СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная деятельность" составлена на основе программы М.В.Буряк и С.А.Шейкиной, она  поможет учителю сформировать фукциональную грамотность обучающихся во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс»

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2 а классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.


Содержание программы

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.


Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.






Календарно-тематическое планирование


Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Михаил Пришвин. Беличья память


(Читательская грамотность)

Определение жанра, темы, героев произведения;

объяснение значения выражений, встретившихся в тексте; озаглавливание прочитанного текста;

составление характеристики героя произведения;

сравнение научно-познавательного текста и художественного текста ; сходство и различия.

1



2.

Про беличьи запасы


(Математическая грамотность)


Работа с таблицами

Выполнение сложения и сравнения чисел в пределах 100;

объяснение графических моделей при решении задач;

анализ представленных данных,

построение ломаной линии.

1



3.

Беличьи

Деньги


(Финансовая грамотность)


Объяснение значения понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

понимание, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

нахождение у монеты аверс и реверс;

выполнение логических операции: анализ, синтез и сравнение;

подготовка небольшого сообщения на заданную тему.

1



4

Про белочку и погоду


(Естественно-научная грамотность)

Объяснение, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность», «оттепель», «наст»;

работа с таблицами наблюдений за погодой;

высказывание предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

работа в парах.

1



5.

И. Соколов-Микитов.

В берлоге


(Читательская грамотность)

Определение жанра, темы, героев произведения;

объяснение значения выражений, встретившихся в тексте;

обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию текста цитатами из него;

составление вопросов по содержанию текста для готовых ответов; определение отрывка, к которому подобрана иллюстрация;

разгадывание ребусов;

определение логических связей.

1



6

Медвежье

Потомство


(Математическая грамотность)

Анализ данных столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

дополнение недостающих на диаграмме данных;

обучающиеся отвечают на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

анализ данных таблицы, устанавливают их истинность и ложность;

выполнение вычислений на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

решение логических задач на практическое деление;

нахождение периметра треугольника;

построение связного речевого устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей.

1



7

Повреждённые и фальшивые деньги


(Финансовая грамотность)

Объяснение на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

знание правила использования поврежденных денег;

нахождение и показ средства защиты на российских банкнотах;

нахождение необходимой информации в тексте;

ответы на вопросы на основе полученной информации.

1



8

Лесные сладкоежки


(Естественно-научная грамотность)

Проведение несложных опытов с мёдом;

определение последовательности действий при проведении опытов;

выводы по результатам опытов;

различение свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

анализ данных таблицы;

составление логических рассуждений и оформление их в устной и письменной речи;

выводы о лечебных свойствах мёда.

1



9

Лев Толстой. Зайцы


(Читательская грамотность)

Заполнение кластера на основе полученных сведений из текста;

определение лексического значения слова;

нахождение необходимой информации в тексте;

определение объекта на рисунке с помощью подсказки;

определение последовательности действий, описанных в рассказе;

различие художественный и научно-познавательный текст;

сравнение авторского текста и текста из энциклопедии, общие сведения;

определение по высказываниям информации, полученной из текста;

построение связного речевого устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей.

1



10

Про зайчат и зайчиху


(Математическая грамотность)

Определение количества часов в сутках;

нахождение необходимой информации в тексте и выполнение математических вычислений;

подбор из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых,

решение логической задачи по данному условию;

составление элементарной диаграммы.

1



11

Банковская карта

(Финансовая грамотность)

Характеристика наличных денег;

рассказ о дебетовой банковской карте;

объяснение, что обозначают надписи на карте, как производить покупку в магазине, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

рассказ о кредитной банковской карте.

1



12

Про Зайчишку и овощи


(Естественно-научная грамотность)

Определение по рисункам названия растений и нахождение среди них овощей;

выделение среди овощей корнеплодов;

проведение опыта по проращиванию моркови;

определение цвета сока овощей опытным путём;

сравнение свойства сырой и варёной моркови.

1



13

Николай Сладков. Весёлая игра


(Читательская грамотность)

Определение типа и темы текста, название его персонажей;

понимание, что такое «цитата», использование цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;

объяснение лексического значения слов и выражений;

установление истинности и ложности утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

составление на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотное оформление их на письме.

1



14

Лисьи забавы


(Математическая грамотность)

Определение даты по календарю;

нахождение необходимой информации в тексте и выполнение математических вычислений;

запись краткой записи и решение задач;

решение логических задач с помощью таблицы;

анализ данных, представленных в столбчатой диаграмме, дополнение недостающих в диаграмме данных;

составление вопросов, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

чтение простейших чертежей, выполнение построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

1



15

Безопасность

денег на

банковской карте

(Финансовая грамотность)

Представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

нахождение необходимой информации в тексте задания;

формулировка правила безопасности при использовании банковских карт.

1



16

Лисьи норы


(Естественно-научная грамотность)

Представление об устройстве лисьих нор;

проведение простейших опытов по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

объяснение, от чего зависит плодородие почвы.

1



17

Обыкновенные

Кроты


(Читательская грамотность)

Определение типа текста;

составление описания крота на основе прочитанного текста; разгадывание ребусов и соотнесение слова-ассоциации;

соединение линиями части предложений и определение их последовательность в тексте;

объяснение значения слова;

составление вопросов по предложенным предложениям;

нахождение синонимов к предложенному слову;

написание сочинения-рассуждения по заданной теме;

определение названия раздела, в котором может быть размещён текст.


