Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
Содержание программы
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1. | Про дождевого червяка (Блок «Читательская грамотность») | Определение типа текста; дополнение предложения словами из текста; определение периодов развития дождевого червя на основе теста; объяснение, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; определение на основе теста способа питания дождевых червей; выбор утверждений, соответствующих тексту; составление вопросов по содержанию текста. | 1 | | |
2. | Дождевые черви («Естественно-научная грамотность») | Работа с кластером; Дополнение предложения словами из текста; объяснение значения слова; выбор утверждений, которые соответствуют прочитанному тексту; составление предложений по рисунку; составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос. | 1 | | |
3. | Кальций (Блок «Читательская грамотность») | Определение типа текста; определение, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; нахождение ответа на вопрос в тексте; объяснение значения слова; дополнение предложений; выбор вопросов, на которые можно найти ответы в тексте; дополнение плана текста; рассказ о прочитанном произведении; составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос; определение названия книг с достоверными сведениями. | 1 | | |
4 | Полезный кальций («Естественно-научная грамотность») | Определение типа текста; определение, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; запись пословиц о хлебе; запись предложения, которое соответствует рисунку; нахождение ответа на вопрос в тексте; объяснение значения слова; рассказ о прочитанном произведении; составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос; работа с толкованием слова; определение порядка следования предложений; называние хлебобулочных изделий. | 1 | | |
5. | Сколько весит облако? (Блок «Читательская грамотность») | Заполнение кластера о происхождении мела; составление вопроса по готовому ответу; работа с толковым словарём; работа с толкованием слова; соединение части предложений и определение их порядка; составление плана текста в виде вопросов; составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос. | 1 | | |
6 | Про облака («Естественно-научная грамотность») | Дополнение предложений; работа с толковым словарём; соединение части предложений и определение их порядка; нахождение в тексте предложения, которое соответствует рисунку; нахождение в тексте предложения по заданному условию; дополнение текста по заданному условию; определение даты принятия гербов. | 1 | | |
7 | Хлеб – всему голова (Блок «Читательская грамотность») | Запись ответа на поставленный вопрос; определение слова по его лексическому значению; называние вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбор вопросов, на которые можно найти ответ в тексте; составление вопросов и нахождение ответов в тексте; соединение части предложений и определение их порядка; заполнение кластера по рисункам на основе прочитанного текста; повторение правил безопасности при использовании свечей; рассказ о прочитанном произведении; ответы на поставленный вопрос. | 1 | | |
8 | Про хлеб и дрожжи («Естественно-научная грамотность») | Дополнение предложений; ответы на поставленный вопрос; объяснение значений словосочетания; называние предметов, о которых говорится в тексте; рассказ о прочитанном произведении. | 1 | | |
9 | Про мел (Блок «Читательская грамотность») | Называние частей тела дождевого червя; объяснение, какую роль играют щетинки в жизни животного; рассказ, чем питается дождевой червь; объяснение, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдение, как дождевые черви создают плодородную почву; заполнение таблицы-характеристики на дождевого червя. | 1 | | |
10 | Интересное вещество – мел («Естественно-научная грамотность») | Заполнение таблицы; дополнение предложений; определение с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составление суточного меню с молочными продуктами; вывод о необходимости кальция для организма. | 1 | | |
11 | Про мыло (Блок «Читательская грамотность») | С помощью опыта показ образования облаков; объяснение, почему облака увеличиваются в размере; называние явлений природы; называние видов облаков; определение погоды по облакам. | 1 | | |
12 | Чем интересно мыло и как оно «работает» («Естественно-научная грамотность») | Внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описание внешнего вида ржаного и пшеничного хлеба; определение наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; определение слову «дрожжи»; проведение опыта, показывающего влияние температуры на процесс брожения; проведение опыта, показывающего влияние сахара на процесс брожения; проведение опыта, доказывающего образование углекислого газа при брожении; проведение опыта, доказывающего, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. | 1 | | |
13 | История свечи (Блок «Читательская грамотность») | Определение внешних признаков мела; доказывание, что мел не растворяется в воде; называние, из чего состоит мел; доказывание, что мел содержит карбонат кальция; определение состава мела; название области применения мела. | 1 | | |
14 | Про свечи («Естественно-научная грамотность») | Изучение видов мыла; исследование мыла в сухом виде; проведение опыта, доказывающего, что мыло очищает воду от масла; проведение опыта, доказывающего, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; исследование с помощью лупы мыльных пузырей; доказательство того, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. | 1 | | |
15 | Магнит (Блок «Читательская грамотность») | Рассказ о строении свечи; рассказ о зонах пламени свечи; объяснение того, почему гаснет свеча; объяснение того, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснение того, почему происходит возгорание дыма. | 1 | | |
16 | Волшебный магнит («Естественно-научная грамотность») | Название видов магнитов; определение опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказательство с помощью опыта того, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; проведение опыта, как магнит может намагничивать металлические предметы; рассказ о том, что магнит имеет два полюса; проведение опыта, как можно создать компас. | 1 | | |
