СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" составлена на основе программы М.В. Буряк и С.А. Шейкиной, она поможет учителю сформировать функциональную грамотность обучающихся в 3 классе.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс»


Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.


Содержание программы

Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.


Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.


Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.


Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.



Календарно-тематическое планирование


Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Про дождевого червяка


(Блок «Читательская грамотность»)

Определение типа текста;

дополнение предложения словами из текста; определение периодов развития дождевого червя на основе теста;

объяснение, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй;

определение на основе теста способа питания дождевых червей;

выбор утверждений, соответствующих тексту;

составление вопросов по содержанию текста.

1



2.

Дождевые черви


(«Естественно-научная грамотность»)

Работа с кластером;

Дополнение предложения словами из текста; объяснение значения слова;

выбор утверждений, которые соответствуют прочитанному тексту;

составление предложений по рисунку;

составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос.

1



3.

Кальций


(Блок «Читательская грамотность»)

Определение типа текста;

определение, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

нахождение ответа на вопрос в тексте;

объяснение значения слова;

дополнение предложений;

выбор вопросов, на которые можно найти ответы в тексте;

дополнение плана текста;

рассказ о прочитанном произведении;

составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос;

определение названия книг с достоверными сведениями.

1



4

Полезный кальций


(«Естественно-научная грамотность»)

Определение типа текста;

определение, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

запись пословиц о хлебе;

запись предложения, которое соответствует рисунку;

нахождение ответа на вопрос в тексте;

объяснение значения слова;

рассказ о прочитанном произведении;

составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос;

работа с толкованием слова;

определение порядка следования предложений;

называние хлебобулочных изделий.

1



5.

Сколько весит облако?


(Блок «Читательская грамотность»)

Заполнение кластера о происхождении мела;

составление вопроса по готовому ответу;

работа с толковым словарём;

работа с толкованием слова;

соединение части предложений и определение их порядка;

составление плана текста в виде вопросов;

составление вопросов по содержанию текста и запись ответа на составленный вопрос.

1



6

Про облака


(«Естественно-научная грамотность»)

Дополнение предложений;

работа с толковым словарём;

соединение части предложений и определение их порядка;

нахождение в тексте предложения, которое соответствует рисунку;

нахождение в тексте предложения по заданному условию;

дополнение текста по заданному условию;

определение даты принятия гербов.

1



7

Хлеб – всему голова


(Блок «Читательская грамотность»)

Запись ответа на поставленный вопрос;

определение слова по его лексическому значению;

называние вещества, которые используют при изготовлении свечей;

выбор вопросов, на которые можно найти ответ в тексте;

составление вопросов и нахождение ответов в тексте;

соединение части предложений и определение их порядка;

заполнение кластера по рисункам на основе прочитанного текста;

повторение правил безопасности при использовании свечей;

рассказ о прочитанном произведении;

ответы на поставленный вопрос.

1



8

Про хлеб и дрожжи


(«Естественно-научная грамотность»)

Дополнение предложений;

ответы на поставленный вопрос;

объяснение значений словосочетания;

называние предметов, о которых говорится в тексте;

рассказ о прочитанном произведении.

1



9

Про мел


(Блок «Читательская грамотность»)

Называние частей тела дождевого червя;

объяснение, какую роль играют щетинки в жизни животного;

рассказ, чем питается дождевой червь;

объяснение, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;

наблюдение, как дождевые черви создают плодородную почву;

заполнение таблицы-характеристики на дождевого червя.

1



10

Интересное вещество – мел


(«Естественно-научная грамотность»)

Заполнение таблицы;

дополнение предложений;

определение с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;

составление суточного меню с молочными продуктами;

вывод о необходимости кальция для организма.

1



11

Про мыло


(Блок «Читательская грамотность»)

С помощью опыта показ образования облаков;

объяснение, почему облака увеличиваются в размере;

называние явлений природы;

называние видов облаков;

определение погоды по облакам.

1



12

Чем интересно мыло и как оно «работает»


(«Естественно-научная грамотность»)

Внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;

описание внешнего вида ржаного и пшеничного хлеба;

определение наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;

определение слову «дрожжи»;

проведение опыта, показывающего влияние температуры на процесс брожения;

проведение опыта, показывающего влияние сахара на процесс брожения;

проведение опыта, доказывающего образование углекислого газа при брожении;

проведение опыта, доказывающего, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

1



13

История свечи


(Блок «Читательская грамотность»)

Определение внешних признаков мела;

доказывание, что мел не растворяется в воде; называние, из чего состоит мел;

доказывание, что мел содержит карбонат кальция;

определение состава мела; название области применения мела.

1



14

Про свечи


(«Естественно-научная грамотность»)

Изучение видов мыла;

исследование мыла в сухом виде;

проведение опыта, доказывающего, что мыло очищает воду от масла;

проведение опыта, доказывающего, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;

исследование с помощью лупы мыльных пузырей;

доказательство того, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

1



15

Магнит


(Блок «Читательская грамотность»)

Рассказ о строении свечи;

рассказ о зонах пламени свечи;

объяснение того, почему гаснет свеча;

объяснение того, почему внутри ёмкости поднимается вода;

объяснение того, почему происходит возгорание дыма.

