воссоединения Крыма с Россией;


«Акция в интернет-магазине», «Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа» (http://skiv. instrao.ru) «Сервис частных объявления» образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)


21.03


Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы»





28

Смысл глобальных компетенций. Эвристическая беседа.


Ситуации «Кто пойдет в поход», «Дай списать» (http://skiv. instrao.ru)

Ситуации «Нам не страшен гололед», «Деревья в городе», «Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao. Ru

Открытый банк зада- ний 2020 Ситуация «Изменения в Зеландии» Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем»


04.04


29

Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.

Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью

День Конституции Республики Крым



11.04


30

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны;



18.04


31

Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации.

День российского парламентаризма.


Ситуации «Выбираем профессию», «Экологичная обувь», «Дети должны мечтать, а не работать в поле» (http://skiv.instrao. ru) «Образование в мире: право и бизнес»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»: Глобальные компетенции. Сборник э

Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/)


25.04


32

Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Творческое задание.

Праздник Весны и Труда;



02.05


33

Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Творческое задание.

День памяти жертв депортации; Международный день Музеев;



16.05


34

Итоговое занятие

День славянской письменности и культуры.




23.05























Лист коррекции и внесения изменений

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___________/Я.А.Борисова/

25.08.2023



Класс

Название раздела

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!