17 | Проверочная работа | Ориентирование в понятиях, изученных в первом полугодии; применение полученные знания в повседневной жизни; работа самостоятельная; планирование и корректирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей. | 1 | | |
18 | Что такое «бюджет»? (Блок «Финансовая грамотность») | Использование финансовых терминов: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; понимание, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснение, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются. | 1 | | |
19 | Расходы и доходы бюджета (Блок «Математическая грамотность») | Объяснение значение понятия «семейный бюджет»; Понимание того, как в семье появляются доходы; деление расходов на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; заполнение кластера; формулирование высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. | 1 | | |
20 | Семейный бюджет (Блок «Финансовая грамотность») | Понимание и использование финансовых терминов: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализ данных, представленных в виде графика; примеры различных профессий; объяснение, отчего может зависеть размер заработной платы. | 1 | | |
21 | Планируем семейный бюджет (Блок «Математическая грамотность») | Понимание и правильное использование финансовых терминов: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для третьеклассника уровне определение оснований для назначения досрочной пенсии; называние пособия, которые получают граждане нашей страны; определение, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. | 1 | | |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата (Блок «Финансовая грамотность») | Понимание и правильное использование финансовых терминов: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; понимание, что выигрыш облагается налогом; представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; понимание, как должен поступить человек, нашедший клад. | 1 | | |
23 | Подсчитываем семейный доход (Блок «Математическая грамотность») | Понимание и правильное использование финансовых терминов: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», определение, к какой группе относятся те или иные расходы. | 1 | | |
24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия (Блок «Финансовая грамотность») | Правильное использование финансовых терминов: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснение, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных ситуаций определение вида обязательного платежа. | 1 | | |
25 | Пенсии и пособия (Блок «Математическая грамотность») | Понимание и правильное использование финансовых терминов: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; формулирование простых правил экономии семейного бюджета; на доступном для третьеклассника уровне объяснение, почему необходимо экономить семейный бюджет. | 1 | | |
26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш (Блок «Финансовая грамотность») | Определение дефицитного и профицитного бюджет; анализ данных, представленных на инфографике, и на основе этих данных заполнение таблицы; выполнение вычислений по таблице; выполнение сложения и вычитания многозначных чисел; составление задачи по предложенному решению; формулирование вопроса задачи. | 1 | | |
27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы (Блок «Математическая грамотность») | Анализ данных, представленных в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; выполнение сложения и вычитания многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; анализ данных столбчатой диаграммы; выполнение умножения двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнеие чертёжа к задаче и запись её решения. | 1 | | |
28 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов (Блок «Финансовая грамотность») | Анализ графика и по данным графика заполнение таблицы; выполнение сложения круглых многозначных чисел; нахождение с помощью калькулятора среднего арифметического; сопоставление таблицы и круговой диаграммы; анализ данных таблицы и на основе этих данных дополнение недостающих подписей на круговой диаграмме; самостоятельное составление круговой диаграммы. | 1 | | |
29 | Подсчитываем расходы (Блок «Математическая грамотность») | Анализ данных, представленных в таблице; выполнение сложения и вычитания многозначных чисел; анализ данных, представленных в виде гистограммы; вычисление, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнение таблицы на основе текстового материала; подсчитывание дохода семьи от детских пособий. | 1 | | |
30 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи (Блок «Финансовая грамотность») | Определение, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; подсчитывание, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; под руководством учителя с помощью калькулятора нахождение процента от числа. | 1 | | |
31 | Расходы на обязательные платежи (Блок «Математическая грамотность») | Анализ данных инфографики; нахождение в таблице информации, необходимой для выполнения задания; подсчитывание расходов на питание и определение, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывание, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. | 1 | | |
32 | Как сэкономить семейные деньги? (Блок «Финансовая грамотность») | Определение, какие налоги должна платить семья; анализ данных диаграммы и на основе этих данных заполнение таблицы; подсчитывание ежемесячных обязательных расходов; использование калькулятора; объяснение причины уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнение сложения и вычитания многозначных чисел. | 1 | | |
33 | Подсчитываем сэкономленные деньги (Блок «Математическая грамотность») | Под руководством учителя решение составных заданий на нахождения количества сэкономленных денег; объяснение, что такое «скидка в 25%»; определение, на сколько стал дешевле товар со скидкой; нахождение части от числа. | 1 | | |
34 | Проверь себя | Ориентирование в понятиях, изученных во втором полугодии; применение полученных знаних в повседневной жизни; работа самостоятельная; планирование и корректирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей. | 1 | | |
| Всего: 34 ч | | 34 | | |
Литература
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)