1



16

Волшебный магнит


(«Естественно-научная грамотность»)

Название видов магнитов;

определение опытным путём, какие предметы притягивает магнит;

доказательство с помощью опыта того, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;

проведение опыта, как магнит может намагничивать металлические предметы;

рассказ о том, что магнит имеет два полюса;

проведение опыта, как можно создать компас.

1



17

Проверочная работа



Ориентирование в понятиях, изученных в первом полугодии;

применение полученные знания в повседневной жизни;

работа самостоятельная;

планирование и корректирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

1



18

Что такое «бюджет»?

(Блок «Финансовая грамотность»)

Использование финансовых терминов: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;

понимание, из каких уровней состоит бюджетная система России;

объяснение, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются.

1



19

Расходы и доходы бюджета

(Блок «Математическая грамотность»)

Объяснение значение понятия «семейный бюджет»;

Понимание того, как в семье появляются доходы;

деление расходов на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;

заполнение кластера;

формулирование высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

1



20

Семейный бюджет

(Блок «Финансовая грамотность»)

Понимание и использование финансовых терминов: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;

анализ данных, представленных в виде графика;

примеры различных профессий;

объяснение, отчего может зависеть размер заработной платы.

1



21

Планируем семейный бюджет


(Блок «Математическая грамотность»)

Понимание и правильное использование финансовых терминов: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;

на доступном для третьеклассника уровне определение оснований для назначения досрочной пенсии;

называние пособия, которые получают граждане нашей страны;

определение, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.

1



22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата


(Блок «Финансовая грамотность»)


Понимание и правильное использование финансовых терминов: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;

понимание, что выигрыш облагается налогом;

представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;

понимание, как должен поступить человек, нашедший клад.

1



23

Подсчитываем семейный доход


(Блок «Математическая грамотность»)

Понимание и правильное использование финансовых терминов: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,

определение, к какой группе относятся те или иные расходы.

1



24

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

(Блок «Финансовая грамотность»)

Правильное использование финансовых терминов: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;

объяснение, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;

на примере различных ситуаций определение вида обязательного платежа.

1



25

Пенсии и пособия


(Блок «Математическая грамотность»)

Понимание и правильное использование финансовых терминов: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;

формулирование простых правил экономии семейного бюджета;

на доступном для третьеклассника уровне объяснение, почему необходимо экономить семейный бюджет.

1



26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш


(Блок «Финансовая грамотность»)

Определение дефицитного и профицитного бюджет;

анализ данных, представленных на инфографике, и на основе этих данных заполнение таблицы;

выполнение вычислений по таблице;

выполнение сложения и вычитания многозначных чисел;

составление задачи по предложенному решению;

формулирование вопроса задачи.

1



27

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы


(Блок «Математическая грамотность»)

Анализ данных, представленных в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;

выполнение сложения и вычитания многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное;

анализ данных столбчатой диаграммы;

выполнение умножения двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;

выполнеие чертёжа к задаче и запись её решения.

1



28

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов


(Блок «Финансовая грамотность»)

Анализ графика и по данным графика заполнение таблицы;

выполнение сложения круглых многозначных чисел;

нахождение с помощью калькулятора среднего арифметического;

сопоставление таблицы и круговой диаграммы;

анализ данных таблицы и на основе этих данных дополнение недостающих подписей на круговой диаграмме;

самостоятельное составление круговой диаграммы.

1



29

Подсчитываем расходы


(Блок «Математическая грамотность»)

Анализ данных, представленных в таблице;

выполнение сложения и вычитания многозначных чисел;

анализ данных, представленных в виде гистограммы;

вычисление, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;

заполнение таблицы на основе текстового материала;

подсчитывание дохода семьи от детских пособий.

1



30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

(Блок «Финансовая грамотность»)

Определение, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;

подсчитывание, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;

под руководством учителя с помощью калькулятора нахождение процента от числа.

1



31

Расходы на обязательные платежи

(Блок «Математическая грамотность»)

Анализ данных инфографики;

нахождение в таблице информации, необходимой для выполнения задания;

подсчитывание расходов на питание и определение, какую часть от семейного дохода они составляют;

подсчитывание, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

1



32

Как сэкономить семейные деньги?


(Блок «Финансовая грамотность»)

Определение, какие налоги должна платить семья;

анализ данных диаграммы и на основе этих данных заполнение таблицы;

подсчитывание ежемесячных обязательных расходов;

использование калькулятора;

объяснение причины уменьшения или увеличения обязательных платежей;

выполнение сложения и вычитания многозначных чисел.

1



33

Подсчитываем сэкономленные деньги

(Блок «Математическая грамотность»)

Под руководством учителя решение составных заданий на нахождения количества сэкономленных денег;

объяснение, что такое «скидка в 25%»;

определение, на сколько стал дешевле товар со скидкой;

нахождение части от числа.

1



34

Проверь

себя

Ориентирование в понятиях, изученных во втором полугодии;

применение полученных знаних в повседневной жизни;

работа самостоятельная;

планирование и корректирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

1




Всего: 34 ч


34





Литература


Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).


Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!