1



18

Про крота


(Математическая грамотность)

Решение задачи логического характера;

решение задачи с использованием данных таблицы;

решение задачи на основе данных диаграммы;

решение примеров на основе предложенной цепочки примеров;

определение цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

1



19

Про кредиты


(Финансовая грамотность)

Объяснение, что такое «кредит»;

определение видов кредитов, их отличие,

определение суммы переплаты по кредиту;

определение, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;

определение, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

1



20

Корень – часть растения

(Естественно-научная грамотность)

Определение частей цветочных растений;

объяснение, для чего растению корень;

доказывание, что рост растения начинается с корня;

называние видов корневых систем;

называние видоизменённых корней.

1



21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд


(Читательская грамотность)

Определение книги, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;

определение лексического значения слова;

нахождение необходимой информации в тексте;

нахождение в тексте предложения по заданному вопросу;

разгадывание ребусов и соотнесение полученных ответов со словами;

определение главной мысли текста;

определение, чему учит текст;

построение связного речевого устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей.

1



22

Про ежа


(Математическая грамотность)

Нахождение значение выражений, соотнесение полученных результатов с буквами и чтение названия насекомого;

определение времени с помощью скорости и расстояния;

определение данных столбчатой диаграммы, нахождение части от числа и запись результатов в таблице, результаты таблицы переносят в круговую диаграмму;

ответы на вопросы на основе полученных данных;

определение последовательности маршрута на основе схемы;

записывание слова с помощью кода;

называние месяцев, сравнение количества месяцев.

1



23

Про вклады


(Финансовая грамотность)

Определение вклада;

виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; объяснение, что такое банковский процент по вкладам; как считают банковский процент по вкладам;

объяснение тому, почему банки выплачивают проценты.

1



24

Занимательные особенности яблока


(Естественно-научная грамотность)

Объяснение, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

объяснение, почему яблоко плавает, почему яблоко отталкивается от магнита, почему неспелое яблоко кислое;

нахождение на срезе яблока рисунка звезды.

1



25

Полевой

Хомяк


(Читательская грамотность)

Определение вида текста;

составление описания хомяка на основе прочитанного текста;

дополнение описания хомяка на основе рисунка; сравнение, составление вопросов по данным предложениям;

ответы на вопросы на основе полученных сведений;

разгадывание ребусов и объяснение значения слова;

определение сведения, которые удивили;

составление плана при подготовке к сообщению.

1



26

Про полевого

Хомяка


(Математическая грамотность)

Нахождение значения выражений, соотнесение полученных результатов с буквами и чтение названия животного;

построение столбчатой диаграммы на основе имеющихся данных;

ответы на вопросы на основе имеющихся данных;

нахождение пути хомяка на основе заданного условия, доказывая, что путь выбран правильно;

запись именованных чисел в порядке возрастания;

построение четырёхугольников по заданному условию.

1



27

Ловушки для денег


(Финансовая грамотность)

Определение доходов, расходов и прибыли;

отличие желаемых покупок от необходимых; рассуждение, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

объяснение, что такое дефицит и профицит;

рассуждение, как не тратить напрасно деньги.

1



28

Про хомяка и его запасы


(Естественно-научная грамотность)

Название растений, плоды которых составляют основу питания хомяка;

объяснение и доказательство, как влажность и воздух влияют на прорастание семян, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах, как влияет наличие света на прорастание семян, как влияет температура на прорастание семян, как влияет глубина посева на прорастание семян;

определение правильной последовательности прорастания семян гороха.

1



29

Про бобров


(Читательская грамотность)

Определение типа текста, его темы;

нахождение выделенного в тексте словосочетания и объяснение его лексического значения;

нахождение среди предложенных вариантов вопросов, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;

вопросы по содержанию текста;

сравнение текстов;

определение сведений, которые удивили;

составление речевого высказывания в письменной форме.

1



30

Бобры-строители


(Математическая грамотность)

Представление о диаметре окружности;

анализ данных таблицы, установление закономерностей её заполнения;

нахождение приблизительного значения диаметра окружности, зная длину окружности;

замена умножения сложением одинаковых слагаемых;

выбор нужных для проведения измерений инструментов;

работа с чертежом;

решение логических задач.

1



31

Такие

разные деньги


(Финансовая грамотность)

Представление о валюте как национальной денежной единице;

Нахождение необходимой информации в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

установление принадлежности денежной единицы стране;

представление о банковской операции «обмен валюты».

1



32

Материал для плотин


(Естественно-научная грамотность)

Представление о составе древесины

проведение простейших опытов по изучению свойств древесины разных пород деревьев; выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

понимание и объяснение, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.


1



33

Позвоночные животные


(Читательская грамотность)

Название группы позвоночных животных;

признаки пяти групп позвоночных животных;

определение названия животного по описанию;

выбор признаков земноводного животного;

выбор утверждения, которое описывает признаки животного;

выбор вопросов, на которые нельзя найти ответы в тексте;

составление описания внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;

рассуждение об открытии, сделанном на занятии.

1



34

Встреча друзей


(Математическая грамотность)

Нахождение необходимой информации в тексте задания: что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;

анализ и дополнение недостающих в таблице данных;

выполнение письменного и устного сложения чисел в пределах 1000.

1




Всего: 34 ч


34







Литература


Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).


Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!